Файл: Оглавление виды хозяйственного учета 3 Бухгалтерский учет 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 1127
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Определение и основные задачи бухгалтерского учета
Система нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета в России
Классификация актива по составу и функциональной роли
К лассификация пассива по источникам образования и целевому назначению
Метод бухгалтерского учета и его элементы
Содержание и строение бухгалтерского баланса
Документирование хозяйственных операций
Учет наличных денежных средств (50 счет)
Учет безналичных расчетов (51, 52, 55, 57 счета)
Учет расчетов с подотчетными лицами (71 счет)
Учет основных средств (07, 08, 01, 02 счета)
Изменение первоначальной стоимости ОС
Документальное оформление движения ОС
Учет нематериальных активов (04, 05 счета)
Понятие, классификация и документальное оформление движения материалов
Учет и методы оценки расхода материалов
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
Понятие и классификация затрат на производство
Учет затрат на производство (20 счет)
Учет затрат во вспомогательном производстве (23 счет)
Учет затрат на обслуживание (25 счет)
Учет затрат на управление (26 счет)
Учет потерь от брака и прочих производственных расходов (28 счет)
Учет прочих производственных расходов
Учет расходов на продажу (44 счет)
Сводный учет затрат на производство. Учет незавершенного производства
Методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции
Учет расходов будущих периодов (сч.97)
Учет готовой продукции (43 счет)
Учет выпуска продукции (40 счет)
Бухгалтерский учет отгрузки и продажи готовой продукции
Учет товаров в оптовой и розничной торговле. Способы оценки товаров
Особенности применения счета «Торговая наценка» (42 счет)
Выполненные этапы по незавершенным работам (46 счет)
Учет заработной платы (70, 68.01, 69 счета)
Системы, формы и документальное оформление оплаты труда
Как заполнять новые строки в 6-НДФЛ
Бухгалтерский учет заработной платы
Расчет пособия по больничному листу
Понятие дебиторской и кредиторской задолженности
Учет расчетов с поставщиками и покупателями (сч. 60, 62)
Учет резерва по сомнительным долгам (сч. 63)
Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость (сч. 19, 90.3, 68.2, 76.АВ, 76.ВА)
Учет расчетов по кредитам и займам (сч. 66, 67)
Учет прочих доходов и расходов (сч. 91)
Учет конечного финансового результата, прибыли и убытки (сч. 99)
Учет нераспределенной прибыли и целевого финансирования
Учет капитала (80, 81, 82, 83, 84, 86 счета)
Состав финансовых вложений и условия принятия их к бухгалтерскому учету (58, 59 счета)
Оценка финансовых вложений (58 счет)
Содержание и строение бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс - это таблица, в которой имущество организации сгруппировано по составу и функциональной роли (актив) и по источникам образования и целевому назначению (пассив). Итог актива должен быть обязательно равен итогу пассива, так как в активе и пассиве сгруппируется одно и то же имущество по разным направлениям. Схема бухгалтерского баланса приведена ниже.
БАЛАНС
Актив | Пассив | ||
Группировка по составу и функциональной роли I. Внеоборотные активы; П. Оборотные активы. | Сумма | Группировка по источникам образования имущества и целевому назначению III. Капитал и резервы; IV. Долгосрочные обязательства; V. Краткосрочные обязательства | Сумма |
Счета и двойная запись
Непрерывное текущее наблюдение и контроль за хозяйственными операциями и за изменениями в составе имущества и источников его формирования осуществляются с помощью системы счетов бухгалтерского учета.
С чета открываются на каждый экономически однородный вид имущества, источников его формирования и хозяйственных операций в соответствии с классификацией объектов учета (счета «Касса», «Расчетные счета», «Основные средства», «Уставный капитал» и др.). Счет имеет форму двусторонней таблицы с указанием «Дебет» и «Кредит»*.
* Дебет - в переводе с латинского означает «он должен», поэтому дебитор - это должник или заемщик; кредит - «он верит, доверяет», поэтому кредитор - это заимодатель, т.е. лицо, давшее деньги или иные ценности другому лицу. В настоящее время слова «дебет» и «кредит» превратились в простые термины, обозначающие стороны счета (дебет - левая, а кредит - правая сторона счета).
