Файл: Примерная рабочая программа по учебному предмету русский язык 1011 классы Базовый уровень Для образовательных организаций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 класс

Базовый уровень

(35 рабочих недель, 2 часа в неделю, 70 часов в год, резерв – 2 часа)

Изучение языковых тем

50 часов

Введение

1 час

Уроки развития речи и

7 часов

Культура речи. Стилистика

5 часов

Контрольные работы

11 часов

Синтаксис и пунктуация:

43 часов

Полугодие/ Семестр

I полугодие /семестр

II полугодие /семестр

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Словосочетание и предложение.

5 часов

Контрольный диктант







Простое двусоставное предложение.

5 часов

Контрольный диктант с грамматическим заданием







Односоставные и неполные предложения.

4 часа

Контрольное изложение







Предложения с однородными членами.

5 часов

Контрольное сочинение

1

2

Предложения с обособленными и уточняющими членами.

6 часов

Тестовые контрольные задания

2


2

Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

4 часа

Сложное предложение. Пунктуация в сложном предложении.

10 часов

Итого

3

4

Способы передачи чужой речи.

4 часа

За год

7

Повторение и систематизация изученного.

1 час

Резерв

6 часов







Всего

70 часов




50 часов






Содержание образования

Государственные требования

к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.

Общие сведения о языке. Язык как система. Основные уровни языка

(1 час).

Осознание языка как формы выражения культуры.

Расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Совершенствование коммуникативных навыков в устной и письменной речи; овладение нормами речевого поведения.

Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

Развитие способности использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов.

Углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной

развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях.




Синтаксис и пунктуация (43 часа)

2.

Основные понятия синтаксиса и пунктуации

Основные синтаксические единицы. Принципы русской пунктуации (структурный (формальный) и семантический (смысловой).

Употребление знаков препинания. Пунктуационный анализ текста.


Осознание эстетической ценности русского языка и его стилистического разнообразия, стремление к речевому самосовершенствованию.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Владение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. Умение вести самостоятельный поиск информации, преобразовывать,

сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования. Создание устных и письменных монологических и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-бытовой, учебно-научной и деловой сферах общения (на материале различных учебных дисциплин). Применение полученные знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).


Углубление знаний о

стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Знание типов и стилей речи, сферу их использования, назначения.

Находит в тексте стилистически нейтральные и стилистически маркированные языковые средства.

Знает классификацию функциональных стилей, осуществляет системное описание каждого стиля. Определяет стилевые черты текста, обосновывает своё мнение и комментирует специфику проявления одних и тех же стилевых черт в текстах разных стилей.

Сравнивает речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.

Создавать письменные высказывания разных жанров публицистического стиля речи.

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями и докладами. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения тематики, особенности употребления тропов и стилистических фигур. Объяснять функциональное своеобразие стиля художественной литературы

Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

3.
3.1.

Словосочетание и предложение

(5 часов)

Простое предложение и словосочетание. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.

Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Правильное построение предложений.


Совершенствование аналитических умений, развитие речи и чувства языка.

Проявлять познавательный интерес к учебному материалу, ценностное отношение к совместной учебной деятельности.

Умение структурировать знания, оценивать свою речь с точки зрения её правильности.

Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.



Владение приёмами отбора и систематизации материала по определённой теме. Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; принимать решение в различных жизненных ситуациях; выделять главное, классифицировать, осуществлять самооценку деятельности.

Знание основных понятий синтаксиса и пунктуации. Определять синтаксические условия употребления знаков препинания: знаков завершения, разделения, выделения.

Классифицировать синтаксические единицы, проводить их синтаксический и пунктуационный анализ. Соблюдать в практике письма правила русской пунктуации.

Владеть знаниями о строении, грамматическом значении и роли словосочетания в языке и речи; устанавливать типы грамматической связи слов в словосочетании, правильно определяя главное и зависимое слова в словосочетании; различать разновидности словосочетаний по способу выражения главного слова, анализировать грамматические и смысловые отношения в таких словосочетаниях, правильно употреблять в речи словосочетания, в том числе словосочетания, в которых возможны ошибки в форме зависимого слова.

Понимание предложения как средства формирования, выражения и сообщения мысли, отражения эмоций и волеизъявления говорящего. Различение простых и сложных предложений. Соблюдение синтаксических норм при построении предложения (простого и сложного).

