Файл: Разработка товарной политики как важный фактор совершенствования сбытовой политики и логистической системе предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

«Красногорский колледж»

(ГБПОУ МО «Красногорский колледж»)


Курсовая работа

На тему: Разработка товарной политики как важный фактор совершенствования сбытовой политики и логистической системе предприятия

Специальность 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике

Выполнил студент

Исмоилов Данила Бустонавич

__________________

(подпись)

курс 3

группа 34 ОЛ-20 Т

Проверила

преподаватель

Смирнова Ирина Александровна

___________________________

(подпись)
Тучково, 2022

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования товарной политики

1.1. Товарная политика в комплексе маркетинга, ее основное содержание

1.2. Концепция жизненного цикла товара, ее значение для формирования и реализации товарной политики

1.3. Оптимизация товарного ассортимента

Глава 2. Анализ товарной политики ООО

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО

2.2. Анализ динамики и товарной структуры товарооборота

2.3. Анализ жизненного цикла товаров

2.4. Анализ ширины и глубины товарного ассортимента

2.5. Анализ форм и методов сбыта

Глава 3. Направления совершенствования товарной политики предприятия ООО

3.1. Рекомендации по совершенствованию товарной политики ООО

3.2. Экономическая эффективность предложенных мероприятий

Заключение

Список использованной литературы

Приложение. Бухгалтерская отчетность ООО

Доклад, раздаточный материал (презентация)

Введение

В системе маркетинга необходимо достаточно много времени и внимания уделять товару и товарной политике, как центральному звену в производстве. Так как именно в результате реализации товара предприятие получает свой заслуженный объем прибыли.


Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлено тем, что товарная политика составляет основу успеха фирмы в рыночных условиях. Значимость рациональной товарной политики определяется тем, что именно данная составляющая маркетинговой деятельности обеспечивает предложение товаров имеющих такие характеристики, которые предопределяют его конкурентоспособность на рынке и создают условия для получения фирмой высокой прибыли. Роль товарной политики возрастает в условиях нестабильной высококонкурентной и достаточно динамичной рыночной внешней среды. У предприятий появляются новые партнеры, усложняются производственные связи, изменяются цены на ресурсы, меняется внешняя институциональная среда. Эти и другие объективные условия развития экономики предопределяют необходимость разработки концепции управления предприятием на основе рациональной товарной политики.

Вопросы формирования товарной политики широко освещены в научной литературе по маркетингу. Вместе с тем разработка товарной политики должна осуществляться индивидуально для каждого предприятия, что обуславливает практическую значимость выбранной темы. Экономическая эффективность совершенствования товарной политики заключается в приросте выручки от реализации и увеличении прибыли предприятия.

Целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию товарной политики ООО «Стром-С». Для достижения названной цели решались следующие задачи:

- исследовать товарную политику в комплексе маркетинга, ее основное содержание;

- изучить концепцию жизненного цикла товара, ее значение для формирования и реализации товарной политики;

- проанализировать вопросы оптимизации товарного ассортимента;

- представить краткую организационно-экономическую характеристику ООО «Стром-С»;

- провести анализ динамики и товарной структуры товарооборота ООО «Стром-С»;

- проанализировать ширину и глубину товарного ассортимента ООО «Стром-С»;

- исследовать жизненный цикл товаров ООО «Стром-С»;

- проанализировать формы и методы сбыта ООО «Стром-С»;

- предложить рекомендации по совершенствованию товарной политики ООО «Стром-С»;

- оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию товарной политики ООО «Стром-С».

Предметом исследования является товарная политика организации, а объектом - ООО «Стром-С». Основным направлением деятельности ООО «Стром-С» является оптовая и розничная реализация строительных материалов.



Научные методы написания дипломной работы:

- совокупность диалектических методов (частное – особенное, количество – качество, дедукция, индукция, система часть системы, положительное – отрицательное и др.);

- методы обобщения практического опыта (сопоставление, количественная оценка, анализ временных рядов, финансового анализа, экономико-математические методы и др.);

- методы обработки информации (редактирование, выделение главного и др.)

- методы наблюдения и опроса.

Теоретической базой исследования являются: нормативно-правовые акты Российской Федерации, научно-учебные пособия и монографии, публикации специализированной периодической печати.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования товарной политики

1.1. Товарная политика в комплексе маркетинга, ее основное содержание

Основным структурным элементом комплекса маркетинга, исходным этапом его разработки является формирование и реализация товарной (продуктовой) политики организации (предприятия)1.

Товарная (продуктовая) политика представляет собой совокупность маркетинговых принципов, методов и мероприятий, связанных с формированием и управлением товарным (продуктовым) портфелем хозяйствующего субъекта.

Под товарным (продуктовым) портфелем (номенклатурой) понимается совокупность отдельных продуктов или групп продуктов, предлагаемая для продажи потребителям.

