Файл: Деловые коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 365

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

108
Приложениe А. Психологические тесты по деловым коммуникациям
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким,
каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Подсчет баллов
Оценка результатов: по одному баллу начисляется ответ «Н» за 1, 5, 7 вопросы и за ответ «В» — на все остальные. Подсчитайте сумму баллов.
0–3 балла показывают низкий коммуникативный контроль, т. е. ваше поведение устойчиво и вы не считаете нужным меняться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему раскрытию в общении, отсюда некоторые считают вас
«неудобным» по причине вашей прямолинейности.
4–6 баллов говорят о среднем коммуникативном контроле. Вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Однако считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7–10 баллов указывают на высокий коммуникативный контроль. Вы легко вхо- дите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.
Определение стиля поведения в ситуации конфликта по методу Томаса—Килмена
Подумайте о ситуациях, в которых Ваши желания отличаются от желаний дру- гого человека. Как Вы обычно ведете себя в таких ситуациях?
Ниже приведены 30 пар высказываний, описывающих варианты возможного поведения в конфликтных ситуациях, в каждой из пар обведите кружком вариант
А или В, более характерный для Вашего поведения.
Во многих случаях оба из предложенных вариантов могут оказаться для Вас нетипичными; если это так, обведите тот из них, которым бы Вы воспользовались с большей вероятностью.
1
А
Иногда я предоставляю право решать проблему другим
В
Я стараюсь подчеркнуть общее в наших позициях, а не обсуждать спорные моменты
2
А
Я пытаюсь найти компромиссное решение
В
Я пытаюсь учесть все интересы, как свои, так и оппонента
3
А
Обычно я твердо стою на своем
В
Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения
4
А
Я пытаюсь найти компромиссное решение
В
Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов противоположной стороны

Приложениe А. Психологические тесты по деловым коммуникациям
109
5
А
При выработке решения ищу помощи со стороны других
В
Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях
6
А
Я пытаюсь не создавать себе репутацию неприятного человека
В
Я пытаюсь навязать другим свою позицию
7
А
Я пытаюсь отложить решение вопроса, чтобы иметь время тщательно его обдумать
В
Я жертвую одними выгодами, чтобы получить взамен другие
8
А
Обычно я твердо настаиваю на своем
В
Я пытаюсь сразу же открыто обсудить все интересы и спорные вопросы
9
А
Я чувствую, что различия в позициях не всегда стоят того, чтобы о них беспокоиться
В
Я прилагаю некоторые усилия, чтобы повернуть дело на свой лад
10
А
Я твердо настаиваю на своем
В
Я пытаюсь найти компромиссное решение
11
А
Я пытаюсь сразу же открыто обсудить все интересы и спорные вопросы
В
Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения
12
А
Иногда я избегаю занимать позицию, ведущую к конфронтации
В
Я готов кое в чем уступить оппоненту, если он тоже мне уступит
13
А
Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам»
В
Я настаиваю на принятии моих условий
14
А
Я излагаю оппоненту мои соображения и интересуюсь его идеями
В
Я пытаюсь продемонстрировать оппоненту логичность и выгоду принятия моих условий
15
А
Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения
В
Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях


110
Приложениe А. Психологические тесты по деловым коммуникациям
16
А
Я стараюсь щадить чувства других
В
Я пытаюсь убедить оппонента в выгодности принятия моих условий
17
А
Обычно я твердо настаиваю на своем
В
Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях
18
А
Я позволяю оппоненту придерживаться своего мнения, если ему от этого лучше
В
Я согласен кое в чем уступить оппоненту, если он тоже кое в чем мне уступит
19
А
Я пытаюсь сразу же, открыто, обсудить все интересы и спорные вопросы
В
Я пытаюсь отложить принятие решения, чтобы иметь время тщательно его обдумать
20
А
Я пытаюсь сразу же обсудить противоречия
В
Я пытаюсь найти справедливое сочетание из выгод и уступок для каждого из нас
21
А
При подготовке к переговорам я стараюсь учитывать интересы оппонента
В
Я больше склонен к непосредственному и открытому обсуждению проблемы
22
А
Я стараюсь найти позицию, находящуюся между позицией оппонента и моей
В
Я настаиваю на своих интересах
23
А
Очень часто я стараюсь удовлетворить все интересы, свои и оппонента
В
Иногда я предоставляю право решать проблему другим
24
А
Я стараюсь пойти навстречу оппоненту, если его условия слишком для него много значат
В
Я пытаюсь склонить оппонента к компромиссу
25
А
Я пытаюсь продемонстрировать оппоненту логичность и выгоду принятия моих условий
В
При подготовке к переговорам я пытаюсь учитывать интересы оппонента

