Файл: Учебное пособие Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия Караганда 2021 удк 811. 161. 1(075).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 506
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
кто, что, чей (во всех падежах), сколько, где, почему, зачем, когда и др.
Изъяснительные придаточные предложения, в которых средствами связи служат союзные слова (см. таблицу), передают не само сообщение, а лишь его тему. Союзное слово, являясь членом придаточного предложения, несёт дополнительную смысловую нагрузку: указывает место, время, причину, цель, объект действия и часто бывает акцентированным.
Задание 1. Прочитайте предложения. Задайте вопросы к придаточной части. Укажите придаточные определительные и придаточные изъяснительные.
1. Рассматривая фотографию, он подумал, какими смешными они были в детстве. 2. Многие люди в мире знают, какие изумительные ночи бывают в Петербурге в июне. 3. Этот дом всегда оставался тёплым и гостеприимным, каким и должен быть дом, построенный с такой любовью. 4. Стояла такая жара, какой никогда не было в это время. 5. Странно, какой длинный нос был у этой птицы. 6. Мы получили сообщение, когда и где произойдет встреча.
Задание 2. Найдите изъяснительные конструкции. Определите, к какому слову в главном предложении они относятся.
1. Я попросила студента, чтобы он рассказал о поездке в Москву. 2. Никогда не слышала, чтобы кому-то пришла в голову такая идея: строить город под водой. 3. Сомневаюсь, чтобы она поступила в университет, она плохо подготовлена. 4. Необходимо, чтобы все достижения науки шли на пользу обществу. 5. Хотелось бы, чтобы губернатором области стал не только политически и экономически, но и юридически грамотный человек. 6. Куратор сообщил студентам, что мероприятие переносится на неопределенное время.
Задание 3. Преобразуйте простые предложения с дополнениями в сложноподчиненные с изъяснительной придаточной частью.
Образец: У меня была надежда на помощь друзей. У меня была надежда на то, что мне помогут друзья.
1. У меня была давняя мечта о поездке в Италию. 2. У представителей нашей команды была огромная уверенность в победе. 3. У него всё ещё жива надежда на встречу со старыми друзьями. 4. Нам сообщили о приезде участников олимпиады из столичного вуза. 5. Профессор не забыл о просьбе магистранта. 6. Преподаватель с интересом наблюдал за работой группы. 7. Студенты настаивали на пересдаче устного экзамена.
Задание 4. Закончите предложения, подобрав подходящую изъяснительную часть в скобках.
1. Он ещё не решил того, ... . 2. Мы очень надеялись на то, ... . 3. Рыбак долго рассказывал о том, ... . 4. Мы убедились в том, ... . 5. Он рассказал о том, ... . 6. Он спросил нас о том, ... . 7. В письме к родителям она просила их только о том, ... . (а) какую рыбу он поймал; б) как ему доехать до Москвы; в) чтобы они берегли ; г) с кем ему посоветоваться; д) что сможем повидаться с ними; е) с каким удовольствием он гулял по лесу; ж) какой это интересный человек).
Задание 5. В предложениях с конструкцией зависит от того, ... отметьте способы соединения главной и придаточной изъяснительной частей предложения.
1. Наше решение будет зависеть от того, что нам скажут завтра в университете. 2. Успех совместной работы зависит от того, с кем вы сотрудничаете. 3. Ваш выбор будет зависеть от того, в какой музей вы хотите пойти в первую очередь. 4. Наша завтрашняя поездка за город будет зависеть от того, починит ли папа машину. 5. ̶ Вы будете покупать эту картину? ̶ Это будет зависеть от того, сколько она стоит. 6. ̶ У нас будет время поговорить? ̶ Это зависит от того, когда ты придёшь ко мне. 7. Как долго продлится мое лечение? – Это будет зависеть от того, какой диагноз будет поставлен.
Задание 6. Вставьте вместо точек изъяснительные союзы или союзные слова, подходящие по смыслу.
1. Преподаватель терпеливо объясняла, ... мы проходим этот предмет и ... он так важен для нашей специальности. 2. Очень хотелось спросить, ... удалось ученому открыть это вещество, ... он пришел к столь неожиданному выводу. 3. Расскажите мне, пожалуйста, ... я должен выполнить это задание и ... для этого нужно сделать. 4. Мальчик все твердил, ... забыл свой адрес, и спрашивал, ... его отправят. 5. Ведущий передачи сообщил, ... сегодня пойдет речь, ... артистами встретятся зрители, ... вопросы получат ответы, ... задумана эта передача. 6. Перед экскурсией нам объявили, ... времени она рассчитана, ... проходит маршрут, ... пойдет речь, ... надо особенно посмотреть и ... следует обратить больше внимания.
