Файл: Примерная рабочая программа по учебному предмету русский язык 1011 классы Базовый уровень Для образовательных организаций.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11 класс
Базовый уровень
(35 рабочих недель, 2 часа в неделю, 70 часов в год, резерв – 2 часа)
Изучение языковых тем | 50 часов | Введение | 1 час | |
Уроки развития речи и | 7 часов | Культура речи. Стилистика | 5 часов | |
Контрольные работы | 11 часов | Синтаксис и пунктуация: | 43 часов | |
Полугодие/ Семестр | I полугодие /семестр | II полугодие /семестр | Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Словосочетание и предложение. | 5 часов |
Контрольный диктант | | | Простое двусоставное предложение. | 5 часов |
Контрольный диктант с грамматическим заданием | | | Односоставные и неполные предложения. | 4 часа |
Контрольное изложение | | | Предложения с однородными членами. | 5 часов |
Контрольное сочинение | 1 | 2 | Предложения с обособленными и уточняющими членами. | 6 часов |
Тестовые контрольные задания | 2 | 2 | Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения. | 4 часа |
Сложное предложение. Пунктуация в сложном предложении. | 10 часов | |||
Итого | 3 | 4 | Способы передачи чужой речи. | 4 часа |
За год | 7 | Повторение и систематизация изученного. | 1 час | |
Резерв | 6 часов | | | |
Всего | 70 часов | | 50 часов |
№ | Содержание образования | Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
1. | Общие сведения о языке. Язык как система. Основные уровни языка (1 час). | Осознание языка как формы выражения культуры. Расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Совершенствование коммуникативных навыков в устной и письменной речи; овладение нормами речевого поведения. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Развитие способности использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. | Углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов. Углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях. |
| Синтаксис и пунктуация (43 часа) | |||
2. | Основные понятия синтаксиса и пунктуации Основные синтаксические единицы. Принципы русской пунктуации (структурный (формальный) и семантический (смысловой). Употребление знаков препинания. Пунктуационный анализ текста. | Осознание эстетической ценности русского языка и его стилистического разнообразия, стремление к речевому самосовершенствованию. Развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности. | Владение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. Умение вести самостоятельный поиск информации, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования. Создание устных и письменных монологических и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-бытовой, учебно-научной и деловой сферах общения (на материале различных учебных дисциплин). Применение полученные знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). | Углубление знаний о стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. Знание типов и стилей речи, сферу их использования, назначения. Находит в тексте стилистически нейтральные и стилистически маркированные языковые средства. Знает классификацию функциональных стилей, осуществляет системное описание каждого стиля. Определяет стилевые черты текста, обосновывает своё мнение и комментирует специфику проявления одних и тех же стилевых черт в текстах разных стилей. Сравнивает речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Создавать письменные высказывания разных жанров публицистического стиля речи. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями и докладами. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения тематики, особенности употребления тропов и стилистических фигур. Объяснять функциональное своеобразие стиля художественной литературы Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. |
3. 3.1. | Словосочетание и предложение (5 часов) Простое предложение и словосочетание. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетания. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Правильное построение предложений. | Совершенствование аналитических умений, развитие речи и чувства языка. Проявлять познавательный интерес к учебному материалу, ценностное отношение к совместной учебной деятельности. Умение структурировать знания, оценивать свою речь с точки зрения её правильности. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. | Владение приёмами отбора и систематизации материала по определённой теме. Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. Умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; принимать решение в различных жизненных ситуациях; выделять главное, классифицировать, осуществлять самооценку деятельности. | Знание основных понятий синтаксиса и пунктуации. Определять синтаксические условия употребления знаков препинания: знаков завершения, разделения, выделения. Классифицировать синтаксические единицы, проводить их синтаксический и пунктуационный анализ. Соблюдать в практике письма правила русской пунктуации. Владеть знаниями о строении, грамматическом значении и роли словосочетания в языке и речи; устанавливать типы грамматической связи слов в словосочетании, правильно определяя главное и зависимое слова в словосочетании; различать разновидности словосочетаний по способу выражения главного слова, анализировать грамматические и смысловые отношения в таких словосочетаниях, правильно употреблять в речи словосочетания, в том числе словосочетания, в которых возможны ошибки в форме зависимого слова. Понимание предложения как средства формирования, выражения и сообщения мысли, отражения эмоций и волеизъявления говорящего. Различение простых и сложных предложений. Соблюдение синтаксических норм при построении предложения (простого и сложного). Различать предложения двусоставные и односоставные, простые и сложные; осознавать роль порядка слов в предложении, использовать его для выделения важной информации; использовать логическое ударение для повышения выразительности речи. |
3.2. | Простое двусоставное предложение (5 часов) Структура двусоставного предложения. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения (определение, согласованное и несогласованное; приложение как вид определения. Дефис при приложении. Дополнение. Его основные значения и способы выражения. Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения. Многозначные члены предложения. Распространённые члены предложения. Синтаксические функции инфинитива. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на, дополнение прямое и косвенное; обстоятельство, виды обстоятельств по значению, способы их выражения). Порядок слов в простом предложении. Инверсия. | Уважительное отношение к русскому языку, понимание его роли в развитии нравственных качеств личности; мотивация к обучению и познавательной деятельности; осознание ответственности за написанное и произнесенное. Способность применять полученные знания на практике; саморазвитие; стремление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; самооценка; обогащение словарного запаса. | Умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы и т. п. Совершенствование коммуникативных умений Воспринимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативную установку, тему текста, идею, основную и дополнительную информацию). | Иметь представление о структуре двусоставного предложения; находить грамматическую основу двусоставного предложения. Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, типы сказуемого в двусоставном предложении; различать простое и составное глагольные сказуемые; владеть знаниями о составном именном сказуемом; различать составное глагольное и составное именное сказуемые, обосновывает различия между ними; владеть знаниями о второстепенных членах предложения, находить в предложениях и определяет их типы; различать согласованное и несогласованное определения; использовать определения как средство выразительности речи; находить в предложениях приложения как особый вид определения, аргументирует свой выбор; владеть знаниями о дополнении как второстепенном члене предложения; различать прямые и косвенные дополнения, объясняет свой выбор; владеть знаниями об обстоятельстве как второстепенном члене предложения; находить в предложениях обстоятельства разных типов, указывает способы их выражения. |
3.3. | Односоставные и неполные предложения (4 часа) Понятие об односоставном предложении. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные. Особенности использования односоставных предложений в речи. Синонимика двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений, односоставные предложения. Способы выражения сказуемого в односоставных предложениях. Назывные односоставные предложения, способы выражения главного члена (подлежащего) в них. Синонимия разных типов простого предложения. Полные и неполные предложения Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении.Соединительное тире. Интонационное тире. | Уважительное отношение к русскому языку, понимание его роли в развитии нравственных качеств личности; мотивация к обучению и познавательной деятельности; осознание ответственности за написанное и произнесенное. Способность применять полученные знания на практике; саморазвитие; стремление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; самооценка; обогащение словарного запаса. | Совершенствование коммуникативных навыков в устной и письменной речи; овладение нормами речевого поведения. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Развитие способности использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. | Владеть знаниями об односоставных предложениях, их разновидностях; опознавать односоставные предложения и определять их роль в тексте. Различать виды односоставных предложений, в том числе в составе сложного предложения; уместно использовать в речи односоставные предложения. Использовать двусоставные и односоставные предложения как синтаксические синонимы. Владеть знаниями о неполном предложении, опознает неполные предложения в тексте; правильно и уместно использует неполные предложения в диалоге, а также в составе сложных предложений с целью предупреждения неоправданных повторений, правильно расставлять знаки препинания. |
| Простое осложненное предложение (12 часов) | |||
3.4. | Предложения с однородными членами (5 часов) Понятие об однородных членах предложения, их роли в предложении (систематизация и углубление знаний). Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами Ряды однородных членов предложения. | Осознание языка как формы выражения культуры, понимание социальной роли языка; знания о материальной и духовной культуре, о социально-культурных стереотипах речевого поведения. | Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. | Владение знаниями об однородных членах предложения; правильно строить предложения с однородными членами, распознавать однородные и неоднородные определения; видеть и исправлять ошибки в сочетаниях однородных членов предложения. Классифицировать союзы при однородных членах предложения и объясняет знаки препинания. Использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, несколькими рядами однородных членов предложения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
