Файл: Города Москвы совокупность проблем и динамика развития.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, исходя из целей и задач дисциплины, можно сделать вывод о том, что данная образовательная программа также не имеет своей целью подготовку в области управленческих (государственного и муниципального управления) кадров, а ориентирована на адаптацию знаний в области логистики, применительно к коммерческой внешнеэкономической деятельности. Это подтверждает, в частности, программа курса, которая включает в себя следующие темы: современная концепция транспортного менеджмента, транспортный менеджмент и ВЭД, международное товародвижение и концепция логистики, логистические аспекты внешнеторговых контрактов, особенности управления логистическими системами за рубежом, функционирование логистических систем в условиях глобальной мировой экономики и др.41

Вместе с тем, необходимо отметить, что данная дисциплина имеет полезную составляющую непосредственно для управленцев, а именно, изучение нормативно-правовой базы и особенностей транспортных систем различных стран, понимание которых может быть полезным для заимствования опыта либо, напротив, воздержания от заимствования управленческих решений, приводящих к усугублению имеющихся проблем.

На схеме42 ниже указано, каким образом изучение транспортного менеджмента с точки зрения внешнеэкономической деятельности интегрировано в другие дисциплины. Наличие на схеме раздела «технические дисциплины» также указывает на близость такого рода образовательных программ к логистике.


В Московском автомобильно-дорожном государственном техническом институте43 нами были проанализированы все направления подготовки, в результате чего был сделан вывод о том, что особенностью всех дисциплин является ориентация на технологическую составляющую:

Наземные транспортно-технологические средства;

Транспортные средства специального назначения;

Строительство уникальных зданий и сооружений;

Таможенное дело;

Технологические машины и оборудование;

Электроэнергетика и электротехника;

Энергетическое машиностроение;

Машиностроение;

Автоматизация технологических процессов и производств;

Наземные транспортно-технологические комплексы;

Эксплуатация транспортно- технологических машин и комплексов;


Технология транспортных процессов;

Информатика и вычислительная техника;

Информационные системы и технологии;

Прикладная математика;

Строительство;

Техносферная безопасность.

Программы каждого из направлений подготовки ориентированы на технологическую составляющую, а именно понимание особенностей строения и проектирование транспортных средств, транспортных путей сообщения, а также способов их технической эксплуатации и управления. Вместе с тем, в рамках ВУЗа имеются и гуманитарные направления (управление персоналом, сервис, экономика, менеджмент), однако, и они имеют специфику, применимую в транспортной сфере с точки зрения ее эксплуатации, тогда как вопросы оптимизация транспортной сферы как части социального пространства не ставятся.

В транспортную систему города Москвы входит железнодорожный транспорт, поэтому в рамках Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) нами была проанализирована специализация «Технология транспортных процессов»44. Исходя из описания программы, стало понятно, что она ориентирована на обучение управлению движением поездов, согласование путей их маршрутов, обеспечение последовательности и оптимально загруженности железнодорожного полотна. Следует отметить, что специализация ВУЗа предопределила значительную детализацию знаний именно в области движения железнодорожных составов, тематика государственного управления в сфере транспорта, в том числе железнодорожного, отсутствует.

Несмотря на то, что транспортная система города Москвы пока не охватывает авиацию, нами было проанализировано и это направление подготовки специалистов для всестороннего понимания того, каким аспектам уделяется внимание при подготовке работников и руководителей на отдельных видах транспорта.

Причина нашего исследовательского интереса заключается в том, что Государственная программа города Москвы, на которую мы опирались в рамках нашей работы, содержит подпрограмму «Разработка новых видов транспорта», в которой была сформулирована задача «Разработать и утвердить отраслевую схему вертолетных площадок в городе Москве, которая позволит целенаправленно формировать авиационную инфраструктуру (объекты городской опорной сети вертодромов и посадочных площадок общего пользования, не менее одной в каждой префектуре)» и обеспечить их строительство в период с 2012 под 2016 гг.