Товарная политика является формой проявления производственной функции маркетинга.

Отсутствие товарной политики приводит к несбалансированности товарного портфеля вследствие воздействия случайных или преходящих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью продукции.

Стержнем товарной политики является товарная стратегия, которая представляет собой долговременный курс товарной политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий достижение хозяйствующим субъектом поставленных целей, решение принципиальных задач.

Основными целями товарной стратегии могут быть:

- максимальное удовлетворение запросов потребителей целевого рынка;

- адаптация товарного портфеля к требованиям целевых рынков (сегментов);

- оптимальное использование технологических знаний и опыта организации (предприятия);

- обеспечение эффективной деятельности хозяйствующего субъекта, оптимизация ее хозяйственных результатов;


- завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения выпускаемой продукции и диверсификации сфер деятельности.

К основным продуктовым решениям, принципиальным задачам, решаемым в процессе формирования и реализации товарной стратегии, относятся:

- разработка рекомендаций по формированию продуктового ассортимента, его оптимизация;

- обеспечение конкурентоспособности продукции;

- анализ и прогнозирование жизненного цикла товаров;

- разработка рекомендаций по обновлению товарного ассортимента;

- принятие решения о снятии продукции с производства;

- выбор системы управления продукцией;

- принятие решений, связанных с рыночной атрибутикой товаров.

Разработанная применительно к тому или иному периоду (3-5 лет и более), товарная стратегия в течение этого периода остается, как правило, практически неизменной.

Из маркетинговой практики известны следующие варианты товарной стратегии, представленные на рисунок. 1.1.:



Рисунок. 1.1. Варианты продуктовой (товарной) стратегии1

Недифференцированный маркетинг – это стратегия выхода на весь рынок или на наиболее крупные его сегменты с одним продуктом.

К достоинствам этого варианта продуктовой стратегии можно отнести:

- экономию ресурсов, обусловленную массовым выпуском одинакового продукта;

- низкий уровень материально-технических запасов и транспортных расходов.

Недостатком недифференцированного маркетинга является высокий уровень конкуренции на крупных рынках (сегментах).

Концентрированный маркетинг предполагает концентрацию маркетинговых усилий на небольшой доле одного или нескольких небольших сегментах рынка в противовес сосредоточению их на небольшой доле большого рынка.

Концентрированный маркетинг эффективен для организаций с ограниченными ресурсами, малого бизнеса.

Дифференциация товара – вид продуктовой стратегии, следуя которой предприятие концентрирует усилия на создании новых продуктов, по характеристикам превосходящих продукты конкурентов.

Стратегия позиционирования – стратегия завоевания конкурентного преимущества на сегменте рынка, вырабатываемая в рамках проведения позиционирования продуктов.

Важное значение для формирования и реализации продуктовой (товарной) политики имеет концепция жизненного цикла товара.


1.2. Концепция жизненного цикла товара, ее значение для формирования и реализации товарной политики

С экономической точки зрения товар представляет собой результат труда, предназначенный для удовлетворения какой-либо потребности и поступающий в потребление через обмен посредством денег.

Товар на рынке может выступать в виде физического объекта, услуги, вида деятельности, идеи, места и даже определенной личности в том или ином ее проявлении1.

С точки зрения маркетинга товар предстает в трех ипостасях, проявляющихся на трех уровнях (рис. 1.2.):




Рисунок. 1.2. Трехуровневая модель маркетинга1

- 1-й уровень (сердцевина) – товар по замыслу.

При создании сердцевины товара – товара по замыслу - хозяйствующий субъект должен выявить все выгоды, которые сможет получить от приобретения этого товара и решить с его помощью свои конкретные проблемы.

- 2-й уровень – товар в реальном исполнении, то есть конкретный товар, обладающий пятью характеристиками: уровнем качества; набором функциональных свойств; внешним оформлением; марочным названием; соответствующей упаковкой.

- 3-й уровень (внешний слой маркетинговой структуры товара) – товар с подкреплением.

Третий уровень товара в маркетинге определяется собственно рынком и предполагает предоставление дополнительных услуг и выгод применительно к реализуемому товару: поставки и кредитование; монтаж (установку); инструкции (программы); гарантии, например, возврата денег; послепродажное обслуживание.

Дополнительные услуги способствуют удобству использования товара, сохранению его потребительских свойств. Для современного бизнеса наиболее острая конкуренция характерна именно на этом уровне.

Разнообразный мир производимой и реализуемой продукции требует классификации товаров с целью выбора для определенных товарных групп соответствующих маркетинговых средств.

Наиболее принципиальное значение с практической точки зрения имеет классификация товаров по их конечному применению (рис. 1.3.).



Рисунок. 1.3. Классификация товаров по их конечному применению