3.5. | Предложения с обособленными членами предложения (6 часов) Понятие обособленного члена предложения. Обособленные второстепенные члены (в том числе уточняющие), их роль в предложении. Обособленные определения, выраженные причастными оборотами и прилагательными. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Знаки препинания при обособленных, уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Синтаксический разбор простого предложения. | Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. | Соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в письменной речи. Использовать приёмы просмотрового и изучающего чтения, воспроизводить теоретический материал. Соблюдать в речи орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка. | Знать условия обособления членов предложения. Анализировать предложения с обособленными и уточняющими членами предложения. Использовать в речи предложения с разными видами обособленных членов. Интонационно и пунктуационно правильно оформлять предложения с обособленными и уточняющими членами. Производить синтаксический разбор предложений, осложнённых обособленными и уточняющими членами. |
3.6. | Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения (4 часов) Обращение как особая синтаксическая единица в составе предложения, способы его выражения, назначение в языке (систематизация и углубление знаний). Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова, словосочетания, предложения (углубление и систематизация знаний). Вставные конструкции – предложения или члены предложения, содержащие попутные замечания, уточнения, пояснения; интонация вставки при вставных конструкциях. Пунктуация Одиночные и парные выделительные знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. | Способность применять полученные знания на практике; саморазвитие; стремление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; самооценка; обогащение словарного запаса. Развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности. | Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. | Классифицировать вводные конструкции по заданным признакам. Использовать в речи предложения с вводными и вставными конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Использовать в речи предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями, вводными словами и словосочетаниями. Знать правила постановки знаков препинания. |
3.7. | Сложное предложение (10 часов) Классификация сложносочинённых предложений в зависимости от союза и характера смысловых отношений между простыми предложениями. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Сложноподчинённое предложение, богатство и разнообразие отношений между его частями. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Классификация сложноподчинённых предложений, особенности их строения; место придаточного предложения по отношению к главному Средства связи в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным и несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним и несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение, его грамматические признаки и структура. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Синонимия бессоюзных и сложных предложений с союзами, бессоюзных и простых предложений. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая и точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Сложные предложения с разными видами связи, их строение и виды связи между структурными частыми; ведущая связь между частями сложного синтаксического целого. Период. Знаки препинания в периоде. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи Синтаксический разбор сложных предложений разных типов. | Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры. | Использовать приёмы просмотрового и изучающего чтения и воспроизводит теоретический материал. Умение составлять опорные схемы и таблицы. Умение формулировать цель деятельности, планировать, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. | Распознавать сложные предложения по существенным признакам; определять структуру сложных предложений, находить средства связи между их частями; определять основные виды сложных предложений и их разновидности. Правильно строить сложные предложения и употребляет их в устной и письменной речи. Систематизация знаний об основных группах сложносочинённых предложений по значению; совершенствование навыков расстановки знаков препинания в предложениях с сочинительными союзами. Характеризовать синтаксическую структуру сложноподчинённых предложений с одной и несколькими придаточными частями, смысловые отношения между частями сложноподчинённых предложений. Совершенствовать умение определять вид придаточной части и навык постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях. Совершенствовать навык в определении смысловых отношений и постановке знаков препинания между частями бессоюзного сложного предложения; использовать в речи возможности синтаксической синонимии для передачи смысловых отношений. |
3.8. | Способы передачи чужой речи (4 часа) Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи (систематизация и углубление знаний). Способы оформления прямой речи на письме. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь в составе сложноподчинённых предложений. Синтаксический разбор предложения с прямой речью. Цитата как способ передачи чужой речи; способы цитирования. Пунктуационное оформление цитаты. Диалог. Знаки препинания при диалоге. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания. | Развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности. Развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания. | Составлять высказывание в устной и письменной форме на актуальные и нравственно-эстетические, социально-бытовые, культурные, лингвистические темы, используя конкретный функциональный стиль и тип речи. | Систематизация знаний о способах передачи чужой речи; совершенствование навыка пунктуационного оформления предложений с прямой речью, диалога; уместное использование цитат в письменных высказываниях и правильное оформление цитат в письменных высказывания. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка. |
Культура речи. Стилистика (5 часов) | ||||