Различать предложения двусоставные и односоставные, простые и сложные; осознавать роль порядка слов в предложении, использовать его для выделения важной информации; использовать логическое ударение для повышения выразительности речи.

3.2.

Простое двусоставное предложение (5 часов)

Структура двусоставного предложения. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Подлежащее. Способы его выражения.

Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Второстепенные члены предложения (определение, согласованное и несогласованное; приложение как вид определения. Дефис при приложении.

Дополнение. Его основные значения и способы выражения.

Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения.

Многозначные члены предложения. Распространённые члены предложения.

Синтаксические функции инфинитива.

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на, дополнение прямое и косвенное; обстоятельство, виды обстоятельств по значению, способы их выражения).

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Уважительное отношение к русскому языку, понимание его роли в развитии нравственных качеств личности; мотивация к обучению и познавательной деятельности; осознание ответственности за написанное и произнесенное. Способность применять полученные знания на практике; саморазвитие; стремление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; самооценка; обогащение словарного запаса.

Умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы и т. п.

Совершенствование коммуникативных умений

Воспринимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативную установку, тему текста, идею, основную и дополнительную информацию).


Иметь представление о структуре двусоставного предложения; находить грамматическую основу двусоставного предложения. Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, типы сказуемого в двусоставном предложении; различать простое и составное глагольные сказуемые; владеть знаниями о составном именном сказуемом; различать составное глагольное и составное именное сказуемые, обосновывает различия между ними; владеть знаниями о второстепенных членах предложения, находить в предложениях и определяет их типы; различать согласованное и несогласованное определения; использовать определения как средство выразительности речи; находить в предложениях приложения как особый вид определения, аргументирует свой выбор; владеть знаниями о дополнении как второстепенном члене предложения; различать прямые и косвенные дополнения, объясняет свой выбор; владеть знаниями об обстоятельстве как второстепенном члене предложения; находить в предложениях обстоятельства разных типов, указывает способы их выражения.

3.3.

Односоставные и неполные предложения (4 часа)

Понятие об односоставном предложении. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные.

Особенности использования односоставных предложений в речи.

Синонимика двусоставных и односоставных предложений.

Знаки препинания в конце назывных предложений, односоставные предложения.

Способы выражения сказуемого в односоставных предложениях.

Назывные односоставные предложения, способы выражения главного члена (подлежащего) в них. Синонимия разных типов простого предложения.

Полные и неполные предложения

Неполные предложения в речи.

Строение и значение неполных предложений.

Тире в неполном предложении.Соединительное тире. Интонационное тире.

Уважительное отношение к русскому языку, понимание его роли в развитии нравственных качеств личности; мотивация к обучению и познавательной деятельности; осознание ответственности за написанное и произнесенное. Способность применять полученные знания на практике; саморазвитие; стремление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; самооценка; обогащение словарного запаса.

Совершенствование коммуникативных навыков в устной и письменной речи; овладение нормами речевого поведения.

Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

Развитие способности использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Владеть знаниями об односоставных предложениях, их разновидностях; опознавать односоставные предложения и определять их роль в тексте.

Различать виды односоставных предложений, в том числе в составе сложного предложения; уместно использовать в речи односоставные предложения. Использовать двусоставные и односоставные предложения как синтаксические синонимы.

Владеть знаниями о неполном предложении, опознает неполные предложения в тексте; правильно и уместно использует неполные предложения в диалоге, а также в составе сложных предложений с целью предупреждения неоправданных повторений, правильно расставлять знаки препинания.




Простое осложненное предложение (12 часов)

3.4.

Предложения с однородными членами (5 часов)

Понятие об однородных членах предложения, их роли в предложении (систематизация и углубление знаний). Союзы при однородных членах, их разряды по значению.

Запятая между однородными членами.

Однородные и неоднородные определения.

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами

Ряды однородных членов предложения.

Осознание языка как формы выражения культуры, понимание социальной роли языка; знания о материальной и духовной культуре, о социально-культурных стереотипах речевого поведения.


Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Владение знаниями об однородных членах предложения;

правильно строить предложения с однородными членами,

распознавать однородные и неоднородные определения; видеть и исправлять ошибки в сочетаниях однородных членов предложения. Классифицировать союзы при однородных членах предложения и объясняет знаки препинания. Использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, несколькими рядами однородных членов предложения

правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

3.5.

