Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 3035
Скачиваний: 4
Данное обстоятельство очень важно, так как аудиторский риск - один
из важнейших факторов, определяющих продолжительность аудита и, сле-
довательно, его стоимость.
Рабочий документ по сбору информации о деятельности экономического
субъекта на этапе предварительного планирования представлен в Прило-
жении № 1.
Этап составление и подготовка общего плана аудита
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий
план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения
аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно под-
робным для того, чтобы служить руководством при разработке программы
аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут ме-
няться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемо-
го лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых ауди-
тором.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо прини-
мать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на
деятельность аудируемого лица;
особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое со-
стояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетно-
сти, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том
числе:
• учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее измене-
ния;
• влияние новых нормативных правовых актов в области бухгал-
терского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности ре-
зультатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
• планы использования в ходе аудиторской проверки тестов
средств контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность, в том числе:
• ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств кон-
троля, определение наиболее важных областей для аудита;
• установление уровней существенности для аудита;
• возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) суще-
ственных искажений или недобросовестных действий;
• выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе
таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, на-
пример, при подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
25
• относительную важность различных разделов учета для прове-
дения аудита;
• влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета
и ее специфических особенностей;
• существование подразделения внутреннего аудита аудируемого
лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
д) координацию и направление работы, текущий контроль и про-
верку выполненной работы, в том числе:
• привлечение других аудиторских организаций к проверке фи-
лиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
• привлечение экспертов;
• количество территориально обособленных подразделений одно-
го аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
• количество и квалификацию специалистов, необходимых для
работы с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
• возможность того, что допущение о непрерывности деятельно-
сти аудируемого лица может оказаться под вопросом;
• обстоятельства, требующие особого внимания, например, суще-
ствование аффилированных лиц;
• особенности договора об оказании аудиторских услуг и требо-
вания законодательства;
• срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании со-
путствующих услуг аудируемому лицу;
• форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу
заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правила-
ми (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного ау-
диторского задания.
Этап разработки программы аудита
Аудитору необходимо составить и документально оформить про-
грамму аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запла-
нированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления об-
щего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для
аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и провер-
ки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут
быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бух-
галтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланиро-
ванное на различные области или процедуры аудита.
В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан прини-
мать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска
средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который дол-
жен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные
26
рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, коорди-
нацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого
лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе
разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные в
пункте 9 настоящего правила (стандарта).
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необхо-
димости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование ау-
дитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего
времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися об-
стоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе
выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных из-
менений в общий план и программу аудита должны быть документально
зафиксированы.
2.2. Аудиторские доказательства
С целью формулирования обоснованных выводов, на которых ос-
новывается мнение аудитора, аудиторская организация или индивидуаль-
ный аудитор должны получить надлежащие доказательства. К аудитор-
ским доказательствам относятся первичные документы и бухгалтерские
записи, являющиеся основой финансовой отчетности, письменные разъяс-
нения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, по-
лученная от третьих лиц. Аудиторские доказательства получают в резуль-
тате проведения тестов средств внутреннего контроля и необходимых про-
цедур проверки по существу.
Тесты средств внутреннего контроля проводятся с целью получе-
ния аудиторских доказательств в отношении эффективности функциони-
рования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемой
организации; процедуры по существу - для получения аудиторских доказа-
тельств существенных искажений в финансовой отчетности.
Получение аудиторских доказательств о наличии (или отсутствии)
существенных искажений в финансовой отчетности является наиболее
важным этапом. Но не следует преуменьшать и значимость оценки эффек-
тивности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего
контроля. При высоком уровне внутреннего контроля в организации
уменьшается вероятность возникновения некорректных бухгалтерских за-
писей, отсутствия первичных документов, а также документов, оформлен-
ных с нарушением действующего законодательства, значительно снижа-
ются риски хищения материальных ценностей.
При наличии хорошо организованной системы бухгалтерского уче-
та и контроля ее функционирования первичные документы, которые явля-
ются основой всех бухгалтерских записей, не «оседают» на продолжитель-
ное время в различных подразделениях организации. А это, в свою оче-
27
редь, обеспечивает полноту и своевременность отражения хозяйственных
операций, позволяет аудитору уменьшить объем выборки в процессе про-
ведения аудиторской проверки.
