Файл: МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ И МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 9984

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

готовности

ССМП ….. станция скорой медицинской помощи

СЭП …….. сборный эвакуационный пункт

ТСМК …... территориальная служба медицины катастроф

УЗ ……….. учреждение здравоохранения

УСК ……... учреждения службы крови

ФМБА …... Федеральное медико-биологическое агентство

ХОО ……... химически опасный объект

ХПГ …….... хирургический подвижной госпиталь

ЦГБ ……… центральная городская больница

ЦГиЭ ……. центр гигиены и эпидемиологии

ЦРБ ……… центральная районная больница

ЧС ……….. чрезвычайная ситуация

ЭБ ………... эпидемиологическая бригада

ЭК ……….. эвакуационная комиссия

ЭМП …….. экстренная медицинская помощь

ЭП ……….. эвакуационный приемник

ЭПК ……... эвако-приемная комиссия








ПРЕДИСЛОВИЕ


Современный период жизни человечества характеризуется возросшим числом техногенных катастроф, социальных конфликтов, природных бедствий, террористических актов и локальных войн, тенденции по снижению которых в настоящее время не отмечается. Все они обостряют проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, формируя возникновение чрезвычайных ситуаций (ЧС), которые, в свою очередь, характеризуются:

а) одномоментным появлением значительного числа пострадавших, пораженных и больных с различными видами патологии и степенями тяжести возникающих повреждений (поражений);

б) возникновением сложной, а порой и драматической, санитарно-эпидемиологической обстановки, обусловленной скоплением больших масс людей, оставшихся без крова, нарушением функционирования коммунально-энергетических систем (КЭС) жизнеобеспечения населения и изменением у него экологического комфорта и, как следствие, приводящей к возможному возникновению вспышечной инфекционной заболеваемости;

в) разрушением или повреждением учреждений здравоохранения (УЗ), осложнением выполнения ими задач по предназначению, дезорганизацией управления лечебно-диагностическим процессом и недостаточной подготовленностью персонала УЗ к оперативным, координированным и взаимосогласованным действиям в этих условиях.

Эти негативные последствия ЧС обозначили новые подходы к оценке рисков в сфере медицинской деятельности, поскольку здравоохранению принадлежит значительная роль в предупреждении и ликвидации их последствий, сориентированных на их медико-санитарный компонент. При этом, его усилия на догоспитальном и госпитальном этапе направляются на:

- оптимизацию диагностики поражений у пострадавших и больных;

- оказание пострадавшим своевременной и качественной медико-психологической помощи;

- применение фармакологических средств, предусматривающих смягчение стресса и повышение защитных функций организма, как пострадавшим в ЧС, так и спасателям, работающим в зонах ЧС;

- улучшение качества подготовки различных категорий персонала УЗ к работе в очагах ЧС;


- совершенствование системы управления лечебно-эвакуационным процессом по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим, пораженным с учетом вида и особенностей ЧС.

Реализация этих направлений по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС требует мобилизации врачебно-сестринского персонала, способного и умеющего работать в очагах массовых потерь населения и ознакомленного с организационными принципами медицины катастроф и мобилизационной подготовки здравоохранения, успешно развивающихся в системе российского здравоохранения, как самостоятельные направления и научные дисциплины.

Изучение этих дисциплин крайне актуально для врачей организационного профиля, специалистов лечебно-диагностического звена стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений, санитарно-эпидемиологического и фармацевтического профилей.

Государственные образовательные стандарты предполагают, что врач вместе с пониманием потенциальных угроз современного мира обязан владеть тем набором знаний, умений и навыков, который позволит ему безопасно взаимодействовать со средой обитания (производственной, природной и бытовой), предвидеть, идентифицировать, оценивать и предупреждать опасности, а при возникновении ЧС – ликвидировать или минимизировать их последствия.

До сегодняшнего дня единого полноценного руководства по медицине катастроф и мобилизационной подготовке здравоохранения для врачей не существовало, программы специальной подготовки персонала здравоохранения устарели и не соответствуют как времени, так и потребностям современного периода. Эти обстоятельства побудили авторов руководства, на основе собственного практического и педагогического опыта работы в здравоохранении, последовательно изложить в нем организационные основы медицины катастроф и мобилизационной подготовки здравоохранения в части их структуры, задач, принципов управления, проведения лечебно-эвакуационных мероприятий пострадавшим в различных ЧС, а также в части подготовки персонала здравоохранения к действию и взаимодействию в очагах ЧС по эффективному медицинскому обеспечению пострадавшего населения. На наш взгляд, реализация и совершенствование этих направлений позволит повысить функциональную эффективность здравоохранения, в целом, и компетентность каждого врача, в отдельности, к своевременным практическим действиям в таких ситуациях.

