Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Налог как правовая категория).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Твердохлебов В.Н. резонно писал: «Не науке решать какие принципы «важнее»; но «справедливость» налогов находится вне пределов ее компетенции, тогда как другие принципы могут служить предметом ее объективного анализа».

Со второй стороны, этот принцип будучи фундаментальным, является исходным для множества других принципов. Подавляющая часть принципов налогообложения логически и юридически являются «рожденными» из принципа справедливости, которые являются в известной мере его составляющими.

В нашей юридической науке этот принцип нередко называют принципом равного налогового бремени. В данный момент принцип справедливости в большей мере модифицировался под давлением изменившихся экономических, политических и социальных обстоятельств.

Рассматривая, в более широком понятии принцип равенства можно сделать вывод, что совершенно одинаковые факты должны получать единую оценку. Следовательно, лица, которые находятся на ступени равенства и получившие одинаковый доход, который подлежит налогообложению, лица должны уплачивать налог по единым ставкам. В этом суть «справедливости по горизонтали».

Те же, кто обладает различными материальными ценностями, должны вносить плату в виде налогов с разных источников своих доходов. Поэтому к более высоким доходам должны применяться повышенные ставки налога. В основном это сконцентрировано на перераспределение доходов. В этом и заключается «справедливость по вертикали»

Справедливость включает в себя такую систему налогообложения, при котором никто не будет нести чрезмерное налоговое бремя.

Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждое лицо обязано уплачивать установленные законом налоги и сборы. Эта статья усиливается категоричностью п. 5 ст. 3 НК РФ, в которой говорится: что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом.

В принципе законности налогообложения принято обращать внимание на две составляющие особенности. Первая подразумевает под собой соблюдение законодателем при создании и утверждении налогового закона основополагающих идей, положений, принципов системы налогообложения, требований ввода в действие законодательных актов. В то время как, консолидируя налог как неукоснительный платеж для гражданина или организации, законотворец концентрирует предельное внимание на такой существенный элемент налога, как объект налогообложения. Только закон может определить то имущество и тот доход, которые являются объектом налога.


Вторая же совокупность принципа налогообложения законности охватывает реализацию норм налогового права, в безусловном выполнении (соблюдении, исполнении, использовании) всеми сторонами участвующих в налоговых правоотношениях, в том числе и государство, функционирующего законодательства.

Таким образом, этот принцип выявляется в сфере налоговой системы в первую очередь при применении к налоговой повинности. Потому как, ни на кого не может быть возложена необходимость оплаты противозаконных налогов и сборов, т.е. налоги и сборы, а также любые другие взносы и платежи, которые не предусмотрены НК РФ либо принятые в ином порядке, чем это обусловлено Кодексом.

Статья 57 Конституции РФ указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Основываясь на выше уже описанных конституционных положений важным критерием признания федеральных налогов и сборов «законно установленными» представляет собой принятие их федеральным законодательным органом путем введения федерального закона с соблюдением установленной Конституцией РФ законодательной процедуры.

Всесторонность налогообложения может быть сведена к нижеуказанной максиме: все классы и сословия, а также все подданные обязаны уплачивать установленные законом налоги.

Принцип всеобщности дегрессии был научно доказан английским философом и политэкономом Миллем Дж. Ст. в книге «Основания политической экономии» в главе «Общие принципы системы налогов». Милль данный, принцип характеризует тем, «что государство при введении налогообложения ликвидирует любые прерогативы для каких-либо групп и сословий, как имущественные, так и личные». Эмансипация нуждающихся от отдельных прямых налогов не может быть нарушением этого принципа, ввиду того, что подобный аспект будет развивать совершенствование жизни этих граждан и подведению их доходов к средним.

Принцип всеобщности обложения налогом зафиксирован в ст. 57 Конституции РФ, которая гласит, что все обязаны оплачивать установленные законом налоги, и в ст. 8 Конституции РФ, определяющей, что каждый гражданин России несет равные права и обязанности перед общественным окружением. Наряду с этим надлежит выделить чрезвычайно значительный момент: в то время как статья 57 Конституции РФ устанавливает налоговое бремя лишь в касательно физических лиц, НК РФ же охватывает требование всеобщности налогообложения и на юридических лиц. Безусловно, НК РФ включает в себя некоторые исключения для отдельной категории граждан.


Принцип налоговой платежеспособности определяет направление государства в сфере налогообложения на согласование экономических пределов у разных налогоплательщиков с учетом той возможности свободных денежных средств, которая отчуждается у них при помощи налогов.

Пункт 3 ст. 3 НК РФ, говорит о том, что «налоги и сборы должны обладать экономическое подтверждение и не могут быть безосновательными». Ещѐ ранее принцип налоговой платежеспособности особо отметил Конституционный Суд РФ, который в Постановлении от 4 апреля 1996 г. огласил, что этот «принцип нуждается в учете реальной возможности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности».

Принцип равного налогового бремени. В литературе, основанной на принципе науки это основоположение чаще именуют принципом равенства в обложении налогом, что совсем не модифицирует его сути. Установленный принцип относится к конституционным принципам и зафиксирован в ст. 57 Конституции Российской Федерации, в соответствии с новеллой этой статьи:

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». К тому же, частью 2 ст. 8 Конституции РФ закрепляется, что любой член из общества несет равные права и обязанности, установленные Конституцией РФ. В соответствии с данным принципом каждый гражданин должен принимать участие в финансировании публичных затрат государства и общества наряду с другими.

