ВУЗ: Северный государственный медицинский университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 22394
Скачиваний: 366
Формирование медицинской службы подобного рода с 1965 года имеется в Норвегии (на случай катастроф для помощи иностранным государствам или для Норвежского Контингента Вооруженных Сил ООН). Формирование авиатранспортабельно, срок готовности к вылету - 12 часов.
В ФРГ в соответствии с законом о защите от катастроф с 1968 года предусмотрена единая система защиты в рамках ГО, которая насчитывает свыше 600 тысяч участников для оказания первой помощи в разных сферах деятельности.
В Швейцарии для оказания помощи в случае катастроф создана скоординированная структура, включающая санитарную службу страны, армейскую санитарную службу, общественное здравоохранение, санитарную службу ГО, частные организации.
В Австрии все санитарные службы (в т.ч. военная) объединены в рамках «Интегрированной санитарной службы». Возможность привлечения армии к работе в очаге катастрофы закреплена в конституции страны.
Таким же образом тесно взаимодействуют санитарные службы в Дании, Нидерландах, Финляндии и других странах.
В нашей стране до недавнего времени оказание помощи пострадавшим при катастрофах официально было возложено на ГО. Опыт ликвидации последствий Спитакского землетрясения (1988 г.), железнодорожной катастрофы в Башкирии (1989 г.) показал, что формирования ГО приступали к работе в лучшем случае к концу вторых суток с момента катастрофы. Стала очевидной необходимость новых подходов к организации медицинской помощи в очаге катастрофы, целесообразность привлечения для этих целей сил и средств военно-медицинской службы, потребность в реформировании ГО.
Для решения этих проблем и была создана Всероссийская служба медицины катастроф.
Медицина катастроф (МК) является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, техногенных катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях; предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших при ЧС; сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС. |
Для решения этих главных задач МК изучает:
-
источники возможных ЧС, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями;
-
характер и закономерности формирования медико-санитарных бедствий и эпидемий;
-
организацию ликвидации ЧС, определяющую содержание и организацию медико-санитарного обеспечения населения и участников аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также медико-санитарных мероприятий по жизнеобеспечению населения в условиях ЧС;
-
поражения и заболевания, возникающие при ЧС (причины, механизмы возникновения и развития), эффективные методы и средства их предупреждения, обнаружения и лечения;
-
влияние экстремальных условий на здоровье и работоспособность человека.
разрабатывает:
-
комплекс медико-санитарных мероприятий по недопущению или снижению отрицательных медико-санитарных последствий ЧС;
-
организационные основы создания службы медицины катастроф (СМК);
-
принципы и организацию деятельности СМК в различных режимах готовности, в частности, организацию медико-санитарного обеспечения при ЧС (лечебно-эвакуационного, санитарно-гигиенического, противоэпидемического обеспечения, медицинской защиты и медицинского снабжения);
-
организацию подготовки и аттестации специалистов СМК, подготовки органов управления, формирований и учреждений;
-
основы взаимодействия с Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), другими министерствами и ведомствами, решающими смежные задачи;
-
методы и средства оказания медицинской помощи и лечения населения, пострадавшего при ЧС, а также его медицинскую защиту;
-
организацию медико-санитарного обеспечения и реабилитации спасателей;
-
направления и рекомендации по совершенствованию медико-технического обеспечения СМК;
-
комплекс медико-санитарных мероприятий по обеспечению деятельности человека в экстремальных условиях.
1.2.2. Определение, задачи и мероприятия по режимам функционирования ВСМК
ВСМК является функциональной подсистемой РСЧС (Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС), функционально объединяющей службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России, Минобороны России, а также силы и средства Министерства транспорта и связи России, Министерства внутренних дел России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Служба в своей деятельности руководствуется Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1994 года, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Положением о ВСМК, принятым Постановлением Правительства РФ № 195 от 28.02.96 г.
Исходя из того, что сохранение жизни и здоровья населения страны при возникновении и ликвидации последствий ЧС является приоритетной и важнейшей государственной задачей, ВСМК должна:
-
быть государственной, базироваться на государственной системе страны, ее правовых и моральных принципах;
-
являясь подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, иметь стройную вертикальную структуру, включающую федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни;
-
эффективно взаимодействовать с другими подсистемами РСЧС на всех уровнях с учетом приоритетных задач, возложенных на службу;
-
функционально объединять силы и средства всех министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации всех уровней, предназначенные для участия в предупреждении ЧС, уменьшения тяжести медико-санитарных последствий ЧС и их ликвидации;
-
быть универсальной, находиться в постоянной готовности к ликвидации любых по характеру, масштабам и месту возникновения ЧС;
-
иметь «жесткую» систему управления, обеспечивающую ее постоянную готовность и эффективное использование имеющихся сил и средств при ликвидации ЧС;
-
максимально использовать систему здравоохранения, действующую в стране; в то же время особенности условий работы ВСМК и ее задач определяют необходимость иметь в составе службы штатные органы управления, формирования и учреждения, четкую систему подготовки и организации медико-санитарного обеспечения населения в ходе ликвидации последствий ЧС.
Основными задачами ВСМК являются:
-
прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий ЧС;
-
организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС;
-
обеспечение готовности органов управления, систем связи и оповещения, формирований и учреждений ВСМК к действиям в ЧС;
-
участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля по защите населения и территорий в ЧС;
-
создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы ВСМК;
-
участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС;
-
разработка и постоянное совершенствование единой системы медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;
-
участие в обучении населения и спасателей правилам оказания первой медицинской помощи в ЧС;
-
научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности ВСМК;
-
международное сотрудничество в области МК.
Комплекс мероприятий по подготовке к ликвидации медико-санитарных последствий радиационных и химических аварий и катастроф на объектах и территориях, обслуживаемых Федеральным управлением «Медбиоэкстрем», организуют и проводят штатные силы и средства данного управления во взаимодействии с другими формированиями и учреждениями ВСМК.
Решение задач, стоящих перед службой, может быть достигнуто посредством проведения в здравоохранении ряда мероприятий. К ним следует отнести:
1. Создание, оснащение, подготовка и поддержание в высокой степени готовности сил и средств СМК, разработка и внедрение в практику теоретических, методических и организационных основ медицинского обеспечения населения в ЧС.
2. Накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества для работы формирований и учреждений СМК в ЧС.
3. Подготовка медицинского состава к работе в ЧС и обучение всего населения страны оказанию первой медицинской помощи и правилам адекватного поведения при различных видах катастроф.
4. Оперативное управление силами СМК, маневр ими и взаимодействие с министерствами и ведомствами, принимающими участие в ликвидации последствий катастроф с целью обеспечения своевременной медико-санитарной помощи пострадавшим при ЧС.
В зависимости от обстановки деятельность Службы осуществляется в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности и режиме ЧС. Решение о введении того или иного режима принимают органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, руководители объектов.
В зависимости от режима деятельности Служба выполняет следующие основные мероприятия:
В режиме повседневной деятельности:
-
текущее планирование и организацию работы в повседневной деятельности;
-
участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах;
-
создание формирований Службы, обеспечение их постоянной готовности;
-
планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий ЧС, повышению уровня защиты населения и его обучения правилам оказания первой медицинской помощи;
-
организацию и обеспечение эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;
-
организацию взаимодействия между входящими в Службу органами управления, учреждениями и формированиями;
-
создание, накопление, освежение, контроль за хранением и правильным использованием резервов;
-
медицинскую подготовку личного состава аварийно-спасательных формирований.
В режиме повышенной готовности:
-
оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений о введении режима повышенной готовности;
-
усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод ее на круглосуточную работу, усиление оперативных групп, обеспечение их транспортом и связью;
-
анализ причин, обусловивших введение данного режима, прогнозирование возможного развития обстановки и разработку предложений по организации работы;
-
уточнение плана медико-санитарного обеспечения населения;
-
организацию выполнения органами управления, учреждениями и формированиями Службы соответствующих мероприятий режима, плана медико-санитарного обеспечения в ЧС, проверку их выполнения, оказание помощи;
-
создание и направление при необходимости оперативных групп на место возможной ЧС;
-
проверку готовности к использованию материальных ресурсов и резервов медицинского имущества, их пополнение;
-
усиление наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения эпидемий;
-
уточнение плана взаимодействия с органами управления, учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующими в ликвидации последствий ЧС.