Авторы надеются, что руководство будет способствовать формированию системных знаний у медицинского персонала по медицине катастроф и мобилизационной подготовке здравоохранения для последующего овладения умениями и навыками работы в очагах массовых потерь мирного и военного времени. В то же время, мы будем признательны за все предложения и замечания по построению руководства и изложению в нем материала.













1. ПОНЯТИЕ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ, ИХ КЛАССИФИКАЦИИ


История развития человечества отражает не только поиск и построение более безопасного и комфортного мира, но и обретение на этом пути новых угроз и опасностей. ХХ век был ознаменован стремительным развитием техносферы, ростом активности природных процессов и, как следствие, мощными негативными социальными потрясениями. В ХХI веке спектр и характер угроз безопасности личности и обществу еще более возрос, обозначались новые подходы к оценке рисков в основных сферах жизнедеятельности человека.

Научно-технический прогресс сопутствует возрастанию аварий, катастроф на объектах экономики с массовыми поражениями и гибелью людей, значительным материальным и экологическим ущербом, а экономические, духовные, религиозные, этнические и иные угрозы обусловили войны, вооруженные конфликты и террористические акты.

Анализ техногенных катастроф, природных, социальных бедствий, террористических актов и вооруженных конфликтов показывает, что количество и масштабы их неуклонно возрастают. По данным мирового Центра исследований стихийных бедствий, число только природных катастроф с каждым десятилетием увеличивалось: в 1978-1982 г.г. их было зафиксировано 1,5 тыс., в 1983-1992 г.г. – 3,5 тыс., а в 1993-2002 г.г. – 6 тыс. случаев (Дзуцов Н.К., Меараго Ш.Л., 2005). Отмечался в эти периоды и продолжается по сей день рост техногенных катастроф, социальных бедствий и террористических актов. Следовательно, происходит накопление потенциальных опасностей, которые способствуют возникновению чрезвычайных и кризисных ситуаций (КС) с разрушительными последствиями, как для окружающей среды, так и для состояния здоровья и жизни людей. В этой связи, термины «чрезвычайная ситуация» и «кризисная ситуация» в последние годы заняли прочное место в средствах массовой информации (СМИ) и в научных публикациях.

Условия ЧС и КС, в определенной степени, сопоставимы, так как их единство обусловлено близкими поражающими факторами и специфической обстановкой, способными оказывать негативное воздействие на население, окружающую среду и функционирование объектов экономики.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории или объекте, сложившаяся в результате техногенной катастрофы, природного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой материальные потери, человеческие жертвы, ущерб окружающей среде, здоровью людей и нарушению условий их жизнедеятельности.

Кризисная ситуация – это кратковременное или длительное обострение военно-политической обстановки в мире или регионе, вызванное односторонними или взаимными враждебными действиями одного или нескольких государств, выдвижением неприемлемых для другой стороны политических, экономических, территориальных и других претензий, при которой исчерпываются возможности урегулирования спорных вопросов дипломатическими средствами и нарастает реальная возможность применения вооруженной силы.


В последующем при изложении материала и удобства его восприятия оба термина – чрезвычайная и кризисная ситуации будем указывать как ЧС.

В ряде случаев имеет место отождествление терминов чрезвычайная и экстремальная ситуация. Полагаем, что такое сопоставление не является корректным и этичным, особенно для системы здравоохранения, поскольку при экстремальных (напряженных) ситуациях изменяется только режим работы персонала, а условия его деятельности остаются неизменными. При возникновении ЧС, наряду с изменением режима работы медицинского персонала, резко осложняются условия его деятельности (одномоментное поступление массового числа пострадавших, дефицит персонала, недостаток медикаментов, реанимационного и другого медицинского оборудования, необходимость высвобождения коечного фонда лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и необходимость взаимодействия с органами исполнительной власти, оперативными и аварийно-спасательными службами, другими оперативными структурами территории в условиях постоянно меняющейся обстановки).

Возникновение ЧС характеризуется развитием поражающих факторов. Они могут носить механический, термический, физический, химический и биологический характер; в ряде случаев, возможна генерация их воздействия, как на окружающую среду, так и на человека. Поражающие факторы могут воздействовать мгновенно или растянуто во времени, приводя к изолированным, сочетанным, множественным и комбинированным поражениям, одновременно нанося ущерб и окружающей среде. Различают ущерб прямой, косвенный и совокупный.

Прямой ущерб – это безвозвратные (погибшие, умершие, пропавшие без вести) и санитарные (пострадавшие, заболевшие) потери среди населения, убытки в окружающей среде, на производственных и социальных объектах, попавших в зону действия ЧС и ее поражающих факторов, а также убытки, вызванные этими потерями (недобор предприятиями прибыли, а государством – налогов).

Косвенный ущерб – это потери, убытки и дополнительные затраты, которые несут не попавшие в зону ЧС объекты экономики, социальной сферы и население, вследствие нарушений и изменений в сложившейся структуре взаимосвязей, а также затраты на ликвидацию последствий ЧС и на выполнение социальных программ по нормализации обстановки в зоне ЧС.

Совокупный ущерб (сумма прямого и косвенного ущербов) от ЧС в Российской Федерации усредненный по последнему десятилетию составил около 200 млрд. рублей в год.

Важнейшей характеристикой ЧС для здравоохранения являются медико-санитарные последствия, определяющие организацию, содержание и объем медицинского обеспечения. Эти последствия включают в себя:

- характер, величину и структуру погибших, пострадавших, заболевших;

- ухудшение состояния общественного здоровья вследствие осложнения санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановки в зоне ЧС;


- нарушение условий работы и быта населения, вследствие повреждения коммунально-энергетических систем (КЭС) жизнеобеспечения;

- нуждаемость пострадавших в своевременном и качественном оказании медицинской помощи, достигаемая грамотной организацией проведения лечебно-эвакуационных мероприятий (ЛЭМ);

- выход из состояния работоспособности части врачебно-сестринского персонала (ВСП) и обусловленное этим изменение нормального функционирования ЛПУ.

Величина и структура санитарных потерь зависят от характера и масштабов ЧС, от числа людей, оказавшихся в зоне ЧС, от климатогеографических, топографических и социально-экономических особенностей территорий, от своевременности оказания первой медицинской помощи (ПМП) в очаге и ряда других условий. Прогнозирование величины и структуры санитарных потерь при ЧС является основой для планирования медико-санитарного обеспечения ЧС. Но поскольку прогнозируемые потери носят ориентировочный характер, необходимо при возникновении реальных ЧС постоянно получать от оперативной медицинской группы штаба по ликвидации их последствий информацию о реальных размерах потерь, их структуре по возрастному, половому признаку, степени тяжести и в связи с этим вносить коррективы в организацию ЛЭМ.

ЧС оказывают сильное психотравмирующее действие на пострадавших, их родственников и даже на спасателей, проявляющееся в виде легких психогенных реакций, выраженных депрессивных изменений или стойких нервно-психических расстройств. Они, в зависимости от вида ЧС, выявляются у 30-90% лиц из числа указанных категорий; при этом, 10-15% таких пострадавших нуждаются в стационарном лечении и до 50% – в амбулаторном. Эти последствия ЧС привлекли серьезное внимание специалистов психиатрического профиля, и сегодня организационные и практические вопросы оказания медицинской помощи таким пострадавшим успешно решает динамично развивающаяся сфера здравоохранения – психиатрия катастроф.

В структуре потерь при ЧС значительную часть приходится на детей. Их доля среди пострадавших составляет 15-25%. Структура потерь у детей по локализации не отличается от таковой у взрослых, но тяжесть травм у детей не адекватна взрослым, в связи с их уязвимостью, незащищенностью, ранимостью, меньшей терпимостью к боли, а значит, приоритет в оказании медицинской помощи детям очевиден. Эти обстоятельства во многом способствовали развитию педиатрии катастроф, совершенствованию знаний и навыков ВСП педиатрического профиля в области оказания экстренной медицинской помощи детям.

Аспекты медицины катастроф пронизывают акушерство и гинекологию, поскольку среди вовлеченных в ЧС выявляется до 5% беременных женщин. Эта категория пострадавших заслуживает особого внимания, ибо условия ЧС могут оказывать существенное влияние на течение и исход беременности. В частности, ЧС в 20-25% нарушают течение беременности, приводя к ее самопроизвольному прерыванию, преждевременным родам, гибели плода и даже гибели самой женщины. Дети, родившиеся от женщин, перенесших ЧС, недобирали в массе, были вялые, склонные к болезням, у них отмечалось снижение показателей интеллекта. Нередко, у таких рожениц в плацентах выявлялись нарушение кровотока и иммунологические изменения. Причинами таких бед могли быть механическое, термическое и иное воздействие ЧС или психо-эмоциональный стресс.