Предложения с обособленными членами предложения (6 часов)

Понятие обособленного члена предложения. Обособленные второстепенные члены (в том числе уточняющие), их роль в предложении.

Обособленные определения, выраженные причастными оборотами и прилагательными. Правильное построение

предложений с обособленными членами, придаточными частями.

Знаки препинания при обособленных, уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения. Параллельные синтаксические конструкции.

Синтаксический разбор простого предложения.

Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.



Соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в письменной речи. Использовать приёмы просмотрового и изучающего чтения, воспроизводить теоретический материал. Соблюдать в речи орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка.

Знать условия обособления членов предложения. Анализировать предложения с обособленными и уточняющими членами предложения. Использовать в речи предложения с разными видами обособленных членов. Интонационно и пунктуационно правильно оформлять предложения с обособленными и уточняющими членами. Производить синтаксический разбор предложений, осложнённых обособленными и уточняющими членами.

3.6.

Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения

(4 часов)

Обращение как особая синтаксическая единица в составе предложения, способы его выражения, назначение в языке (систематизация и углубление знаний).

Выделительные знаки препинания при обращениях.

Вводные слова, словосочетания, предложения (углубление и систематизация знаний).

Вставные конструкции – предложения или члены предложения, содержащие попутные замечания, уточнения, пояснения; интонация вставки при вставных конструкциях.

Пунктуация

Одиночные и парные выделительные знаки препинания при вводных и вставных конструкциях.

Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Способность применять полученные знания на практике; саморазвитие; стремление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; самооценка; обогащение словарного запаса.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Классифицировать вводные конструкции по заданным признакам. Использовать в речи предложения с вводными и вставными конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Использовать в речи предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями, вводными словами и словосочетаниями. Знать правила постановки знаков препинания.

3.7.

Сложное предложение

(10 часов)

Классификация сложносочинённых предложений в зависимости от союза и характера смысловых отношений между простыми предложениями.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Сложноподчинённое предложение, богатство и разнообразие отношений между его частями. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Классификация сложноподчинённых предложений, особенности их строения; место придаточного предложения по отношению к главному

Средства связи в сложноподчинённом предложении.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным и несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного

предложения с одним и несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение, его грамматические признаки и структура.

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Синонимия бессоюзных и сложных предложений с союзами, бессоюзных и простых предложений.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая и точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Сложные предложения с разными видами связи, их строение и виды связи между структурными частыми; ведущая связь между частями сложного синтаксического целого.

Период. Знаки препинания в периоде.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

Синтаксический разбор сложных предложений разных типов.

Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

Использовать приёмы просмотрового и изучающего чтения и воспроизводит теоретический материал. Умение составлять опорные схемы и таблицы.

Умение формулировать цель деятельности, планировать, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Распознавать сложные предложения по существенным признакам; определять структуру сложных предложений, находить средства связи между их частями; определять основные виды сложных предложений и их разновидности.

Правильно строить сложные предложения и употребляет их в устной и письменной речи.

Систематизация знаний об основных группах сложносочинённых предложений по значению; совершенствование навыков расстановки знаков препинания в предложениях с сочинительными союзами. Характеризовать синтаксическую структуру сложноподчинённых предложений с одной и несколькими придаточными частями, смысловые отношения между частями сложноподчинённых предложений. Совершенствовать умение определять вид придаточной части и навык постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях. Совершенствовать навык в определении смысловых отношений и постановке знаков препинания между частями бессоюзного сложного предложения; использовать в речи возможности синтаксической синонимии для передачи смысловых отношений.

3.8.

Способы передачи

чужой речи (4 часа)

Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи (систематизация и углубление знаний). Способы оформления прямой речи на письме. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Косвенная речь в составе сложноподчинённых предложений. Синтаксический разбор предложения с прямой речью.

Цитата как способ передачи чужой речи; способы цитирования. Пунктуационное оформление цитаты.

Диалог. Знаки препинания при диалоге.

Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания.


Составлять высказывание в устной и письменной форме на актуальные и нравственно-эстетические, социально-бытовые, культурные, лингвистические темы, используя конкретный функциональный стиль и тип речи.



