Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Налог как правовая категория).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики страны в современных условиях.

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы власти. Они же обеспечивают функции страны: экономическую, социальную, культурную и многие другие. Также они идут на содержание государственного аппарата, развитие науки, финансирование образование, поддержание армии, правоохранительных органов. За счет собранных налогов с «поданных» государства идет развитие и существование государства. Строятся медицинские учреждения, учебные комплексы, государственные предприятия; выплачивается зарплата государственным служащим, преподавателям, врачам. Ну и, конечно же, часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту детей и многое другое.

Под налоговыми органами понимают структуру юридически законных сборщиков налогов и сборов, которые и пополняют бюджеты разных уровней государства. Если рассматривать эффективность работы всего народного хозяйства и уровень налогообложения то оно, находится во власти точной организации и регламентированности системы налогообложения.

Система задач, несмотря на то какой бы там не была налоговая система, перестраивается с возникновением утверждения всех предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из обычного механизма сбора доходов бюджета страны налоги уже много лет тому назад смоделировались в самый главный стабилизатор, который отвечает за весь производственный процесс, и исходя из этого влияет на развитие и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда было и в дальнейшем будет центральной социально-экономической проблемой всякого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. Вдобавок к этому налоговая система задевает интересы всех налогоплательщиков.

Как известно, именно непосредственно через налоги государство имеет влияние на определенные общественные процессы, а также выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

Кроме того налоговый механизм финансовой функции используется для экономического воздействия страны на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.


Цель работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и тенденции развития, а также механизм ее управления.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть юридические принципы налога.
  2. Определить структуру построения налоговой системы РФ и механизм управления.
  3. Определить проблемы совершенствования налоговой системы и выделить тенденции ее развития.

В качестве методов в работе использовались структурно функциональный метод, диалектико-материалистический метод, описание категорий, а так же был применен сравнительный анализ.

Объектом исследования данной курсовой работы выступает действующая налоговая система Российской Федерации.

Предметом исследования является процесс законодательного становления и развития налоговой системы РФ.

При проведении исследования использовались такие методы научного познания, как сбор и анализ эмпирических данных, обработка и анализ статистической информации, а также анализ теоретической базы путем изучения научной, учебной, монографической и периодической литературы.

1 Процесс становления и законодательное закрепление налоговой системы РФ

1.1 Налог как правовая категория

Существуют многообразные определения налогов. Рикардо Д. описывал, что налог - это та доля продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства. Маркс К. говорил, что налоги - это экономическое воплощение существования государства.

В средние века философ Фома Аквинский сформулировал налоги как

«дозволенная форма грабежа». Другие средневековые писатели допускали налогообложение при условии, что оно имеет справедливые и хорошие цели, например, набор войска для похода или вступление в брак дочери князя.

На современном же уровне налоговый платеж - денежная форма, которая основана на законе с целью отчуждения собственности, которая обеспечивает расходы публичной власти, осуществляемой, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.

Налог – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Юридическое же понятие налога содержится в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».


Таким образом, в сущность «налога» законодатель вложил следующие юридические детали: это с одной стороны, взимание денежных средств для формирования доходной части государственного бюджета; а с другой — одна из форм фискальных платежей.

Определение которое было указано выше позволяет выявить следующие основные юридические признаки налога, на которые особо заостряет внимание российский законодатель:

  1. обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;
  2. индивидуальная безвозмездность платежа;
  3. денежная форма налога;
  4. отчуждение принадлежащего на праве собственности (или другом вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта и финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Самый первый признак налога, который следует рассмотреть в определении данном в НК РФ это - признак обязательности. Обязательность (еще рассматривают как императивность) - отличает уплату налога как безусловную обязанность налогоплательщика при возникновении у него объекта налогообложения. Исходя из этого следует что, налогоплательщик не имеет права отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей в полном объеме и никто из обязанных в уплате налогов не может быть освобожден от обязанности уплачивать установленные законодательством налоги. В случае злостного уклонения от уплачивания налога он будет взыскивается принудительно.

Следующий признак, вытекающий из определения, является индивидуальная безвозмездность и безвозвратность платежа. То есть каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага4, не ожидает взамен какой-либо личной компенсации, либо совершение каких- либо действий от государства. Налог квалифицируется индивидуальностью, под этим понимается возникновение у конкретно определенного физического лица или организации налогового обязательства.

Признак безвозвратности означает переход налоговых платежей в адрес государства навсегда. Возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку эти условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом. Отсюда следует, что здесь закреплено отсутствие встречного удовлетворения (эквивалента прав).