4. 4.1 | Культура речи. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация Основные критерии культуры речи (чистота, выразительность, уместность, точность, богатство). Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт. | Совершенствование коммуникативных умений; готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению умение учитывать параметры ситуации общения, осознавать тему речевого общения и выбор стратегии построения текста. | Умение строить адресное развернутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу. | Систематизация знаний о нормах современного русского языка. Умение анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их соответствия литературным нормам; правильно излагать мысли в устной и письменной форме. Соблюдать культуру публичной речи |
4. 2 | Стилистика. Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Культура разговорной речи. | Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. | Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития. | Формирование представления о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания; представления о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка. Использование знаний о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; создавать |
| Публицистический стиль речи. Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности. Основные жанры: заметка, репортаж, интервью, статья, корреспонденция, рецензия, очерк. | Готовность к совершению осознанного выбора будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; сформированность отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. | Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий. | Формирование умения использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации). |
| Стиль художественной литературы. Общая характеристика художественного стиля: образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Особенности литературно-художественной речи. | | Определять самостоятельно цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. | Приобретение умения оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы); -сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля |
5 | Повторение и систематизация изученного (1 час) | |||
6. | Уроки развития речи (8 часов) Лингвистический и стилистический анализ текстов изучаемых стилей речи. Оценивание устных и письменных высказываний текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач. Слушание-понимание текстов публичных выступлений виднейших ораторов России и мира, деятелей науки и культуры Донецкой Народной Республики. Совершенствование умений выступать публично в ситуациях социально-культурного, учебно-научного и официально-делового общения. Учебно-речевая практика участия в диспутах и дискуссиях. Публичный диалог дискуссионного характера. Анализ образцов текстов публичной монологической и диалогической речи; написание подробных, сжатых, выборочных изложений, сочинений-рассуждений по прочитанным текстам различных стилей. Составление резюме, рецензии, отзыва о произведении искусства. | Осознание феномена русского языка как духовной, культурной, нравственной основы личности, а себя – языковой личностью; зависимость успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде; готовность к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли русского языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира. | Совершенствование навыка самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в совместной учебной деятельности, в проектной работе и при обсуждении дискуссионных проблем. | Знать признаки текста и его функционально смысловых типов. Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; совершенствовать высказывание, используя опорные материалы. Составлять деловые документы, используя языковые средства официально-делового стиля. Выделять главные положения высказывания и фиксировать их в виде ключевых слов или символов; по опорным записям восстанавливает текст письменно (сжатое изложение) и устно (подробное устное изложение). Определять проблему, тему, отбирать содержательный материал; устанавливать коммуникативный контакт со слушателями; владеть техникой создания и произнесения доклада. Соблюдать основные принципы и особенности ораторской речи; устанавливать контакт с аудиторией, используя различные способы активизации внимания слушателей. |
| Резерв – 2 ч. | | | |
V. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОЛИЧЕСТВУ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
Обязательное количество видов контроля в 5-11 классах
Вид контроля | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс Базовый | 11 класс Базовый | 10 класс Профиль: Русская филология | 11 класс Профиль: Русская филология | ||||||||||
| Полугодие | Семестр | |||||||||||||||||
Полугодие/ Семестр Вид, форма | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | |
Контрольный диктант | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Контрольный диктант с дополнительным (грамматическим) заданием | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | 1 | | 1 | | |
Контрольное изложение | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Контрольное сочинение | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Тестовые контрольные задания | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Всего | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 6 | 5 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | |
Итого за год | 14 | 14 | 14 | 12 | 12 | 11 | 11 | 14 | 14 | ||||||||||
Уроки развития речи | 14 | 20 | 18 | 16 | 20 | 7 | 7 | 10 | 10 |
-
В рамках полугодия в 5-9 классах учитель равномерно распределяет виды контроля по четвертям. -
Языковая тема (с учётом часов на развитие речи, на контрольные работы) не может быть больше 15-16 часов. -
Контрольный диктант и контрольный диктант с грамматическим заданием (оценивается одной отметкой, которая является средней между отметкой за диктант и отметкой за грамматическое задание; если в сумме получается не целое число, то отметка округляется в сторону уменьшения) может быть контрольной работой в конце темы.
