Файл: Изучение этических проблем, возникающих в результате достижений биологии и медицины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
продукт не имеет побочных эффектов, нетоксичный или не существует рисков появления привыкания или зависимости после его применения. Заявления относительно побочных эффектов должны быть основаны на доказательствах или иметь клиническое обоснование. В Кодексе EFPIA нашел свое отражение и вопрос о деятельностях медицинских представителей. Важным является то, что согласно документу, медицинские представители должны передавать в научную часть компании-производителя любую информацию об использовании рекламируемого ими продукта, а особенно сведения о побочных эффектах. Каждая фармацевтическая компания должна основать научно-исследовательскую службу, которая будет собирать и перерабатывать информацию относительно их медицинской продукции. Эта служба должна включать соответствующих специалистов (врачей, фармацевтов), которые будут ответственными за утверждения любых рекламных материалов к их напечатанию или выпуску.

Таким образом, международные кодексы хотя и не могут заменять действующее законодательство стран, где они приняты, однако есть некоторым ограничивающим фактором, инструментом, с помощью которого можно оценить этичность действий компаний-производителей, информировать о них не только национальную, но и мировую фармацевтическую общественность.

Кодекс формулирует этические нормы профессионального обращения и ответственности, которые должны стать руководством для провизоров и фармацевтов в условиях формирования рыночных отношений. В документе отмечается, что основной задачей в деятельности фармацевтических работников является сохранение жизни и здоровья человека согласно фундаментальным принципам биоэтики. Подчеркивается направленность на защиту права человека на охрану его здоровья и определяется в этом смысле моральная ответственность фармацевтических работников. Кодекс является сводом норм фармацевтической этики и деонтологии обращения фармацевтических работников в процессе предоставления квалифицированной и качественной, доступной и своевременной фармацевтической помощи населению, направленных на формирование доверия к профессиональной деятельности провизоров и фармацевтов и повышению имиджа профессии фармацевта в обществе.

Регулирование этических взаимоотношений фармацевтических работников с профессиональной сферой их деятельности в конфликтных ситуациях осуществляют специальные уполномоченные органы (комитеты по фармацевтической этике). Законодательной базой Кодекса являются законы об основах законодательства о здравоохранении, о лекарственных средствах, защите прав потребителей, о рекламе, Гражданский кодекс.


В частности, в документе в обязанность фармацевту и провизору вменяется:

- содействие рациональному назначению и использованию лекарств и изделий медицинского назначения;

- обеспечение гарантий качества лекарств и безопасность их применения;

- предотвращение ошибок при изготовлении, продвижении и отпуске;

- участие в борьбе с разработкой, изготовлением, продвижением и распространением фальсифицированных, незарегистрированных в Украине лекарств в коммерческих целях. 

Кроме этого, фармацевтический работник в рекламной и дистрибьюторской деятельности обязан соблюдаться следующие принципы: рекламировать только безрецептурные лекарства и изделия медицинского назначения; не использовать в рекламе приемов, которые не отвечают общепринятым нормам гуманности и морали, а также формируют ошибочные выводы относительно рекламированной продукции.

Для каждого фармацевтического работника повседневной нормой должны стать: радушный вид, уважительность и желание облегчить болезнь пациента, что должно содействовать повышению авторитета специалиста и доверия к его советам.

Как и всякий медик, фармацевт и провизор должны предоставлять пациенту всю необходимую информацию о лекарстве (способ применения, сроки и частоту приема, противопоказания, побочные эффекты, особенности хранения, взаимодействия с другими лекарствами, алкоголем, продуктами питания и т.п.); осуществлять фармацевтическую опеку по профилактике и лечению заболеваний, предоставлять пациенту возможность окончательного выбора; сохранять конфиденциальность информации о пациенте, соблюдать профессиональную тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством, при необходимости оказывать первую доврачебную помощь больному.

Фармацевтический работник является главным специалистом по обеспечению пациентов лекарствами и изделиями медицинского назначения, который сотрудничает с врачом и больным с целью наиболее рационального их использования. Интересы пациента, забота о его здоровье должны быть приоритетными для фармацевта/провизора относительно коммерческих интересов по продаже лекарств и изделий медицинского назначения.



Профессиональные отношения между фармацевтическим работником и врачом должны строиться на основе партнерства, взаимоуважения и доверия, поддержки авторитета друг друга в глазах больного и общественности. В целом на практике такое сотрудничество должно быть направлено на выбор наиболее безопасных, эффективных и доступных лекарств, оптимальной лекарственной формы и дозы, рациональной схемы лечения и способа приема.

Тема 2.Медико-этические, социальные и правовые вопросы репродуктивных и новейших медицинских технологий.