В целом, в отношении программ подготовки в Московском государственном техническом университете гражданской авиации45, были сделаны выводы, которые имели место применительно к проанализированной ранее образовательной программе в сфере железнодорожного транспорта. Все направления подготовки специалистов имеют больше технологических характер и ориентированы на подготовку специалистов в сфере конструкторской и эксплуатационной деятельности: «техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов», «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования», «Аэронавигация».

Вместе с тем, на факультете управления на воздушном транспорте существуют «управленческие» специальности: «Технология транспортных процессов», «Менеджмент», «Реклама и связи с общественностью». Однако, все три по содержанию ближе к логистике, нежели к государственному управлению и подготовке управленческих кадров в сфере транспорта (авиации).

Следует отметить, что в рамках каждой из указанных образовательных программ встречалась дисциплина «Транспортное управление», однако, единого понимания обнаружено не было.

Так, в рамках логистических направлений подготовки под транспортным управлением понимается управление потоками поставок и транспортными связями, в рамках железнодородного и авиационного направления речь шла либо об управлении рейсами (диспетчерская) либо об управлении транспортными средствами. Таки образом, можно сделать вывод о том, что «транспортное управление» и «управление транспортом» не имеет единой трактовки, набора компетенций и образовательного стандарта.

Наконец, наиболее подробно нами были проанализированы программы подготовки государственного и муниципального управления на предмет наличия в их рамках специализации в сфере транспорта. Однако, кроме факультативных курсов акцентуации знания учащихся выявлено не было. Анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Государственное и муниципальное управление»46 также выявил возможность детализации знаний учащихся в сфере управления транспортной системой города или региона в рамках Регионального (вузовского) компонента (СД.Р.00) и Дисциплин и курсов по выбору студентов, устанавливаемых вузом (СД.В.00).

Вместе с тем, из числа проанализированных направлений подготовки именно государственное и муниципальное управление может и должно стать фундаментальным квалификационным направлением подготовки управленцев в сфере транспорта, поскольку сочетает в себе такие блоки знаний как «Математический анализ», «Информационные технологии управления», «Теория принятия управленческого решения», «Демография», «Социология управления» и другие дисциплины, которые способствуют полномасштабной оценке объекта управления.


Таким образом, нами были проанализированы образовательные программы на предмет выявления наличия социализации, сочетающей в себе компетенции «подготовки управленческих кадров (государственного и муниципального управления)» и «специалиста в транспортной сфере». В результате был сделан вывод о том, что ВУЗы изобилуют программами подготовки специалистов в сфере государственного управления, большинство из которых не имеет специализированного курса, посвященного управлению в сфере транспорта, в редких случаях имеют место факультативы и спецкурсы с малым количеством академических часов. Программы, которые заявлены как транспортный менеджмент, были условно разделены нами на две группы:

имеющие в своей основе логистику, признанную нами не соответствующей задачам подготовки специалистов в сфере государственного управления по ряду причин, в числе которых: ориентация на интересы коммерческих структур, иное отношение к рискам и проблемам транспортной сферы, а именно, ориентация на учет имеющихся рисков, а не их минимизацию и нейтрализацию и др.

рассматривающие транспортную сферу как обособленную техногенную среду и уделяющие основное внимание подготовке специалистов в сфере эксплуатационной и конструкторской деятельности.

Сформулируем основные плюсы и минусы указанных трех групп образовательных программ, тем или иным образом, охватывающие государственное управление в сфере транспорта, принимая во внимание, что плюсы - это особенности, полезные для подготовки управленцев в сфере транспорта, а минусы – это недостатки, которые должны быть устранены для создания оптимальной программы подготовки рассматриваемого нами типа специалистов.
Таблица 2. Образовательные программы




Плюсы

Минусы

Государственное и муниципальное управление

Всесторонне представлены компетенции, связанные с пониманием объекта управления как целостной социальной структуры;

Понимание процесса принятия управленческих решений;

Умение работать с социальными рисками;

Умение работать с социальными общностями;

Ориентация на социальную значимость и полезность деятельности.

