Файл: Использование наглядности в процессе обучения учащихся правописанию наречий Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, позволяющие противопоставить наречия не только по написанию (слитно-раздельно), но и по значению: вначале (сперва) - в начале, вовремя (как раз) - во время, наголову (окончательно) - на голову, совсем (окончательно) - со всем, затем (потом) - за тем и т. д.
Таким образом, на первых уроках, когда учащиеся должны «почувствовать наречие», не следует давать дефисных и раздельных написаний, а также наречий, по своему лексическому значению близких к предложно-падежным образованиям (вдаль - в даль моря, кверху – к верху мачты).
Когда же усвоены отличительные признаки наречия как части речи, разряды наречий по значению и дано общее представление о способах образования наречий, учащиеся приступают к освоению правописания второй группы наречий, имеющих полуслитное написание. От только что изученных слитно пишущихся наречий группа полуслитных написаний отличается тем, что эти наречия по своему смыслу близки соответствующим предложно-падежным формам: поступить по-нашему - по нашему мнению, идти по-медвежьи - по медвежьим следам.
Через дефис пишется сравнительно небольшая группа наречий с приставкой по- , если эти наречия оканчиваются на -ому (-ему) или-и (-ски, -цки, -ьи):
-ому (-ему) по -новому, по-моему
по
-и (-ски, -яки, -ьи) по-дружески, по-медвежьи
Когда общие закономерности написания наречий поняты учащимися, можно переходить ко второму этапу обучения - изучению частных орфографических правил. Некоторые из этих правил уже известны семиклассникам по другим частям речи: употребление букв о - е, ь после шипящих в конце слов (хорошо - певуче, вскачь); слитное или раздельное написание не с наречиями на -о (-е) : нехорошо (плохо) - не хорошо, а дурно; написания типа еле-еле, чуть-чуть, крепко-накрепко. В учебнике тренировочный материал дается в обобщенном виде применительно к разным частям речи, а не только к наречию.
Трудным для усвоения является правописание нн и н в наречиях на -о (-е) , так как применение правила связано со сложным грамматическим анализом. Формулировка правила проста: «В наречиях перед суффиксами -о (-е) пишется нн , если эти наречия образованы от прилагательных с двумя н , и пишется одно н , если наречия образованы от прилагательных с одним н ». Но ученику, во-первых, бывает трудно отличить наречие от краткой формы причастия (маленький отряд действовал организованно - организовано новое предприятие), во-вторых, нелегко решить, сколько н пишется в самом прилагательном, которое может быть и отпричастного происхождения (испуганный, но путаный). Умению провести этот грамматический анализ и приходится учить в первую очередь.

Краткая форма причастия от наречия отличается прежде всего синтаксически: причастие выступает в роли сказуемого, наречие - в роли обстоятельства (см. ранее приведенный пример). К сожалению, как уже отмечалось, учащиеся не изучали в требуемом объеме синтаксис. Поэтому, чтобы облегчить процесс усвоения правила, предлагаются упражнения, рассчитанные на противопоставление значений одинаково звучащих слов (на предыдущих уроках учащиеся выполняли подобные работы): организовано (кто-то организовал новое предприятие - действовать (как?) организованно, т. е. сообща. В первом случае перед нами глагольная форма, краткое причастие, во втором - наречие, дающее действию качественную оценку.
Что касается правописания наречий типа огненно горело солнце, сонно плещется вода, торжественно зву чат слова, искренне говорить, то здесь для учащихся нет особенных трудностей: правила написания опираются на известные им понятия.
Наконец, правописание других наречий, образованных от имен прилагательных с предлогами, при достаточном количестве тренировочных работ усваивается довольно легко, поскольку эти наречия, как правило, не имеют звуко-буквенных параллелей в современном русском языке. Очень полезен в данном случае выборочный диктант. Учитель читает предложения, а учащиеся выписывают наречия только «на правило», распределяя их по группам: наречия на -о (с приставками в-, на-, за- ), наречия на -а ( сприставками с-, из-, до- ) ипрочие наречия: на -у (сослепу, сдуру, смолоду), на -е (вдалеке, вскоре, вчерне). Предложения могут быть взяты и из упражнений учебника, и из любого сборника диктантов.
Обратим внимание еще на несколько правил.
Во первых, необходимо остановиться на правописании наречий, соотносимых с предложно-падежными формами имен существительных типа в верх дома - вверх, в даль степи - вдаль, которые по своему лексическому значению не противопоставлены именам существительным.

Подобные написания в силу семантической близости соотносимых частей речи гораздо труднее усваиваются учащимися, чем противопоставленные по смыслу пары типа набегаться вволю (сколько хочешь) - вволю верилось с трудом; вмиг (сразу, мгновенно) - в миг уда чи и т. д.
При решении вопросов написания форм типа (в) глубь, (в) низ, (с) верху на первый план выдвигается уже не разница в значении слов и даже не решение вопроса о том, каким членом предложения являются противопоставляемые слова или сочетания слов (во всех случаях ставятся одинаковые обстоятельственные вопросы), а все внимание обращается на наличие зависимых слов.


