ВУЗ: Северный государственный медицинский университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 22397
Скачиваний: 366
2. Всероссийская СМК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена пятиуровневой структурой: федеральной, региональной, территориальной, местной и объектовой. На всех уровнях силы и средства службы создаются исходя из местной экономической базы, прогнозируемой общей и медицинской обстановки, потребностей в них, на базе медицинских учреждений всех министерств и ведомств, расположенных на данной административной территории.
3. Управление и организация СМК обеспечиваются разумным сочетанием сильного централизованного управления с децентрализованным при проведении лечебно-эвакуационных мероприятий в ЧС.
Централизация управления СМК обеспечивается информационно-управляющей автоматизированной системой ВЦМК «Защита», взаимосвязанной с единым диспетчерским центром МЧС России. Она обеспечивает передачу управленческих решений и информации на все уровни, принимающие участие в спасении, защите населения и организации экстренной медицинской помощи (ЭМП).
Децентрализация управления предусматривает практику принятия решений комиссиями по ЧС всех уровней и самостоятельного выполнения отдельных задач по ликвидации медицинских последствий ЧС силами и средствами здравоохранения административной территории и взаимодействия с другими службами в пределах возможностей и компетенции.
4. Двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения (ЛЭО) пострадавшим в ЧС. Этот принцип закреплен концепцией спасения и защиты населения страны в ЧС. Он предусматривает догоспитальный и госпитальный этапы оказания медицинской помощи и лечения пострадавших в ЧС. При этом на догоспитальном этапе - в очаге поражения - проводятся поисково-спасательные работы, разведка, обозначение и оцепление очага; розыск, извлечение (деблокирование) пострадавших, оказание им первой медицинской помощи, как правило, немедицинским персоналом; вынос, вывоз за пределы очага на временные пункты сбора (ВПС) силами поисково-спасательных отрядов, штатных и добровольных аварийно-спасательных служб, входящих в состав сил быстрого реагирования РСЧС, личным составом частей и формирований ГО. На первом этапе, вне воздействия поражающих факторов, препятствующих работе медицинского персонала, как правило, на ВПС, проводится медицинская сортировка, оказание доврачебной, первой врачебной, а отдельным категориям пораженных (больных) - квалифицированной медицинской помощи, направленной главным образом на поддержание основных витальных функций пострадавших, организацию медицинской эвакуации по назначению.
На госпитальном этапе - в учреждениях здравоохранения, расположенных за пределами очага катастрофы - осуществляется массовый прием и оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным (больным) и лечение их до окончательного исхода (в больницах, центрах, поликлиниках).
5. Медицинская сортировка как условие для оказания медицинской помощи массовому количеству пораженных при дефиците медицинских сил. Учитывая сходство при организации оказания ЭМП пострадавшим при ЧС мирного и военного времени, принципиальные положения, в том числе медицинская сортировка, заимствованы ВСМК из теории и практики военно-полевой медицинской доктрины.
6. Эшелонирование и маневр силами и средствами СМК. Эшелонированное использование сил и средств СМК в подготовительный период и маневр ими при возникновении ЧС - это комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих соответствующее реагирование службы на ЧС. Эшелонирование сил и средств СМК предполагает их распределение (расчленение) по всем звеньям территориального, регионального, федерального уровней ВСМК по единому замыслу (плану).
7. Принцип взаимодействия - предусматривает согласование совместных действий по целям, задачам, месту, времени и объему выполняемых задач органов управления, сил и средств СМК с медицинскими силами заинтересованных министерств и ведомств всех уровней, службами РСЧС.
Взаимодействие обеспечивается:
-
заблаговременно разработанными планами взаимодействия;
-
включением в состав комиссий по ЧС полномочных представителей всех министерств и ведомств, принимающих участие в спасении, защите и оказании ЭМП населению в ЧС.
8. Своевременность, непрерывность и эффективность оказания ЭМП - предусматривает спасение жизни и сохранение здоровья максимально возможному количеству пострадавших, сокращение инвалидности и летальности среди них.
9. Принцип единоначалия при ликвидации последствий ЧС вытекает из положения о персональной ответственности начальника СМК, руководителя здравоохранения соответствующего уровня и обеспечивается предоставлением ему права единолично решать вопросы в пределах своей компетенции.
