Файл: МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ И МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 11139

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассматривая терроризм как явление, следует отметить ту ситуацию, при которой больница по разным причинам (криминогенным, политическим и военным) может оказаться захваченной террористами или вооруженными бандформированиями. В этих случаях медицинский персонал должен быть подготовлен к таким инцидентам заранее, знать и уметь применять на практике рекомендации по поведению заложников. В частности, общими правилами в этих случаях являются:

- находясь внутри помещения, старайтесь расположиться возле капитальных стен здания ближе к окнам и выходам;

- не выделяйтесь своим поведением и внешним видом: не кричите, не требуйте ничего у террористов, не делайте резких движений;

- выполняйте все команды террористов, совершайте только разрешенные ими действия и не смотрите на них в упор;

- психологический настрой должен быть на спасение и понимание того, что помощь придет обязательно;

- при начале активных действий (штурм здания, самолета, вагона и т.п.) необходимо лечь на пол и закрыть голову руками;

- при явной угрозе гибели следует предпринять все возможное для спасения (бегство, прыжок из окна, нанесение поражающего повреждения террористу, завладение его оружием и т.п.).

В ряде случаев, ЛПУ могут оказаться в ЧС, связанных с угрозой взрыва, что обусловливает необходимость проведения экстренной эвакуация больных, персонала и имущества ЛПУ. Тактика действий персонала ЛПУ при возникновении таких ЧС изложена в разделе 3.10. настоящего руководства.

5.9. Структура травм, повреждений и заболеваний у пострадавших

в чрезвычайных ситуациях различного характера


Анализ травматических повреждений нарушений здоровья у пострадавших в различных ЧС позволил разработать “Медико-тактическую классификацию травм, нарушений здоровья и их последствий у пострадавших в чрезвычайных ситуациях”, представленную в табл. 16. Эта классификация включает в себя 9 позиций и 56 видов (в том числе и подвидов) травм и нарушений здоровья, распределение их по механизму воздействия, характеру возникновения, скорости развития, степени тяжести и количеству пострадавших, привлечению сил и средств СМК для ликвидации последствий, исходу и влиянию травм на трудоспособность пострадавших.








Таблица 16

Медико-тактическая классификация травм, нарушений здоровья

и их последствий у пострадавших в чрезвычайных ситуациях


Позиция

Виды и характер травмы,

нарушения здоровья, последствия

1. По виду травм, нарушению здоровья

1.1. Механические травмы

1.2.Термические травмы

1.3. Радиационные травмы

1.4. Химические травмы

1.5. Сочетанные травмы

1.6. Комбинированные травмы

1.7. Бактериальные заболевания

1.8. Психоневрологические нарушения

1.9. Соматические нарушения

1.10. Социальные травмы, вследствие социально-политических, социально-экономических и социально-нравственных инцидентов

2. По механизму воздействия

2.1. Механические травмы:

- растяжения, ушибы, контузии, переломы (закрытые, открытые);

- ранения (непроникающие, проникающие);

- сотрясения головного мозга, тяжелые черепно-мозговые травмы (закрытые, открытые);

- ушибы и разрывы спинного мозга;

- синдром длительного раздавливания, шок, отрывы частей тела, разрывы внутренних органов;

- повреждения органа зрения и ЛОР-органов.

2.2. Термические травмы:

- тепловые усталость, дерматит, обморок, истощение, перегревание (гипертермия), ожоги;

- ознобление; холодовой нейроваскулит, переохлаждение (гипотермия), отморожение.

2.3. Радиационные травмы:

- лучевая реакция, местные лучевые поражения (дерматит, ожоги, катаракта, эпиляция);

- лучевая болезнь (острая и хроническая);

- тератогенное действие (выкидыши, смерть новорожденного, умственная отсталость);

- в отдаленном периоде – лейкозы, опухоли, генные мутации, хромосомные аберрации.

2.4. Химические травмы:

- поражения АОХВ различных токсикологических групп;

- групповые (массовые) отравления окисью углерода, выхлопными газами, метаном и другими ОХВ, а также алкоголем и его суррогатами, медикаментами;

- в отдаленном периоде – субатрофические изменения дыхательных путей, пищеварительного тракта, гепато- и нефротоксический синдром, дерматиты, генные мутации, тератогенное действие.

2.5. Сочетанные травмы (поражение одним повреждающим фактором различных анатомических областей тела человека):

- ушиб грудной клетки и перелом бедра;

- торакоабдоминальное ранение;

- отморожение кистей рук и стоп;

- ожог лица, живота и бедер;

- множественные ранения

- другие сочетания.

