Файл: Вопросы к зачету по античной литературе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.Понятие об эпосе: происхождение и общие особенности. Гомеровский вопрос. Композиция

«Одиссеи» Гомера. Образы Пенелопы и Телемаха.

Мы все с детства знаем увлекательные истории о древнегреческом герое Одиссее – эти предания включены даже в школьную программу. Однако совершенно незаслуженно забытым остаётся его сын Телемах. Мальчик, который остался на родине Одиссея, в Итаке, взрослел в пору странствий своего отца.

Он с презрением относился к многочисленным женихам матери, которые полагали, что Одиссей мёртв и хотели занять его место. Телемах был царевичем Итаки. Несмотря на то, что его хитроумный знаменитый отец сумел затмить юношу, в дальнейшем и сам Телемах стал весьма известной личностью. Что же говорят о нём древнегреческие мифы?

РАЗЛУКА С ОТЦОМ

Телемах был сыном знаменитого эллинского героя, царя Итаки Одиссея и его супруги Пенелопы. Его младенчество было радостным и беззаботным – рядом всегда были любящие родители. Однако вскоре между греками и троянцами вспыхнул спор из-за похищения Елены Прекрасной, и греческие цари стали  собирать свои войска. Одиссей не хотел отправляться на войну – он не видел в ней смысла

Чтобы остаться рядом с женой и сыном, царь Итаки притворился безумным. Увидев прибывших посланников от царя Агамемнона, Одиссей принялся пахать поле, не обращая внимания на их призывы. Тогда хитрые греки пошли на уловку. Они схватили Телемаха и положили младенца на пути плуга. Если отец действительно впал в безумие, он должен был разрубить ребёнка. Конечно, Одиссей этого не сделал, после чего вынужден был покинуть Пенелопу и сына, отправившись на Троянскую войну.

НА ПОИСКИ ОДИССЕЯ

Юный Телемах взрослел, а его верными наставниками были мать и воспитатель Ментор. Несмотря на их заботу, заменить отца они не могли. Долгие десять лет, пока продолжалась Троянская война, а затем ещё десять лет странствий Одиссея Телемах не мог представить, что происходит с отцом. Он, как и мать, не знал, жив ли Одиссей, но до последнего верил в это.
Однако Пенелопу не переставали донимать женихи, уверенные в том, что Одиссей погиб. Тогда Телемах, который и сам, по сути, был ребёнком, нуждающимся в опеке, взял под защиту мать, которой так необходима была его поддержка. Этот  поступок был по-настоящему мужским, и через много лет греки будут ставить в пример молодёжи Телемаха, который ещё в юношеские годы по своему разуму достиг мужской мудрости.

Молодому царевичу Итаки было очень нелегко. Он видел, как разгулье женихов матери разоряет дом, но Пенелопа не могла ничего поделать с навязчивыми поклонниками. Тогда Телемах решил позвать людей, чтобы остановить бесчинства. Однако дерзкие женихи попросту разогнали народ. Понимая всю безысходность положения, царевич отправился на поиски отца, в гибель которого не желал верить. И здесь, как мне кажется, тоже проявились черты героя. Только представьте: юноша не знал, где можно найти отца, однако осознавал, какие опасности могут подстерегать его на пути. Тем не менее, Телемах был решителен и смел.

В первую очередь, царевич Итаки нанёс визит мудрецу Нестору. Тот посоветовал ему спросить об Одиссее у спартанского царя Менелая, который привёз домой свою красавицу-супругу Елену Прекрасную из покорённой Трои. Как выяснилось из разговора с Менелаем, Одиссей действительно был жив, он три года скитался по морям, после чего поселился на острове нимфы Калипсо. Эти сведения были верными, однако спартанский правитель знал лишь устаревшие данные об итакийском герое.

СОВЕТЫ БОГИНИ

Во время своих странствий Телемах не раз видел странные сны. В одном из них ему явилась сама богиня Афина, мудрая и справедливая покровительница. Она сказала, что Одиссей уже покинул остров Калипсо и направляется к родным берегам. Однако богиня предупредила, что у Итаки Телемаха может ожидать опасность, а потому посоветовала отправиться к свинопасу Эвмею.
У Эвмея юноша встретил незнакомого старика, которого никогда не видел прежде. Он не мог предположить, что им был сам Одиссей, которому Афина помогла принять облик старца. Такое перевоплощение помогло герою избежать расправы женихов. Открывшись Телемаху, Одиссей сумел с его помощью и поддержкой Эвмея воплотить в жизнь хитроумный план. Он уничтожил всех бесчестных женихов своей супруги и вернулся к верной Пенелопе.

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА ТЕЛЕМАХА

«Одиссея» Гомера завершается моментом избиения женихов, однако ничего не рассказывает о дальнейшей судьбе Телемаха. Эвгаммон из Кирены в своём труде «Телегония» приоткрывает завесу этой тайны. Согласно ему, после гибели Одиссея Телемах оказался на острове волшебницы Кирки, которую сделал своей женой. Их брак был вполне счастливым до той поры, пока Телемах не увидел дочь своей избранницы.
Встретив красавицу Кассифону, он потерял разум от страсти. С присущим им драматизмом древние греки рассказывали, что Телемах убил Кирку, после чего женился на Кассифоне. Однако женщина не простила мужу убийства своей матери.

Выждав подходящий момент, Кассифона убила и самого Телемаха. Так бесславно завершил свои дни человек, который в юности был примером для подражания, молодым героем, с которого брали пример.

Несмотря на то, что Телемах – персонаж гораздо менее известный, нежели Одиссей, в Древней Греции к нему относились с большим почтением. Считалось, что именно в Телемахе воплощаются наилучшие качества молодого человека. Кроме того, уже в юные годы этот герой сумел проявить особенные черты характера, удивляя всех своими бесстрашием и верностью сыновнему долгу. Несмотря на то, что с детских лет Телемах не видел отца, он искренне любил его, причём никогда не оставлял веры и надежды на возвращение Одиссея.

"Образ Пенелопы в “Одиссее” Гомера"


Введение
Поэма Гомера “Одиссея” была создана в первой трети первого тысячелетия до нашей эры в Ионии (одной из областей древней Греции).
Основными сюжетными линиями поэмы являются: 10-тилетние странствия Одиссея и осаждение дома его жены Пенелопы женихами с последующим их истреб-лением возвратившимся Одиссеем.
Таким образом, центрами двух рядов событий являются два героя – Одиссей и его жена Пенелопа.
Если по поводу Одиссея, его героических черт было написано множество работ, то раскрытию образа Пенелопы, его связи с эпичностью посвящено гораздо меньше исследований. Между тем образ Пенелопы занимает первое место в созданной мировой литературой целой галереи женских образов. В нем заключено представление древних греков о женщине, об идеальной жене.
Тем не менее, образ Пенелопы не менее эпичен, нежели Одиссея.
Из многочисленной критической литературы, посвященной анализу поэмы, можно отметить исследования В. Ярхо, А. Ф. Лосева (монография “Гомер”, 1960), И. В. Шталь (монографии “Гомеровский эпос”, 1975; “Одиссея” – героическая поэма странствий”, 1978; “Художественный мир гомеровского эпоса”, 1983), А. Тахо-Годи (предисловие “Одиссея” и ее художественно-эстетический смысл”, 1982), Т. Г. Маль-чуковой (монография “Одиссея” Гомера и проблема ее изучения”, 1983), И. М. Трон-ского, К. П. Полонской (“Поэмы Гомера”, 1961), Н. Сахарного (“Гомеровский эпос”, 1976), Н. Куна и др. Большинство исследований посвящено “гомеровскому вопросу” (о происхождении гомеровских поэм и их авторстве), довольно часто в критике ана-лизируются художественные особенности поэмы (И. Тронский, А. Тахо-Годи, И. В. Шталь и др.), проблемы ответственности и вины и психологии гомеровских героев разбирает В. Н. Ярхо, А. Ф. Лосев производит подробный обзор гомеровской литера-туры и рассмотрение структуры гомеровских поэм, И. В. Шталь и Н. Кун рассматри-вают эпические образы поэмы и их героизм. На русский язык “Одиссея” переводилась В. Жуковским, П. А. Шуйским, В. В. Вересаевым. Лучшим считается перевод В. Жуковского.

1. Образ Пенелопы
Пенелопа – царица Итаки, жена Одиссея, вышедшая замуж по любви и храня-щая верность своему мужу на Итаке в течение 20 лет разлуки и не перестающая ве-рить в его возвращение, вопреки распространяемым слухам о его гибели. Эти основ-ные черты Пенелопы сделали ее образ ключевым в мировой литературе.
Пенелопа, как и ее муж, тоже наделяется целым рядом героических качеств: она обладает умом, верностью, целомудрием, почтением к богам и обычаям предков, а также хитростью и в известной мере кровожадностью, которая проявляется в хитро-умном плане расправы с женихами (песня 21):
“Дочь светлоокая Зевса Афина вселила желанье