Сравните:
1. Он сказал, чтобы Пётр пришёл (косвенное побуждение)
2. Он сказал, что Пётр пришёл (приходил, придёт) -реальный факт.
Задание 7. Вместо точек вставьте в текст союзы что или чтобы.
Руководитель отдела напомнил, ... у нас завтра два запланированных собеседования. Я объяснила ему, ... не смогу на них присутствовать и попросила, ... он заменил меня кем-нибудь из персонала. Руководитель убеждал меня в том, ... обязательно надо принять участие во встречи. Я сказала, что меня вызвали в посольство. Я убедила руководителя, ... он извинилась перед соискателями за мое отсутствие. Он отнесся с пониманием и пообещал мне, ... выполнит мою просьбу.
Союз чтобы используется при переводе прямой речи в косвенную речь с глаголами:
1) волеизъявления и побуждения: велеть, призывать, приказывать, просить, требовать, отговаривать, уговаривать;
2) желания: желать, добиваться, хотеть.
2. Если в придаточной части есть модальные слова должен, надо, необходимо, нужно с последующим инфинитивом, то употребление союза чтобы невозможно.
Сравните:
Косвенная речь это по сути пересказ чьего-то высказывания. Главная часть в предложении строится от имени автора, а придаточная содержит само высказывание. Между главной и придаточной частью должна стоять запятая.
Задание 8. Замените простые предложения синонимичными сложными с придаточными изъяснительными.
Образец:
- Преподаватель напомнил нам об открытии выставки.
- Преподаватель напомнил нам, что завтра открывается выставка.
1. Куратор сообщил студентам своей группы о результатах сессии. 2. Секретарь упомянул о решении собрания. 3. Недавно он сообщил мне свой маршрут. 4. Члены комиссии попросили девушку заполнить бланк. 5. Я вежливо попросил разрешения сесть. 6. Друг спросил меня о расписании на второй семестр. 7. Я спросил совета у товарищей.
Задание 9. Вставьте вместо вопросительного слова необходимое существительное или местоимение в соответствующем падеже.
1. Клиент потребовал (от кого?), чтобы (кто?) разговаривали с ним вежливо. 2. Докладчик призвал (кого?), чтобы (кто?) высказывали свое мнение. 3. Доктор рекомендовал (кому?), чтобы (кто?) оставалась дома и продолжала лечение. 4. Преподаватель предложил (кому?), чтобы (кто?) выступил с тезисами на студенческой научной конференции. 5. Пожилая женщина попросила (кого?), чтобы (кто?) помогли ей заполнить квитанцию. 6. Незнакомец спросил (кого?), чтобы ему показали дорогу к театру. 7. Секретарь напомнила (кому?) о том, что (кто?) должны зарегистрироваться на собрания в три часа.
Задание 10. Замените данные простые предложения близкими по значению сложными с союзом что.
1. Деканат предупредил студентов о предстоящей экскурсии. 2. Преподаватель напомнил учащимся о приближении рубежного контроля. 3. Друзья спорили о необходимости поездки. 4. Дочь заявила о своем желании работать. 5. Однокурсники договорились об очередной встрече. 6. По радио объявили о надвигающейся грозе. 7. Ученый рассказывал о необходимости бережного отношения к окружающей среде.
Изъяснительные придаточные предложения, в которых средствами связи служат союзные слова (см. таблицу), передают не само сообщение, а лишь его тему. Союзное слово, являясь членом придаточного предложения, несёт дополнительную смысловую нагрузку: указывает место, время, причину, цель, объект действия и часто бывает акцентированным.
