ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 1546
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Русская литература
Прочитайте отрывок из поэмы М. Лермонтова «Мцыри» и ответьте на вопросы.
Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил…
Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?..
Как меняется ваше представление о характере Пугачева при продолжении чтения повести А. Пушкина «Капитанская дочка»? Удалось ли отразить эти изменения художникам- иллюстраторам?
Художник Д. Шмаринов Художник А. Лаптев Художник А. Соколов
60
9-сынып емтихан тапсырмалары Русская литература
Часть А
А) классицизм В) романтизм
С) сентиментализм
D) реализм Е) модернизм
А) Л.Толстой «Кавказский пленник» В) Ч.Айтматов «Первый учитель» С) И.Тургенев «Муму»
D) Д.Фонвизин «Недоросль»
Е) В.Распутин «Уроки французского»
В) А.Керн
С) Э.Петерсон D В.Лопухина Е) Е.Денисьева
61
9-сынып емтихан
тапсырмалары Русская литература
Прочитайте отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «После бала» и ответьте на вопросы.
Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу.
Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.
Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат. — Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать? Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную
спину татарина. — Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся. Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой.
62
9-сынып емтихан тапсырмалары Русская литература
Часть В
Прочитайте отрывок из поэмы М. Лермонтова «Мцыри» и ответьте на вопросы.
Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил…
Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?..
-
Докажите, что в данном фрагменте поэмы отразились черты романтизма. Как они связаны с основными темами творчества М. Лермонтова?
-
Как данный фрагмент раскрывает внутренний мир героя, его взаимоотношения с окружающим миром?
-
Выпишите из фрагмента поэмы художественно-изобразительные средства. Объясните, с какой целью их использует автор?
-
Напишите эссе на предложенную тему. Объем работы 150-170 слов.
Как меняется ваше представление о характере Пугачева при продолжении чтения повести А. Пушкина «Капитанская дочка»? Удалось ли отразить эти изменения художникам- иллюстраторам?
Художник Д. Шмаринов Художник А. Лаптев Художник А. Соколов
60
9-сынып емтихан тапсырмалары Русская литература
Для инновационных школ. III вариант
Часть А
-
Укажите литературное направление, характеризующееся изображением в произведении сильных, ярких характеров, исключительных ситуаций, устремленностью к недостижимому идеалу.
А) классицизм В) романтизм
С) сентиментализм
D) реализм Е) модернизм
-
Отметьте произведения, в которых русские писатели обращались к теме крепостного права?
А) Л.Толстой «Кавказский пленник» В) Ч.Айтматов «Первый учитель» С) И.Тургенев «Муму»
D) Д.Фонвизин «Недоросль»
Е) В.Распутин «Уроки французского»
-
Отметьте адресатов любовной лирики Ф.Тютчева. А) А.Крюденер
В) А.Керн
С) Э.Петерсон D В.Лопухина Е) Е.Денисьева
-
Установите соответствие между произведением и его принадлежностью к литературному жанру.
Произведение | Герой | Ответы |
1) А.Грин «Алые паруса» | А) комедия В) рассказ С) поэма D) повесть Е) стихотворение F) роман | 1 |
2) М.Цветаева «Ошибки» | 2 | |
3) Ф.Достоевский «Бедные люди» | 3 | |
4) А.Пушкин «Цыганы» | 4 | |
5) А.Чехов «Человек в футляре» | 5 | |
6) А.Грибоедов «Горе от ума» | 6 |
61
9-сынып емтихан
тапсырмалары Русская литература
Часть В
Прочитайте отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «После бала» и ответьте на вопросы.
Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу.
Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.
Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат. — Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать? Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную
спину татарина. — Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся. Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой.
-
Объясните роль данного эпизода в композиции всего произведения. Проанализируйте композицию данного эпизода, приведите аргументы для определения элементов композиции.
-
Охарактеризуйте персонажей, выявляя отношение к герою произведения других персонажей, объясните взаимоотношения персонажа с общественным окружением.
-
Выпишите из произведения художественные средства и приемы выражения авторского отношения к героям и событиям (минимум 2 средства). Объясните, с какой целью их использует автор.
62
9-сынып емтихан тапсырмалары Русская литература