В режиме чрезвычайной ситуации:
-
оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима ЧС;
-
перевод личного состава Службы на круглосуточный режим работы;
-
активный сбор информации об обстановке в зоне ЧС, ее оценку и разработку предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения;
-
введение по указанию начальника СМК плана по медико-санитарному обеспечению в действие;
-
выдвижение в зону ЧС оперативных групп и формирований;
-
участие (совместно с аварийно-спасательными формированиями) в оказании пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации из зоны ЧС;
-
организацию и осуществление лечебно-эвакуационного процесса населения;
-
организацию медико-санитарного обеспечения личного состава формирований, участвующих в ликвидации последствий ЧС;
-
организацию и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных;
-
осуществление санитарно-эпидемиологического обеспечения и санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения, персонала аварийных объектов и участников ликвидации ЧС;
-
обеспечение непрерывного и оперативного управления учреждениями и формированиями Службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, их финансового, материального, технического обеспечения;
-
ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.
Мероприятия режима повышенной готовности и режима ЧС организуются и проводятся с учетом места, масштаба, характера возможной или возникшей ЧС и могут относиться ко всей СМК или ее части (по определенному городу, району и т.п.).
1.2.3. Основные принципы организации ВСМК
В соответствии с концепцией организации медицинского обеспечения населения в ЧС в основе деятельности ВСМК лежат следующие основные принципы:
1. ВСМК носит государственный и приоритетный характер. Ее государственный характер обеспечивается Единой государственной системой по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС), соответствующими постановлениями Правительства, Указами Президента и приказами Минздравсоцразвития РФ, концепцией спасения и защиты населения, объявившими спасение, защиту и экстренную медицинскую помощь населению в ЧС важнейшей государственной задачей, а службу МК - государственной службой.
Приоритетный характер СМК среди других, наряду с межведомственной группировкой сил и средств быстрого реагирования гражданской обороны, обеспечивается предоставлением ей максимально благоприятных условий для оказания экстренной медицинской помощи при авариях, техногенных катастрофах и стихийных бедствиях. Эти условия гарантируются концепцией спасения и защиты населения, обязательной для органов управления РСЧС всех уровней и подведомственным им силам и средствам спасения и защиты населения России и включают:
-
проведение поисково-спасательных работ в очаге, в т.ч. оказание первой медицинского помощи пострадавшим и их вынос (вывоз) на временные пункты сбора (ВПС) силами быстрого реагирования РСЧС в оптимальные для спасения жизни и сохранения здоровья сроки, ведение разведки, обозначение и оцепление очага;
-
развертывание ВПС в местах, безопасных для пострадавших, их обогрев, дача питья, подготовка и содержание путей эвакуации;
-
усиление бригад скорой медицинской помощи врачебно-сестринскими бригадами за счет ближайших ЛПУ, независимо от их ведомственной принадлежности, обеспечение пассажирскими автобусами и бортовыми автомобилями, приспособленными для эвакуации пострадавших, выделение погрузочно-разгрузочных команд из числа пострадавшего населения, студентов, учащихся для выноса пострадавших на ВПС, их погрузки на транспорт и разгрузки в городских больницах, сопровождение автотранспорта с пострадавшими постами ГИБДД;
-
выделение доноров и их доставка при необходимости на пункты забора крови;
-
экстренное развертывание в больницах, ведущих массовый прием пострадавших, обмывочно-дезактивационных (дегазационных, дезинфекционных) пунктов для проведения полной санитарной обработки пострадавших, дезактивации (дегазации, дезинфекции) обуви, одежды, автотранспорта;
-
выделение общественных зданий и сооружений для развертывания временных инфекционных стационаров или обсерваторов, их материально-техническое и коммунально-бытовое обеспечение;
-
дополнительное снабжение городских больниц, ведущих массовый прием пострадавших, продуктами питания, медицинским кислородом, решение хозяйственных и коммунально-бытовых проблем;
-
выделение пассажирских автобусов для экстренной эвакуации из района ЧС стационарных больных, детей и сопровождающего медперсонала.