Налоги взимаются в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления – третий признак. Налоги ни в коем случае не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме (оказание услуг, выполнение работ, принятие товаров в пользу государства). Уплата налога за недоимки по налоговым обязательствам из денежных средств, принадлежащих, третьим лицам не будет законно исполненной налоговой обязанностью. Уплата налога происходит в наличной и безналичной форме в валюте Российской Федерации (в исключительных случаях в иностранной валюте).


Последний четвертый признак – публичные цели налогообложения. После перечисления налогоплательщиком денежных средств относящихся для уплаты обязательных платежей они переходят в собственность государства и поступают в бюджеты соответствующих территориальных уровней или во внебюджетные фонды. Их основное функциональное предназначение состоит в финансовом обеспечении исполнения государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормального развития жизнедеятельности общества.

Помимо главных признаков, вытекающих из статьи Налогового Кодекса Российской Федерации можно увидеть, что некоторые авторы выделяют еще отдельные особенности налога.

Так, например, Черник Д.Г. акцентирует такой критерий налога как относительная регулярность, что означает определенную периодичность уплаты налога в строго отведенные законом сроки.

Пансков В.Г. обосабливает свойство законности налогов8, что определяет их установление, начисление и взимание осуществляется в порядке, определенном исключительно законом. Как правило, обязанность платить налоги закрепляется в государственных законодательных актах.

Евстигнеев Е.Н. приобщает к признакам налога, такое свойство, как общие условия установления налогов и сборов9, что указывает на то, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики; объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Таким образом, с появлением государств налоги стали важным элементом финансовых и экономических отношений. При правильном понимании значении термина «налог» будет правильное применение норм законодательства, которые будут давать возможность безошибочно определять объем полномочий субъектов налоговых отношений. Эти нормы будут полностью удовлетворять функции возложенные на государство, включая сложные и самые важные для общества таких как административная, оборонная, хозяйственная. Отсюда возникает фискальная роль налогов в государстве. Если постоянно менять объем концентрируемых в бюджете финансовых средств, то отсюда видно, то, как государство, влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, и отсюда же проявляется регулирующая роль налогов. Налоги являются главным инструментом экономической политики государства, с возникновением и реализацией которой тесно связано экономическое и социальное развитие общества.


Налоги как выше уже отмечалось изначально появился вместе с возникновением государства и применялись им как самый первый источник средств для угождения органов государственной власти и материального снабжения ими своих функций. Прошло много времени, многое на данный момент изменилось, возникли новые свойства, которые обрели иные задачи и функции в регулировании государства. Хотя, главная задача налогов как источника средств, так и осталась, которая гарантирует функционирование государства, более того их роль стала более многозначной. В насыщенном виде несравненное значение налогов для работы государства можно представить словами К. Маркса: «Налог - это материнская грудь, кормящая правительство. Налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией... В налогах воплощено экономически выраженное существование государства».

Мы рассмотрели налог как правовую категория, которая имеет свое понятие, содержание и сущность, к тому же нормативное закрепление которого является неизбежным условием для исполнения государством и муниципальными образованиями своей финансовой деятельности. Налог определяется как основная, системообразующая категория налогового права. Не иначе как от сущности налога, от внутреннего его смысла зависят определение предмета налогового права, конструирование его Общей и Особенной части, деление на институты.

Какая бы стадия модификации налога не была он всегда рассматривался по-разному, а зависело это от различных условий, а именно: системы товарно-денежных отношений, которые преобладали в каком-либо государстве; видений научных школ, арбитром которой являлся тот или иной автор; выработанных на данный период времени теорий происхождения и сущности государства и т.д.

Таким образом, в наше время налог закреплен в котором указано его содержание, сформировавшееся на уже имеющихся вкладах правовой науки и практики и в немалой степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов.

1.2 Юридические принципы налогообложения

Выделяется очень много принципов в сфере налогообложения, но мы рассмотрим наиболее самые важные из них, опираясь в основном на НК РФ и Конституцию РФ.

Принцип справедливости рассматривают как самый основной принцип в системе налогообложения. Его можно рассмотреть с двух сторон. С первой стороны, этот принцип подразумевает под собой не только самостоятельность, но и имеет реальное содержание, а также повседневно лидирует над всеми остальными принципами, а вечно недовольный налогоплательщик апеллирует прежде всего к нему. Известный ученый- финансист начала ХХ в.