Средства выражения | Примеры | Комментарии |
КТО, ЧТО, ЧТО ЗА | Никто не мог понять, что он за человек. Увидим, кого она пригласит на день рождения. | Придаточные изъяснительные с союзными словами осложняются добавочными оттенками значений: а) сосредоточивают внимание на субъекте или объекте действия; |
КАКОЙ, КОТОРЫЙ, КАКОВ | Попробуйте, каков на вкус этот соус. Я не мог решить, какой подарок купить маме. Мы не знали, какой урок будет первым. | б) содержат указание на качество, разновидность предметов; на порядок их выбора; |
ЧЕЙ | Никто не мог вспомнить, чья это мысль. Я забыл, чей это портрет. | в) сосредоточивает внимание на принадлежности предмета; |
ГДЕ, КУДА, ОТКУДА | Они так и не поняли, куда уехала Наташа. | г) вносят оттенок пространственного значения; |
КОГДА | Все ждали, когда наступят праздники. | д) вносит оттенок временного значения; |
КАК | Слышно было, как шумят машины за окном. | е) подчёркивает характер действия, способ его совершения; |
СКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО | Неизвестно, сколько нам ещё ждать приказа начальника. | ж) содержат указание на меру, степень; |
ОТЧЕГО, ПОЧЕМу | Я объяснила им, почему я боюсь идти домой так поздно. | з) вносят причинный оттенок; |
ЗАЧЕМ | Никто не понимает, зачем она едет в Сибирь. | и) вносит оттенок целевого значения |
Задание 1. Прочитайте предложения. Задайте вопросы к придаточной части. Укажите придаточные определительные и придаточные изъяснительные.
1. Рассматривая фотографию, он подумал, какими смешными они были в детстве. 2. Многие люди в мире знают, какие изумительные ночи бывают в Петербурге в июне. 3. Этот дом всегда оставался тёплым и гостеприимным, каким и должен быть дом, построенный с такой любовью. 4. Стояла такая жара, какой никогда не было в это время. 5. Странно, какой длинный нос был у этой птицы. 6. Мы получили сообщение, когда и где произойдет встреча.
Задание 2. Найдите изъяснительные конструкции. Определите, к какому слову в главном предложении они относятся.
1. Я попросила студента, чтобы он рассказал о поездке в Москву. 2. Никогда не слышала, чтобы кому-то пришла в голову такая идея: строить город под водой. 3. Сомневаюсь, чтобы она поступила в университет, она плохо подготовлена. 4. Необходимо, чтобы все достижения науки шли на пользу обществу. 5. Хотелось бы, чтобы губернатором области стал не только политически и экономически, но и юридически грамотный человек. 6. Куратор сообщил студентам, что мероприятие переносится на неопределенное время.
Задание 3. Преобразуйте простые предложения с дополнениями в сложноподчиненные с изъяснительной придаточной частью.
Образец: У меня была надежда на помощь друзей. У меня была надежда на то, что мне помогут друзья.
1. У меня была давняя мечта о поездке в Италию. 2. У представителей нашей команды была огромная уверенность в победе. 3. У него всё ещё жива надежда на встречу со старыми друзьями. 4. Нам сообщили о приезде участников олимпиады из столичного вуза. 5. Профессор не забыл о просьбе магистранта. 6. Преподаватель с интересом наблюдал за работой группы. 7. Студенты настаивали на пересдаче устного экзамена.
Задание 4. Закончите предложения, подобрав подходящую изъяснительную часть в скобках.
1. Он ещё не решил того, ... . 2. Мы очень надеялись на то, ... . 3. Рыбак долго рассказывал о том, ... . 4. Мы убедились в том, ... . 5. Он рассказал о том, ... . 6. Он спросил нас о том, ... . 7. В письме к родителям она просила их только о том, ... . (а) какую рыбу он поймал; б) как ему доехать до Москвы; в) чтобы они берегли ; г) с кем ему посоветоваться; д) что сможем повидаться с ними; е) с каким удовольствием он гулял по лесу; ж) какой это интересный человек).
Задание 5. В предложениях с конструкцией зависит от того, ... отметьте способы соединения главной и придаточной изъяснительной частей предложения.
1. Наше решение будет зависеть от того, что нам скажут завтра в университете. 2. Успех совместной работы зависит от того, с кем вы сотрудничаете. 3. Ваш выбор будет зависеть от того, в какой музей вы хотите пойти в первую очередь. 4. Наша завтрашняя поездка за город будет зависеть от того, починит ли папа машину. 5. ̶ Вы будете покупать эту картину? ̶ Это будет зависеть от того, сколько она стоит. 6. ̶ У нас будет время поговорить? ̶ Это зависит от того, когда ты придёшь ко мне. 7. Как долго продлится мое лечение? – Это будет зависеть от того, какой диагноз будет поставлен.
Задание 6. Вставьте вместо точек изъяснительные союзы или союзные слова, подходящие по смыслу.
1. Преподаватель терпеливо объясняла, ... мы проходим этот предмет и ... он так важен для нашей специальности. 2. Очень хотелось спросить, ... удалось ученому открыть это вещество, ... он пришел к столь неожиданному выводу. 3. Расскажите мне, пожалуйста, ... я должен выполнить это задание и ... для этого нужно сделать. 4. Мальчик все твердил, ... забыл свой адрес, и спрашивал, ... его отправят. 5. Ведущий передачи сообщил, ... сегодня пойдет речь, ... артистами встретятся зрители, ... вопросы получат ответы, ... задумана эта передача. 6. Перед экскурсией нам объявили, ... времени она рассчитана, ... проходит маршрут, ... пойдет речь, ... надо особенно посмотреть и ... следует обратить больше внимания.
| Грамматический комментарий Изъяснительные конструкции с союзом что указывают на реальный факт (который совершился, совершается или будет совершён), а изъяснительные конструкции с союзом чтобы указывают на желательность, возможность, необходимость выполнения действия, а также выражают косвенное побуждение к действию (глагол в придаточной части обычно стоит в форме прошедшего времени). |
Сравните:
1. Он сказал, чтобы Пётр пришёл (косвенное побуждение)
2. Он сказал, что Пётр пришёл (приходил, придёт) -реальный факт.
Задание 7. Вместо точек вставьте в текст союзы что или чтобы.
Руководитель отдела напомнил, ... у нас завтра два запланированных собеседования. Я объяснила ему, ... не смогу на них присутствовать и попросила, ... он заменил меня кем-нибудь из персонала. Руководитель убеждал меня в том, ... обязательно надо принять участие во встречи. Я сказала, что меня вызвали в посольство. Я убедила руководителя, ... он извинилась перед соискателями за мое отсутствие. Он отнесся с пониманием и пообещал мне, ... выполнит мою просьбу.
Союз чтобы используется при переводе прямой речи в косвенную речь с глаголами:
1) волеизъявления и побуждения: велеть, призывать, приказывать, просить, требовать, отговаривать, уговаривать;
2) желания: желать, добиваться, хотеть.
2. Если в придаточной части есть модальные слова должен, надо, необходимо, нужно с последующим инфинитивом, то употребление союза чтобы невозможно.
Сравните:
-
Мама сказала, чтобы я навестил отца в больнице. -
Мама сказала, что я должен навестить отца больнице.
Косвенная речь это по сути пересказ чьего-то высказывания. Главная часть в предложении строится от имени автора, а придаточная содержит само высказывание. Между главной и придаточной частью должна стоять запятая.
Прямая речь | Косвенная речь |
«Сегодня очень жарко», - произнес задумчиво проводник. | Проводник задумчиво произнес, чтосегодня очень жарко. |
Бригадир сказал строгим голосом: «Позовите сюда охранника!» | Бригадир сказал строгим голосом, чтобы позвали сюда охранника. |
Мой спутник спросил: «Где центр города?» | Мой спутник спросил, гдецентр города. |
Задание 8. Замените простые предложения синонимичными сложными с придаточными изъяснительными.
Образец:
- Преподаватель напомнил нам об открытии выставки.
- Преподаватель напомнил нам, что завтра открывается выставка.
1. Куратор сообщил студентам своей группы о результатах сессии. 2. Секретарь упомянул о решении собрания. 3. Недавно он сообщил мне свой маршрут. 4. Члены комиссии попросили девушку заполнить бланк. 5. Я вежливо попросил разрешения сесть. 6. Друг спросил меня о расписании на второй семестр. 7. Я спросил совета у товарищей.
Задание 9. Вставьте вместо вопросительного слова необходимое существительное или местоимение в соответствующем падеже.
1. Клиент потребовал (от кого?), чтобы (кто?) разговаривали с ним вежливо. 2. Докладчик призвал (кого?), чтобы (кто?) высказывали свое мнение. 3. Доктор рекомендовал (кому?), чтобы (кто?) оставалась дома и продолжала лечение. 4. Преподаватель предложил (кому?), чтобы (кто?) выступил с тезисами на студенческой научной конференции. 5. Пожилая женщина попросила (кого?), чтобы (кто?) помогли ей заполнить квитанцию. 6. Незнакомец спросил (кого?), чтобы ему показали дорогу к театру. 7. Секретарь напомнила (кому?) о том, что (кто?) должны зарегистрироваться на собрания в три часа.
Задание 10. Замените данные простые предложения близкими по значению сложными с союзом что.
1. Деканат предупредил студентов о предстоящей экскурсии. 2. Преподаватель напомнил учащимся о приближении рубежного контроля. 3. Друзья спорили о необходимости поездки. 4. Дочь заявила о своем желании работать. 5. Однокурсники договорились об очередной встрече. 6. По радио объявили о надвигающейся грозе. 7. Ученый рассказывал о необходимости бережного отношения к окружающей среде.