Файл: Учебное пособие Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия Караганда 2021 удк 811. 161. 1(075).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 509

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 7.Вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, запишите сложноподчинённые предложения с придаточными места. Обозначьте грамматические основы.

1. Где светлый ключ(?) спускаясь (в)низ по серым камням точит слёзы ползут на ч..рный к..парис гроздями пурпурные розы (А. К. Толстой). 2. Куда (н..)огл..нусь (по)всюду рож(?) густая (А. Майков). 3. (Н..)(в)каком покр..вительстве сосна (н..)нуждае(тся, ться) р..стёт там где (н..)кто (н..)может р..сти (М. Пришвин). 4. И куда (н..)взглянеш(?) осв..жё(н, нн)ым взором (ото)всюду веет тиш..ю да пр..стором (А. Апухтин). 5. Повсемес..но где только лес был (по)реже лежали на земле белые х..лсты лу(н, нн)ого света (В. Катаев). 6. Мне пр(..)видился сон, где (н..)кого не мог я узнать, и в котором до сих пор вижу нечто ужасное.
Задание 8.Спишите, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных сложноподчинённых предложений.

1. Смелый там найдёт где робкий потеряет. 2. Откуда дым оттуда и огонь. 3. Куда ветер дует туда и тучи несутся. 4. Откуда ветер оттуда и дождь. 5. Где тонко, там и рвётся. 6. Хорошо там где нас нет. 7. Загнал куда Макар телят не гонял. (Пословицы)

Задание 9. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Установите вид придаточных, которые присоединяются к главному с помощью союзного слова (местоименного наречия) где.

1. Меж гор лжащих (полу)кругом пойдём туда где ручеёк в..ясь б..жит зелёным лугом к реке сквозь липовый лесок (А. Пушкин). 2. В безмолвный терем вход..т он где дремл..т чудным сном Людмила (А. Пушкин). 3. Где (не)когда всё было пусто голо теперь младая роща разр..слась (А. Пушкин). 4. Онегин добрый мой пр..ятель родился на брегах Невы где может быть родились вы или бл..стали мой читатель (А. Пушкин). 5. Умолк аул где бе..заботно (н..)давно слушали певца (М. Лермонтов). 6. Мой дом везде где есть небесный свод (М. Лермонтов). 7. Вчера я шёл по зале осв..щё(н, нн)ой где так д..вно встречались мы с тобой (А. Фет).
Задание 10. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите вид сложных предложений.

1. Я узнал что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их как на холст на далёкие пространства земли и неба. 2. Я видел, что листва не только золотая и пурпурная но и алая фиолетовая коричневая чёрная и почти белая. 3. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы которая неподвижно висела в воздухе. 4. А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском. 5. В сосновых чащах дрожали от холода берёзы которые были осыпаны сусальной позолотой. 6. Деревья начинали желтеть снизу так что я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. 7. Я уверил себя что эта командировка первая и последняя в моей жизни.


ТЕМА 4. ВЫРАЖЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ




Грамматический комментарий

Временные отношения в сложном предложении выражаются соотношением действий главной и придаточной частей. Эти действия могут совпадать во времени или совершаться последовательно: действие придаточной части происходит раньше действия главной и, наоборот, действие главной части - раньше действия придаточной


Сложноподчинённые предложения с придаточной частью времени указывают на различное временное соотношение действий в главной и зависимой частях. Придаточная часть времени отвечает на вопросы: когда? до какого времени? с каких пор? до каких пор? как долго? Эта часть присоединяется к главной части словами: когда, пока, до того как, после того как, прежде чем, как только, по мере того как, пока не, с тех пор как и др.

В предложениях со значением одновременности придаточная часть прикрепляется союзами когда, пока, в то время как, по мере того как; сказуемые в главной и придаточной частях имеют чаще всего одинаковые формы времени несовершенного вида или одну несовершенного, а другую - совершенного вида.

Например:

- Когда она играла внизу на рояле, я вставал и слушал (А.П. Чехов); В этом предложении сказуемое главной и придаточной частей выражены глаголами несовершенного вида; действие главной части совпадает с действием придаточной на всем его протяжении.

Например:

- Покуда Даша сталкивала лодку в воду, подбежал запыхавшийся офицер - одно из сказуемых выражено формой совершенного, а другое - несовершенного вида, причем действие одной части (со сказуемым в форме совершенного вида) происходит в один из моментов действия другой части (со сказуемым в форме несовершенного вида).

В предложениях со значением разновременности действий придаточная часть времени прикрепляется союзами когда, пока, после того как, с тех пор как, до того как, прежде чем, как только и др.; сказуемые главной и придаточной частей выражаются чаще всего формами совершенного вида или в одной из частей ̶ совершенного, а в другой - несовершенного. Например: Дарья окончательно развеселилась после того, как с поля пришла Дуняша (М. Шолохов).




Средства выражения


Примеры

Комментарии


КОГДА

Когда Андрей ушел из института, он устроился работать на завод.


Оба глагола совершенного вида (СВ).

Последовательная смена событий

ПОСЛЕ ТОГО КАК

После того как я выучил стихотворение, я пошел гулять.




