Файл: Вопросы к экзамену псо Понятие социального государства, его признаки и функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12. Вопросы к экзамену ПСО:

  1. Понятие социального государства, его признаки и функции.

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т.Д.

Признаки социального государства.

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);


в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции.

Функции социального государства.

К последним, в частности, относятся:

1. Поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. Охрана труда и здоровья людей;

3. Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. Сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. Поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6. Финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. Борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. Поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;


  1. Социальная защита населения и ее основные элементы.


Социальная защита - соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).



Социальное страхование

Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Обяз пенсионное страхование (ОПС)– система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до наступления обязательного страхового обеспечения – пенсии

Пенсионное обеспечение представляет собой форму социальной защиты граждан, которые, в силу определенных обстоятельств, потеряли заработок или иной доход, получили вред, причиненный здоровью, а также, обеспечивает в определенной степени, средства к существованию нетрудоспособным гражданам.

  1. Основные принципы социальной защиты населения.

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

приоритет государственных начал
. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.


  1. Понятие права социального обеспечения, предмет отрасли.

Право социального обеспечения — это совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части ВВП (валового внутреннего продукта) путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённом законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение[1].

Предмет права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части ВВП через систему социального обеспечения[2].

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.

Отношения по предоставлению различных социальных услуг (натуральный вид обеспечения)

Процедурные и процессуальные отношения, связанные с реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения: 1) Установление юридических фактов, 2) Реализация права, 3) Защита прав


  1. Особенности метода права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений.

Статья 72 Конституции РФ относит социальное обеспечение как часть социальной защиты к совместному велению Российской Федерации и ее субъектов. Правовое регулирование по предметам совместного ведения осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Органы местного самоуправления вправе за счет средств бюджетов муниципальных образований устанавливать дополнительные меры социальной защиты.


Регулирование правоотношений по социальному обеспечению возможно и в рамках конкретного предприятия, учреждения, организации. При этом локальные нормативные правовые акты не должны снижать уровень социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

Таким образом, правовое регулирование общественных отношений по социальному обеспечению характеризуется сочетанием федерального, регионального, местного и локальною уровней регулирования

Императивный метод (метод властных предписаний) используется в праве социального обеспечения при регулировании отношений по предоставлению государственного социального обеспечения, финансируемого из бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов. Организация представления и нормированности социального обеспечения устанавливается путем обязывания и запретов, адресованных органам государственной власти и специальным фондам, предоставляющим социальное обеспечение или ответственным за его назначение и выплату. Этот способ правового воздействия выражает государственную гарантию предоставления социального обеспечения при наступлении рисков, установленных в законе.

Однако наряду с императивным методом в праве социального обеспечения используется и диспозитивный метод. Дозволение в отношениях по социальному обеспечению применяется к гражданину, которому предоставлена свобода обращения за социальным обеспечением, выбор вида социального обеспечения, возможность добровольного вступления в отношения по социальному страхованию.



  1. Развитие российского законодательства о пенсионном обеспечении населения.


Но основы пенсионного законодательства на территории нашей страны были заложены только при знаменитом младшем сыне Алексея Михайловича — Петре Первом. В 1720 году он подписал «Устав Морского Русского Военного Флота», где помимо прочего говорилось и о том, как следует поступать с моряками, ставшими негодными к службе по инвалидности или старости.

Пришедшая к власти Екатерина II прекрасно понимала это. И уже в 1765 г. она распространила сферу действия норм и на гражданских чиновников, которым назначались выплаты из государственной казны за выслугу лет.
В 1827 году был принят первый российский Пенсионный устав. Тогда же в стране был основан единственный Пенсионный фонд — часть пенсий покрывалась отчислениями от жалования, хотя большую часть расходов на пенсии по-прежнему несла казна.