Немалую группу составляют переходные словоформы, находящиеся в процессе «онаречивания»: на лету, в шутку, на ходу и т. д. Такие написания (список их дается в учебнике) заучиваются наизусть, и, конечно, надо всячески поощрять обращение учащихся к словарю, когда приходится употреблять при письме наречия.
Во-вторых, уделяется внимание и местоименным наречиям (термин «местоименные» не вводится) с приставками не-, ни-.
Большее число этих слов составляют группу отрицательных наречий, отдельные слова (несколько, некуда) являются неопределенными наречиями. В основном же неопределенные наречия образуются с помощью морфем -то, -нибудь, -либо, кое- , которые, как учащиеся уже знают, присоединяются с помощью черточки: куда-нибудь, откуда-либо, где-то, кое-где. Нужно подчеркнуть, что наречия нéоткуда и ниоткýда пишутся в одно слово. [6: 59]
Изучая разряды наречий, учащиеся имеют возможность наблюдать образность качественных наречий (чайка роскошно купалась в лучах солнца, таинственно мерцали звезды, по -кошачьи ловко двигаться), выступающих как эпитеты и художественные сравнения; точность, «мыслеемкость» обстоятельственных слов и наречий степени (интенсивность признака): страшно исхудавший, чересчур доверчивый, всегда веселый, рассердить умышленно, расстроиться поневоле.

Наконец, несколько слов о необходимости текущего контроля за усвоением темы учащимися. Кроме этапных контрольных работ (№ 8, 9), проверяющих способность опознавать наречия и грамотно их писать, учебник содержит немало упражнений контролирующего характера по ходу изучения материала: это и узнавание наречий в тексте, и владение способом определения наречия как части речи, и специальные вопросы и задания под рубрикой «Проверьте себя», и задания по морфологическому разбору наречия, и контроль за умением разобрать наречие по составу - выделить слогообразующие морфемы - составить словообразовательную цепочку, и задачи употребления наречия в речи, и, конечно, контроль за правописанием наречий.


2.1 Использование наглядного материала на уроках обучения наречию


Наглядность в процессе обучения правописанию наречий имеет огромное значение и может помочь ученикам запомнить правила правописания на более долгий срок. Некоторые особенности применения наглядности в обучении правописанию наречий могут быть следующими:

1. Использование иллюстраций. Показывать иллюстрации, которые помогают ученикам запомнить правильную орфографию наречий. Например, показывать картинки со словами, которые имеют похожую орфографию, но различное значение (например, "вниз" и "выниз").

2. Игры и упражнения. Учителя могут использовать игры и упражнения, которые помогают ученикам запомнить правописание наречий. Например, устраивая соревнование, где ученики должны правильно написать наречия, которые были ранее пройдены в классе.

3. Практические примеры. Учителя могут также дать ученикам практические примеры использования правильного правописания наречий в тексте, чтобы проиллюстрировать, как точное подбор правильного наречия может улучшить текст и сделать его более понятным.

4. Цветовые коды. Цветовые коды могут также быть использованы для помощи визуальному запоминанию правильного орфографии, некоторые учителя например используют зеленый цвет, чтобы выделить наречия в предложении.

В целом, применение наглядности в процессе обучения правописанию наречий может помочь ученикам лучше запомнить правила и принципы правильной орфографии, что в дальнейшем повысит их знание русского языка.

Наглядные пособия по грамоте позволяют базироваться на зрительном и слуховом восприятии учащихся. Использование наглядности помогает активизировать внимание учащихся, что помогает им быстрее и основательней усвоить материал.

Средства наглядности помогают решить такие задачи, как:

  • мобилизация психической активности учащихся

  • введение новизны в учебный процесс

  • повышение интереса к уроку

  • увеличение возможности непроизвольного запоминания материала

  • расширение объема усваиваемого материала

  • выделение главного в материале и его систематизация.

Таким образом, средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале).


Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (слайды, транспаранты) [19].

В помощь учителю и учащимся создаются специальные пособия, в которых представлены репродукции картин, изображений произведений скульптуры и архитектуры. Они могут быть использованы для решения перечисленных задач, и прежде всего задач, связанных с развитием речи школьников, с подготовкой или к устным и письменным высказываниям (описание картины, осмысление впечатлений о картине, рассказ о картине в ходе экскурсии, в рамках сообщения или доклада и т.п.).

Как средство обучения применяется на уроках русского языка раздаточный изобразительный материал, основу которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, стимулируют учащихся к употреблению изученной лексики, дают материал для отработки норм русского литературного языка. Все это позволяет формирование правописных и речевых навыков учащихся проводить в тесном единстве: орфографические задания включаются в задания, связанные с составлением предложений и небольших по объему высказываний на основе изобразительного материала [25].

К средствам зрительной наглядности относятся также слайды, транспаранты. Они приводятся в действие с помощью технических средств и воспроизводятся на экране.

Все созданные в учебных целях слайды снабжены сопроводительным текстом, который помогает объединить диакадры в тематические группы, определить последовательность работы. Слайды могут быть использованы и на уроках изучения лексики и грамматики русского языка. В данном случае они выполняют иную функцию: это своеобразный картинный словарь русского языка с наглядной семантизацией слов, пояснением и разграничением их значений.

Методика использования слайдов определяется задачами, решаемыми учителем на уроке. Характер изобразительного материала позволяет учителю расширить круг заданий для учащихся, которые выполняются после просмотра слайдов и ответов на вопросы, предусмотренные авторами презентаций и включенные в сопроводительный текст. Это могут быть задания типа: подготовка учащимися самостоятельных сообщений на основе определенной учителем группы кадров, создание сопроводительного текста к серии диакадров, написание текстов в газетных жанрах (очерк, репортаж, интервью), создание комментария к слайдам, создание текстов для проведения экскурсии по слайдам и т.п. [26].