2.6. Комбинированные травмы (поражения разными повреждающими (поражающими) факторами одной или нескольких анатомических областей тела человека). Прогностически они крайне неблагоприятны и требуют участия в лечении специалистов различного профиля. Примерами являются:

- травма + ожог + радиационное воздействие;

- травма + отморожение;

- травма + поражение АОХВ;

- травма + соматические + психические нарушения;

- другие комбинации.

2.7. Бактериальные заболевания:

- вспышечные инфекционные заболевания – пищевые токсикоинфекции (ОКИ, дизентерия, сальмонеллез, псевдотуберкулез и др.);

- вирусные инфекции (корь, гепатит, менингит и др.);

- особо опасные инфекции (холера, туляремия, сибирская язва и др.).

2.8. Психоневрологические нарушения:

- стрессовые и реактивные состояния, ситуационные реакции;

- неврастении и неврозы;

- психопатии и психозы;

- посттравматический стрессовый синдром.

2.9. Соматические нарушения:

- отклонения в деятельности кардиореспираторной, пищеварительной, мочевыделительной систем и гуморальной регуляции;

- изменения в кроветворении и в органах чувств;

- гиповитаминозы, генетические и другие изменения.

2.10. Социальные:

- травмы и поражения вследствие террористических актов;

- травмы и заболевания вследствие геноцида, этнических чисток и насильственного обнищания населения, пребывания в лагерях смерти и т.п.

- травмы и поражения вследствие участия в несанкционированных митингах, шествиях, забастовках и при столкновениях на основе расовой, религиозной, национальной неприязни и т. п.

3. По характеру возникновения

3.1. Техногенные

3.2. Биолого-социальные

3.3. Социально-бытовые

3.4. Социально-политические (социально-экономические)

3.5. Социально-нравственные

3.6. Природные

3.7. Экологические

3.8. Террористические

4. По скорости развития травм, течения заболеваний и их последствий

4.1. Острые травмы (заболевания).

4.2. Подострые заболевания (нарушения).

4.3. Хронические (вялотекущие) заболевания.

4.4. Рецидивирующие заболевания.

4.5. Отдаленные последствия, осложнения.

5. По степени тяжести травм, заболеваний и виду лечения

5.1. Легкие – требующие медицинской помощи на месте ЧС и/или последующего амбулаторного лечения.

5.2. Средней тяжести – требующие амбулаторного или стационарного лечения.

5.3. Тяжелые – требующие стационарного лечения.

5.4. Крайне тяжелые – требующие активных реанимационных мероприятий и стационарного лечения.

5.5. Не совместимые с жизнью – требующие медицинского сопровождения.

6. По количеству пострадавших

6.1. Локальные (объектовые) – от 4 до 10 человек.

6.2. Местные (муниципальные) – от 4 до 25 человек.

6.3. Субъектовые (территориальные) – от 25 до 250 чел.

6.4. Региональные (окружные) – от 250 до 500 человек.

6.5. Федеральные – более 500 человек.

6.6. Трансграничные – более 3-5 тыс. человек.

7. По привлече-нию сил и средств СМК

7.1. Не требующие привлечения дополнительных сил и средств СМК извне.

7.2. Требующие привлечения дополнительных сил и средств СМК субъектового уровня.

7.3. Требующие привлечения сил и средств СМК федерального уровня.

7.4. Требующие привлечения сил и средств СМК других государств.

8. По исходу

8.1. С полным выздоровлением.

8.2. С частичным выздоровлением.

8.3. Приведшие к инвалидности.

8.4. Вызвавшие летальный исход.

9. По влиянию на трудоспособность пострадавших

9.1. Не повлиявшие на трудоспособность пострадавшего.

9.2. Повлекшие утрату трудоспособности пострадавшего на срок до 4-х месяцев.

9.3. Ограничившие трудоспособность пострадавшего и требующие перевода его на более легкий труд.

9.4. Повлекшие утрату трудоспособности пострадавшего на срок более 4-месяцев и требующие перевода его на инвалидность.


6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Анализ людских потерь в войнах ХХ века показывает, что наряду с вооруженными силами огромные потери несет и гражданское население. Так, в годы первой мировой войны потери среди гражданского населения составили 5%, во вторую мировую войну – 48% от общего числа людских потерь.

Это обстоятельство обусловило необходимость создания системы защиты населения на случай войны. Такая система была создана в октябре 1932 г. в виде местной противовоздушной обороны (МПВО), в состав которой входила медико-санитарная служба. В связи с появлением ракетно-ядерного оружия и расширением задач по защите населения в июле 1961 г. МПВО была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная служба – в медицинскую службу ГО (МСГО).

Но по мере совершенствования средств вооруженной борьбы потери гражданского населения возрастали. Это подтверждают войны в Корее, Вьетнаме, Чечне (1994-1996г.г.) и агрессия Грузии в Южной Осетии (2008 г.), в которых такие потери составляли от 84 до 95-97%..