Конституционные положения указанного принципа выше находят продолжение в ч. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только утверждаться, но и в действительности взыскиваться по разному опираясь на социальное расовое или национальное, религиозных и других различий между налогоплательщиками.

Из чего следует, что равенство в налогообложении рассматривают не как уплата налога в едином масштабе, а как экономическое равенство плательщиков и проявляется оно в том, что за основу принимается действительная способность к уплате налога на базисе сопоставления экономических возможностей налогоплательщиков. По другому можно сказать, что равенство в налогообложении постигается как однородность обложения. Она оценивается на основе согласования экономического потенциала различных налогоплательщиков и соотнесения той доли свободных средств, которая отчуждается у них посредством налогов. То есть тут затрагивается сопоставление налогового бремени, которое обязаны нести различные плательщики.

В данное время одним из преимущественно распространенных видов игнорирования этого конституционного принципа, без сомнения, придется распознать общеустановленную и дозволенную законодательством многих государств практическую деятельность предоставления индивидуальных налоговых льгот. В Российской Федерации оказание налоговых льгот частного характера недозволительно положениями ст. 56 НК РФ.


Подобается различать принцип равного налогового бремени (принцип налоговой платежеспособности) от принципа юридического равенства налогоплательщиков. Если первый основывается на действительной способности налогоплательщика к уплачиванию налога, то второй принцип подразумевает под собой то, что устанавливает для всех налогоплательщиков юридически равное положение. Пункт 2 ст. 3 НК РФ прямо утверждает, что «налоги и сборы не должны включать в себя дискриминационную направленность и по разному практиковаться основываясь на социальных, расовых, национальных, религиозных и других похожих категориях. Не разрешается утверждать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы исходя от формы имущества, а также гражданства физических лиц или где места пребывания капитала».

Принцип определенности налогообложения. Принцип определенности налогообложения определяется тем, что налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть конкретно установлен, а не произволен. Смит А., излагая условия налогообложения, на первое место водрузил определенность податей. Он отмечал: «Точная установка того, что на каждое лицо возложена обязанность оплаты, в вопросе налогового обложения видится делом столь огромной важности, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем малая степень неопределенности».

Согласно ст. 3 НК РФ принцип определенности налогообложения содержит следующие критерии: при введении налогов должны быть закреплены все его составляющие (элементы); акты законов о налогах и сборах должны быть определены таким образом, чтобы каждый понимал и осмыслил, какие налоги (сборы) установили, в какой очередности и когда он должен заплатить эти налоги и сборы; акты законов о налогах и сборах должны быть обнародованы и по возможности, чтобы с ними ознакомился каждый налогоплательщик; все неисправимые колебания и неопределенности актов законодательства вынуждены интерпретироваться в пользу налогоплательщика.

Выше расписанные принципы как уже было сказано, являются базовыми принципами в системе налогообложения, включающие в себя свойства политико-экономических аксиом. Вместе с тем рассматривается допустимость разграничения и других принципов налогообложения: единства налоговой системы, экономической обоснованности, добровольности уплаты налога налогоплательщиками, ответственности за вину.


2 Общая характеристика налоговой системы РФ

2.1 Структура построения налоговой системы РФ

Налоговая система формируется для того чтобы снабдить государство финансовыми источниками, потребные ему для покрытия расходов, связанных с гарантией внешней и внутренней защищенности государства, стабилизацией наиважнейших отраслей экономики, затратами на осуществление социальной политики в стране и т.п.

Преимущественно в общем виде структура налоговой системы является объединение совокупности ее компонентов (налогов, сборов, пошлин и других неукоснительных платежей), которые находятся во взаимосвязанности, иначе говоря, практическое действие того или иного элемента не должно выходить за пределы или повторять операции других элементов. Определенные налоги, сборы и их взаимодействие в пределах единой налоговой политики выражают сущность налоговых отношений, сформировавшихся в данном обществе.

В текущих библиографических источниках излагаются следующие определения налоговых систем:

Налоговая система – это структура экономико-правовых связей, которая возникает между государством и хозяйствующими субъектами, образовавшиеся относительно по поводу образования доходной части страны бюджета посредством изъятия части дохода собственника, путем законно закрепленных налогов и сборов, а также иных обязательных платежей, подсчет, уплата и наблюдение за зачислением которых выполняются по единой методике налогообложения, выработанной в данном обществе.

Налоговая система – это комплексность налогов, сборов, пошлин и множества иных платежей, которые взыскиваются в законно определенном порядке.

Налоговая система – это совместность установленных законом налогов, сборов, воззрений, форм и методологий их введения, вариаций или прекращения, уплаты налога, реализация налогового наблюдения, а также привлечения к ответственности и мер защиты за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система – единство и устройство различных видов налогов, в структуре и методологии, исчисления которых осуществляются через установленные требования и принципы налогообложения.

Налоговую систему еще можно рассмотреть как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.