Файл: Изучение этических проблем, возникающих в результате достижений биологии и медицины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Он характеризуется специфической реакцией организма, возникающей вследствие продолжительного влияния профессиональных стрессов. Постепенная потеря эмоциональной, когнитивной и физической энергии, которая дает симптомы эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отделенности и снижения удовлетворения выполнением работы.

В докладе Комитета экспертов ВОЗ по паллиативному лечению о синдроме выгорания говорится следующее: «медицинский персонал, сможет найти эмоциональную поддержку внутри тех коллективов, члены которых проявляют высокую степень взаимного уважения, имеют четко определенные и всеми поддерживаемые цели и где власть ответствена».

Тема 5Биоэтические аспекты в акушерстве-гинекологии, педиатрии, терапии, хирургии, онкологии, психиатрии-наркологии, эпидемиологии. СПИД – морально-этические проблемы.

За многовековую историю медицины первоначальное значение ятрогении подверглось значительной трансформации, обросло, особенно в последние годы, рядом новых дополнений и включений, отнюдь не всегда логичных и оправданных.

Так, врач ныне рассматривается не только как прямой участник акта лечения и "носитель" ятрогении, но и как некий собирательный образ, включающий в себя всех медицинских работников, в том числе и из административно-управленческого аппарата, участвующих в процессе организации и проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, связанных с поддержанием и восстановлением здоровья человека.

Объектом врачебной деятельности стал не только больной, но и здоровый человек, независимо от его возраста и социально-правового статуса. Сложившаяся ранее норма в качестве объекта ятрогении предполагала только живого человека, однако развитие биологии, генетики, трансплантологии, появившиеся новые возможности клонирования ставят вопрос о включении в ятрогении воздействий на организм на всех этапах его развития - от зачатия до смерти, а также в ближайшем постмортальном периоде. Очевидно, эти спорные положения требуют дополнительной тщательной разработки и обсуждения. Существенным моментом понятия становится точка отсчета времени возникновения ятрогении. По-видимому, следует выделять период их инициации, а также непосредственные, ближайшие и отдаленные последствия. В определение, естественно, не
могут быть включены все возможные обстоятельства, ведущие к ятрогениям, но говорить об общих их механизмах, т.е. возникают ли они вследствие слов, поведения или действия субъекта ятрогении, просто необходимо. Важным элементом определения может быть наличие или отсутствие умысла.

В большинстве дефиниций ятрогении эта позиция опускается, однако очевидно, что наряду с непреднамеренными возможны и случайные, и преднамеренные действия. Примером последних является участие врача в эвтаназии, уже юридически оформившееся в Голландии. Вместе с тем оценка умысла значительно сложнее. Выполняя резекцию желудка, хирург знает, что она неизбежно приведет к ряду неблагоприятных последствий (нарушение всасывания пищи, понижение секреции, падение сперматогенеза и др.).

Однако здесь нет злого умысла, имеет место "программированная ятрогения". Социальные системы, ее институты и наука в целом не стоят на месте. С 1991 г. в Дании выходит журнал "Ятрогении", создано Международное общество по предупреждению ятрогенных осложнений (ISPIC) с центром в Институте судебной медицины (Университет Копенгаген), проводятся съезды, конференции, симпозиумы. В сферу изучения и оценки ятрогений вовлекаются представители все новых специальностей: врачи, юристы, экономисты, психологи, менеджеры, политики, деятели религии, выразители интересов различных слоев общества, ведутся интенсивные научные исследования.

В мае 1990 г. в Эльсиноре (Дания) состоялся первый конгресс ISPIC. Он принял специальное "Заявление по безопасности в охране здоровья", в котором ятрогении рассматриваются как итоговый негативный результат функционирования системы здравоохранения в целом. Представленное выше перечисление лишь некоторых аспектов определения ятрогении свидетельствует о чрезвычайной важности наличия четкой дефиниции этого постоянного спутника врачебной деятельности, ее "тени". Односторонний подход к ятрогении, ее номинологии только с позиций врача не может быть продуктивным. В связи с этим предпринята новая попытка описания понятия, терминологического анализа и конструирования его с привлечением некоторых лингвистических, правовых и, конечно, медицинских обоснований. 