В конце ХХ века произошел решительный поворот к разработке новых форм и способов ведения вооруженной борьбы. В связи с этим в концепции современных войн решающая роль отводится высокоточному оружию и оружию, основанному на новых физических принципах. Применение такого оружия направлено на разрушение промышленных и военных объектов, что, в определенной степени, снижает потери среди гражданского населения. В то же время, как показывает опыт войны в Югославии, где это оружие применялось, соотношение погибших военных к гражданскому населению составило 1:15.

С учетом указанных обстоятельств, в современных условиях важная роль в системе национальной безопасности отводится мероприятиям ГО, направленным на повышение устойчивости тыла, сохранение социально-экономического потенциала страны и сохранение жизни и здоровья гражданского населения в военное время (в особый период). Медицинское обеспечение населения, пострадавшего в ходе военных действий или вследствие этих действий, возложено на ГО в сфере здравоохранения (ГОЗ). Оно включает в себя проведение комплекса организационных, лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, осуществление мероприятий по медицинскому снабжению формирований и учреждений ГОЗ, а также проведение мероприятий по медицинской защите населения от поражающих факторов современных средств боевого воздействия.


6.1. Задачи, структура и основы работы

гражданской обороны в сфере здравоохранения


Основными задачами ГО в сфере здравоохранения являются:

1. Оказание всех видов медицинской помощи пострадавшему в ходе военных действий или вследствие этих действий населению с целью быстрейшего возвращения его к труду, максимального снижения у него инвалидности и летальности.


2. Проведение полного комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очагах массовых поражений, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а при их развитии – на локализацию, ликвидацию и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3. Организация снабжения формирований и учреждений ГОЗ медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом.

4. Проведение комплексных мероприятий по защите больных и персонала ГОЗ от воздействия поражающих факторов современного боевого оружия и всевозможных катастроф в военное время.

5. Обеспечение систематической и планомерной подготовки медицинского персонала к выполнению своих обязанностей в особый период.

6. Обучение населения приемам и способам оказания первой помощи пострадавшим, а также правилам их адекватного поведения в особый период.

7. Проведение учета и отчетности, осуществление аналитической деятельности.

Организационно в структуру ГОЗ входят: руководство, органы управления, силы и средства.

Руководство представлено начальниками ГОЗ:

- в Российской Федерации – Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

- в субъекте РФ – руководителем органа управления здравоохранением субъекта РФ;

- в городах областного подчинения – руководителями органов управления здравоохранением администрации муниципальных образований или главными врачами центральных городских больниц (ЦГБ);

- в сельских районах – заведующими отделами (управлениями) здравоохранения администрации муниципальных образований или главными врачами центральных районных больниц (ЦРБ);

- в учреждениях здравоохранения (УЗ) и на объектах экономики – соответственно, руководителями УЗ и заведующими здравпунктами (медпунктами) объектов экономики.

Органы управления ГОЗ представлены штабами ГОЧС. Они создаются при соответствующих начальниках ГОЗ, должны находиться в постоянной готовности к решению возложенных задач и обязаны:

- разрабатывать и корректировать План медицинского обеспечения населения территорий на военное время, а в УЗ – План ГО;

- осуществлять специальную подготовку медицинского персонала и медицинскую подготовку населения к действиям в особый период;

- создавать формирования и учреждения ГОЗ в соответствии с планом-заданием и поддерживать их в постоянной готовности;

- создавать, хранить и освежать оперативно-тактический резерв медицинского имущества, объемы которого определяются планом-заданием;

- организовывать взаимодействие с ведомственными медицинскими службами и другими службами ГО территорий;

- создавать надежную систему управления, оповещения и связи;

- разрабатывать вопросы медицинского обеспечения эвакуации и рассредоточения населения;


- отрабатывать вопросы перевода здравоохранения на работу в условиях особого периода;

- совершенствовать организацию и тактику действий сил и средств ГОЗ;

- формировать и совершенствовать систему безопасности функционирования УЗ, в целом, формирований и учреждений ГОЗ, в частности, в условиях особого периода.

Для решения неотложных задач по организации управления силами и средствами ГОЗ в особый период, контроля выполнения мероприятий при переводе на работу в различные степени готовности ГО и обеспечения надежного взаимодействия с другими структурами ГО при штабах ГОЧС создаются оперативные группы, на которые возложены следующие задачи:

1. Установление связи и взаимодействия с:

- Министерством здравоохранения и социального развития РФ, агентствами, входящими в его структуру, федеральными и ведомственными УЗ;

- органами исполнительной власти субъектов РФ и их муниципальных образований;

- руководителями УЗ, дислоцированных на территории;

- МЧС России, его Главным управлением по субъекту РФ, управлениями (отделами) МЧС в муниципальных образованиях;

- оперативными службами, учреждениями и предприятиями в зоне ответственности.