В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пас
сив различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета.
Счет.№ ______ (наименование счета)
Дебет (Дт.) Кредит (Кт.)
Активные счета предназначены для учета активов.
Пассивные счета предназначены для учета состояния, движения и изменения источников собственных и заемных средств предприятия, их целевого назначения.
Схема активного счета
Дебет | Кредит |
Сальдо начальное — остаток (наличие) имущества на начало отчетного периода | |
Оборот по дебету — сумма имущества, вызывающих увеличение имущества, в течение отчетного периода | Оборот по кредиту — сумма имущества, вызывающих уменьшение хозяйственных средств, в течение отчетного периода |
Сальдо конечное — остаток имущества на конец отчетного периода | |
Схема пассивного счета
Дебет | Кредит |
| Сальдо начальное — остаток источников образования хозяйственных средств на начало отчетного периода |
Оборот по дебету — сумма хозяйственных операций, вызывающих уменьшение источников образования хозяйственных средств, в течение отчетного периода | Оборот по кредиту — сумма хозяйственных операций, вызывающих увеличение источников образования хозяйственных средств, в течение отчетного периода |
| Сальдо конечное — остаток источников образования хозяйственных средств на конец отчетного периода |
Помимо счетов для учета имущества организации (активных) и источников его формирования (пассивных) в бухгалтерском учете существуют активно-пассивные счета, на которых отражаются одновременно и имущество организации, и источники его формирования.
Активно - пассивные
– это счета, на которых отражаются одновременно и имущество организации (как на активных счетах), и источники его формирования (как на пассивных счетах).
К активно-пассивным счетам относят 02, 05, 42, 59, 63, 66, 67, 70, 77, 80, 82, 83, 96, 98
Бухгалтерская проводка – это способ регистрации хозяйственных операций одновременно на двух разных, но экономически взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в равных суммах, в бумажном журнале или компьютерной базе данных.
Синтетический учет - это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведётся на синтетических счетах бухгалтерского учёта.
Аналитический учет - это детальное раскрытие синтетического счета или его субсчета по определенным признакам. К примеру, если мы говорим о синтетическом счете 10 «Материалы», то аналитический учет ведется по видам, сортам, размерам, местам хранения и т.д. По счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» аналитический учет ведется на каждого работника. Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.
Субсчет – это счет второго порядка, который является промежуточным звеном между синтетическим и открытыми к нему аналитическими счетами.
Например, на синтетическом счете 10 "Материалы" предусмотрено иметь девять субсчетов (см. глава "Учет сырья и материалов").
На каждом из этих субсчетов будут объединены данные на основе аналитических счетов.
Иногда субсчета называют счетами второго порядка, в то время как синтетические счета называются счетами первого порядка. Связь между синтетическим счетом, его субсчетами и аналитическими счетами можно проследить на примере счета 10 «Материалы».
В дополнение к этому синтетическому счету открывают следующие субсчета:
1 «Сырье и материалы»;
2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
3 «Топливо»;
4 «Тара и тарные материалы»;
5 «Запасные части»;
6 «Прочие материалы»;
7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
8 «Строительные материалы»;
9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.
В свою очередь, в дополнение к каждому субсчету открываются аналитические счета на каждый конкретный вид материалов (мука, сахарный песок, шпагат, марля и т.п.).
Количество групп счетов аналитического учета может быть большим, чем это показано по счету 10 «Материалы».
Например, если у организации будет несколько материальных складов, то нужно сначала открыть аналитические счета для каждого склада, а затем - по видам материальных ценностей.
Документирование хозяйственных операций
Бухгалтерский документ— это письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности.
Формы и реквизиты документов. Форма документа определяется совокупностью показателей (реквизитов) и их расположением в документах. Наименование показателей и их количество в документах зависят в основном от содержания отражаемой хозяйственной операции. Некоторые реквизиты являются основными (обязательными) для каждого документа. Они определяют содержание отражаемых операций и придают документу доказательную силу. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
Перечень должностей лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
В зависимости от характера операции и технологии обработки данных в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
Ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
Формы первичных документов, разрабатываются организацией самостоятельно. При этом они должны содержать все обязательные реквизиты.