Файл: Ингова Елена Николаевна Приемы, способствующие развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста в образовательной области Художественное творчество выпускная квалификационная работа.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
приспособление организма к окружающей среде, реакцию на внешние раздражения, которая является формой проявления активности.
1.2.Методы и приёмы на занятиях в детском саду.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и
приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего
познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение
содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском
саду».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из
которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:
. наглядные;
. словесные;
. практические.
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает следующие методы обучения:
. информативно - рецептивный;
. репродуктивный;
. исследовательский;
. эвристический;
. метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
> рассматривание;
> наблюдение;
> экскурсия;
> образец воспитателя;
> показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
> беседу;
> рассказ, искусствоведческий рассказ;
> использование образцов педагога;
> художественное слово.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
> прием повтора;
> работа на черновиках
;
> выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. воспитатель предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только
Познавательных интересов, но и фантазии и творчества. Воспитатель предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.
Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе – сотворчество воспитателя с детьми.
Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.
Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые.
Приёмы рисования.
Рисование пальчиками – пальчиковая графика,
рисование ладошками, ступнями,
раскрашивание частей тела жидкой глиной,
рисование комочками мятой бумаги, полиэтилена и т.п.
выполнение папье-маше,
наклеивание липких ценников на пальчики – игра (“мамин маникюр”),
украшение рисунков липкими блестками,
выполнение коллажей из различных мелких материалов. Такие упражнения и приемы – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц, а также на эластичность суставов и связок. Например, самомассаж кистей рук является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется
, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. Игры и упражнения на тактильные ощущения – уникальная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга, развиваются межполушарные взаимодействия и работа полушарий. Это является важным аспектом реабилитационной работы с детьми, имеющими органическое поражение коры головного мозга.
Приемы и упражнения изотерапии распределяют нагрузку на мозг во время занятий от переутомлений, повышают общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации. Такие упражнения и приемы являются эффективным средством совершенствования психических
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют
разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных
конструкций из природных материалов и т.д.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это
чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях,
поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Но чтобы развить у каждого ребенка творческие способности,
заложенные природой, воспитатель должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми приёмами художественной деятельности. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
1.3 Роль детского изобразительного творчества в становлении ребенка как личности.
Становление понятия «творчество»
Детское изобразительное творчество имеет долгую и неоднозначную историю, на протяжении которой приводились довольно противоречивые определения сущности, структуры, значения творчества для личности ребенка на основе и научных, и личных представлений, иногда носившие псевдонаучный характер. Каждое новое поколение открывает новые факты, новые стороны, поскольку изучение ребенка, его способностей, скрытых потенциальных возможностей и само человеческое познание не стоит на месте. Поэтому установить единую закономерность творческого развития ребенка, которая объясняла бы сущность творчества во все времена, во всех странах, у всех народов, нельзя. Можно выделить лишь самые общие черты детского творчества, которые отражены в мировом научно-историческом опыте и не связаны с индивидуальной сферой личности.
Детское творчество очень тесно связано с понятием «прекрасное», поскольку творчество — это явление в жизни ребенка, содержащее в себе элемент прекрасного. Если бы творчество не было носителем красоты, а отражало безобразное, то оно несло бы разрушение, а не созидание. Поэтому, занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт общекультурным, накопленным предшествующими поколениями и передаваемым как на генетическом уровне, так и с помощью предметов материальной культуры.
И в этом случае в структуре условно можно выделить ряд элементов (цельность, пропорцию, гармонию, ясность), которые действуют на нас непосредственно и соответствуют выразительным средствам, составляющим систему изобразительной грамоты. Любой творческий продукт не может возникнуть при хаотичном использовании отдельных закономерностей, средств. Для цельности образа необходима цветовая и композиционная гармоничность, основа творчества, которой поэтапно овладевают начиная с дошкольного периода.
Детское творчество все время находится в движении, оно постоянно меняется, так как меняются опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества сопряжена с тем, что в предыдущих достижениях ребенка мы вычленяем самое ценное, и на его основе появляется новое, способствующее дальнейшему творческому росту.
Детское изобразительное творчество существует и проявляется благодаря «сверхрассудочной и рассудочной деятельности», на которые ссылался Платон (427 — 347 до н.э.) в размышлениях о творчестве. В раннем возрасте ребенок, не осознавая содержания образа, наносит на бумагу цветовые пятна и получает интересные композиции, напоминающие те или иные предметы, объекты. Но сказать, что рисунок — продукт сознательной деятельности, мы не можем. Это корреляция генетического общекультурного опыта, эмоционального состояния ребенка и изобразительного опыта. В старшем дошкольном возрасте, определившись с замыслом будущей работы, дошкольник выбирает, какие ему нужны краски, какая техника, как он будет строить композицию. Все это разумная деятельность. Но объяснить, как возникла идея этого образа, почему именно в данное время, сложно. В процессе творчества наличествует компонент, который не подлежит объяснению рациональным способом. Говорить о полной безосновательности данного явления было бы неверно. Ведь формирование образа могло быть постепенным, под влиянием предшествующего опыта впечатлений, чувств, восприятия других образов, окружающей обстановки и т.п., откладывавшихся в подсознании ребенка. Однако момент актуализации этого опыта установить очень сложно, поскольку здесь проявляется действие «сверхрассудочной» сферы.
Если творчество — процесс создания «нечто нового, ранее не существовавшего»2, то для ребенка «новое» — все то, чего он раньше не рисовал, не лепил, не конструировал и т.д. В этом случае не важно, имеются ли подобные образы в мировом искусстве или нет. Главное, что в опыте этого конкретного малыша их не было. И д схожести не позволяет говорить об идентичности, поскольку в природе, искусстве нет абсолютно одинаковых образов или объектов. «Побудители творчества находятся в самой личности, в гармоничном сочетании трех сфер жизнедеятельности человека: физической гармонии, духовной гармонии человека и образа, как некой интеграцией природных и абстрактных форм»
Внутренняя гармония — показатель для личности ребенка. Свидетельством этого служат первые изображения малыша, имеющие округлую форму, т.е. круги (большие, маленькие, кривые, ровные), а круг символизирует гармонию, универсальность. Таким образом, в природе ребенка заложена гармония. Но будучи еще очень мал и духовно слаб, в окружающей среде он оказывается под влиянием взрослых, которые не всегда осознают наличие внутренней гармонии у своего малыша
1.2.Методы и приёмы на занятиях в детском саду.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и
приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего
познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение
содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском
саду».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из
которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:
. наглядные;
. словесные;
. практические.
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает следующие методы обучения:
. информативно - рецептивный;
. репродуктивный;
. исследовательский;
. эвристический;
. метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
> рассматривание;
> наблюдение;
> экскурсия;
> образец воспитателя;
> показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
> беседу;
> рассказ, искусствоведческий рассказ;
> использование образцов педагога;
> художественное слово.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
> прием повтора;
> работа на черновиках
;
> выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. воспитатель предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только
Познавательных интересов, но и фантазии и творчества. Воспитатель предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.
Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе – сотворчество воспитателя с детьми.
Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.
Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые.
Приёмы рисования.
Рисование пальчиками – пальчиковая графика,
рисование ладошками, ступнями,
раскрашивание частей тела жидкой глиной,
рисование комочками мятой бумаги, полиэтилена и т.п.
выполнение папье-маше,
наклеивание липких ценников на пальчики – игра (“мамин маникюр”),
украшение рисунков липкими блестками,
выполнение коллажей из различных мелких материалов. Такие упражнения и приемы – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц, а также на эластичность суставов и связок. Например, самомассаж кистей рук является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется
, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. Игры и упражнения на тактильные ощущения – уникальная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга, развиваются межполушарные взаимодействия и работа полушарий. Это является важным аспектом реабилитационной работы с детьми, имеющими органическое поражение коры головного мозга.
Приемы и упражнения изотерапии распределяют нагрузку на мозг во время занятий от переутомлений, повышают общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации. Такие упражнения и приемы являются эффективным средством совершенствования психических
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют
разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных
конструкций из природных материалов и т.д.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это
чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях,
поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Но чтобы развить у каждого ребенка творческие способности,
заложенные природой, воспитатель должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми приёмами художественной деятельности. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
1.3 Роль детского изобразительного творчества в становлении ребенка как личности.
Становление понятия «творчество»
Детское изобразительное творчество имеет долгую и неоднозначную историю, на протяжении которой приводились довольно противоречивые определения сущности, структуры, значения творчества для личности ребенка на основе и научных, и личных представлений, иногда носившие псевдонаучный характер. Каждое новое поколение открывает новые факты, новые стороны, поскольку изучение ребенка, его способностей, скрытых потенциальных возможностей и само человеческое познание не стоит на месте. Поэтому установить единую закономерность творческого развития ребенка, которая объясняла бы сущность творчества во все времена, во всех странах, у всех народов, нельзя. Можно выделить лишь самые общие черты детского творчества, которые отражены в мировом научно-историческом опыте и не связаны с индивидуальной сферой личности.
Детское творчество очень тесно связано с понятием «прекрасное», поскольку творчество — это явление в жизни ребенка, содержащее в себе элемент прекрасного. Если бы творчество не было носителем красоты, а отражало безобразное, то оно несло бы разрушение, а не созидание. Поэтому, занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт общекультурным, накопленным предшествующими поколениями и передаваемым как на генетическом уровне, так и с помощью предметов материальной культуры.
И в этом случае в структуре условно можно выделить ряд элементов (цельность, пропорцию, гармонию, ясность), которые действуют на нас непосредственно и соответствуют выразительным средствам, составляющим систему изобразительной грамоты. Любой творческий продукт не может возникнуть при хаотичном использовании отдельных закономерностей, средств. Для цельности образа необходима цветовая и композиционная гармоничность, основа творчества, которой поэтапно овладевают начиная с дошкольного периода.
Детское творчество все время находится в движении, оно постоянно меняется, так как меняются опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества сопряжена с тем, что в предыдущих достижениях ребенка мы вычленяем самое ценное, и на его основе появляется новое, способствующее дальнейшему творческому росту.
Детское изобразительное творчество существует и проявляется благодаря «сверхрассудочной и рассудочной деятельности», на которые ссылался Платон (427 — 347 до н.э.) в размышлениях о творчестве. В раннем возрасте ребенок, не осознавая содержания образа, наносит на бумагу цветовые пятна и получает интересные композиции, напоминающие те или иные предметы, объекты. Но сказать, что рисунок — продукт сознательной деятельности, мы не можем. Это корреляция генетического общекультурного опыта, эмоционального состояния ребенка и изобразительного опыта. В старшем дошкольном возрасте, определившись с замыслом будущей работы, дошкольник выбирает, какие ему нужны краски, какая техника, как он будет строить композицию. Все это разумная деятельность. Но объяснить, как возникла идея этого образа, почему именно в данное время, сложно. В процессе творчества наличествует компонент, который не подлежит объяснению рациональным способом. Говорить о полной безосновательности данного явления было бы неверно. Ведь формирование образа могло быть постепенным, под влиянием предшествующего опыта впечатлений, чувств, восприятия других образов, окружающей обстановки и т.п., откладывавшихся в подсознании ребенка. Однако момент актуализации этого опыта установить очень сложно, поскольку здесь проявляется действие «сверхрассудочной» сферы.
Если творчество — процесс создания «нечто нового, ранее не существовавшего»2, то для ребенка «новое» — все то, чего он раньше не рисовал, не лепил, не конструировал и т.д. В этом случае не важно, имеются ли подобные образы в мировом искусстве или нет. Главное, что в опыте этого конкретного малыша их не было. И д схожести не позволяет говорить об идентичности, поскольку в природе, искусстве нет абсолютно одинаковых образов или объектов. «Побудители творчества находятся в самой личности, в гармоничном сочетании трех сфер жизнедеятельности человека: физической гармонии, духовной гармонии человека и образа, как некой интеграцией природных и абстрактных форм»
Внутренняя гармония — показатель для личности ребенка. Свидетельством этого служат первые изображения малыша, имеющие округлую форму, т.е. круги (большие, маленькие, кривые, ровные), а круг символизирует гармонию, универсальность. Таким образом, в природе ребенка заложена гармония. Но будучи еще очень мал и духовно слаб, в окружающей среде он оказывается под влиянием взрослых, которые не всегда осознают наличие внутренней гармонии у своего малыша