Систематизация знаний о способах передачи чужой речи; совершенствование навыка пунктуационного оформления предложений с прямой речью, диалога; уместное использование цитат в письменных высказываниях и правильное оформление цитат в письменных высказывания. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка.

Культура речи. Стилистика (5 часов)

4. 4.1

Культура речи. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация

Основные критерии культуры речи (чистота, выразительность, уместность, точность, богатство). Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Совершенствование коммуникативных умений; готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению

умение учитывать параметры ситуации общения, осознавать тему речевого общения и выбор стратегии построения текста.

Умение строить адресное развернутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу.

Систематизация знаний о нормах современного русского языка. Умение анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их соответствия литературным нормам; правильно излагать мысли в устной и письменной форме. Соблюдать культуру публичной речи

4. 2

Стилистика. Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение.

Основные признаки: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Культура разговорной речи.

Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

Формирование представления о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания; представления о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка.

Использование знаний о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; создавать




Публицистический стиль речи. Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности. Основные жанры: заметка, репортаж, интервью, статья, корреспонденция, рецензия, очерк.

Готовность к совершению осознанного выбора будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; сформированность отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий.

Формирование умения использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации).




Стиль художественной литературы. Общая характеристика художественного стиля: образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструк­ций. Особенности литературно-художественной речи.




Определять самостоятельно цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Приобретение умения оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы); -сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля


5

Повторение и систематизация изученного (1 час)

6.

Уроки развития речи

(8 часов)

Лингвистический и стилистический анализ текстов изучаемых стилей речи.

Оценивание устных и

письменных высказываний

текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения

коммуникативных задач.

Слушание-понимание текстов публичных выступлений виднейших ораторов России и мира, деятелей науки и культуры Донецкой Народной Республики. Совершенствование умений выступать публично в ситуациях социально-культурного, учебно-научного и официально-делового общения.

Учебно-речевая практика участия в диспутах и дискуссиях. Публичный диалог дискуссионного характера.

Анализ образцов текстов публичной монологической и диалогической речи; написание подробных, сжатых, выборочных изложений, сочинений-рассуждений по прочитанным текстам различных стилей.

Составление резюме, рецензии, отзыва о произведении искусства.


Осознание феномена русского языка как духовной, культурной, нравственной основы личности, а себя – языковой личностью; зависимость успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде; готовность к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли русского языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира.

Совершенствование навыка самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в совместной учебной деятельности, в проектной работе и при обсуждении дискуссионных проблем.

Знать признаки текста и его функционально смысловых типов.

Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять ре­чевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; со­вершенствовать

высказывание, используя опорные материалы.

Составлять деловые документы, используя языковые средства официально-делового стиля. Выделять главные положения высказывания и фиксировать их в виде ключевых слов или символов; по опорным записям восстанавливает текст письменно (сжатое изложение) и устно (подробное устное изложение).

Определять проблему, тему, отбирать содержательный материал; устанавливать коммуникативный контакт со слушателями; владеть техникой создания и произнесения доклада. Соблюдать основные принципы и особенности ораторской речи; устанавливать контакт с аудиторией, используя различные способы активизации внимания слушателей.




Резерв – 2 ч.











V. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОЛИЧЕСТВУ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

Обязательное количество видов контроля в 5-11 классах

Вид контроля

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

Базовый

11 класс

Базовый

10 класс

Профиль: Русская филология

11 класс

Профиль: Русская филология




Полугодие

Семестр

Полугодие/ Семестр

Вид, форма

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Контрольный диктант

3

3


3

3

3

3

2

1

1

1


1

1


1

1


1

1

1

1

Контрольный диктант с дополнительным (грамматическим) заданием

1

1

1

1

1

1

1

1

1
















1




1




Контрольное изложение

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

Контрольное сочинение

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

Тестовые контрольные задания

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

Всего

7

7

7

7

7

7

6

6

6

6

5

6

5

6

7

7

7

7

Итого за год

14

14

14

12

12

11

11

14

14

Уроки развития речи

14

20

18

16

20

7

7

10

10


  • В рамках полугодия в 5-9 классах учитель равномерно распределяет виды контроля по четвертям.

  • Языковая тема (с учётом часов на развитие речи, на контрольные работы) не может быть больше 15-16 часов.

  • Контрольный диктант и контрольный диктант с грамматическим заданием (оценивается одной отметкой, которая является средней между отметкой за диктант и отметкой за грамматическое задание; если в сумме получается не целое число, то отметка округляется в сторону уменьшения) может быть контрольной работой в конце темы.

.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации

обязательной части основной образовательной программы


  1. Власенков А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык (базовый уровень). 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Русское слово – учебник. (Электронное издание).

  3. Бабайцева В. В. Русский язык (углубленный уровень). 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: ДРОФА. (Электронное издание).

  4. Русский язык. Пахнова Т.М. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Акционерное общество «Издательство «Просвещение».

  5. Русский язык. Пахнова Т.М. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Акционерное общество «Издательство «Просвещение».

Список лингвистических словарей

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. -10-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1999.

  2. Большой словарь русского языка. – М.: Дрофа; Русский язык, 1998.

  3. Вакуров В. Н., Рахманова Л. И., Толстой Н. В., Формановская Н. И. Трудности русского языка. Словарь-справочник / Под ред. Л. И. Рахмановой. 3-е изд., испр. и доп. Часть 1 А-Л.-М.: Изд. МГУ, 1993, Часть 2 М-Я. – М.: Изд. МГУ, 1994.

  4. Введенская Л. А., Червинский Н. П. Русское произношение и правописание: Словарь-справочник. – Ростов н/Д: Феникс, 1996.

  5. Горбачева К. Русский синонимический словарь. – СПб.: РАН, 1996.

  6. Грачёв Михаил Александрович. Словарь современного молодёжного жаргона: более 6000 жаргонизмов/ М. А. Грачёв. – М.: Эксмо, 2007. -667 с. – (Библиотека словарей).

  7. Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Т. Словарь грамматических трудностей русского языка. 5-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1997.

  8. Колесников Н. П. Словарь паронимов и антонимов. – Ростов н/Д: Феникс, 1995.

  9. Колесников Н. П. Словарь омонимов. – Ростов н/ Д: Феникс, 1995.

  10. Лексическне трудности русского языка: Словарь-справочник: Ок. 13000 слов / А. А. Семенюк (руководитель автор. коллектива), И. Л. Городецкая, М. А. Матюшина и др. – М.: Русский язык, 1994.

  11. Лопатин Владимир Владимирович. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка: более 35000 слов/ В. В. Лопатин. – М.: Эксмо, 2007. -926 с.: ил

  12. Малый словарь русского языка. – М.: Дрофа; Русский язык, 1999.

  13. Мелерович А. М., Мокиенко В. М. Фразеологизмы в русской речи: Словарь. – М.: Русские словари, 1997.

  14. Новейший орфографический словарь русского языка: 120000 слов/ сост. Е. Куренкова. –М.: Дом. XXI век: Рипол классик, 2008. -382 с. – (Библиотека энциклопедических словарей).

  15. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999.

  16. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т рус. яз. – 6-е – изд., стер. – М.: Русский язык, 1997.

  17. Полный справочник по орфографии и пунктуации / Под ред. А. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  18. Русский орфографический словарь: около 160000 слов / Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; Редкол.: В. В. Лопатин (отв. ред.), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. – М.: Азбуковник, 1999.

  19. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа.1997.

  20. Скорлуповская Екатерина Васильевна. Школьный толковый словарь русского языка: более 8000 слов и словосочетаний/ Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. – М.: Эксмо, 2007. – 891 с. – (Библиотека словарей).

  21. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер.- М.: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999.

  22. Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений / [сост. И. В. Ефимова]. – М.: Эксмо, 2011. – 272 с.: ил. – (Детский иллюстрированный словарь)

  23. Словарь сочетаемости слов русского языка. 2-е изд., испр. М.: Русский язык, 1983.

  24. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. – 2-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1999.

  25. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. Российская академия наук. Институт лингвистических исследований. – СПб.: Фолио-Пресс, 1998.

  26. Фелицына В. П., Мокиенко В. М. Русский фразеологический словарь. – М.: ЭКСМО.


Словари в Интернет

  1. Gramma.ru (http://www.gramma.ru/1.php?ir=13&ip=0&id=4).

  2. Коллекция словарей и энциклопедий: Ожегов, Даль, Ушаков, БЭС, Мюллер; биографии (http://dic.academic.ru).

  3. Национальный корпус русского языка (http://www.ruscorpora.ru/).

  4. Русские словари (http://www.slovari.ru/).

