Файл: Сидоров П.И.Медиц обеспечение в ЧС.doc

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 22394

Скачиваний: 366

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование медицинской службы подобного рода с 1965 года имеется в Норвегии (на случай катастроф для помощи иностранным государствам или для Норвежского Контингента Вооруженных Сил ООН). Формирование авиатранспортабельно, срок готовности к вылету - 12 часов.

В ФРГ в соответствии с законом о защите от катастроф с 1968 года предусмотрена единая система защиты в рамках ГО, которая насчитывает свыше 600 тысяч участников для оказания первой помощи в разных сферах деятельности.

В Швейцарии для оказания помощи в случае катастроф создана скоординированная структура, включающая санитарную службу страны, армейскую санитарную службу, общественное здравоохранение, санитарную службу ГО, частные организации.

В Австрии все санитарные службы (в т.ч. военная) объединены в рамках «Интегрированной санитарной службы». Возможность привлечения армии к работе в очаге катастрофы закреплена в конституции страны.

Таким же образом тесно взаимодействуют санитарные службы в Дании, Нидерландах, Финляндии и других странах.

В нашей стране до недавнего времени оказание помощи пострадавшим при катастрофах официально было возложено на ГО. Опыт ликвидации последствий Спитакского землетрясения (1988 г.), железнодорожной катастрофы в Башкирии (1989 г.) показал, что формирования ГО приступали к работе в лучшем случае к концу вторых суток с момента катастрофы. Стала очевидной необходимость новых подходов к организации медицинской помощи в очаге катастрофы, целесообразность привлечения для этих целей сил и средств военно-медицинской службы, потребность в реформировании ГО.

Для решения этих проблем и была создана Всероссийская служба медицины катастроф.

Медицина катастроф (МК) является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, техногенных катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях; предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших при ЧС; сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

Для решения этих главных задач МК изучает:

  • источники возможных ЧС, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями;

  • характер и закономерности формирования медико-санитарных бедствий и эпидемий;

  • организацию ликвидации ЧС, определяющую содержание и организацию медико-санитарного обеспечения населения и участников аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также медико-санитарных мероприятий по жизнеобеспечению населения в условиях ЧС;

  • поражения и заболевания, возникающие при ЧС (причины, механизмы возникновения и развития), эффективные методы и средства их предупреждения, обнаружения и лечения;

  • влияние экстремальных условий на здоровье и работоспособность человека.


разрабатывает:

  • комплекс медико-санитарных мероприятий по недопущению или снижению отрицательных медико-санитарных последствий ЧС;

  • организационные основы создания службы медицины катастроф (СМК);

  • принципы и организацию деятельности СМК в различных режимах готовности, в частности, организацию медико-санитарного обеспечения при ЧС (лечебно-эвакуационного, санитарно-гигиенического, противоэпидемического обеспечения, медицинской защиты и медицинского снабжения);

  • организацию подготовки и аттестации специалистов СМК, подготовки органов управления, формирований и учреждений;

  • основы взаимодействия с Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), другими министерствами и ведомствами, решающими смежные задачи;

  • методы и средства оказания медицинской помощи и лечения населения, пострадавшего при ЧС, а также его медицинскую защиту;

  • организацию медико-санитарного обеспечения и реабилитации спасателей;

  • направления и рекомендации по совершенствованию медико-технического обеспечения СМК;

  • комплекс медико-санитарных мероприятий по обеспечению деятельности человека в экстремальных условиях.

1.2.2. Определение, задачи и мероприятия по режимам функционирования ВСМК

ВСМК является функциональной подсистемой РСЧС (Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС), функционально объединяющей службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России, Минобороны России, а также силы и средства Министерства транспорта и связи России, Министерства внутренних дел России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Служба в своей деятельности руководствуется Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1994 года, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Положением о ВСМК, принятым Постановлением Правительства РФ № 195 от 28.02.96 г.

Исходя из того, что сохранение жизни и здоровья населения страны при возникновении и ликвидации последствий ЧС является приоритетной и важнейшей государственной задачей, ВСМК должна:

  • быть государственной, базироваться на государственной системе страны, ее правовых и моральных принципах;

  • являясь подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, иметь стройную вертикальную структуру, включающую федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни;

  • эффективно взаимодействовать с другими подсистемами РСЧС на всех уровнях с учетом приоритетных задач, возложенных на службу;

  • функционально объединять силы и средства всех министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации всех уровней, предназначенные для участия в предупреждении ЧС, уменьшения тяжести медико-санитарных последствий ЧС и их ликвидации;

  • быть универсальной, находиться в постоянной готовности к ликвидации любых по характеру, масштабам и месту возникновения ЧС;

  • иметь «жесткую» систему управления, обеспечивающую ее постоянную готовность и эффективное использование имеющихся сил и средств при ликвидации ЧС;

  • максимально использовать систему здравоохранения, действующую в стране; в то же время особенности условий работы ВСМК и ее задач определяют необходимость иметь в составе службы штатные органы управления, формирования и учреждения, четкую систему подготовки и организации медико-санитарного обеспечения населения в ходе ликвидации последствий ЧС.


Основными задачами ВСМК являются:

  • прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий ЧС;

  • организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС;

  • обеспечение готовности органов управления, систем связи и оповещения, формирований и учреждений ВСМК к действиям в ЧС;

  • участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля по защите населения и территорий в ЧС;

  • создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы ВСМК;

  • участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС;

  • разработка и постоянное совершенствование единой системы медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

  • участие в обучении населения и спасателей правилам оказания первой медицинской помощи в ЧС;

  • научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности ВСМК;

  • международное сотрудничество в области МК.

Комплекс мероприятий по подготовке к ликвидации медико-санитарных последствий радиационных и химических аварий и катастроф на объектах и территориях, обслуживаемых Федеральным управлением «Медбиоэкстрем», организуют и проводят штатные силы и средства данного управления во взаимодействии с другими формированиями и учреждениями ВСМК.

Решение задач, стоящих перед службой, может быть достигнуто посредством проведения в здравоохранении ряда мероприятий. К ним следует отнести:

1. Создание, оснащение, подготовка и поддержание в высокой степени готовности сил и средств СМК, разработка и внедрение в практику теоретических, методических и организационных основ медицинского обеспечения населения в ЧС.

2. Накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества для работы формирований и учреждений СМК в ЧС.

3. Подготовка медицинского состава к работе в ЧС и обучение всего населения страны оказанию первой медицинской помощи и правилам адекватного поведения при различных видах катастроф.

4. Оперативное управление силами СМК, маневр ими и взаимодействие с министерствами и ведомствами, принимающими участие в ликвидации последствий катастроф с целью обеспечения своевременной медико-санитарной помощи пострадавшим при ЧС.

В зависимости от обстановки деятельность Службы осуществляется в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности и режиме ЧС. Решение о введении того или иного режима принимают органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, руководители объектов.

В зависимости от режима деятельности Служба выполняет следующие основные мероприятия:


В режиме повседневной деятельности:

  • текущее планирование и организацию работы в повседневной деятельности;

  • участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах;

  • создание формирований Службы, обеспечение их постоянной готовности;

  • планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий ЧС, повышению уровня защиты населения и его обучения правилам оказания первой медицинской помощи;

  • организацию и обеспечение эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;

  • организацию взаимодействия между входящими в Службу органами управления, учреждениями и формированиями;

  • создание, накопление, освежение, контроль за хранением и правильным использованием резервов;

  • медицинскую подготовку личного состава аварийно-спасательных формирований.

В режиме повышенной готовности:

  • оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений о введении режима повышенной готовности;

  • усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод ее на круглосуточную работу, усиление оперативных групп, обеспечение их транспортом и связью;

  • анализ причин, обусловивших введение данного режима, прогнозирование возможного развития обстановки и разработку предложений по организации работы;

  • уточнение плана медико-санитарного обеспечения населения;

  • организацию выполнения органами управления, учреждениями и формированиями Службы соответствующих мероприятий режима, плана медико-санитарного обеспечения в ЧС, проверку их выполнения, оказание помощи;

  • создание и направление при необходимости оперативных групп на место возможной ЧС;

  • проверку готовности к использованию материальных ресурсов и резервов медицинского имущества, их пополнение;

  • усиление наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения эпидемий;

  • уточнение плана взаимодействия с органами управления, учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующими в ликвидации последствий ЧС.

В режиме чрезвычайной ситуации:

  • оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима ЧС;

  • перевод личного состава Службы на круглосуточный режим работы;

  • активный сбор информации об обстановке в зоне ЧС, ее оценку и разработку предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения;

  • введение по указанию начальника СМК плана по медико-санитарному обеспечению в действие;

  • выдвижение в зону ЧС оперативных групп и формирований;

  • участие (совместно с аварийно-спасательными формированиями) в оказании пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации из зоны ЧС;

  • организацию и осуществление лечебно-эвакуационного процесса населения;

  • организацию медико-санитарного обеспечения личного состава формирований, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

  • организацию и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных;

  • осуществление санитарно-эпидемиологического обеспечения и санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения, персонала аварийных объектов и участников ликвидации ЧС;

  • обеспечение непрерывного и оперативного управления учреждениями и формированиями Службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, их финансового, материального, технического обеспечения;

  • ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.


Мероприятия режима повышенной готовности и режима ЧС организуются и проводятся с учетом места, масштаба, характера возможной или возникшей ЧС и могут относиться ко всей СМК или ее части (по определенному городу, району и т.п.).

1.2.3. Основные принципы организации ВСМК

В соответствии с концепцией организации медицинского обеспечения населения в ЧС в основе деятельности ВСМК лежат следующие основные принципы:

1. ВСМК носит государственный и приоритетный характер. Ее государственный характер обеспечивается Единой государственной системой по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС), соответствующими постановлениями Правительства, Указами Президента и приказами Минздравсоцразвития РФ, концепцией спасения и защиты населения, объявившими спасение, защиту и экстренную медицинскую помощь населению в ЧС важнейшей государственной задачей, а службу МК - государственной службой.

Приоритетный характер СМК среди других, наряду с межведомственной группировкой сил и средств быстрого реагирования гражданской обороны, обеспечивается предоставлением ей максимально благоприятных условий для оказания экстренной медицинской помощи при авариях, техногенных катастрофах и стихийных бедствиях. Эти условия гарантируются концепцией спасения и защиты населения, обязательной для органов управления РСЧС всех уровней и подведомственным им силам и средствам спасения и защиты населения России и включают:

  • проведение поисково-спасательных работ в очаге, в т.ч. оказание первой медицинского помощи пострадавшим и их вынос (вывоз) на временные пункты сбора (ВПС) силами быстрого реагирования РСЧС в оптимальные для спасения жизни и сохранения здоровья сроки, ведение разведки, обозначение и оцепление очага;

  • развертывание ВПС в местах, безопасных для пострадавших, их обогрев, дача питья, подготовка и содержание путей эвакуации;

  • усиление бригад скорой медицинской помощи врачебно-сестринскими бригадами за счет ближайших ЛПУ, независимо от их ведомственной принадлежности, обеспечение пассажирскими автобусами и бортовыми автомобилями, приспособленными для эвакуации пострадавших, выделение погрузочно-разгрузочных команд из числа пострадавшего населения, студентов, учащихся для выноса пострадавших на ВПС, их погрузки на транспорт и разгрузки в городских больницах, сопровождение автотранспорта с пострадавшими постами ГИБДД;

  • выделение доноров и их доставка при необходимости на пункты забора крови;

  • экстренное развертывание в больницах, ведущих массовый прием пострадавших, обмывочно-дезактивационных (дегазационных, дезинфекционных) пунктов для проведения полной санитарной обработки пострадавших, дезактивации (дегазации, дезинфекции) обуви, одежды, автотранспорта;

  • выделение общественных зданий и сооружений для развертывания временных инфекционных стационаров или обсерваторов, их материально-техническое и коммунально-бытовое обеспечение;

  • дополнительное снабжение городских больниц, ведущих массовый прием пострадавших, продуктами питания, медицинским кислородом, решение хозяйственных и коммунально-бытовых проблем;

  • выделение пассажирских автобусов для экстренной эвакуации из района ЧС стационарных больных, детей и сопровождающего медперсонала.