.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации
обязательной части основной образовательной программы
-
Власенков А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2016. -
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык (базовый уровень). 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Русское слово – учебник. (Электронное издание). -
Бабайцева В. В. Русский язык (углубленный уровень). 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: ДРОФА. (Электронное издание). -
Русский язык. Пахнова Т.М. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Акционерное общество «Издательство «Просвещение». -
Русский язык. Пахнова Т.М. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
Список лингвистических словарей
-
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. -10-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1999. -
Большой словарь русского языка. – М.: Дрофа; Русский язык, 1998. -
Вакуров В. Н., Рахманова Л. И., Толстой Н. В., Формановская Н. И. Трудности русского языка. Словарь-справочник / Под ред. Л. И. Рахмановой. 3-е изд., испр. и доп. Часть 1 А-Л.-М.: Изд. МГУ, 1993, Часть 2 М-Я. – М.: Изд. МГУ, 1994. -
Введенская Л. А., Червинский Н. П. Русское произношение и правописание: Словарь-справочник. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. -
Горбачева К. Русский синонимический словарь. – СПб.: РАН, 1996. -
Грачёв Михаил Александрович. Словарь современного молодёжного жаргона: более 6000 жаргонизмов/ М. А. Грачёв. – М.: Эксмо, 2007. -667 с. – (Библиотека словарей). -
Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Т. Словарь грамматических трудностей русского языка. 5-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1997. -
Колесников Н. П. Словарь паронимов и антонимов. – Ростов н/Д: Феникс, 1995. -
Колесников Н. П. Словарь омонимов. – Ростов н/ Д: Феникс, 1995. -
Лексическне трудности русского языка: Словарь-справочник: Ок. 13000 слов / А. А. Семенюк (руководитель автор. коллектива), И. Л. Городецкая, М. А. Матюшина и др. – М.: Русский язык, 1994. -
Лопатин Владимир Владимирович. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка: более 35000 слов/ В. В. Лопатин. – М.: Эксмо, 2007. -926 с.: ил -
Малый словарь русского языка. – М.: Дрофа; Русский язык, 1999. -
Мелерович А. М., Мокиенко В. М. Фразеологизмы в русской речи: Словарь. – М.: Русские словари, 1997. -
Новейший орфографический словарь русского языка: 120000 слов/ сост. Е. Куренкова. –М.: Дом. XXI век: Рипол классик, 2008. -382 с. – (Библиотека энциклопедических словарей). -
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. -
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т рус. яз. – 6-е – изд., стер. – М.: Русский язык, 1997. -
Полный справочник по орфографии и пунктуации / Под ред. А. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. -
Русский орфографический словарь: около 160000 слов / Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; Редкол.: В. В. Лопатин (отв. ред.), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. – М.: Азбуковник, 1999. -
Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа.1997. -
Скорлуповская Екатерина Васильевна. Школьный толковый словарь русского языка: более 8000 слов и словосочетаний/ Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. – М.: Эксмо, 2007. – 891 с. – (Библиотека словарей). -
Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер.- М.: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999. -
Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений / [сост. И. В. Ефимова]. – М.: Эксмо, 2011. – 272 с.: ил. – (Детский иллюстрированный словарь) -
Словарь сочетаемости слов русского языка. 2-е изд., испр. М.: Русский язык, 1983. -
Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. – 2-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1999. -
Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. Российская академия наук. Институт лингвистических исследований. – СПб.: Фолио-Пресс, 1998. -
Фелицына В. П., Мокиенко В. М. Русский фразеологический словарь. – М.: ЭКСМО.
