Файл: Законом О трудовых пенсиях в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3 + основания получения: единственным основанием получения зарплаты являются затраты и результаты труда, для получения пенсии этого недостаточно, необходимы дополнительные условия в виде достижения пенсионного возраста, установления инвалидности, признания иждивенцем. Т.е. необходима целая совокупность юридических фактов.

4 + субъект-получатель: получатель зарплаты - лицо, которое участвует своим трудом в общественном производстве, получатель пенсии мог никогда не трудиться, не заниматься общественно полезной деятельностью (социальные пенсии).

5 + форма предоставления: пенсия всегда предоставляется в денежной форме, ТК допускает выплату заработной платы в натуральной форме.

Отличие от социально-обеспечительных пособий.

Единственное отличие - целевое назначение.

Таким образом, пенсия как платеж характеризуется следующими признаками:

1) ежемесячность (отличие от оплаты по договору ренты);

2) денежная форма предоставления (в советское время были прецеденты предоставления пенсии в натуральной форме, натурдовольствием, причиной чего являлся дефицит Пенсионного фонда);

3) имеет юридически обязательный характер (отличие от благотворительного платежа);

4) адресация только нуждающимся гражданам, причем как работавшим, так и не работавшим;

5) удовлетворение не всех, а только алиментарных потребностей;

6) финансирование за счет централизованных финансовых источников (ПФ, бюджет, преимущественно федеральный);

7) особые основания предоставления - достижение преклонного возраста, установление инвалидности, потеря кормильца;

8) особая цель предоставления - содержание гражданина.

Т.о., пенсия с учетом всего вышеизложенного - это ежемесячная денежная выплата, предоставляемая нуждающемуся гражданину с целью его содержания по основаниям, на условиях, в размерах и порядке, предусмотренных законом.

Хорошо бы закрепить это единое понятие на законодательном уровне.

Классификация пенсий.

А) + Основным критерием классификации пенсий выступает основание пенсионного обеспечения, т.е. юридический факт, лежащий в основе возникновения пенсионного отношения:


1) пенсии по возрасту;

2) пенсии за выслугу лет;

3) пенсии по инвалидности;

4) пенсии по случаю потери кормильца.

Это самый устойчивый критерий! Ни один другой классификационный критерий не обходится без предварительного деления пенсий по основанию предоставления.

Б) + Факт и характер участия потенциального пенсионера в общественно полезной деятельности:

1) трудовые;

2) социальные.

Необходимо учитывать условность такой классификации. Многие социальные пенсии являются заработанными, а все трудовые являются пенсиями социальными.

Трудовые и социальные пенсии различаются по следующим признакам:

+ по кругу получателей: субъектом права на трудовую пенсию может стать любое лицо, которое в прошлом занималось трудовой, служебной и приравненной к ней деятельностью;

+ по набору элементов, образующих состав механизма правового регулирования: для трудовых пенсий важен не только факт участия в трудовой деятельности, но и ее продолжительность, а социальные пенсии устанавливаются независимо от факта участия в труде, право на них возникает только при наличии социального риска - старости, инвалидности, потери кормильца;

+ по способам нормативно-правового закрепления размеров: размеры трудовых пенсий подлежат исчислению, размеры государственных пенсий устанавливаются.

Для исчисления размеров трудовых пенсий необходимы формулы. Исчисление - многоуровневый, многоэлементный процесс.

Правоприменительная процедура при установлении размеров социальных пенсий сводится только к установлению соответствующих фактов - достижению пенсионного возраста инвалидности или потере кормильца. Размер социальных пенсий всегда строго фиксирован.

В связи с этим пенсионер, обращающийся за трудовой пенсией никогда заранее не знает ее размер.

В) + Способ формирования источника средств на предоставление пенсий:

1) государственные (финансируемые за счет бюджетных средств);

2) страховые (финансируемые за счет ПФ).

При рассмотрении вопроса о классификации пенсий обнаруживается весьма интересная особенность подхода законодателя к его решению. В связи с тем, что пенсионное обеспечение постоянно реформируется, происходит своеобразное наложение одного критерия классификации на другой, их совмещение. Существовавшее ранее основание деления пенсии не будучи полностью упраздненным, продолжает выполнять функцию классификатора, и одновременно законодатель предусматривает новое основание.



История знает и другие классификационные критерии пенсий.

+ По кругу субъектов-получателей (царская Россия - сословный подход, советская Россия - классовый подход, современная Россия - пример с пенсиями за выслугу лет);

+ По источнику правового регулирования (территориальный критерий, характер профессиональной деятельности).

Пенсионное право в системе права социального обеспечения.

Существование пенсионного права - факт неоспоримый, что обусловлено следующими факторами: специфический субъект этих отношений - пенсионер, характерный статус, состоящий преимущественно из прав, минимизирующий количество обязанностей и практически исключающий юридическую ответственность, своеобразная юридическая связь пенсионера с органом, назначающим и осуществляющим выплату пенсии и т.д.

Следует отметить, что еще в 1971 г. В. С. Андреев обратил внимание на то, что нормы, закрепляющие пенсионные отношения, «слишком многочисленны и многообразны, в связи с чем они подразделяются по общим признакам на несколько институтов». Позднее он уточнил свою позицию и высказал весьма плодотворную мысль о том, что пенсионное право - это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента, как подотрасль.

