Файл: Учебное пособие Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия Караганда 2021 удк 811. 161. 1(075).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 514

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Грамматический комментарий

Деепричастия обозначают действие, происходящее одновременно или последовательно по отношению к главному действию, выраженному предикатом предложения.

Деепричастия несовершенного вида выражают действие, одновременное с действием, выраженным предикатом предложения.

Например: Уходя, выключайте свет.

Деепричастия совершенного вида выражают действие, произошедшее раньше действия, выраженного предикатом предложения.

Например: Написав контрольную работу, мы вышли из аудитории.


ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
Деепричастия несовершенного вида


Инфинитив и основа

Суффиксы деепричастий

Деепричастия

болеть

болеют

- я -

болея

рисовать

рисуют

рисуя

кричать







кричат

крича

держать




держа

держат

-а-






Деепричастия совершенного вида


Основа

прошедшего времени

Суффиксы

деепричастий

Деепричастия совершенного вида

прочита-л

заболе-л

-в (-вши)

прочитав

(прочитавши)

заболев

(заболевши)


Научи-лся

-вши-

научившись

принес

отвез

привлек

-ши-

принесши

отвезши

привлекши



Суффикс -а- употребляется только после шипящих. От некоторых глаголов эта форма не образуется. Например, от глаголов бежать, бить, ждать, петь, писать, пить, мочь, казаться, беречь и др.

Суффиксы -в и -вши употребляются после гласного. Перед -ся употребляется только -вши. Суффикс -ши употребляется после согласного.
Задание 7. Образуйте от следующих глаголов деепричастия: со­вершенного вида; несовершенного вида.

а) Контролировать, записывать, анализировать, рассматривать, реагировать, учитывать, проходить, держать, молчать.

б) Прослушать, записать, получить, научиться, увидеть, решить, проанализировать, окончить, рассмотреть.
Задание 8

.Ответьте на вопросы утвердительно, заменив при­даточное предложение времени деепричастным оборотом совершенного или несовершенного вида. Помните, что в предложении с деепричастием должен быть один субъект.

Образец:

- Когда студент получил диплом, он стал работать инженером?

- Да, получив диплом, студент стал работать инженером.

  1. Когда Д.И. Менделеев изучил свойства химических элементов, он создал свою периодическую систему?

  2. Когда вода закипает, она превращается в пар?

  3. Когда твердое вещество нагревается до определенной температуры, оно начинает плавиться?

  4. Когда профессор закончил читать лекцию, он начал задавать вопросы?

  5. Когда вы читаете книги на французском языке, вы пользуетесь словарём?

  6. Когда вы получите диплом об окончании университета, вы собираетесь работать по специальности?


Задание 9.Сопоставление придаточных места и времени с уточняющими обстоятельствами места и времени.

а) Заменить уточняющие обстоятельства места придаточными места.

Образец: Там, в конце сада, росла береза. Там, где кончается сад, росла береза.

1. Далеко, почти у самого горизонта, виднелись горы. 2. На окраине города, за новым микрорайоном, строится ледовый дворец. 3. На тропинке, у поворота к причалу, встретились друзья.

б) Придаточные времени заменить простыми предложениями с уточняющими обстоятельствами времени.

Образец:

- В прошлом году, как только наступила осень, ребята посадили деревья в школьном саду.

- В прошлом году, в начале осени, ребята посадили деревья в школьном саду.

1. Вечером, когда отец вернулся из поездки, слушали его рассказ о городе на берегу большой реки. 2. В марте, как только начнутся каникулы, ребята отправятся в музей. 3. Вечером, когда начался дождь, мы поспешили укрыться в ветхом охотничьем домике.

в) Заменить придаточное предложение деепричастным оборотом.

Почему в некоторых предложениях замена невозможна?

1. Киты, после того как набирают в себя воду, выбрасывают ее фонтаном вверх. 2. Когда я окончил школу
, все советовали мне пойти поработать на предприятие. 3. До той минуты, пока путешественники не оказались на равнине, их не покидало чувство тревоги. 4. Пока сотрудники патруля готовились к инспектированию, они изучали правила проведения проверки.
Задание 10. Замените придаточные предложения с союзом когда деепричастием с зависимыми от него словами.

