ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 1549
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для общеобразовательных школ. II вариант Часть А
-
Укажите элемент композиции, соответствующий данному определению:
«заключительная часть произведения, в которой содержится разрешение сюжета и судеб всех главных действующих лиц»
А) завязка
В) развитие действия С) экспозиция
D) развязка
Е) кульминация
-
Отметьте произведения А.Чехова. А) «Смерть чиновника»
В) «Сапожки» С) «После бала»
D) «Сельские жители» Е) «Дипломат»
-
Выберите 3 выражения из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», ставших афоризмами.
А) «Зорко одно лишь сердце»
В) «Любви все возрасты покорны»
С) «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»
D) «Береги честь смолоду»
Е) «Нужно соблюдать обряды»
-
Установите соответствие между произведением и его автором.
Автор | Произведение | Ответы |
1) А.И. Куприн | А) «Прозрение» В) «Ася» С) «Жемчужное ожерелье» D) «Алые паруса» Е) «Гранатовый браслет» F) «После бала» | 1 |
2) И.С. Тургенев | 2 | |
3) А.С. Грин | 3 | |
4) Л.Н. Толстой | 4 | |
5) Н.С. Лесков | 5 | |
6) С.Н. Жунусов | 6 |
52
9-сынып емтихан тапсырмалары Русская литература
Часть В
Прочитайте отрывок из поэмы М. Лермонтова «Мцыри» и ответьте на вопросы.
Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил…
Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?..
-
Докажите, что в данном фрагменте поэмы отразились черты романтизма. Как они связаны с основными темами творчества М. Лермонтова?
-
Как данный фрагмент раскрывает внутренний мир героя, его взаимоотношения с окружающим миром?
-
Выпишите из фрагмента поэмы художественно-изобразительные средства. Объясните, с какой целью их использует автор?
53
9-сынып емтихан тапсырмалары Русская литература
Для общеобразовательных школ. IІI вариант Часть А
-
Укажите термин, соответствующий данному определению: «чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления».
А) метафора В) гипербола С) эпитет
D) сравнение Е) литота
-
Отметьте женские образы поэмы А.С.Пушкина «Цыганы». А) Татьяна
В) Зарема С) Мариула
D) Земфира Е) Тамара
-
Выберите три выражения из комедии А. Грибоедова «Горе от ума», которые произнес Чацкий.
А) Свежо предание, да верится с трудом. В) Счастливые часов не наблюдают.
С) И дым Отечества нам сладок и приятен.
-
Дистанции огромного размера!
Е) Молчалины блаженствуют на свете!
-
Установите соответствие между произведением и главным героем.
Произведение | Герой | Ответы |
1) Ч. Айтматов «Первый учитель» | А) Гагин В) Старцев С) Девушкин D) Дюйшен Е) Лидия Михайловна F) Желтков | 1 |
2) В. Распутин «Уроки французского» | 2 | |
3) А. Куприн «Гранатовый браслет» | 3 | |
4) Ф. Достоевский «Бедные люди» | 4 | |
5) А.Чехов «Ионыч» | 5 | |
6) И. Тургенев «Ася» | 6 |
54
9-сынып емтихан тапсырмалары Русская литература
Часть В
Прочитайте отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
и ответьте на вопросы.
Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу.
Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.
Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат. — Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать? Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина. — Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидел
меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся. Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой.
-
Объясните роль данного эпизода в композиции всего произведения. Проанализируйте композицию данного эпизода, приведите аргументы для определения элементов композиции.
-
Охарактеризуйте персонажей, выявляя отношение к герою произведения других персонажей, объясните взаимоотношения персонажа с общественным окружением.
-
Выпишите из произведения художественные средства и приемы выражения авторского отношения к героям и событиям (минимум 2 средства). Объясните, с какой целью их использует автор.
-
Напишите эссе на предложенную тему. Объем работы 150-170 слов.
55
9-сынып емтихан тапсырмалары Русская литература
Прочитайте стихотворения Ф. Тютчева и А. Пушкина. Найдите общее и отличие в изображении темы любви. Какими выразительными средствами авторы достигают поставленных целей?
Ф.И. Тютчев | А.С. Пушкин |
Я встретил вас – и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло.. Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас, Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты… Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне, - И вот – слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне… Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, - И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь… | Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь… |