Словари в Интернет
-
Gramma.ru (http://www.gramma.ru/1.php?ir=13&ip=0&id=4). -
Коллекция словарей и энциклопедий: Ожегов, Даль, Ушаков, БЭС, Мюллер; биографии (http://dic.academic.ru). -
Национальный корпус русского языка (http://www.ruscorpora.ru/). -
Русские словари (http://www.slovari.ru/). -
Словари русского языка для скачивания (http://www.speakrus.ru/dict/). -
Словари русского языка для скачивания (http://linguists.narod.ru). -
Словарь русской идиоматики (http://dict.ruslang.ru/magn.php). -
Словарь Ушакова (http://ushdict.narod.ru). -
Собрание словарей (Словарь А.А. Зализняка; Словарь Про-Линг; Словарь русской литературы; Орфографический словарь, под ред. проф. В.В. Лопатина (2000 г.); Толковый словарь под ред. C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, М., Азъ, 1992 г.; «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля (II изд. (1862-1866), адаптировано, OCR 1998 год); Н. Абрамов. Cловарь синонимов; Города и веси России; Баранов О.С. Идеографический словарь русского языка (тезаурус); Крылатые слова; О.В. Вишнякова. Словарь паронимов русского языка; П.Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка; Н.М. Шанский. Школьный этимологический словарь русского языка; Российские фамилии в алфавитном порядке; Словарь иностранных слов; Правила русской орфографии и пунктуации 1956 г.; Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и стилистике; Культура русской речи; Словарь омонимичных словоформ; Правила транскрипции иностранных имен; – морфемный словарь русского языка) http://www.speakrus.ru/dict/index.htm. -
Словари для Lingvo (http://artefact.lib.ru/languages/dictionaries.htm). -
Словари русского языка (http://slovari.gramota.ru). -
Справочник по правописанию Дитмара Эльяшевича Розенталя (http://www.spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/index.htm). -
Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию Д.Э. Розенталя (http://evartist.narod.ru/text1/20.htm). -
Толковый словарь Ожегова и Шведовой (http://mega.km.ru/ojigov). -
Толковый словарь русского языка» под ред. C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. (http://mega.km.ru/ojigov). -
Этимологический словарь Фасмера. -
(http://starling.rinet.ru/cgibin/query.cgi?flags=wygtmnn&root=config&basename=\usr\local\share\starling\).
Учебно-методическая литература
-
Алексеев, Д. И. Словообразование современного русского литературного языка / Д. И. Алексеев, Р. В. Бахтурина, Е. И. Галанова и др. – Русский язык и советское общество, 1968. – Кн. 3. – 299, [1] с. -
Амелина, Е. В. Русский язык в таблицах и схемах / Е. В. Амелина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 220, [1] с. (Без репетитора) -
Базжина, Т. В. Русская пунктуация: пособие-справочник /Т. В. Базжина, Т. Ю. Крючкова. – М.: Форум, 2010. – 303 с. -
Введенская, Л. А. Этимология: учебное пособие / Л. В. Введенская, Н. П. Колесников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 343, [1] с. (Высшее образование) -
Журавлева, Л. И. Русский язык в алгоритмах. Орфография: учебное пособие для обучающихся 5–7 классов / Л. И. Журавлева. – Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 2004. – 71 с. (Практикум) -
Коновалёнок, Т. А. От литературного чтения к русской литературе: проект-адаптация для обучающихся 5–6 классов «Виртуальный класс» / Т. А. Коновалёнок ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2016. – 45 с. – (Образование сегодня: IT-формат). -
Кронгауз, М. А. Русский язык на грани нервного срыва / М. Кронгауз. – М. : Знак : Языки славянских культур, 2009. – 229 с., [2] л. цв. ил. -
Культура русской речи. энциклопедический словарь-справочник. Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – М.: Флинта: Наука, 2007. - 837, [1] с. -
.Кустова, Г. И. Синтаксис современного русского языка: учебное пособие / Г. И. Кустова, К. И. Мишина, В. А. Федосеев. – М.: Академия, 2007. – 254, [1] с. (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности) (Учебное пособие) -
. Кучеренко, О. Г. Тренинг грамотности, или Русская орфография и пунктуация в таблицах и упражнениях / О. Г. Кучеренко, И. А. Кондратьева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 319 с. (Абитуриент). -
