Файл: ызылорда облысты Оу орталыЫ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 1549

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для общеобразовательных школ. II вариант Часть А


  1. Укажите элемент композиции, соответствующий данному определению:

«заключительная часть произведения, в которой содержится разрешение сюжета и судеб всех главных действующих лиц»

А) завязка

В) развитие действия С) экспозиция

D) развязка

Е) кульминация


  1. Отметьте произведения А.Чехова. А) «Смерть чиновника»

В) «Сапожки» С) «После бала»

D) «Сельские жители» Е) «Дипломат»


  1. Выберите 3 выражения из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», ставших афоризмами.

А) «Зорко одно лишь сердце»

В) «Любви все возрасты покорны»

С) «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»

D) «Береги честь смолоду»

Е) «Нужно соблюдать обряды»


  1. Установите соответствие между произведением и его автором.




Автор

Произведение

Ответы

1) А.И. Куприн

А) «Прозрение» В) «Ася»

С) «Жемчужное ожерелье»

D) «Алые паруса»

Е) «Гранатовый браслет»

F) «После бала»

1

2) И.С. Тургенев

2

3) А.С. Грин

3

4) Л.Н. Толстой

4

5) Н.С. Лесков

5

6) С.Н. Жунусов

6


52


9-сынып емтихан тапсырмалары Русская литература


Часть В



Прочитайте отрывок из поэмы М. Лермонтова «Мцыри» и ответьте на вопросы.
Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил…

Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?..


  1. Докажите, что в данном фрагменте поэмы отразились черты романтизма. Как они связаны с основными темами творчества М. Лермонтова?




  1. Как данный фрагмент раскрывает внутренний мир героя, его взаимоотношения с окружающим миром?




  1. Выпишите из фрагмента поэмы художественно-изобразительные средства. Объясните, с какой целью их использует автор?


53

9-сынып емтихан тапсырмалары Русская литература



Для общеобразовательных школ. IІI вариант Часть А


  1. Укажите термин, соответствующий данному определению: «чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления».

А) метафора В) гипербола С) эпитет

D) сравнение Е) литота


  1. Отметьте женские образы поэмы А.С.Пушкина «Цыганы». А) Татьяна

В) Зарема С) Мариула

D) Земфира Е) Тамара


  1. Выберите три выражения из комедии А. Грибоедова «Горе от ума», которые произнес Чацкий.

А) Свежо предание, да верится с трудом. В) Счастливые часов не наблюдают.

С) И дым Отечества нам сладок и приятен.

  1. Дистанции огромного размера!

Е) Молчалины блаженствуют на свете!


  1. Установите соответствие между произведением и главным героем.




Произведение

Герой

Ответы

1) Ч. Айтматов «Первый

учитель»

А) Гагин В) Старцев

С) Девушкин

D) Дюйшен

Е) Лидия Михайловна

F) Желтков

1

2) В. Распутин «Уроки

французского»

2

3) А. Куприн «Гранатовый браслет»

3

4) Ф. Достоевский «Бедные

люди»

4

5) А.Чехов «Ионыч»

5

6) И. Тургенев «Ася»

6



54

9-сынып емтихан тапсырмалары Русская литература


Часть В



Прочитайте отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
и ответьте на вопросы.
Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу.

Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат. — Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать? Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина. — Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидел
меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся. Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой.



  1. Объясните роль данного эпизода в композиции всего произведения. Проанализируйте композицию данного эпизода, приведите аргументы для определения элементов композиции.



  1. Охарактеризуйте персонажей, выявляя отношение к герою произведения других персонажей, объясните взаимоотношения персонажа с общественным окружением.



  1. Выпишите из произведения художественные средства и приемы выражения авторского отношения к героям и событиям (минимум 2 средства). Объясните, с какой целью их использует автор.



  1. Напишите эссе на предложенную тему. Объем работы 150-170 слов.


55

9-сынып емтихан тапсырмалары Русская литература

Прочитайте стихотворения Ф. Тютчева и А. Пушкина. Найдите общее и отличие в изображении темы любви. Какими выразительными средствами авторы достигают поставленных целей?

Ф.И. Тютчев

А.С. Пушкин

Я встретил вас – и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло..
Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас,
Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне, - И вот слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, - И то же в нас очарованье,

И та ж в душе моей любовь…

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь…