Файл: Ингова Елена Николаевна Приемы, способствующие развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в образовательной области Художественное творчество выпускная квалификационная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.2. Развитие познавательной активности в процессе сюжетного рисования.
Сюжетное рисование
на тему, предложенную воспитателем, является творческим отражением впечатлений действительности. Рисование по собственному замыслу детей дает выход потребности ребенка изобразить все, в том числе и то, что не вошло в занятия предметным и сюжетным рисованием. В большей мере, чем предметное и сюжетное рисование, рисование по собственному замыслу развивает познавательную активность, самостоятельность и инициативу детей, способствует проявлению их индивидуальности.
Сюжетное рисование способствует развитию у детей чувства цвета, представлений о форме, относительной величине, развивает умение строить композицию рисунка.

Цель любого занятия рисованием — развитие творческих сил, познавательных способностей детей и навыков изображения. Воспитатель использует натуру для начала занятия, иногда начинает занятие с загадки, иногда делится воспоминаниями о событиях общественной жизни и природы. Во всех случаях необходимо возбудить познавательный интерес к предстоящей работе.

Сюжетное рисование можно разделить на рисование по собственному замыслу, на заданную тему, иллюстрирование литературных произведений:

Рисование по собственному замыслу.

Н. П. Сакулина отмечает: «Рисование, которыми ребенок так рано овладевает, оказывает влияние на формирование личных сторон личности. Поскольку сущность рисования включается в изображении предметов и явлений реального мира, велико его значение для умственного развития. В рисовании таятся богатые возможности для эстетического воспитания. Ребенок познает такие качества предметов и явлений, как стройность формы, гармоничность красок, целесообразность строения. Эти свойства — элементы прекрасного. Они придают изображению выразительность, а процессу изображения — эмоциональную насыщенность.
Для рисования специфична образная форма отражения, позволяет развивать у ребенка художественно-творческие способности, познавательный интерес, которые можно применять в различных областях жизни» (Н.П. Сакулина. Рисование в дошкольном детстве. - М., Просвещение», 1965. - стр. 6)
Очевидно, что в обучении детей рисованию на первое место встает задача развития у детей творческой и познавательной активности.

А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.
Руководство детским творчеством требует от воспитателя понимания рисунка, знания характерных его особенностей и последовательности его развития. В карандашных рисунках предлагается заштриховать большие поверхности. Детям это редко удается. Длинный штрих прерывается, меняя направление. Ребенок ставит карандаш вертикально и, с усилием нажимая на него, проводит длинные толстые линии, вместо того чтобы, не отрывая карандаш от бумаги, заштриховать ее поверхность легкими и ровными движениями.

При анализе детских работ в конце занятия надо помнить, что дети чаще находятся в творческом возбуждении, каждому нравится мой рисунок, и воспитатель должен привлечь внимание всех детей к положительным качествам каждого рисунка и не убить детскую радость указаниями на недостатки. Рисунки но собственному замыслу ребенка показывают, что обучение детей изображению предметов помогает относительно полно и убедительно выразить в рисунках свои впечатления и мысли об окружающем. Ребенок в рисунке живет и чувствует, выражает свои желания и интересы.

В процессе обучения изобразительному искусству дети овладевают умением анализировать художественное произведение. Как правило, сначала рекомендуется разглядеть сюжет картины, то, что на ней изображено, кто является героем, когда это было, а затем перейти к рассмотрению того, как это написано, как художник изображает тот или иной предмет, как он накладывает краски, какой выбирает колорит, далее необходимо вернуться к общей образной и эмоциональной оценке полотна.

Рисунки по собственному замыслу выполняются за 2—3 занятия. Не надо требовать от детей выполнения задания в одно занятие, не надо торопить их.
Каждый из материалов имеет свои достоинства, особенности и возможности, и воспитателям следует обдумать, какой из них надо предложить при выполнении того или иного рисунка, какой материал поможет добиться наибольшей выразительности образа.
К карандашу и краске можно добавить многие другие материалы, такие, как угольный карандаш «Ретушь», черная и цветная тушь, цветные мелки, пастель.



Рисование на заданную тему.

Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует на заданную тему. Большинство специалистов считает, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, воображением, познавательной активностью не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. При рисовании на заданную тему воспитатель говорит детям тему, затем они приступают к рисованию. Рисование на заданную тему дарит детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, дети будут стремиться в своих рисунках, рассказать о том, что узнали, увидели, пережили.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает

овладевать, нуждается в помощи со стороны взрослого.

Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, познавательный интерес, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной

деятельности должна носить познавательный, творческий характер. Воспитатель должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс занятия должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, познавательный интерес детей.

Изобразительная деятельность – это образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Иллюстрирование литературных произведений.
Иллюстрация – вид книжной графики, её основа. Рисование, включающее иллюстрирование литературных произведений. Яркие иллюстрации привлекают внимание детей. При создании изображения от них требуется, чтобы они стали соавтором книги, сделали зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, окружение героев книги. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая этим самым детей. Воспитатель показывает детям отрывки из произведений. При иллюстрировании сказки “Колобок” дети могут выбрать различные эпизоды (встреча Колобка с зайцем, медведем, волком, лисой), однако наиболее посильным для них будет изображение колобка, лежащего на окне, или катящегося по дорожке. Так же можно предложить детям нарисовать эпизод из произведений К.И. Чуковского, где очень яркие и красочные иллюстрации. Например: Ю. Васнецова к сказке "Краденое солнце" (медведь) и др. Можно проанализировать средства художественной выразительности иллюстрации Ю. Васнецова к сказке "Три медведя", на которой изображена девочка, заблудившаяся в лесу. В темном, мрачном, сказочном лесу потерялась девочка. Ю. Васнецов расположил свою иллюстрацию вертикально для того, чтобы лучше передать высокие деревья густого, черного леса, чтобы дети почувствовали, как страшно маленькой девочке в этом дремучем лесу.

Глава 3. Экспериментальные исследования занятий по рисованию как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста



3.1 Методы, цели и задачи исследования.
В своей работе мы исследуем уровень развития познавательного интереса детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском саду №29 «Серебреное копытце» комбинированного вида, в средней группе «Колокольчик»
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Дошкольный возраст, как писал А.Н.Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. 
На протяжении дошкольного возраста наблюдается закономерный поступательный процесс: от элементарных самоощущений и актов самоузнавания, дифференцирующих «Я» и «не-Я», ребенок переходит к осознанию себя как устойчивого объекта внимания и отношений со стороны других людей и одновременно как активного субъекта деятельности, носителя тех или иных черт и качеств, обладание которыми дают ему определенное социальное положение, уровень притязаний и т.д.
Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром; период, когда закладываются основы самовосприятия личности. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного самовосприятия – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом. 
Я – концепция – это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности, она играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Я – концепция включает в себя образ Я и самооценку.
Образ Я – это совокупность чувственных ощущений, восприятий, представлений и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим. Посредством восприятия и понимания другого ребенок приходит к пониманию себя. Самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным.
Существует множество факторов, влияющих на формирование Я - концепции. Первым институтом социализации для ребенка является его семья. Семья является разновозрастной группой, в которой дошкольник приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола. В своей работе мы бы хотели рассказать о том, с помощью каких приемов можно осуществлять развитие познавательной активности на занятиях по изодеятельности , так же, чтобы этот процесс был продуктивным и результативным. В соответствии с этим,

Цель нашего исследования:

является изучение приёмов, способствующих развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в образовательной области «Художественное творчество».

Исходя из цели, мы поставили задачи исследования:

1. Изучить психолого- педагогическую и методическую литературу по данному вопросу.

2.Определить основные приемы, способствующие развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в образовательной области «Художественное творчество».

3.Выявить условия эффективности применения разнообразных приемов в образовательной области «Художественное творчество».

Заключение.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. И.М. Сеченов говорил о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно – психической организации ребенка - безотчетном стремлении познавать окружающую жизнь. [С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика.с.152-154]. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Таким образом, познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают уверенность в своих силах. Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому взрослые должны обеспечить условия для развития такой деятельности. Например, ребенок интересуется транспортными средствами. Нужно приобрести для него соответствующие игрушки, мастерить с ним какие –нибудь модели, помочь развернуть игру, время от времени принимать в ней участие. Для укрепления интереса следует поддерживать разговоры малыша на транспортную тему, вовлекать его в рисование. Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов. Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности, познавательных интересов. Исследования А.И. Сорокиной, М.М. Рубинштейна выявили различные мотивы детских вопросов. Авторы делят вопросы на две группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ними контакт. В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив: дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Обучение изобразительному искусству активизирует творческую и познавательную деятельность детей и, следовательно, оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом. Развитие творческой активности детей дошкольного возраста представляет собой сложный динамический процесс, обусловленный педагогическим процессом. Истоками творческой познавательной активности человека является дошкольный возраст. Источником познавательных интересов служит разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими – либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, часто бывают результатом его собственных рассуждений.

Список литературы.


  1. С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика. Издательский центр «Академия» 2008.

  2. Т.С. Комарова Обучение дошкольников технике рисования. Москва 2007.

  3. Т.С. Комарова Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду. Москва 2006.

  4. Л.В. Компанцева Поэтический образ природы в детском рисунке. Москва «Просвещение»1985.

  5. Т.В. Королева Рисуем и познаем. Москва, издательский центр Владос.2008.

  6. Р.М. Чумичева Дошкольникам о живописи. Москва «Просвещение»1992.

  7. О.Г. Кузнецова Обучаем дошкольников приемам рисования. Учебно –практическое пособие. Москва 2007.

  8. Л.Н. Павлова Знакомим малыша с окружающим миром. Москва «Просвещение»1987.

  9. Н.В. Шайдурова Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие. Москва.2008.

  10. С.В.Погодина Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Москва. Издательский центр «Академиа» 2011.(с.130;162)

  11. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00179694_0.html

  12. [http:festival.1september.ru/articles/507620/]

  13. [http://mypainting.org/risovanie_po_pamyati.php]

  14. http://www.detskiysad.ru/vospitanie/nachalo099.html

  15. http://www.razumniki.ru/risovanie_s_natury.html

  16. http://www.pelinggator.ru/poznavatelnuyu-aktivnost/



1


2




1   2   3   4