Файл: Учебное пособие Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия Караганда 2021 удк 811. 161. 1(075).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 512

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 8. Найдите конструкции, выражающие меру и степень.

1. Он до того уставал на работе, что, приходя домой, сразу ложился отдохнуть. 2. Мы не настолько знакомы, чтобы ходить друг к другу в гости. 3. Сколько раз мы слушали выступления Льва Николаевича, столько раз мы восхищались глубиной и разносторонностью его знаний. 4. Насколько он был некрасив внешне, настолько он был приятен в общении. 5. Дети до такой степени любили отца, что неслись к нему, едва услышав его голос. 6. Мы до того замёрзли, что еле передвигали ноги.
Задание 9. Вставьте слова, обозначающие меру и степень. Дайте возможные варианты.

1. Нина любила ходить в гости, любила ходить по театрам и музеям, ... её муж любил тишину и одиночество. 2. ... мы шли из кинотеатра,... времени мы спорили о фильме. 3. Я не ... хорошо подготовился к экзамену, ... получить «пять». 4. Он ... увлёкся разговором по телефону, ... не услышал звонка в дверь. 5. Она не ... разбиралась в философии, ... принимать участие в этой дискуссии. 6. Они ... любили этого пианиста, ... ходили на все его концерты.
Задание 10. Выразите ту же мысль, используя конструкцию не настолько чтобы.

Образец: Я не пошёл в гости, потому что плохо знал этих людей. →

Я не настолько хорошо знал этих людей, чтобы идти к ним в гости.

1. Я не пошёл на выставку авангардистов, потому что не люблю их картины. 2. Он не выступал на концертах, потому что у него был плохой голос. 3. Я не читаю без словаря, потому что ещё плохо знаю английский язык. 4. Я не мог попросить его ни о чём, потому что я плохо знал его. 5. Я не смог участвовать в соревнованиях, потому что мало тренировался.
Задание 11. Дайте положительную или отрицательную оценку в следующих ситуациях, используя конструкции меры и степени.

Образец: Вам очень понравилась книга.

– Книга была такой интересной, что я не мог от неё оторваться.

(Книга была до такой степени интересной, что ... .

Книга была до того интересной, что ... .

Книга была настолько интересной, что ... .)

1. На дорогах очень большие пробки. 2. На вечеринке было очень скучно. 3. Девушка была очень красивой. 4. На улице было очень темно. 5. В зимний вечер мы долго ждали свою подругу.
Задание 12. Переделайте данные сложносочиненные предложе­ния в сложноподчиненные с придаточными следствия.

1. Во время футбольного матча шел проливной дождь, и играть футболистам было трудно. 2. Солнце светило ярко, и было больно глазам. 3. Ночь была ясная, лунная, и было светло, как днем. 4. Душно было в комнате, и я вышел на воздух освежиться. 5. Совсем рассвело, и Москва теперь была хорошо видна. 6. Студент тяжело заболел, и защита дипломного проекта была отложена. 7. Мы усердно работали и сделали много, и за это мы получили благодарность.

Задание 13. Составьте рассказ о своем друге, используя конструкции сравнения: (не) такой, как все; (не) похож на других и т.д.; меры и степени: такой оригинальный, что; такой необычный, что; так не похож на других, что и др.

ТЕМА 8. ВЫРАЖЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ




Грамматический комментарий

В предложениях реального сравнения событий употребляются союзы и союзные сочетания как, так, точно так же как, подобно тому как и другими. Союз как – наиболее употребительный, выражает сравнение в самом общем виде.


Придаточная часть указывает:

а) на типовую, обычную ситуацию, ситуацию-эталон:

Например:

- И вот всё кончилось хорошо, как всегда всё кончается в новогодних рассказах (Бианки);

б) на единичную, аналогичную, реально имевшую место ситуацию:

- Улицы были пустынны, как пустынны они в выходные и по праздникам.В предложениях реального сравнения событий употребляются союзы и союзные сочетания как, так, точно так же как, подобно тому как и другими. Союз как - наиболее употребительный, выражает сравнение в самом общем виде. Придаточная часть указывает:

а) на типовую, обычную ситуацию, ситуацию-эталон:

Например:

- И вот всё кончилось хорошо, как всегда всё кончается в новогодних рассказах (Бианки);

б) на единичную, аналогичную, реально имевшую место ситуацию:

- Улицы были пустынны, как пустынны они в выходные и по праздникам.

Союзы так же как, подобно тому как указывают на сходство между двумя реальными явлениями:

- Фольклор неисчерпаем, так же как неисчерпаема письменная литература (Осетров).