Лефельдт, В. Акцент и ударение в современном русском языке / В. Лефельдт. – М.: Языки славянской культуры, 2010. – 288 с. (Studia philologica). -
Лопатин, В. В. Многогранное русское слово. Избранные статьи по русскому языку / В. В. Лопатин. – М.: [Азбуковник], 2007. – 743 с. -
Лыткина, О. И. Практическая стилистика русского языка: учебное пособие / О. И. Лыткина, Л. В. Селезнева, Е. Ю. Скороходова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 203, [1] с. -
Лютикова, В. Д. Русский язык: нормы произношения и ударения: учебное пособие / В. Д. Лютикова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 103, [1] с. -
Макарова, Б. А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней: учебное пособие / Б. А. Макарова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 222, [1] с. (Школьная программа). -
Малычева, Н. В. Стилистика и литературное редактирование: учебное пособие / Н. В. Малычева и др. – М.: Наука-Спектр: Дашков и ко, 2011. – 287 с. -
Методические и технические аспекты использования системы дистанционного обучения Moodle в учреждении образования / сост.: А. А. Яроцкий, Е. Н. Власовец ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск: Мин. обл. ин-т развития образования, 2016. – 103 с. -
Миронова, Н. И. Русский язык. Орфография и пунктуация / Н. И. Миронова, Л. П. Петренко. – М.: Мир книги, 2008. – 252, [1] с. (GAUDEAMUS). -
Мусатов, В. Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование: учебное пособие / В. Н. Мусатов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 356, [1] с. -
Нормы русского литературного языка: учебное пособие по культуре речи / Л. А. Константинова, Л. В. Ефремова, Н. Н. Захарова и др. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 166, [1]. -
Панова, Е. А. Русский язык: учебно-справочное пособие / Е. А. Панова, А. А. Позднякова. – М.: АСТ [и др.], 2010. – 462, [1] с. (Справочник школьника). -
Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку: орфография, пунктуация, орфографический словарь, прописная или строчная? / Д. Э. Розенталь. – М.: Мир и Образование: Оникс, 2009. – 1006, [1] с. -
Розенталь, Д. Э. Русский язык на отлично. Орфография и пунктуация / Д. Э. Розенталь. – М.: Оникс: Мир и Образование, 2009. – 287 с. (Для школьников и абитуриентов) -
Розенталь, Д. Э. Русский язык: Орфография. Пунктуация / Д. Э. Розенталь, И. Б.Голуб. – М. : Айрис-пресс, 2002. – 382 с. (Домашний репетитор) -
Романова, Н. В. Идеальная грамотность. русский язык без правил и словарей / Н. Романова. – СПб: Питер, 2011. – 201, [1] с. (Школа Натальи Романовой). -
Русская судьба крылатых слов / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – Санкт-Петербург: Наука, 2010, – 633, [1] с. -
гос. языковой политике и актуальным проблемам двуязычия. – СПб : Златоуст, 2007. – 259 с. -
Селезнева, Л. Б. Русская орфография. алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения: учебное пособие / Л. Б. Селезнева. – М.: Флинта : Наука, 2007. – 350, [1] с. -
Соловьева, Н. Н. Весь русский язык в таблицах. от фонетики до синтаксиса / Н. Н. Соловьева. – М.: Оникс: Мир и образование, 2010. – 95 с. (Говорим и пишем грамотно). -
Соловьева, Н. Н. Как пишется правильно? Нормы орфографии и пунктуации русского литературного языка: справочник / Н. Н. Соловьева. – М.: Оникс: Мир и Образование, 2009. – 95 с. (Говорим и пишем правильно) -
Фразеологизмы в русской речи: слов.-справ. / сост. Н. В. Баско. – М.: Флинта; Наука, 2002. – 269 с. -
Храпа, В. В. От адамова яблока до яблока раздора. Происхождение слов и выражений / В. Храпа. – М.: ЭНАС, 2010. – 175 с. (Почему мы так говорим?) -
А. Ю. Авдонина. Организация работы с текстом на уроках русского языка: Учебно-методическое пособие. – Самара: СИПКРО, 2016. -
Макарова О. А., Виноградова К. Е., Амбушева Т. М. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Игры со словами, разработки уроков. ФГОС:, – 2-е издание, исправленное: Учитель. 2020. -
Тимошенко Т. Е., Хамраева Е. А. Готовимся к олимпиаде по русскому языку. Практическое пособие». – Изд. «Флинта», 2020.