КАК ТОЛЬКО


Как только раздался звонок, все замолчали.

Мгновенная смена событий

С ТЕХ ПОР КАК


С тех пор как он уехал, мы живем вдвоём.


Начальная временная граница. Глагол

СВ - глагол НСВ

ПЕРЕД ТЕМ КАК


Перед тем как приехать, он позвонил мне.

Непосредственное

предшествование

ДО ТОГО КАК



До того как закончить работу, он показал ее отцу.

Предшествование с

возможным интервалом времени

ПОКА НЕ


Он несколько раз перечитал письмо, пока не понял, что дома все в порядке.


Конструкция употребляется только

с СВ и указывает на

окончание действия


Задание 1. Выберите из скобок глагол нужного вида.

1. Когда я (приходил, пришел) к ним, они всегда встречали меня приветливо. 2. Когда я (приходил, пришел) в концертный зал, все уже сидели на своих местах. 3. Когда (начинались, начались) каникулы, я отправился путешествовать по России. 4. Когда (начинались, начались) дожди, в городе становилось холодно и скучно. 5. Когда ты (помогаешь, поможешь) друзьям, на душе становится светлее. 6. Когда друг (помогает, поможет) тебе, обя­зательно поблагодари его.
Задание 2. Вместо точек вставьте союз когда или
пока. Отметьте предложения, в которых возможно употребление обоих союзов.

1. ... человек жив, он не должен терять надежды. 2. Идеи становятся силой, ... они овладевают массами. 3. ... между людьми нет понимания и терпимости, конфликты неизбежны. 4. ... проходили переговоры, стороны обсудили интересующие их проблемы. 5. ... ты работаешь для других, делай это так, как если бы ты работал для себя. 6... Д.И. Менделеев создал свою периодическую систему, понятия о строении атома еще не существовало. 7. ... люди долго живут вместе, они начинают понимать друг друга с полуслова.
Задание 3. Прочитайте предложения. Объясните разницу в значении предложений с союзами до того как, перед тем как, прежде чем.

1. Перед тем как задать вопрос лектору, он сам сформулировал ответ. 2. До того как поступить в докторантуру, он 2 года учился в магистратуре. 3. Прежде чем приступить к на­писанию дипломной работы, необходимо тщательно продумать ее струк­туру. 4. Прежде чем отправиться в путешествие, необходимо изучить маршрут. 5. Перед тем как поехать к родственникам, он предупредил их о своих планах. 6. До того как я поеду домой на каникулы, я выберу подарки своим родным. 7. Прежде чем осуждать человека за его поступки, проанализируйте свое поведение.
Задание 4. Вместо точек вставьте один из союзовдо того как, перед тем как, прежде чем.

1. ... переходить улицу, внимательно посмотрите налево, а потом направо. 2. ... начать собрание, куратор сделал не­сколько объявлений. 3. ... поехать на практику, студенты проходят теоретическую подготовку. 4. ... мы встретились в Москве, мы ни разу не видели друг друга. 5. …представить нам картину И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», экскурсовод рассказал нам о творчестве художника. 6. … как профессор начал читать лекцию, студенты приготовили все необходимое для ее записи.



Грамматическая справка

Сложные предложения времени можно трансформировать в простые, заменив придаточное времени сочетанием: предлог + существительное в соответствующем падеже:



когда + глагол НСВ

пока + глагол НСВ

по мере того как + глагол НСВ

во время (чего?)

в процессе (чего?)

в ходе (чего?)

в течение (чего?)

в продолжение (чего?

по мере (чего?)


- Если после предлога в простом предложении стоит отглагольное существительное, то в сложном оно заменяется соответствующим глаголом.

- Если после предлога стоит неотглагольное существительное, то в зависимое предложение вводится глагол, выбор которого определяется существительным.

Форма родительного падежа существительного в простом предложении заменяется формой винительного падежа в активной конструкции и формой именительного падежа в пассивной.
Задание 5.Трансформируйте сложные предложения в простые.

1. Перед тем как проводить эксперимент, мы еще раз проверили работу контрольных приборов. 2. Серьезные ошибки в конструкции прибора были обнаружены только тогда, когда его испытывали. 3. Когда выступление обсуждалось, было высказано много противоположных мнений. 4. Когда мы с вами увидимся, я обязательно поведаю вам о своем путешествии. 5. После того как мой друг защитил диссертацию, он поехал за границу по приглашению. 6. До того как я первый раз побывал в России, я много читал об этой удивительной стране. 7. С тех пор как я приехал учиться, я ни разу не был на родине.
Задание 6. На основе двух простых предложений постройте сложное, передав последовательность действий с помощью различных союзов. Трансформируйте сложные предложения в простые.

1. В России произошла отмена крепостного права. Промышленность стала развиваться быстрыми темпами. 2. В 1945 году была одержана победа над фашизмом. Прошло более полувека. 3. Договор ратифицирован в парламенте. Договор вступил в силу. 4. В России царствовал Петр I. Начал строиться Русский флот. 5. Д.И. Менделеев изучил свойства химических элементов. Он создал свою периодическую систему. 6. Ломоносов окончил школу с отличием. Продолжил образование в Москве.