Медицинская наука на протяжении всей истории своего развития разрабатывала и внедряла способы предотвращения врачебных ошибок, которые сводятся к следующему:



1. УЧЕНИЕ. Еще «Врачебный Устав России» 19 века предписывал – «Когда медицинским начальством будет признано, что врач по незнанию допускает явные ошибки, то им воспрещается практика. Доколе они не выдержат нового испытания и не получат свидетельства в надлежащем знании своего дела.….».

2. КОНСИЛИУМЫ. Появление консилиумов можно объяснить как меру предупреждения врачебных ошибок. Бог Конс в Древнем Риме считался покровителем зрелых колосьев и зрелых мыслей. Опытные врачи давали советы, но ответственность за жизнь больного нес и несет только лечащий врач.

3. КЛИНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. Со времен Гиппократа в медицине появилось так называемое клиническое обучение ( от греч. – постельный). Но долгое время будущий врач являлся статистом и зрителем в медицинском театре (по аналогии с анатомическим театром). Подлинное клиническое обучение появилось в Европе в конце 18 в., а в Московском ун-те в 19 в. С тех пор опытные клиницисты обучают студентов старших курсов или молодых врачей новейшим способам диагностики и лечения.

4. КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ. Для предупреждения ошибок наиболее сложные случаи разбираются на клинической конференции. В 1761 г. вышел классический труд итальянского врача Дж. Морганьи «О местонахождении и причинах болезней, открываемых посредством рассечения», положивший начало патанатомии как науке, ее развитие привело к созданию прозекторской службы, которая помогала не только установить, что послужило причиной смерти, но и выявить, на каком этапе была допущена диагностическая или тактическая ошибка. Кафедры патологической анатомии появляются в Европе и в России в первой половине 19 в. Надежды на то, что с помощью патанатомии количество ошибок снизится значительно оправдались не полностью. Наука и практика не всегда шагают в ногу. В 1793 г. выдающийся немецкий терапевт Гуфеланд писал– «Никогда еще состояние медицины не было так совершенно, так всеобъемлюще, так развито, как теперь». В то время средняя продолжительность жизни составляла 30 лет, а смерть от аппендицита или туберкулеза считалась столь же неизбежной, как от чумы или холеры.

Во второй половине 19 века медицина сделала стремительный рывок, но научно-технический прогресс в здравоохранении обгоняет совершенствование нравственных норм и этическую подготовку специалистов. Медики переместили центр внимания с исцеления на роман с бездушной технологией. Это увеличивает доходы. Проводить много времени у постели пациента считается «неэкономичным».


В ответ на падение нравственности в медицине появилась новая форма борьбы с ошибками – этические комитеты.

5. ЭТИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ.

За рубежом ни один суд не примет иск к врачу без заключения этического комитета, которые являются новыми структурами в здравоохранении, защищающими интересы как пациентов, так и врачей.

В заключении следует отметить, что для анализа и оценок человечес­ких ошибок в медицине целесообразно ввести 5-бальную оценку их опасности - от 1 балла (самые лёгкие ошибки), до 5 - самые опасные.

Подсчитано, что 1% всех ошибочных действий, выполненных у каждого больного, это человеческие ошибки. 46% всех ошибок совершили врачи, а 54% - сестры, но на долю врачей приходится только 5% всех дейст­вий, выполненных в палате. Характерно, что 37% всех устных распо­ряжений заканчивались человеческими ошибками.

Одной из важных причин человеческих ошибок является недостаточная квалификация персонала, другой - плохая передача информации от принима­ющего решение врача до исполнителей (сестра или другой врач) и обратно. Третья важная причина - усталость персонала, в том числе из-за нерацио­нальной организации труда.

В предупреждении ошибок важное значение име­ет цветная маркировка проводов, шлангов, диагнос­тических и лечебных приборов, шприцев, ампул, трансфузионных препаратов.

Один из надёжных способов сокращения челове­ческих ошибок является введение стандартов.

Напомним, что врач может навредить как дей­ствием, так и бездействием. Для уменьшения такой возможности во всех крупных больницах, особенно университетских клиниках, за рубежом принято составление кратких мануалов (руко­водств), в которых приведены краткие сведения по наиболее распространенным болезням, диагности­ческие алгоритмы и стандарты обследования, тера­пии, учитывающие конкретные местные диагности­ческие и терапевтические возможности; в них обычно приводят и описания выполнения основных диагностических процедур, дозы медикаментов, различные прописи, справочный материал.