Файл: Ингова Елена Николаевна Приемы, способствующие развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в образовательной области Художественное творчество выпускная квалификационная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Глава 2. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в образовательной области «Художественное творчество».

2.1.Развитие познавательной активности в процессе предметного рисования.

Возможность познания предметов, окружающих ребенка, в большей степени зависит от развития способности видеть, слышать, осязать. Взрослому кажется, что такие действия, как, например, протянуть руку к предмету, взять его, очень просты. Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой познавательной и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.
Рисуя, ребенок иногда сознательно, а иногда бессознательно схематизирует изображение предмета, упрощает его, отбрасывая многие детали, подробности, заостряя внимание на самом главном. Так, рисуя человеческое лицо, дети часто изображают только глаза и рот. Все эти, на взгляд взрослого, «недостатки» не мешают детскому рисунку быть выразительным. А наоборот, они-то и делают детский рисунок особенно привлекательным.
Своеобразие детского рисунка сказывается и в колорите. В младшем дошкольном возрасте цвет у детей не связывается с попыткой передать характерный признак предмета. Часто дети используют краску просто потому, что она им понравилась, подчас раскрашивая один предмет в несколько цветов, выбранных произвольно. Иногда предмет трактуется в цвете, а окружающее пространство остается неокрашенным. Часто выбор цвета опирается на устойчивые представления, своего рода штампы. Так, почти всегда небо голубое, вода синяя, песок желтый, земля черкая и т. д. В некоторых случаях дети могут нарисовать воду, небо, песок, листья деревьев и многое другое любым понравившимся им цветом. При всем этом в работах детей сказывается какое-то инстинктивное, трудно объяснимое чувство гармонии цвета, благодаря которому рисунки превращаются в радостные симфонии красок.
Вопрос о композиции детского рисунка сложен. В своем развитии он претерпевает очень заметную эволюцию.
Начиная рисовать, маленькие дети никак не соотносят изображаемое с форматом, не различают верх и низ листа бумаги. В рисунке не берется во внимание пространственное единство изображаемого, т. е.

каждый предмет рисуется сам по себе, заполняя в беспорядке все пустые места на листе бумаги. У детей преобладает стремление к изображению каждого предмета целиком — отсюда в рисунках полностью отсутствует загораживание одних предметов другими.
Позднее дети начинают различать верх, низ, левую и правую стороны листа. Постепенно появляется понимание взаимного расположения изображений как средства передать логическую и зрительную связь между предметами.
В результате обучения возникает умение располагать дальние предметы в верхней части листа бумаги, а ближние — в нижней. Только некоторые дети к концу пребывания в детском саду усваивают зрительное уменьшение удаленных предметов. Вообще же в дошкольном возрасте перспектива в рисунке отсутствует. Изображение разноудаленных предметов, если и встречается, то в чисто условном соотношении.

Предметная «исследовательская» деятельность, свойственная ребенку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико - синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом, малыш приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

Детским рисункам свойственна декоративность. Дети стремятся выделить в предмете ритм, особенно там, где есть повторяемость в самих предметах: летящие снежинки, бревнышки в избушке, волны на реке и т. д. Эта ритмичность выливается в прямую узорность, орнаментальность. Изображение становится украшенным, нарядным. Иногда тяга к узорности возникает как бы без видимых оснований (лошадь в клеточку или в цветочках, полосатая крыша, узорное расположение листьев на дереве и т. д.). Это инстинктивное стремление ребенка к красоте надо всячески поддерживать.
В обучении детей мы используем различные виды рисования. В предметном рисовании мы стремимся не только к относительно грамотному изображению предметов, но и к образной их характеристике, т. е. к выражению чувств и отношения к предмету со стороны рисующего. Необходимость этого подтверждается тем, что некоторые предметы дети охотно рисуют, они любимые (маму рисуют нарядной), а
есть предметы нелюбимые, их дети стараются вообще не рисовать.