1. Этика и новые репродуктивные технологии

XX век породил проблему, которой до того не было. До этого времени взаимоотношения человека и окружающей среды строились таким образом, чтобы сделать свое существование в окружающей дикой природе комфортным. И к концу XX столетия эта многотрудная деятельность привела к резкому дискомфорту в окружающем нас мире, породив новую науку, занимающуюся изучением взаимоотношений живых организмов (прежде всего человека) с окружающей средой. Наука эта - экология - приобретает приоритетное значение, поскольку преобразовательная деятельность людей в своих интересах, с непоколебимой уверенностью людоеда в приоритете своих вкусов и привычек, привела к катастрофическим результатам. Сейчас окружающая человека природа губительна не только для человека, но и для самой себя. И от этого условия существования человека ухудшаются как бы сами по себе, уже только от одного сохранения существующего порядка вещей.

Репродуктивная функция в живой природе уже много раз демонстрировала человеку свою высокую зависимость от негативных факторов, возникающих в окружающей человека среде. Теперь пришло время людям убедиться в том, что мы всего лишь одни из множества живых существ, обитающих на Земле и столь же уязвимых. От присвоенного по праву титула Царя природы приходится отказаться.

Оглядываясь на пороге тысячелетия на дела свои, мы не может оставаться сторонними наблюдателями. В рамках отведенной нам в этом мире компетенции мы пытаемся своими силами решить свои проблемы.

Если супружеская пара исчерпала традиционные способы родить ребенка, она обращается к нетрадиционным методам, появившимся в нашей практике совсем недавно. Новые технологии постиндустриальной эры предполагают искусственное осеменение, оплодотворение in vitro («дети пробирки»), суррогатное материнство. При всей необычности таких способов удовлетворить потребность супружеской пары в потомстве появление новых технологий в репродукции человека не встретило такого сопротивления религиозных общин и поборников нравственности, как это было и есть в отношении прерывания беременности. Думается, что это вызвано не изменившимися воззрениями религиозных концессий на институт брака в вопросах репродукции.

Подобно тому, как солнце, склоняясь к горизонту, очень четко высвечивает все детали пейзажа, так и биоэтика рассматривает возникающие процессы в системе репродукции в свете глобальных изменений порядка вещей. Если супружеская пара, исчерпав все традиционные способы родить ребенка, обращается к технологии репродукции, появившейся как адекватный ответ на возникшую в обществе потребность, то можно ли считать ее желание аморальным? А если одинокая женщина,
вступив в определенный возраст, потеряла надежду создать семью и решила прибегнуть к искусственному оплодотворению - морально ли ее желание таким путем получить своего ребенка? Ведь если она обратится в органы опеки, чтобы усыновить оказавшегося брошенным новорожденного, никто не станет считать этот поступок аморальным. Наоборот, это будет считаться делом праведным. Увеличение наших знаний и расширение наших возможностей на основе этих знаний не могут оставаться «вещью в себе». Процесс познания без использования полученных знаний долго длиться не может.

Андрологи всего мира бьют тревогу по поводу ухудшения оплодотворяющего качества спермы в результате экологического неблагополучия. Женщина в результате трагедии оказались без матки и, значит, по всем прежним представлениям потеряла шанс стать матерью. Но сегодня наши знания и наше умение позволяют произвести оплодотворение ее яйцеклетки «в пробирке» и поместить ее в матку другой женщине, в том числе ее матери. Наши знания позволяют считать этот путь реальным.

На сегодняшний день реальный успех может быть достигнут при искусственном оплодотворении спермой донора. Сейчас уже ведется речь об искусственном оплодотворении с использованием методики обогащения спермы, как это широко распространено в ветеринарной практике. В подобных случаях есть смысл говорить об использовании спермы мужа, даже если оплодотворяющие ее возможности в обычных условиях нулевые. Обогащение такой спермы и последующее оплодотворение жены имеет не только психологические преимущества. Более чем двадцатилетний опыт Жоржа Давида в этой области дает ему основание подтвердить не только моральные перспективы такого способа продления жизни на земле. Он утверждает, что искусственное осеменение позволяет по-новому оценить происходящие в эволюции человека процессы и определить новые возможности для генетики.

«Многие мудрости дают печаль, и увеличение знаний умножает скорбь». Это высказывание Экклезиаста очень точно отражает идеальный характер чистого знания, когда познание как «вещь в себе», как искусство для искусства. Тогда знания, приобретенные погружением в глубины бытия с неизбежным накоплением отрицательного опыта, действительно будут «умножать скорбь». Этичность знаний и поиски возможных решений в возникающих тупиковых ситуациях на уходящем в бесконечность эскалаторе жизни - единственный путь сохранить себя и конкретному человеку, и отдельной семье, и конкретному государству и нации.