Аудиторские доказательства собирают, принимая во внимание ка-
ждую предпосылку подготовки финансовой отчетности. При проведении
проверки приходится обращаться к разным источникам, содержащим не-
обходимую информацию, но при этом они не должны противоречить друг
другу. В этом случае аудитор обеспечивает более высокую степень уве-
ренности в том, что все активы оприходованы, задолженности отражены и
капитал организации соответствует действительности. Зачастую встреча-
ются ситуации, когда доказательства, полученные из одних источников,
противоречат данным, полученным из других источников. Тогда аудитор
определяет, какие дополнительные процедуры надо провести, чтобы выяс-
нить причины такого несоответствия. В зависимости от источника доказа-
тельства аудитор несет различные затраты, которые, безусловно, необхо-
димо сравнивать с полезностью получаемой информации. При этом слож-
ность и затратоемкость работы, связанной с получением информации, не
является основанием для отказа от ее получения.
2.3. Методы получения аудиторских доказательств
Выбор метода или сочетания методов зависит от обстоятельств
проверки, в частности, аудиторского риска и эффективности аудита. При
этом аудитор должен удостовериться, что используемые им методы явля-
ются надежными с точки зрения получения достаточного надлежащего ау-
диторского доказательства для реализации целей тестирования.
Надежность аудиторских доказательств зависит от их источника.
Источники информации, необходимой аудитору для формирования мнения
относительно данных финансовой отчетности организации, подразделяют-
ся на внутренние и внешние.
Аудиторские доказательства из внутренних источников аудитор
получает путем выполнения различных процедур проверки по существу.
Как правило, проводятся:
1. Инспектирование.
Аудиторские доказательства, полученные из внешних источников,
более надежны, чем доказательства, полученные из внутренних источни-
ков. Аудиторские доказательства, собранные непосредственно аудитором,
более надежны, чем доказательства, полученные от аудируемого лица. Ау-
диторские доказательства в форме документов и письменных заявлений
более надежны, чем заявления, представленные в устной форме.
2. Наблюдение - это взгляд на процесс, выполняемый другими ли-
цами (персоналом экономического субъекта).
Участие в инвентаризации позволяет получить точную информа-
28
цию о наличии имущества аудируемого лица, состоянии и стоимости иму-
щества, а также информацию о финансовых обязательствах экономическо-
го субъекта; дает аудитору возможность проверить соблюдение установ-
ленного руководством аудируемого лица порядка ведения инвентаризации,
получить доказательства надежности процедур руководства. В процессе
наблюдения за проведением инвентаризации экономическим субъектом
аудитору следует зафиксировать в рабочих документах факт соблюдения
(несоблюдения) установленного порядка проведения инвентаризации.
3. Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных
лиц в пределах и за пределами нахождения аудируемого лица.
Запросы могут быть различными: от официальных письменных за-
просов, адресованных третьим лицам, до неофициальных устных запросов,
адресованных работникам экономического субъекта. Следует иметь в ви-
ду, что доказательства, не имеющие письменного выражения, не могут
служить основой для выражения мнения, но должны учитываться при про-
ведении аудита.
В соответствии с п. 4 Правила (стандарта) аудиторской деятельно-
сти N 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица» ауди-
тор должен получить письменные заявления и разъяснения от руководства
экономического субъекта по вопросам, являющимся существенными для
финансовой отчетности, если предполагается, что получить достаточные
надлежащие аудиторские доказательства другим путем не представляется
возможным.
4. Подтверждение - это ответ на запрос подтвердить информацию,
содержащуюся в бухгалтерских записях. Ответы на запросы могут предос-
тавить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые
подтверждают аудиторские доказательства.
Аудитору следует разослать письменные запросы:
• дебиторам и кредиторам с целью подтверждения числящейся в
бухгалтерском учете задолженности;
• арендаторам, покупателям с целью подтверждения находящего-
ся у них имущества;
• арендодателям с целью подтверждения факта нахождения у ау-
дируемого лица имущества, не принадлежащего ему на праве собственно-
сти.
5. Пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого ли-
ца) - проверка точности арифметических расчетов в первичных докумен-
тах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных
расчетов.
Аудитору необходимо принять участие в проведении:
• контрольных измерений (взвешивание, пересчет) с целью про-
верки надежности средств контроля и соответствия фактического наличия
данным бухгалтерского учета;
29