1. Когда мы слушаем информацию, мы всегда записываем ее в тетрадь. 2. Когда мы прослушали информацию, мы стали задавать вопросы лектору. 3. Когда преподаватель объяснял новую тему, он приводил много примеров. 4. Когда преподаватель объяснил тему, он дал студентам практическое задание. 5. Когда противоположно заряженные ионы встречаются друг с другом, они образуют нейтральную молекулу. 6. Когда противоположно заряженные ионы встретились, они образовали нейтральную молекулу. 7. Когда политик высказывает свою точку зрения, он аргументирует свое мнение. 8. Когда политик высказал свою точку зрения, он аргументировал свое мнение.
Задание 11. Трансформируйте сложные предложения в простые, заменив придаточное предложение времени деепричастным оборотом.

1. Когда все немного успокоились, хватились Михея Зотыча, но его и след простыл (Д. МаминСибиряк).

2. Солнце медленно сползает с неба на край степи, и когда оно почти коснется земли, то становится багровым (М Горький).

3. Когда Антон Пафнутьич встал из-за стола, он начал вертеться около молодого француза.

4. Когда подхожу я к своему крыльцу, дверь распахивается и меня встречает мой старый сослуживец, тезка швейцар Николай (А. Чехов).

5. Я смотрел на него и думал, что ему, лет за сорок и жизнь для него была не шуткой (А. Горький).

6. Он проснулся, когда послышались шаги на веранде и скрипнула дверь (Ч. Айтматов).

7. Она почувствовала, что в голове у нее все спуталось и она не может понять как нужно говорить с этим человеком (М Горький).
Задание 12.Спишите, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Определите виды придаточных. Назовите устаревшие слова, которые являются подчинительными союзами со значением времени.


1. Когда же ю(н, нн)ости м..тежной пришла Евгению пора пора н..дежд и грусти нежной monsieur прогнали со двора. 2. Едва р..дела ночи мгла Людмила к водопаду шла умы(тся, ться) хладною струёю. 3. Как я любил его сп..койный вид когда душой в мнувшем погружё(н, нн)ый он летопись свою в..дёт. 4. Как наеш(?)ся ты своей полбы соб..ри(ка) с чертей оброк мне полный. 5. Сей бл..годатной бородой (не)даром Черномор украш..н. Доколь власов её седых вр..ждебный меч(?) (не)перерубит (ни)кто из вит..зей лихих (ни)кто из смертных (не)погуб..т малейших замыслов моих. 6. Пока (не)требует поэта к св..ще(н, нн)ой жертве Аполлон в з..ботах суетного света он малодушно погруж..н... Но лишь божестве(н, нн)ый глагол до слуха чуткого к..снё(тся, ться) душа поэта встр..пенё(тся, ться) как пробудивш..йся орёл. 7. Надев широкий боливар Онегин едет на бульвар и там гуля..т на просторе пока (не)дремл..щий брегет (не)прозвонйт ему обед. (А. Пушкин)





Обратите внимание:

В «другой день» значит ‘не в этот’:

- Сегодня врач не может принять, приходите в другой день - в среду, в четверг.

Сочетание «на другой день» значит ‘на следующий’:

- Он был на лыжной прогулке, и на другой день не смог пойти на работу - простудился.

Слово день во множественном числе (= в ближайшее время, скоро) может выступать в конструкции на + П. п.:

- Она на днях вернется из командировки.

Обратите внимание:

Со словами детство, юность, молодость обычно употребляется определение ранний, со словом старость – глубокий.

- В глубокой старости он писал мемуары

Обратите внимание:

Выражения «целые сутки» и «целыми сутками» имеют разные значения: целые сутки = 24 часа, а целыми сутками = несколько суток:

- Он не спал целые сутки, был в больнице около отца.

- Целыми сутками родственники не отходили от больного.