Предметное рисование в свою очередь делится на рисование по памяти, предварительному наблюдению и рисованию с натуры:
Рисование по памяти. В повседневной работе с детьми воспитателю необходимы развитое творческое мышление, богатый запас пластических наблюдений, прочные навыки уверенного и свободного рисования, умение импровизировать. Эти качества приобретаются в результате систематического рисования по памяти. В окружающей действительности бывают такие явления, события, которые рисовать по памяти трудно или просто невозможно: быстротечные процессы труда, движущийся транспорт, эффекты освещения и т. д. Наблюдая, дети должны запоминать все это. Зрительная память не у всех детей одинаково развита. Как принято говорить, смотрят все, а видят немногие. К. Станиславский говорил: Люди не умеют различать по лицу, по взгляду, по тембру голоса, в каком состоянии находится их собеседник, не умеют активно смотреть и видеть сложную правду жизни, не умеют внимательно слушать и по-настоящему слышать. Если бы они умели это делать, творчество было бы бесконечно богаче, тоньше и глубже». «Величайшей загадкой» назвал А. Н. Бенуа то обстоятельство, что «люди не видят и даже тогда... когда все ясно, как день». Рисование по памяти способствует развитию зрительной памяти, логики, воображения, что особенно важно для творческого начала познавательной активности детей. Поэтому рисование по памяти необходимо вводить как обязательное упражнение в конце каждого занятия в детском саду. Рисование по памяти по праву считается неотъемлемой частью всего занятия. Рисуя по памяти и по представлению, дети познают логику строения различных по сложности предметов (в том числе и человеческого тела), механику их движения и конструктивную связь частей и целого. Следует отметить, что рисование по памяти является чрезвычайно сложной задачей для детей дошкольного возраста.


Рисование по предварительному наблюдению.

Важнейшими видами в изобразительной деятельности детей в процессе рисования является рисование по предварительному наблюдению.
Установление у детей взаимодействия между предварительным наблюдением и изображением формируется путем включения в развитие детского рисунка целого ряда других деятельностей детей, таких, как соизмерение, словесное описание, чтение рисунка. Все они не связаны с каким-нибудь одним определенным видом рисования, а являются сквозными для всего процесса рисования.

Занятия по рисованию являются неотъемлемой и очень важной структурной частью каждого занятия. На занятиях по рисованию подвергаются наблюдению разнообразные предметы, таблицы, узоры, явления природы, растительный и животный мир. Это связано также с углублением и уточнением наглядных знаний детей об окружающей действительности, с расширением круга их представлений. Наблюдения играют важную роль и в накоплении детьми впечатлений от окружающей действительности, улучшают их познавательный интерес. Специфическим для рисования является направленность наблюдения на те качества и стороны предмета, которые необходимо выделить для его изображения, а именно: пространственные и цветовые отношения. При отражении на рисунке таких пространственных отношений, как форма, величина и пропорции, их зрительное восприятие может быть непосредственно дополнено и проверено движением или осязанием. Основное место в процессе предварительного наблюдения на занятии по рисованию занимает зрительное восприятие. Само зрительное восприятие включает в себя не только зрение, но и кинестетические ощущения, связанные с движением глаз.
Рисование с натуры.

Рисование с натуры развивает наблюдательность, познавательный интерес и вырабатывает у ребёнка навыки рисунка. Ведь, рисуя с натуры различные по размеру, цвету и форме предметы, ребёнок упражняется в построении композиций. Рисовать с натуры можно карандашом, фломастером и красками. Первым этапом рисования с натуры является постановка предмета для рисования. Для того чтобы было удобнее рисовать, предмет нужно расположить перед собой на расстоянии трёх его размеров. Вторым этапом является зарисовка этих общих форм предмета на листе бумаги, то есть их правильное размещение. Третий этап — теневая штриховка изображённого предмета. Этот этап называется проработкой. При рисовании с натуры время от времени необходимо проверять правильность изображения, отходя от рисунка на 2-3 метра. Чтобы научиться передавать свои впечатления и чувства в рисунке, нужно как можно больше наблюдать и рисовать с натуры. Натура — это всё, что нас окружает: природа, растительный и животный мир, люди и то, что создано их руками. У каждого предмета, каким бы простым он ни был, свои характерные особенности, которые отличают его от всего остального. Перед тем как рисовать, нужно внимательно рассмотреть натуру, запомнить её форму, цвет, положение в пространстве. Рисовать с натуры можно любыми материалами: карандашом, фломастером, акварелью и т. д.