Приложениe А. Психологические тесты по деловым коммуникациям
111
26
А
Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам»
В
Я почти всегда пытаюсь удовлетворить все пожелания, как свои, так и оппонента
27
А
Иногда я избегаю занимать позицию, ведущую к конфронтации
В
Я позволяю оппоненту придерживаться своего мнения, если ему от этого лучше
28
А
Обычно я твердо стою на своем
В
При выработке решения я постоянно ищу помощи со стороны других
29
А
Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам»
В
Я чувствую, что различия в позициях не всегда стоят того, чтобы о них беспокоиться
30
А
Я стараюсь щадить чувства других
В
Я всегда стараюсь найти решение проблемы совместно с оппонентом
Подсчет баллов
Подсчет баллов ведется путем заполнения таблиц, представленных ниже.
Таблица А.1 – Обведите буквы, которые вы выбрали, отвечая на соответствующие вопросы
Конку-
рентный
(давление)
Партнерский
(разрешение
проблемы)
Компромис-
сный (делим
пополам)
Избега-
ющий
(уход)
Примири-
тельный
(сглаживание)
1
А
В
2
В
А
3
А
В
4
А
В
5
А
В
6
В
А
7
В
А
8
А
В
9
В
А
10
А
В
11
А
В
12
В
А
13
В
А
14
В
А
15
В
А
16
В
А
17
А
В
18
В
А
продолжение на следующей странице


112
Приложениe А. Психологические тесты по деловым коммуникациям
Таблица А.1 – Продолжение
Конку-
рентный
(давление)
Партнерский
(разрешение
проблемы)
Компромис-
сный (делим
пополам)
Избега-
ющий
(уход)
Примири-
тельный
(сглаживание)
19
А
В
20
А
В
21
В
А
22
В
А
23
А
В
24
В
А
25
А
В
26
В
А
27
А
В
28
А
В
29
А
В
30
В
А
Таблица А.2 – Подсчитайте количество букв, обведенных в каждой колонке
Конкурентный Партнерский Компромиссный Избегающий Примирительный
Построение графического профиля своего стиля поведения
Графический профиль отражает тот репертуар средств совладания с конфлик- том, который вы обычно используете в различных конфликтных ситуациях. Вы мо- жете построить его с помощью приведенной ниже таблицы. Пять колонок соответ- ствуют пяти стилям поведения: «конкурентному», «партнерскому», проч. и пред- ставляют собой шкалы от 0 (стиль почти не используется) до 12 (стиль исполь- зуется очень часто). Обведите в каждой колонке те баллы, которые вы набрали,
проработав опросник (см. табл. А.2).
Ваши баллы указывают ваше место в ряду лиц, прошедших тест Томаса—Кил- манна. Горизонтальные линии соответствуют процентным показателям. Так, на- пример, если полученный вами балл по конкурентности расположен выше 80%
горизонтали, это говорит о том, что вы используете такой стиль поведения чаще,
чем 80% людей, прошедших тест Томаса—Килманна.
Двойные горизонтали (25% и 75%) отделяют средние 50%-ные показатели от верхних и нижних 25%. Если ваши показатели оказываются в пределах 25% —
75%, значит, вы используете данный стиль поведения примерно столько же, сколь- ко большинство опрошенных. Если показатели выходят за эти пределы, значит, вы используете данный стиль поведения чаще или реже большинства опрошенных.
Из этого не следует, впрочем, что крайние показатели непременно отрицательны,
поскольку конкретная жизненная ситуация может требовать именно такого исполь- зования данного стиля поведения.

Приложениe А. Психологические тесты по деловым коммуникациям
113
100%
12 12 12 12 12 11 11 11 11 11 10 10 10 10 10 75%
9 9
9 9
9 8
8 8
8 8
7 7
7 7
7 50%
6 6
6 6
6 5
5 5
5 5
4 4
4 4
4 25%
3 3
3 3
3 2
2 2
2 2
1 1
1 1
1 0%
0 0
0 0
0
Конкурентный
Парт-
Компромис-
Избега-
Примирительный нерский сный ющий
Возможные варианты графиков
Рисунок А.1 — это график человека-дипломата. Ему свойственно всегда искать золотую середину, привычно отказываясь от некоторой доли своих интересов и целей.
Рисунок А.2 — это график хозяина жизни: все или ничего. Если смогу — возьму себе. Если партнер окажется сильнее — уступлю.
Рисунок А.3 — это график «Мне или никому». В комментариях не нуждается.
Рисунок А.4 — это график, который отражает стилевые особенности профес- сионального психолога-практика. Основная стратегическая черта поведения — со- трудничество. Однако в тактических целях может использоваться противоборство.
Избегание для тех ситуаций, когда психолог чувствует свою несостоятельность в решении проблем клиента (поиск другого специалиста). А компромиссы и уступ- чивость в практической работе опасны даже как тактический прием
1 1
Китаева Г. Пять стратегий поведения в конфликте. Методика Томаса-Килмана http://www.nev- rozovnet.ru/osnova/5-pyat-strategij-povedeniya-v-konflikte-metodika-tomasa-kilmana.html (дата обра- щения 08.08.2014).


114
Приложениe А. Психологические тесты по деловым коммуникациям
Рис. А.1 – Дипломат
Рис. А.2 – Хозяин жизни
Рис. А.3 – «Мне или никому»

Приложениe А. Психологические тесты по деловым коммуникациям
115
Рис. А.4 – Психолог-практик

ГЛОССАРИЙ
Антагонистический конфликт — это специфический вид конфликтного взаи- модействия, в котором сталкиваются и ведут борьбу между собой антагонисты,
т. е. социальные группы, отстаивающие непримиримые интересы, цели и пути их осуществления.
Барьер отношений — барьер, связанный с недоверием или неприязнью к ком- муникатору.
Вербальная коммуникация — это письменная и устная речь.
Внешняя среда — совокупность всех условий и факторов, влияющих на процесс коммуникации.
Внутриличностный конфликт — это внутренний конфликт, происходящий у че- ловека с самим собой.
Воздействие — это изменение установок, сдвиги в ценностях под влиянием.
Вынужденный конфликт — это намеренно создаваемый конфликт для достиже- ния иных, чем провозглашенные, целей по причине несогласия с ними.
Горизонтальный конфликт — вид конфликта, который предполагает конфликт- ное взаимодействие равных (по иерархическому уровню, располагаемой власти)
субъектов: руководителей одного уровня, предприятий и специалистов между собой.
Деловая беседа — это целенаправленная с заранее планируемым эффектом уст- ная коммуникация, которая служит решением производственных проблем и пред- полагает выработку собственных решений.
Деловые переговоры — это вид деловых коммуникаций, характеризующий про- цесс общения, в рамках которого люди пытаются согласовать какие-либо действия,
договариваются о чём-либо, решают спорные вопросы.
Диалогическая речь — речь, поддерживаемая собеседником.
Драматическая пауза — это пауза, которая используется для придания речи трагичности.
Дырявая пауза — это вид паузы, при которой рассказчику нечего сказать.

Глоссарий
117
Инструктивное совещание — это совещание, которое служит для передачи слу- жебной информации. Его целесообразно использовать в случае отсутствия време- ни для письменных распоряжений или при желании руководителя эмоционально воздействовать на подчиненных.
Информативное публичное выступление — передача сведений и объяснений при- чинно-следственных связей между событиями.
Информативный диалог — это процесс передачи какой-либо информации.
Информационное сообщение — это информация, которую один коммуникатор передает другому коммуникатору.
Источник информации — это коммуникатор, который передает сообщение при- емнику информации, с целью ее донесения до него.
Канал передачи информации — это канал, через который источник информации передает сообщение приемнику информации.
Коммуникативные мотивы общения — это причины, движущие силы, которые побуждают людей к коммуникации.
Коммуникация — обмен информацией, процесс передачи эмоционального и ин- теллектуального содержания.
Компромиссный конфликт — это конфликт, при котором стороны стремятся по возможности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых про- изводят замену отличающихся интересов каждого на свои.
Конфликт — столкновение противоположно-направленных целей, интересов, мне- ний и субъектов взаимодействия.
Конфликтующее сознание — особое состояние сознания человека, заключаю- щееся в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращение их в мотивацию активности.
Конформизм — это мнение, навязанное обществом.
Критика — это отрицательное суждение с целью указания недостатков.
Логический барьер — возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления.
В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.
Локальная коммуникация — это коммуникация, происходящая внутри неболь- шого коллектива, часто связанного семейными узами или интересами.
Манипулятивный диалог — это скрытое управление собеседником во время ком- муникации.
Массовая коммуникация — это коммуникация, при которой сообщение получает или использует большое количество людей, часто имеющих разные интересы.
Межгрупповой конфликт — это конфликт, который происходит между двумя группами объединенных между собой людей.


1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13