10. Универсальность СМК. Принцип универсальности подтверждает Положение о ВСМК, в котором говорится, что она предназначена для оказания всех видов ЭМП населению, прогнозирования, предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, экологических последствий, массовых заболеваний и других видов ЧС мирного и военного времени. Принцип универсальности означает максимальную унификацию профиля и структуры медицинских формирований, коечного фонда, номенклатуры имущества, единые подходы к организации и оказанию ЭМП в ЧС мирного и военного времени.
11. Материальная заинтересованность и правовая ответственность, юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы, которые обеспечиваются законодательными актами, указами Президента, постановлениями правительства РФ, приказами Минздравсоцразвития, а также договорами с администрацией учреждений здравоохранения.
12. Подготовка населения, а также лиц с профессиями повышенного риска к действиям и оказанию первой медицинской помощи в ЧС. Подготовка населения, в т.ч. студентов и учащихся, лиц с профессиями повышенного риска (личный состав частей гражданской обороны, управления внутренних дел, пожарной охраны, специальных военизированных и невоенизированных отрядов, аварийно-спасательных формирований гражданской обороны, штатных, нештатных и общественных аварийно-спасательных служб, автомотолюбителей и т.д.) предусматривает овладение ими правилами поведения и оказания первой медицинской помощи в порядке само- и взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях. Она организуется Управлениями ГО и ЧС с привлечением заинтересованных служб на хозрасчетной основе в соответствии с концепцией спасения и защиты населения РСЧС.
1.2.4. Организация ВСМК
Элементами организационной структуры ВСМК являются руководящие органы, органы управления, силы и средства (формирования и учреждения) службы.
Руководящими органами службы на всех уровнях (кроме федерального и объектового) являются межведомственные координационные комиссии (МКК).
МКК создаются для координации деятельности входящих в состав СМК на данном уровне органов управления, формирований и учреждений различного подчинения. Основные задачи МКК:
-
участие в разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению ЧС и уменьшению тяжести их медико-санитарных последствий;
-
решение вопросов совершенствования организации и деятельности СМК;
-
обеспечение постоянной готовности органов управления, формирований (учреждений) СМК к выполнению возложенных на них задач;
-
участие в разработке плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;
-
руководство медико-санитарным обеспечением при ликвидации ЧС.
Решения, принимаемые МКК в соответствии с ее компетенцией, оформляются протоколом и являются обязательными для всех органов, представленных в комиссии, а также для организаций, действующих в сфере ведения этих органов. При необходимости для участия в заседаниях комиссии по решению ее председателя могут приглашаться представители органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий учреждений и организаций РФ, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации ЧС. Комиссия может создавать рабочие группы по основным вопросам, относящимся к ее деятельности, и определять порядок их работы.
Территориальные комиссии формируются органами исполнительной власти субъектов РФ, а местные - органами исполнительной власти и местного самоуправления районов и городов (населенных пунктов). В состав комиссий входят руководители всех медицинских, медико-санитарных, санитарно-профилактических служб данного уровня; ЦМК, расположенных на данной территории; учреждений скорой медицинской помощи; службы крови; органов обеспечения медицинским имуществом и техникой.
Председателем комиссии, как правило, является соответствующий руководитель органа управления здравоохранением Минздравсоцразвития России.
По оперативным и тактическим вопросам СМК руководствуется решениями соответствующих комиссий по ЧС (КЧС).
На федеральном уровне (в масштабе РФ) служба представлена Всероссийским центром медицины катастроф (ВЦМК) «Защита» Минздравсоцразвития России с входящими в его состав штабом ВСМК, полевым многопрофильным госпиталем, бригадами специализированной медицинской помощи постоянной готовности, подразделением скорой и неотложной медицинской помощи; формированиями и учреждениями Федерального управления «Медбиоэкстрем» при Минздравсоцразвития РФ; Всеармейским ЦМК; медицинскими формированиями и учреждениями центрального подчинения Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства транспорта и связи РФ, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.
На региональном уровне (в масштабе региона) служба включает региональные ЦМК в федеральных округах, созданные на базе территориальных ЦМК по месту дислокации с входящими в них формированиями и учреждениями; медицинские формирования военных округов и федеральных органов исполнительной власти, участвующих, с учетом возложенных на них обязанностей, в ликвидации последствий ЧС на региональном уровне. Каждый РЦМК подчиняется непосредственно ВЦМК «Защита», а применительно к территории, где расположен - руководителю территориального звена здравоохранения.
На территориальном уровне (в масштабе субъекта) служба представлена 82-мя ЦМК (с входящими в них формированиями); структурами военно-медицинской службы, Министерства внутренних дел, Министерства транспорта и связи России, и других ведомств, расположенных на данной территории и предназначенных для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. ТЦМК подчиняется руководителю территориального звена здравоохранения, а функционально - РЦМК.
На местном уровне (в масштабе отдельного города, района) служба включает медицинские формирования, созданные в населенном пункте (административном районе), предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС. На этом уровне центры, как правило, работают на базе станций скорой медицинской помощи.
На объектовом уровне (в масштабе объекта) ВСМК представлена соответствующими должностными лицами и медицинскими подразделениями, созданными на каждом объекте (санитарные посты, санитарные дружины, бригады и др.).
1.2.4.1. Региональные и территориальные центры медицины катастроф, Архангельский областной центр медицины катастроф
Региональные ЦМК (Северо-Западный - г. Санкт-Петербург, Центральный - г. Москва, Северо-Кавказский - г. Ростов-на-Дону, Приволжский - г. Самара, Уральский - г. Екатеринбург, Западно-Сибирский - г. Новосибирск, Восточно-Сибирский - г. Красноярск, Забайкальский - г. Чита, Дальневосточный - г. Хабаровск) предназначены для организации медико-санитарного обеспечения населения региона в ЧС, а также для выполнения научных исследований по проблемам службы МК и разработки организационно-методических документов с учетом особенностей административных территорий, входящих в состав региона. Региональные центры МК, являясь органом управления СМК, создаются как самостоятельные учреждения с правом юридического лица.
Территориальные центры МК в зависимости от организационной структуры, специфики органов управления, местных возможностей здравоохранения и прогнозируемой медико-тактической обстановки при ЧС могут создаваться на базе учреждений здравоохранения (многопрофильных больниц, станций скорой медицинской помощи, станций санитарной авиации) или как самостоятельные государственные учреждения. ТЦМК являются органами управления службы МК данного уровня с правом юридического лица.
Региональные и территориальные центры МК, как правило, представлены администрацией, оперативным, научно-методическим (организационно-методическим) отделами, дежурно-диспетчерскими подразделениями (орган повседневного управления), оперативной группой управления, клинической базой (госпиталь, больница) с подвижным формированием, бригадами специализированной медицинской помощи постоянной готовности, предназначенными для усиления лечебных учреждений, оказывающих квалифицированную и специализированную медицинскую помощь.
Центры МК прогнозируют медико-санитарную обстановку при возможных ЧС, обеспечивают готовность ВСМК на своем уровне, организуют и поддерживают взаимодействие, руководят медико-санитарным обеспечением при ликвидации последствий ЧС.
До 2000 года функции территориального центра медицины катастроф в Архангельской области исполнялись центром экстренной медицинской помощи, который был образован на базе отделения экстренной и плановой консультативной медицинской помощи (санитарная авиация) Архангельской областной клинической больницы.
В связи с расширением области деятельности СМК на территориальном уровне, возложением на нее новых обязанностей, обозначенных в постановлении Правительства Российской Федерации № 195 от 28.02.96 г. «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф» и во исполнение постановления Главы администрации Архангельской области от 24.01.2000 г. № 21 было образовано государственное учреждение здравоохранения «Архангельский областной центр медицины катастроф» (ГУЗ «АОЦМК»).
ГУЗ «АОЦМК» в своей деятельности руководствуется федеральными нормативно-правовыми актами, приказами и распоряжениями Минздрава России, рекомендациями ВЦМК «Защита», приказами и распоряжениями департамента здравоохранения администрации области, решениями межведомственной координационной комиссии (МКК ОСМК). По оперативно-тактическим вопросам, в пределах выполняемых функций, АОЦМК руководствуется документами Главного управления по делам ГОЧС Архангельской области.
Являясь учреждением здравоохранения особого типа, АОЦМК имеет статус юридического лица и осуществляет свою деятельность на основании Устава. База создания, организационно-штатная структура, численность персонала, перечень и количество штатных и нештатных формирований, клиническая база определяются директором департамента здравоохранения с учетом прогнозируемой медико-тактической обстановки и возможностей здравоохранения области.