Действительно, пенсионное право может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и в силу качественной (содержательной) характеристики.

Подотрасль права - это такое его структурное образование, которое расположено между отраслью и ее институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других институтов права социального обеспечения, а с другой - удерживают его в рамках этой отрасли, не позволяют пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.

Критерии самостоятельности пенсионного права:

1. Предмет правового регулирования. Это пенсионные отношения.

Но прежде чем дать им качественную характеристику, позволяющую считать их специфической однородной общностью общественных отношений (только такая общность может считаться самостоятельным предметом правового регулирования), необходимо определиться и в объемных (количественных) показателях, которые дают основание считать, что эти отношения значительнее отношений, регулируемых иными институтами права социального обеспечения, и одновременно находятся «в рамках» последних, являются их составной частью.


Подотрасль права - это структурное образование более высокого уровня, нежели правовой институт, постольку, поскольку юридические нормы, ею объединяемые, регулируют более широкий круг общественных отношений, чем институт, и по этой причине подотрасль занимает промежуточное положение между отраслью и правовым институтом.

1) В большинстве отношений, регулируемых правом социального обеспечения, так или иначе присутствует специальный субъект - пенсионер, которому, как правило, отдается предпочтение перед другими физическими лицами (например, обеспечение льготами, социальное обслуживание, медицинская помощь и т.д.). Таким образом, законодатель как бы «растворяет» статус пенсионера в других социально-обеспечительных отношениях.

2) Пенсионные отношения выходят за рамки отрасли права социального обеспечения, оказывая правоформирующее воздействие на статус физических лиц в иных сферах правового регулирования: гражданского, налогового, семейного, жилищного, трудового, уголовно-исполнительного и др.

Но в то же время достаточно очевидно, что предмет воздействия пенсионного права имеет достаточно четко очерченные границы - это отношения по денежному содержанию лиц, не способных к самообеспечению в силу возраста, состояния здоровья (инвалидность), профессиональной непригодности или утраты кормильца.

Основной феномен предмета Пенсионного права состоит в том, что мы имеем дело:

- с одной стороны, с общественными отношениями, составляющими часть отношений, регулируемых нормами ПСО,

- с другой - с отношениями четко определенными и своеобразными, что делает их предметом самостоятельного правового воздействия.

Пенсионные отношения являются одновременно:

+ качественно однородной областью общественных отношений, могущих претендовать на роль предмета самостоятельной отрасли права, пока еще удерживаемых в рамках предмета регулирования ПСО;

+ группой отношений, входящих в состав отношений по социальному обеспечению, являющихся наиболее обширной частью последних.

Вместе с тем они представляют собой самый значительный и весомый пласт (слой) социально-обеспечительных отношений в целом, оказывая влияние на содержание статутных прав нуждающихся граждан при обеспечении их пособиями, компенсациями, социальной помощью в учреждениях социального обслуживания, при наделении их льготами.


Специфика субъектного состава пенсионных отношений. Там всегда физическое лицо (пенсионер). Специфика пенсионера как субъекта социально-обеспечительных отношений состоит в том, что им является нуждающееся лицо, находящееся на денежном содержании государства, которое в рамках предоставленных ему средств содержит себя по собственному усмотрению.

Пенсионные отношения - однородны, поскольку все возникающие связи между их субъектами подчинены единой цели, и одновременно они весьма многообразны, о чем свидетельствует хотя бы изложенная в предыдущем разделе классификация пенсий.

2. Метод правового регулирования.

Пенсионное право, отнесенное нами к такому структурному элементу, как подотрасль права социального обеспечения, не располагает в своем юридическом инструментарии собственным методом правового регулирования, а использует общий для права социального обеспечения метод урегулирования взаимодействия участников социально-обеспечительных правоотношений.

По нашему мнению, социально-обеспечительные отношения регулируются методом обязательных предоставлений. Из такой характеристики следует, что если гражданин или семья признаются нуждающимися, то другая сторона (орган или организация) обязана предоставить им определенные денежные средства к существованию или обеспечить их натурально одеждой, жилищем, оказать им медицинскую помощь, предоставить продукты питания и т. д.

Метод обязательных предоставлений присущ и пенсионному праву, и никакими другими специфическими чертами он не отличается от совокупности приемов, способов и средств воздействия на поведение участников (субъектов) иных социально-обеспечительных отношений по выплате пособий, оказанию социальных услуг, включая медицинскую помощь и лечение, по предоставлению льгот и компенсаций.

Система пенсионного права России.

Пенсионное право имеет все основания быть признанным общностью юридических норм, именуемой системой в том смысле, в котором она понимается философской и правовой мыслью.

Как и любую правовую систему, пенсионное право образуют юридические нормы, сгруппированные в определенные общности, как то: субинституты, институты, включая генеральные правовые институты. В свою очередь, эти общности делятся на две большие части: общую и особенную.

В общую часть пенсионного права входят такие структурно-правовые образования, которые состоят из норм «сквозного» действия, то есть норм, определяющих характер всего юридического инструментария, призванного регулировать пенсионные отношения, и влияющих на формирование конкретных правовых средств воздействия на поведение субъектов этих отношений, закрепляемых нормами особенной части.