Отсутствие программ подготовки управленцев в сфере транспорта, тогда как эта сфера требует специализированных знаний.

Исключительно гуманитарный характер знаний и дисциплин. Как следствие, сложная адаптация специалистов в работе к техническим нюансам транспортной сферы.

Логистическое управление транспортом

Большое внимание уделяется математическим методам прогнозирования ситуации, учета рисков и т.д.

Оценка транспортной системы как совокупности взаимосвязанных элементов, всестороннее понимание транспортной сферы;

Сочетание технологических знаний о различных видах транспорта и знаний правового, социального и экономического характера;

Учет международного опыта и понимание особенностей транспортных систем других государств47.

Оценка транспортных систем с точки зрения коммерческих субъектов, а не управленческих структур и общества;

Отсутствие социально значимой ориентации знания, ориентация на оптимизацию различных этапов коммерческой деятельности.

Отсутствие осмысления, непонимание причин имеющихся проблем транспортной системы;

Ориентация не на устранение проблем транспортной системы, а на их учет в целях оптимизации собственной деятельности;

Ориентация на адаптацию к рискам, а не их минимизацию и нейтрализацию.

Технологическое понимание транспортного менеджмента

Наиболее глубокое понимание транспортной сферы в целом и ее отдельных элементов в частности.

Высокий прогностический потенциал в сфере эксплуатации транспортных магистралей и транспортных средств.

Наименьшее понимание сферы государственного и муниципального управления и процессов принятия социально значимых решений.

Понимание транспортной системы как изолированного объекта изучения.

Отсутствие понимания взаимосвязи транспортной системы с градостроительной деятельностью, миграционной политикой, деятельностью ЖКХ, вопросами социального комфорта, социального проектирования, экологическими, культурными и др. вопросами.

Как следствие, неумение взаимосвязь приводить в соответствие развитие транспортной системы во взаимосвязь с факторами, оказывающими на нее воздействие.



При проектировании данной программы мы исходили из того, что оптимальный уровень квалификации производится в случае, когда речь идет о первоначальной подготовке к транспортным проблемам конкретного региона (особенно, если речь идет о городе Москве) а также из того, что чиновник должен обладать мультидисциплинарной компетенцией48.
2.3 Предложения по подготовке кадров для государственного управления в сфере транспорта города Москвы
С учетом проведенной работы мы сформулировали предложения по подготовке образовательной программы, которая смогла бы сочетать в себе компетенции «государственного управления» и «специалиста в сфере транспорта».

В первую очередь, образовательная программа на первоначальном этапе должна быть ориентирована на решение проблем в транспортной сфере, должна стать их зеркальным отражением и при этом должна быть лишена минусов имеющихся образовательных курсов. Совокупность проблем транспортной сферы города Москвы предопределяет необходимость следующих особенностей курса:

1. сочетание в числе закладываемых компетенций навыков государственного и муниципального управления с навыками управления непосредственно транспортной сферой, исходя из её особенностей.

2. изучение влияния на транспортную систему различных факторов, имеющих место в рамках крупного города:

интенсивность и характер градостроительной деятельности;

ценообразование на жилье в Москве, неотъемлемой частью которого является наличие или отсутствие автотранспортных магистралей и других объектов транспортной инфраструктуры;

качество автомобильной дорожных магистралей и альтернативных транспортных путей;

экологическая составляющая;

эстетическая и культурная составляющая. Учёт территорий, имеющих историческое и культурное значение, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть задействованы под организацию объектов транспортной инфраструктуры;

понимание характера социальных общностей, запросов и интересов граждан и др.

Образовательная программа должна обладать всеми достоинствами проанализированных образовательных программ и дисциплин и сочетать себе компетенции государственного управления и транспортного менеджмента. А именно: