Файл: Учебное пособие Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия Караганда 2021 удк 811. 161. 1(075).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 516

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 5. Составьте предложения, используя данные выражения:

для увеличения - чтобы увеличить - чтобы был увеличен(а,ы);

для выполнения - чтобы выполнить - чтобы был выполнен(а,ы);

для написания- чтобы написать-чтобы был написан(а,ы);

для создания - чтобы создать - чтобы был создан(а,ы);

для определения - чтобы определить - чтобы был определен(а,ы)
Задание 6. Вместо точек вставьте предлоги для и ради, укажите возможные варианты.

1. Нужно сдать паспорта ... регистрации. 2. Студенты собрались в актовом зале ... встречи с деканом. 3. ... вашего спокойствия я готов рассказать обо всём. 4. Он купил компьютер ... младшего брата. 5. ... светлого дня Победы русские люди не щадили своей жизни. 6. ... достижения этой цели он был готов на всё. 7. … выполнения контрольной работы требуются опре­делённые знания.
Задание 7. Перестройте предложения, употребив союз чтобы.

1. Для понижения жесткости воды применяют различные методы. 2. Для ускорения электролиза в ванне поддерживают повышенную температуру. 3. Для понижения температуры плавления в состав материалов вводят флюсы. 4. Для повышения температуры в мартеновских печах топливо и воздух предварительно нагревают. 5. Для регулирования теплового режима печь снабжают автоматическими приспособлениями. 6. Для защиты кровельного железа от коррозии его покрывают цинком.
Задание 8.Составьте предложения с одним из союзов или предлогов, употребляющихся в целевых конструкциях.

1.Потушить горящее вещество. Надо охладить его ниже температуры воспламенения или прекратить к нему доступ воздуха. 2. Бороться с коррозией. Надо знать ее причины. 3. В летке пробивают небольшое отверстие. Из домны вышел чугун. 4. Отделить аммиак от азота и водорода. Газовую смесь охлаждают в холодильнике. 5. Аммиак полностью окислили в окись азота. Воздух взяли в избытке. 6. Получить концентрированную азотную кислоту. Поглощение двуокиси азота проводят под давлением.

Задание 9. Допишите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые с придаточным цели или с придаточным образа действия.

1. Мы должны овладевать знаниями, чтобы ... .

2. Мне хочется так отдохнуть, чтобы... .

3. Надо так выполнить работу, чтобы ....

4. Нужно так относиться к людям, чтобы ... .

5. Для того чтобы ..., пиши аккуратно и разборчиво.

6. Надо научиться так распределять время, чтобы ....

7. Необходимо овладеть профессиональными навыками, чтобы…
Задание 10. Прочитайте текст. Найдите конструкции, обозначающие целевые, временные отношения.
Ученый кот

(по итальянской народной сказке)
Рассказывают, что много лет назад в Палермо жил принц, который был уверен, что весь мир может переделать по-своему. И правда, в его дворце можно было увидеть много странных вещей: лошадь ела мясо, а осёл умел танцевать тарантеллу.

Но больше всего принц гордился своим котом.

Десять учёных потратили 10 лет жизни, чтобы дать образование принцу, чтобы научить его в любой ситуации не забывать, что он принц. А принц потратил 5 лет, чтобы дать обра­зование своему коту, чтобы кот забыл, что он кот. Когда, наконец, принц достиг того, чего хотел, он сказал друзьям:

- Приходите ко мне завтра на ужин, и вы увидите, что человек может изменить природу. Это докажет мой кот.

Друзья с удовольствием приняли приглашение. Один из них, человек умный и догадливый, подумал: «Если на ужине будет кот, неплохо взять с собой мышку!» Так он и сделал.

На следующий день, когда гости пришли на ужин, они увидели богатый стол. А в центре стола неподвижно, как статуя, сидел кот и держал зажженную свечу.

Гости сели за стол, и слуги начали приносить разные вкус­ные блюда - мясо, рыбу, паштеты ... Все блюда так вкусно пахли! Но кот не реагировал. Он неподвижно сидел и держал свечу.



- Ну, что я вам говорил! — сказал принц. - Вы видите, что человек может изменить природу!

- Конечно, конечно! - закричали гости. Только один гость не кричал. Он положил рядом с собой на стол шляпу и незаметно посадил под шляпу мышку.

Мышка посидела минуту под шляпой, а потом осторожно высунула голову. Как только кот увидел мышку, он сразу забыл всё, чему учил его принц. Свеча полетела в сторону, а кот бросился за мышкой.

Так принцу не удалось переделать по-своему не только всю природу, но даже своего кота.
Задание 11. Запишите предложения, используя информацию из текста.

1. Принц хотел, чтобы весь мир ... . 2. Десять учёных потратили 10 лет жизни, чтобы ... . 3. Принц потратил 5 лет жизни, чтобы ... . 4. Принц хотел, чтобы кот ... . 5. Гости пришли на ужин, чтобы ... . 6. Гость взял с собой мышку, чтобы ... . 7. Кот бросился за мышкой, чтобы ... .
Задание 12. Допишите предложения так, чтобы получились сложноподчинённые с придаточным цели или с придаточным образа действия.

1) Мы должны овладевать знаниями, чтобы ... .

2) Мне хочется так отдохнуть, чтобы... .

3) Надо так выполнить работу, чтобы ....

4) Нужно так относиться к людям, чтобы ... .

5) Для того чтобы ..., пиши аккуратно и разборчиво.

6) Надо научиться так распределять время, чтобы ....

7) Необходимо овладеть профессиональными навыками, чтобы…


ТЕМА 6. ВЫРАЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ




Грамматический комментарий

В СПП со значением образа действия придаточное предложение относится к сказуемому или обстоятельству образа действия главного предложения. К этим придаточным можно задать вопросы: как? каким образом?


Например: Все работали так, чтобы к вечеру всё закончить. Придаточное предложение с общим значением образа действия присоединяется к главному с помощью союзов что, чтобы, как, будто, точно, словно и др. В главном предложении обычно используются указательные слова: так, таким образом: Работа шла таким образом, что через два дня всё было готово. Он уселся так, чтобы его все слышали, и начал рассказывать.

В зависимости от того, каким союзом присоединяется придаточное предложение к главному, все предложение имеет, кроме своего основного значения образа действия, дополнительные оттенки значения.

Придаточные предложения с союзом что, кроме основного значения, выражается оттенок значения следствия, вытекающего из действия главного предложения и являющегося реальным фактом: Он говорил так, что его все слышали и понимали.

Союз чтобы употребляется в тех случаях, когда придаточное, обозначая, как совершается действие, передаёт вместе с тем значение цели, ради достижения которой действие совершается именно таким образом: Он говорил так, чтобы все его слышали и понимали.
Задание 1. Прочитайте предложения. Найдите придаточные со значением образа действия.

1. Она испугалась так, что у нее похолодели руки и ноги. 2. Писать надо так, чтобы читатель видел изображённое словами. 3. Он обещал всё устроить так, чтобы всем нам было хорошо и удобно. 4. Известие о моём скором отъезде так поразило мою мать, что она горько заплакала. 5. Башня была построена так, что никто не смог бы подкрасться к ней незамеченным.

6. Ливень начался такой, что через полминуты, прятаться было поздно.
Задание 2. Спишите предложения, вставьте вместо точек союз что или чтобы.

1. Всё сложилось так, … отъезд был невозможен. 2. Нам хотелось всё устроить так, … нас ничто не задержало. 3. Перенеси все вещи так, … ничто не разбилось. 4. Работу надо переписать так, … в ней не было ни одной ошибки. 5. Работа была снова переписана так, … в ней не было ни одной ошибки.

Задание 3. Допишите предложения, добавьте придаточные предложения с союзами что и чтобы. Объясните употребление союза.

1. Все сели вокруг приехавшего так, … . 2. Все старались сесть вокруг гостя так, … . Товарищи, садитесь вокруг так, … .

2. Он рассказал всё этим незнакомым людям так, … . Докладчик старался говорить так, … . Выступая перед многочисленной аудиторией, он говорил так … .

3. Надо работать так, … . Этот человек всегда работал так, … .
Задание 4. Из каждой пары простых предложений составьте сложные с общим значением образа действия, но с разными оттенками значения (следствия или цели).

1. Он крикнул. Все, даже находящиеся далеко, услышали. 2. Стулья были расставлены длинными рядами. Все видели хорошо сцену. 3. Учитель подробно объяснял трудную задачу. Ученики отлично его поняли. 4. Колхозники работали. До дождя всё сено было убрано. 5. Всё было приготовлено. Приехавшие чувствовали себя прекрасно. 6. Туристы расположились на холме. Им был виден весь небольшой городок.
Задание 5. Прочитайте отрывок из книги Н. Островского «Как закалялась сталь» и объясните употребление слова чтобы.

Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества.
Задание 6. Закончите предложения.

  1. Ветер дул с такой силой, что …

  2. Туча настолько надвинулась на солнце, что …

  3. Я чувствую в душе такую радость, что …

  4. Он был настолько интересным рассказчиком, что …

  5. Мы ехали так быстро, что …

  6. Морозный воздух так обжигал лицо, что …

  7. Спектакль так понравился, что …


Задание 7. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите придаточные образа действия, степени и сравнительные.

1. На войне солдаты поступали так как велел им долг. 2. Из груди так сильно била кровь что санитарка не успевала менять марлевые салфетки. 3. Мина взорвалась так неожиданно что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой. 4. Засмеялся он точно сталь зазвенела. 5. Ветер дул так сильно что стоять на ногах было невозможно. 6. Где-то рядом грянуло так что задрожала вся улица. 7. Это были люди настолько страшные что они были закутаны и одеялами и платками.