Если придаточная часть находится в препозиции к главной, то она начинается союзами как или подобно тому как, а в начале главной части может стоять частица так и:

- И как реки встречаются в море, Так встречаются люди в Москве (Гусев).

- Подобно тому, как мать любила сына, так и он любил её, безоглядно и крепко.

Придаточная часть может описывать достаточно распространённую ситуацию, и тогда предложение начинается сочетанием как это часто (нередко) не раз/всегда + глаголы делать или бывать:

- Как это всегда бывало с гастролями этого оркестра, билеты на концерты купить было необычайно трудно.


Сказуемое в придаточной части:

а) пропускается, если оно не является элементом сравнения:

Наташа ездила в университет на велосипеде, как и Илья.

б) не пропускается, если оно является элементом сравнения, или глагольные формы отличаются временем, наклонением, модальностью:

- Этот известный писатель и драматург и умер, как жил, тихо и незаметно.


Средства выражения

Примеры

Комментарии

КАК

Она говорила тихо и ласково, как обычно говорят с детьми. Мы шли по улице не спеша, как ходят иногда старые приятели.

Указывает на достоверное сравнение. Настоящее расширенное придаёт предложению обобщающий характер.

(ТОЧНО) ТАК ЖЕ КАК (И)

Иван решил стать лесником, точно так же как это сделал много лет назад его отец.




КАК ... , ТАК И

Подобно тому, как врач каждое утро обходит своих пациентов, так и Иван Антонович каждое утро обходил все классы своей небольшой школы.

Если придаточное предложение находится в препозиции и начинается союзом как или подобно тому как /книжное/, то главная часть начинается с так и.

ЧЕМ

Он умнее, чем я думал.

Указывает на сопоставление по нарастанию или убыванию признака.

ЧЕМ ... , ТЕМ

Чем больше книг по экологии он читал, тем более ясной становилась для него важность этой науки для современного мира

В предложениях с чем и чем..., тем обязательна сравнительная степень в главном


ВЫРАЖЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО СРАВНЕНИЯ


Средства выражения

Примеры

КАК (БЫ)

КАК БУДТО (БЫ)

БУДТО (БЫ)

Он очень волновался, будто бы от этого разговора зависела его жизнь.

Они не поздоровались, как будто не были знакомы.



В предложениях с союзами будто, как будто, как бы, словно, точно, как если бы придаточная часть называет ирреальную, несуществующую ситуацию:

- Я помню всё, будто это было вчера.

Союзы будто, как будто, словно, точно могут иметь при себе частицу бы, при этом модальность предложения принципиально не изменяется:

- Я помню всё, будто бы это было вчера.

В предложениях с союзами без частицы бы могут употребляться глаголы в форме настоящего времени:

- Он посмотрел на нас печально, как будто видит в последний раз.

Если союзы включают в себя частицу бы, глагол-сказуемое при этом стоит в форме прошедшего времени:

- Он посмотрел на нас печально, как будто бы видел в последний раз.

Предикаты главной и придаточной частей в предложениях с этими союзами по смыслу далеки друг от друга. Но иногда в этих предложениях может быть общий компонент: вещь, лицо, предмет. Для идентификации этого компонента используются слова он, этот, мой, его, там, сюда и другие:

- В часах что-то зазвенело, будто тамлопнула пружина.

Союзы группы будто не синонимичны. Так, союз как если бы подчёркивает условность, недостоверность сравнения:

- Перед каждым выходом на сцену он волновался, как если бы это был его первый выход.

Союз как будто вносит в сравнение оттенок условия. В этом случае он синонимичен союзу как если бы:

- Они дружески беседовали, как будто (как если бы) были знакомы много лет.

В таких предложениях невозможно использование союза как.
Задание 1. Прочитайте текст. Укажите конструкции

предполагаемого и реального сравнения.

1. Ребёнок неожиданно заплакал, как будто его кто-то обидел. 2. И было впечатление тревоги, как будто кто-то вдруг постучал в дверь (Чехов). 3. Мы так долго молчали, словно бы мы забыли все слова (из статьи). 4. Людей этих давно уже нет, но они, как живые, согревают сердца и учат меня добру, словно я была с ними рядом в их страданиях (из письма). 5. И когда нас не будет, море будет шуметь так же равнодушно, как шумит оно сейчас... (Чехов). 6. Отец долго так стоял и смотрел на гостиницу, словно запоминая её навеки, и затем тихо пошёл дальше (Икрамов). 7. Он говорит всегда очень быстро, словно торопится куда-то. 8. На щеках её играл здоровый румянец, словно в её организм налили свежей крови (Чехов).
Задание 2. Составьте сложные предложения с придаточными cравнительными.

Образец:

- По приезде в Париж их дети быстро заговорили по-французски. У детей всегда бывает так.