Файл: Деловые коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 367

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.4 Этикет делового человека
93
при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффектив- ности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).
9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в обществе
(принцип основан на правиле распределительной справедливости К. Родса).
10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории А. Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития об- щества) [42].
Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. В 1994 году в швейцарском го- роде Ко (Caux) была принята Декларация Ко «Принципы Бизнеса». Это своего рода попытка выработать главные принципы международного бизнеса, объединив восточную и западную сферы деловой культуры.
В Декларации Ко в качестве базовых принципов международного бизнеса вы- делены следующие:
1) ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых парт- неров;
2) экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливо- сти, мировому сообществу;
3) этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
4) уважение правовых норм;
5) поддержка многосторонних торговых отношений;
6) забота об окружающей среде;
7) отказ от противозаконных действий.
Вышеприведенные принципы выявляют характер взаимоотношений макросубъ- ектов социальной и экономической структуры общества — организаций, государ- ства, общества в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономики переходного периода, когда происходит трансформация основных экономических институтов.
5.4 Этикет делового человека
Слово «этикет» было введено в обиход при дворе Людовика ХIV.
На королевских приемах гостям вручали «этикетки» — карточки с правилами поведения. От их названия образовался термин.
Важнейшая социальная функция этикета — предупреждение кон- фликтных ситуаций в межличностных отношениях.

94
Глава 5. Этика и этикет деловых отношений
Этикет — это совокупность правил поведения, регулирующих
внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение
с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в об-
щественных местах, манеры и одежду).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этикет можно условно разделить на деловой и неофициальный. Деловой эти-
кет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Неофициальный (светский) этикет упорядочивает общение в сфе- ре досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей (при приеме пищи, подборе элементов одежды, организации торжеств, посещении театральных спектаклей, концертов, спортивных зрелищ и т. п.). В связи с присутствием в про- грамме официальных мероприятий деловых приемов, выступлений артистов четко разделить деловой и неофициальный этикет бывает затруднительно. Упорядочен- ностью и строгостью отличаются дипломатический протокол и этикет. Деловой протокол и этикет в целом, ориентированные на широкий круг деловых людей,
отличаются большей гибкостью и меньшей формализацией [43].
Этикет делового человека — это выражение культуры, важнейшая сторона про- фессионального поведения делового отношения делового человека. Знание этике- та — важнейшее качество, которое нуждается в постоянном совершенствовании.
По мнению Д. Карнеги, успех делового человека только на 15%
зависит от его профессиональных качеств, и на 85% — от его
умения общаться с людьми.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Деловой этикет занимает особое место в искусстве поведения. Если за несо- блюдение правил поведения в быту человека сочтут невоспитанным, то в бизнесе такие ошибки могут повредить карьере.
Рассмотрим некоторые составляющие делового этикета.
Одежда делового человека
Практически все бизнесмены считают своей основной одеждой костюмы. Это визитная карточка деловых людей. Окружающие часто связывают внешний вид и деятельность человека. Например, аккуратность одежды зачастую при знаком- стве воспринимают как свидетельство организованности в работе. А неопрятный внешний вид ассоциируется с забывчивостью, суетливостью и неорганизованностью.
При подборе одежды для работы соблюдайте следующие правила.
Вызывающая и яркая одежда, экстравагантные украшения и яркий макияж,
фантазийная прическа никак не поспособствуют карьерному росту. Скорее, на- оборот, — обострят отношения с коллегами, вызовут недовольство руководителя и,
быть может, увольнение. Одевайтесь на работу строго и аккуратно.
Деловой костюм — идеальный выбор как для мужчины, так и для женщины.
Мужчинам обязателен галстук. Без него в соответствии с деловым этикетом ко- стюмы не носят. Спортивный пиджак — исключение, но он выпадает из делового


5.4 Этикет делового человека
95
стиля одежды. Особое внимание следует уделить подтянутому классическому сти- лю. Плотно облегающая фигуру женская одежда на работе — нонсенс.
Слишком светлые костюмы не соответствуют деловому этикету. Лучшие цве- та — темно-серые и темно-синие.
С костюмом не сочетаемы спортивные сумки. Все необходимые документы и вещи следует носить в папке, портфеле или кейсе. При необходимости исполь- зования сумки выбирают однотонный вариант.
Деловому человеку не следует носить пестрые и темные сорочки, яркие гал- стуки с броскими узорами, светлые носки. При сомнениях в отношении цвета выбирают черные туфли и белую сорочку.
Манжеты сорочки, надетой под деловой пиджак, согласно этикету, должны быть видны из-под рукавов на 2 см. Нагрудных карманов на сорочке быть не должно.
Затяжной конец галстука не должен быть виден из-за лицевой части.
Галстук в завязанном состоянии касается пряжки ремня нижним концом. По цвету он должен быть темнее сорочки, но светлее, чем костюм. По ширине — со- размерен лацканам пиджака.
Женщина может надеть платье полуприлегающего или прилегающего силуэта,
но лучше всего иметь несколько строгих офисных юбок темного цвета и блузок спокойных оттенков. Мужчина — костюм-тройку или двойку, галстук. Излишне го- ворить, что вся одежда должна быть идеально чистой, отглаженной, застегнутой.
Обувь для работы также выбирают не кричащую. Для мужчин — офисные туф- ли темного цвета, строгие и всегда хорошо вычищенные. Женщинам для офиса нужны туфли на низком или среднем каблуке. Допустим и высокий каблук, но при этом модель обуви должна быть близка к классической лодочке, не вычурная и не вечерняя.
Мужчины должны носить носки темного цвета, а женщины — колготки или чулки, лучше всего естественного телесного цвета, не ажурные и не сетчатые.
Пуговицы пиджака необходимо в официальной рабочей обстановке застеги- вать. Выходной, парадный костюм всегда должен быть в порядке, как и запонки,
носки, обувь. Вечером носят темные костюмы, днем допустим более светлый цвет.
В театре или во время ужина можно расстегнуть пуговицы полностью, но, подни- маясь, стоит застегнуть пиджак на верхнюю. Галстуки-бабочки надевают исключи- тельно к темным костюмам. Деловой человек должен иметь два платка — рабочий в кармане брюк и во внутреннем пиджачном кармане, абсолютно чистый.
Аксессуары
Рассмотрим еще несколько правил.
Женщине желательно всегда иметь на работе экстренный набор — запасные но- вые колготки, дезодорант и пилочку для ногтей на случай, если нужно будет срочно привести руки в порядок. Но художественный неестественный маникюр для офи- са также не подходит — все должно быть в меру. Лак спокойных оттенков, дневной натуральный макияж.
Мужчинам нельзя использовать одеколон с резким запахом, а женщинам — пря- ные духи. И женщинам, и мужчинам подойдет легкая туалетная вода. Мужчины должны быть всегда идеально выбриты.
Крупные золотые цепи на шее мужчины, изобилие бижутерии или золотых украшений на женщине в рабочей обстановке — нарушение делового этикета. До-


96
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Глава 5. Этика и этикет деловых отношений
пустимы обручальное кольцо, запонки, зажим для галстука, маленькие серьги, ча- сы, тонкий браслет.
Манеры и поведение
Постарайтесь вести себя доброжелательно со всеми, участвуйте в разговорах на корпоративных вечеринках, но не присутствуйте там до конца и не пейте спирт- ного. Держите бокал наполненным, чокайтесь, но пить не следует. Будьте трезвы.
Не выпячивайтесь, не выставляйтесь нарочито напоказ, не демонстрируйте свои достоинства. И в то же время не бойтесь предлагать разумные инициативы на собраниях, совещаниях или личных переговорах с коллегами, которые отвечают за ту сферу деятельности, по поводу которой у вас есть интересные идеи.
Старайтесь думать, анализировать все ситуации, которые происходят в рабочем процессе. Не спешите с выводами, не торопитесь с критикой [44].
Этикет вручения подарков
Подарки, как и речь, являются средством общения как внутри организации,
так и за ее пределами — с отечественными и зарубежными деловыми партнерами.
Если вы знаете партнера достаточно хорошо, и ваш подарок соответствует его интересам и вкусам, то он, как правило, принимается с искренней благодарностью.
Если же вы встречаетесь с партнером впервые, то не следует торопиться с подар- ком, особенно дорогим. Реакция может быть противоположна той, на которую вы рассчитываете. Так, подарок может быть расценен как:
• выражение вашей зависимости от партнера;
• свидетельство вашей корысти;
• знак того, что даримая вещь вам просто не нужна.
Общих правил для всех случаев жизни здесь не существует. Чаще всего при- нято, что во время первой встречи подарки вручают хозяева, а не гости. Поэтому нужно обязательно преподнести что-либо прибывшему представителю в знак того,
что его рассматривают как почетного клиента и предполагают длительные отно- шения. При последующих встречах обмен подарками становится обязательным.
Подарки следует дарить строго по рангам. Нежелательно руководителю и чле- нам делегации на переговорах дарить одинаковые подарки
, это будет расценено как оскорбление (особенно чувствительны к нарушениям субординации предста- вители азиатских стран).
Особое внимание следует уделить упаковке подарка. Некрасивая упаковка мо- жет свести на нет усилия дарителя. При получении подарка обязательно тут же вскрыть упаковку и выразить восхищение, иначе даритель может расценить ва- ше безразличие как неуважение к нему. Серьезным нарушением этикета считается повторение подарка (кроме спиртных напитков, шоколадных наборов, цветов) [43].

Контрольные вопросы по главе 5
97
Контрольные вопросы по главе 5 1. Что такое этика деловых отношений?
2. Назовите две основные позиции по отношению к этике в деловых отношениях.
3. Перечислите основные принципы этики деловых отношений.
4. Перечислите основное содержание Декларации Ко «Принципы Бизнеса».
5. Что такое этикет делового человека?
6. Перечислите основные требования к одежде делового человека.
7. Назовите основные правила использования аксессуаров в деловом общении.
8. Расскажите про этикет вручения подарков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном учебном пособии представлены сведения о деловых коммуникациях в условиях современного российского рынка. Материал изложен согласно логи- ке его изучения, что формирует системный взгляд на проблемы анализа, выбора и реализации стратегии поведения в той или иной форме деловой коммуникации.
Изложенный в учебном пособии теоретический материал формирует у буду- щих специалистов понимание сущности деловой коммуникации, его необходимо- сти и знание основополагающих принципов. Содержание учебного пособия поз- воляет развивать у студентов:
• способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, пе- реговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные комму- никации;
• способность владеть методами и программными средствами обработки де- ловой информации, взаимодействовать со службами информационных тех- нологий и эффективно использовать корпоративные информационные си- стемы;
• способность представлять результаты своей работы для других специали- стов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить ком- промиссные и альтернативные решения;
• способность к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива;
• способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
• способность анализировать, проектировать и осуществлять межличност- ные, групповые и организационные коммуникации;
• умение общаться четко, сжато, убедительно, выбирая подходящие для ауди- тории стиль и содержание;
• способность к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответ- ствии с этическими требованиями к служебному поведению;
• умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями;
• умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;