в грудь Пенелопы, разумной супруги Лаэртова сына,

лук женихам Одисеев и грозные стрелы принесши,

вызвать к стрелянию в цель их и тем приготовить им гибель” [4, c. 255]
Определяющим свойством характера Пенелопы выступает ум. Говоря о ней, Гомер характеризует ее эпитетами “многоумная”, “многоразумная”: “многоразумная старца Икария дочь, Пенелопа” [4, c. 242, 244], “Вниз по ступеням высоким поспешно сошла Пенелопа, /Старца Икария дочь многоумная…” [4, c. 22]; “вышла разумная тут из покоев своих Пенелопа, /Светлым лицом с золотой Афродитой, с младой Артемидой / Сходная...” [4, c. 208], “Но Пенелопа разумная, дело иное придумав, /Вышла к своим женихам многобуйным из женских покоев” [4, c. 205]. Своеобразную ее характеристику дает Одиссею Агамемнон в Аиде (песня 11):
“Слишком доверчивым быть, Одиссей, берегися с женою;

ей открывать простодушно всего, что ты знаешь, не должно;

вверь ей одно, про себя сохрани осторожно другое.

Но для тебя, Одиссей, от жены не опасна погибель;

Слишком разумна и слишком незлобна твоя Пенелопа;

Старца Икария дочь благонравная…” [4, c. 145]
Агамемнон противопоставляет Пенелопе свою жену Клитемнестру, убившую его по возвращении домой. В отличие от нее, Пенелопа на такое неспособна, она хранит верность Одиссею и любовь к нему, хотя обе женщины обладают недюжинным умом. Взамен этого она предпочитает собственную смерть.
“Нам ненадолго жизнь достается на свете;

кто здесь и сам без любви, и в поступках любви не являет,

тот ненавистен, пока на земле он живет, и желают

Зла ему люди; от них поносим он нещадно и мертвый…” [4, c. 238]
Ум Пенелопы, постоянно подчеркиваемый окружающими ее людьми, проявляется и в ее речах.
Пенелопа обладает и благородством души, понятиями чести и достоинства, доброты и гостеприимства. Вот как она встречает незнакомого странника:

“Странник, до сих пор одно сожаленье к тебя я имела, -

Будешь отныне у нас ты любим и почтен несказанно” [4, c. 237].
Щедрость ее поражает даже женихов, а для своих она не скупится ни в чем.
“Если твое предсказанье, гость чужеземный, свершится,

будешь от нас угощен ты как друг и дарами осыпан

столь изобильно, что счастью такому все будут дивиться” [4, c. 238].
“Иначе, странник, поверишь ли ты, чтоб хоть мало от прочих

Жен я возвышенным духом и светлым умом отличалась,

Если я грязным тебя и нечисто одетым за стол наш

Сесть допущу?” [4, c. 238]
Она также не гнушается труда: вышивает полотно к предполагаемой свадьбе, пытаясь оттянуть ее приближение (ткань Пенелопы), сама ухаживает за старцем.
“Днем, сокрушаясь и сетуя, душу свою подкрепляю

Я рукодельем, хозяйством, присмотром за делом служанок…” [4, c. 242]
Образ Пенелопы неотделим от скорби.
“ …царица

С плачем тогда обратила к певцу вдохновенному слово:

“Фемий, ты знаешь так много других, восхищающих душу

Песней, сложенных певцами во славу богов и героев;

Спой же из них, пред собранием сидя, одну; и в молчанье

Гости ей будут внимать за вином; но прерви начатую

Песню печальную; сердце в груди замирает, когда я

Слышу ее: мне из всех жесточайшее горе досталось;

Мужа такого лишась, я всечасно скорблю о погибшем…” [4, c. 22];
“Ночью ж, когда все утихнет и все вкруг меня, погрузившись

Сладостно в сон отдыхают беспечно, одна я, тревогой

Мучаясь, в бессонице тяжкой сижу на постели и плачу […]

Так, сокрушенная, плачу и я, и не знаю, что выбрать…” [4, c. 242];
“Ныне ж в печали я вяну; враждует злой демон со мною” [4, c. 234];
“Так по щекам Пенелопы прекрасным струею лилися

слезы печали о милом, пред нею сидевшем, супруге” [4, c. 236];
“Время, однако, наверх мне уйти, чтоб лежать одиноко

Там на постели, печалью перестланной, горьким потоком

Слез обливаемой с самых тех пор, как супруг мой отсюда

Морем пошел к роковым, к несказанным стенам Илиона” [4, c. 244];
“…Супруга ж его, от тревоги проснувшись,

Села бессонная в горьких слезах на постели…” [4, c. 246-247];