2. Организация подготовки защитных сооружений в ЛПУ для укрытия персонала и больных.

3. Разработка проектов решений штаба ГОЧС УЗ о состоянии готовности учреждения к выполнению возложенного задания на особый период, обеспечении созданных формирований и учреждений ГОЗ медицинским имуществом и оборудованием, продовольствием и иными средствами для их устойчивой работы в особый период по предназначению и созданию надлежащего санитарно-эпидемиологического благополучия.

Органы управления здравоохранением страны, субъектов РФ и городов, отнесенных к категориям по ГО, составляющие основу штаба ГОЧС в особый период, выполняют свои задачи на загородном запасном пункте управления (ЗПУ). В одном из муниципальных образований загородной зоны субъекта РФ создается и отрабатывается дублер штаба ГОЧС, который берет на себя функции органа управления здравоохранением при выходе основного штаба из строя или при потере связи с ним.

Силы ГОЗ представлены создаваемыми формированиями и учреждениями для оказания медицинской помощи населению, пострадавшему в ходе военных действий или вследствие этих действий, и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очагах массовых потерь. Комплектуются формирования и учреждения ГОЗ за счет граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ) Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) и состоящих на специальном воинском учете, и граждан, не состоящих на воинском учете. Учитываются при комплектовании сил ГОЗ и ГПЗ, состоящие на общем воинском учете, входящие в структуру свободных ресурсов.

В случае необходимости и дефиците сил ГОЗ к оказанию медицинской помощи пораженному населению могут привлекаться все кадровые ресурсы УЗ, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, в том числе и не включенные в состав ГОЗ (пенсионеры, медицинский персонал, работающий в других отраслях экономики).


Средства ГОЗ – это медицинское, санитарно-хозяйственное, специальное имущество и оборудование, санитарный и иной транспорт. Комплектование формирований и учреждений ГОЗ медицинским имуществом и оборудованием осуществляется за счет:

- текущего снабжения, то есть имущества повседневного обеспечения УЗ в мирное время;

- имущества мобилизационного резерва, содержащегося на складах медицинских центров (МЦ) «Резерв» и получаемого на основании задания по развертыванию формирований и учреждений ГОЗ, дополнительных специализированных больничных коек, развертывания коек для лечения раненых и пораженных от оружия массового поражения по предъявлению доверенностей, заверенных руководителем органа управления здравоохранением субъекта РФ;

- медицинского имущества оперативно-тактического резерва, создаваемого УЗ согласно плану на случай возникновения ЧС мирного времени.

В основу создания, комплектования и обучения сил и средств ГОЗ положены следующие основные принципы:

1. Территориально-производственный – органы управления, формирования и учреждения ГОЗ создаются на базе существующих в мирное время территориальных органов управления и учреждений здравоохранения с максимальным использованием людских и материальных ресурсов.

2. Универсализма подготовки – органы управления, формирования и учреждения ГОЗ готовятся к реальной работе во всех возможных очагах массового поражения (ядерном, химическом, биологическом, механическом, термическом, комбинированном и др.).

3. Функционального предназначения – формирования и учреждения ГОЗ предназначаются для оказания определенного вида и свойственного ему объема медицинской помощи раненым и больным из числа гражданского населения, пострадавшего в ходе военных действий или вследствие этих действий.

Основные принципы организации оказания медицинской помощи пораженным и больным в системе ГО представлены на рис. 9:

Основные принципы

организации медицинской помощи

в системе гражданской обороны





Создание формирований и учреждений ГОЗ на базе УЗ мирного времени

Двухэтапное оказание медицинской помощи и лечение раненых и пораженных



Привлечение сил и средств ведомственных УЗ к медицинскому обеспечению раненых и пораженных

Осуществление медицинской сортировки раненым и пораженным на каждом этапе медицинской эвакуации





Маневр

силами и средствами ГОЗ

Приближение медицинской помощи к пораженным




Рис. 9. Основные принципы организации медицинской помощи в системе гражданской обороны


Формирования ГО, создаваемые в интересах здравоохранения подразделяются на 3 группы:

1. Объектовые формирования, создаются в учреждениях и организациях немедицинского профиля и предназначаются для оказания первой медицинской помощи (ПМП) и проведения простейших санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. К ним относятся санитарные посты (СП), санитарные дружины (СД), отряды санитарных дружин (ОСД). В их состав не включаются лица, имеющие медицинское образование, а также студенты старших курсов высших и средних медицинских образовательных учреждений.