  5. Словари русского языка для скачивания (http://www.speakrus.ru/dict/).

  6. Словари русского языка для скачивания (http://linguists.narod.ru).

  7. Словарь русской идиоматики (http://dict.ruslang.ru/magn.php).

  8. Словарь Ушакова (http://ushdict.narod.ru).

  9. Собрание словарей (Словарь А.А. Зализняка; Словарь Про-Линг; Словарь русской литературы; Орфографический словарь, под ред. проф. В.В. Лопатина (2000 г.); Толковый словарь под ред. C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, М., Азъ, 1992 г.; «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля (II изд. (1862-1866), адаптировано, OCR 1998 год); Н. Абрамов. Cловарь синонимов; Города и веси России; Баранов О.С. Идеографический словарь русского языка (тезаурус); Крылатые слова; О.В. Вишнякова. Словарь паронимов русского языка; П.Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка; Н.М. Шанский. Школьный этимологический словарь русского языка; Российские фамилии в алфавитном порядке; Словарь иностранных слов; Правила русской орфографии и пунктуации 1956 г.; Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и стилистике; Культура русской речи; Словарь омонимичных словоформ; Правила транскрипции иностранных имен; – морфемный словарь русского языка) http://www.speakrus.ru/dict/index.htm.

  10. Словари для Lingvo (http://artefact.lib.ru/languages/dictionaries.htm).

  11. Словари русского языка (http://slovari.gramota.ru).

  12. Справочник по правописанию Дитмара Эльяшевича Розенталя (http://www.spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/index.htm).

  13. Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию Д.Э. Розенталя (http://evartist.narod.ru/text1/20.htm).

  14. Толковый словарь Ожегова и Шведовой (http://mega.km.ru/ojigov).

  15. Толковый словарь русского языка» под ред. C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. (http://mega.km.ru/ojigov).

  16. Этимологический словарь Фасмера.

  17. (http://starling.rinet.ru/cgibin/query.cgi?flags=wygtmnn&root=config&basename=\usr\local\share\starling\).

Учебно-методическая литература

  1. Алексеев, Д. И. Словообразование современного русского литературного языка / Д. И. Алексеев, Р. В. Бахтурина, Е. И. Галанова и др. – Русский язык и советское общество, 1968. – Кн. 3. – 299, [1] с.

  2. Амелина, Е. В. Русский язык в таблицах и схемах / Е. В. Амелина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 220, [1] с. (Без репетитора)

  3. Базжина, Т. В. Русская пунктуация: пособие-справочник /Т. В. Базжина, Т. Ю. Крючкова. – М.: Форум, 2010. – 303 с.

  4. Введенская, Л. А. Этимология: учебное пособие / Л. В. Введенская, Н. П. Колесников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 343, [1] с. (Высшее образование)

  5. Журавлева, Л. И. Русский язык в алгоритмах. Орфография: учебное пособие для обучающихся 5–7 классов / Л. И. Журавлева. – Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 2004. – 71 с. (Практикум)

  6. Коновалёнок, Т. А. От литературного чтения к русской литературе: проект-адаптация для обучающихся 5–6 классов «Виртуальный класс» / Т. А. Коновалёнок ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2016. – 45 с. – (Образование сегодня: IT-формат).

  7. Кронгауз, М. А. Русский язык на грани нервного срыва / М. Кронгауз. – М. : Знак : Языки славянских культур, 2009. – 229 с., [2] л. цв. ил.

  8. Культура русской речи. энциклопедический словарь-справочник. Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – М.: Флинта: Наука, 2007. - 837, [1] с.

  9. .Кустова, Г. И. Синтаксис современного русского языка: учебное пособие / Г. И. Кустова, К. И. Мишина, В. А. Федосеев. – М.: Академия, 2007. – 254, [1] с. (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности) (Учебное пособие)

  10. . Кучеренко, О. Г. Тренинг грамотности, или Русская орфография и пунктуация в таблицах и упражнениях / О. Г. Кучеренко, И. А. Кондратьева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 319 с. (Абитуриент).

  11. Лефельдт, В. Акцент и ударение в современном русском языке / В. Лефельдт. – М.: Языки славянской культуры, 2010. – 288 с. (Studia philologica).

  12. Лопатин, В. В. Многогранное русское слово. Избранные статьи по русскому языку / В. В. Лопатин. – М.: [Азбуковник], 2007. – 743 с.

  13. Лыткина, О. И. Практическая стилистика русского языка: учебное пособие / О. И. Лыткина, Л. В. Селезнева, Е. Ю. Скороходова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 203, [1] с.

  14. Лютикова, В. Д. Русский язык: нормы произношения и ударения: учебное пособие / В. Д. Лютикова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 103, [1] с.

  15. Макарова, Б. А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней: учебное пособие / Б. А. Макарова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 222, [1] с. (Школьная программа).

  16. Малычева, Н. В. Стилистика и литературное редактирование: учебное пособие / Н. В. Малычева и др. – М.: Наука-Спектр: Дашков и ко, 2011. – 287 с.

  17. Методические и технические аспекты использования системы дистанционного обучения Moodle в учреждении образования / сост.: А. А. Яроцкий, Е. Н. Власовец ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск: Мин. обл. ин-т развития образования, 2016. – 103 с.

  18. Миронова, Н. И. Русский язык. Орфография и пунктуация / Н. И. Миронова, Л. П. Петренко. – М.: Мир книги, 2008. – 252, [1] с. (GAUDEAMUS).

  19. Мусатов, В. Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование: учебное пособие / В. Н. Мусатов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 356, [1] с.

  20. Нормы русского литературного языка: учебное пособие по культуре речи / Л. А. Константинова, Л. В. Ефремова, Н. Н. Захарова и др. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 166, [1].

  21. Панова, Е. А. Русский язык: учебно-справочное пособие / Е. А. Панова, А. А. Позднякова. – М.: АСТ [и др.], 2010. – 462, [1] с. (Справочник школьника).

  22. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку: орфография, пунктуация, орфографический словарь, прописная или строчная? / Д. Э. Розенталь. – М.: Мир и Образование: Оникс, 2009. – 1006, [1] с.

  23. Розенталь, Д. Э. Русский язык на отлично. Орфография и пунктуация / Д. Э. Розенталь. – М.: Оникс: Мир и Образование, 2009. – 287 с. (Для школьников и абитуриентов)

  24. Розенталь, Д. Э. Русский язык: Орфография. Пунктуация / Д. Э. Розенталь, И. Б.Голуб. – М. : Айрис-пресс, 2002. – 382 с. (Домашний репетитор)

  25. Романова, Н. В. Идеальная грамотность. русский язык без правил и словарей / Н. Романова. – СПб: Питер, 2011. – 201, [1] с. (Школа Натальи Романовой).

  26. Русская судьба крылатых слов / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – Санкт-Петербург: Наука, 2010, – 633, [1] с.

  27. гос. языковой политике и актуальным проблемам двуязычия. – СПб : Златоуст, 2007. – 259 с.

  28. Селезнева, Л. Б. Русская орфография. алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения: учебное пособие / Л. Б. Селезнева. – М.: Флинта : Наука, 2007. – 350, [1] с.

  29. Соловьева, Н. Н. Весь русский язык в таблицах. от фонетики до синтаксиса / Н. Н. Соловьева. – М.: Оникс: Мир и образование, 2010. – 95 с. (Говорим и пишем грамотно).

  30. Соловьева, Н. Н. Как пишется правильно? Нормы орфографии и пунктуации русского литературного языка: справочник / Н. Н. Соловьева. – М.: Оникс: Мир и Образование, 2009. – 95 с. (Говорим и пишем правильно)

  31. Фразеологизмы в русской речи: слов.-справ. / сост. Н. В. Баско. – М.: Флинта; Наука, 2002. – 269 с.

  32. Храпа, В. В. От адамова яблока до яблока раздора. Происхождение слов и выражений / В.  Храпа. – М.: ЭНАС, 2010. – 175 с. (Почему мы так говорим?)

  33. А. Ю. Авдонина. Организация работы с текстом на уроках русского языка: Учебно-методическое пособие. – Самара: СИПКРО, 2016.

  34. Макарова О. А., Виноградова К. Е., Амбушева Т. М. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Игры со словами, разработки уроков. ФГОС:, – 2-е издание, исправленное: Учитель. 2020.

  35. Тимошенко Т. Е., Хамраева Е. А. Готовимся к олимпиаде по русскому языку. Практическое пособие». – Изд. «Флинта», 2020.