Файл: Содержание Введение Понятие и сущность толкования права Приемы толкования правовых норм Виды толкования правовых норм Результаты толкования права Заключение Список нормативноправовых актов и литературы Введение.rtf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотрим основные способы толкования норм права.
Текстовое толкование. Этот прием толкования обычно называется грамматическим, филологическим, поскольку объектом исследования в данном случае является текст, так сказать, внешняя сторона нормы. Его сущность состоит в выяснении смысла правовой нормы при помощи средств грамматического анализа текста закона или иного нормативного акта. В реальной жизни это наиболее часто встречающийся путь познания правовых велений. С него обычно начинается процесс ознакомления с действующим законодательством.
Содержанием филологического толкования выступает совокупность мыслительных операций, позволяющих путем грамматического разбора письменной речи законодателя устранить возможные противоречия смысла нормы или между нормами выяснить значения отдельных слов и всего текста в целом. Текстовое толкование начинается с осмысления соответствующего текста нормативного акта. Необходимо установить основное значение отдельных слов, их смысловой оттенок в данном контексте, выяснить грамматическую основу. Если в нормативном акте нет определения термина, ему дается общеупотребительное литературное значение. Смысл исследуемого слова толкуется так, как понимал его законодатель в момент издания нормы. Основная лексическая база, использующая значения принятые в юридической науке и практике, постоянна. Например, слово «грабеж» следует понимать в строго юридическом, плане, а не в общеупотребительном смысле. Значение его дано в ст. 161 УК РФ.
Следующая, не менее ответственная задача, стоящая перед интерпретатором, – установление смысловой и грамматической структуры текста, изучение взаимозависимости всех предложений уточняющих, развивающих и конкретизирующих содержание и в совокупности составляющих норму права. Установление таких связей особенно важно в случае, когда норма складывается из нескольких статей одного акта или различных актов (внесение изменений и дополнений в статью, последующее ее распространение, отмена какой-либо части, помещение санкции в другой статье или ином акте и т.д.). Одновременно исследуются технико-юридические средства и приемы выражения воли законодателя в толкуемой норме. Раскрытие содержания специальных юридических и технических терминов, особых правовых конструкций, анализ структуры рассматриваемой нормы и т.д.
Критика правовой нормы, т.е. установление принадлежности нормы законодателю и проверка ее подлинности
, выступает в качестве первой ступени филологического толкования. При этом следует иметь ввиду, что критика нормы устанавливает ее подлинность и обязательность, тогда как грамматический разбор текста нормы означает постижение ее внутреннего смысла, т.е. толкование в собственном смысле слова. Известно, что неясности смысла в тексте закона иногда являются результатом применения специальных терминов. Поэтому при анализе словесного состава нормы необходимо помнить, что слова могут употребляться в обычном и исключительном значении, в основном и переносном смысле, в обширном и узком значении, в значении обыденном и техническом.
Историко-политическое толкование. Исследование социального значения нормы, ее цели, намерений законодателя, общественно – политической обстановки, обусловившей ее издание, составляет содержание историко-политического толкования. Данный прием толкования объединяет два момента, с помощью которых выясняется смысл правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам обусловившим ее введение в систему правового регулирования. Поскольку нормы, как и право в целом, обусловлены в своем появлении и существовании различными социально – экономическими факторами, то изучение последних способствует более глубокому проникновению в смысл действующего законодательства.
Материалистический подход к праву предполагает, что содержание права, правовые отношения могут быть правильно поняты только в тесной связи с порождающими их общественными отношениями. Реализации правовых предписаний невозможна без раскрытия их политического и социально-экономического содержания в конкретных исторических условиях. Такое толкование тем более необходимо в условиях, когда закон устарел и не отражает объективных условий времени его применения.
Так, еще совсем недавно в союзном и российском законодательстве (уголовном и административном) в качестве правонарушений признавались спекуляция, тунеядство и т.д. Правовые нормы отражали взгляд законодателя на указанные деяния, который соответствовал экономической, социальной и политической природе социализма.
При историко-политическом способе толкования наряду с текстом нормативного акта используются различные дополнительные источники. Такие как, материалы обсуждения и применения проектов нормативных актов, действующие к моменту издания нормативного акта, обычаи, научные практики. Кроме того, интерпретатор изучает преамбулы и введения к толкуемым актам, их официальное и неофициальное толкование. Важнейшим источником сведений являются также протоколы заседаний законодательного органа, свидетельства разработчиков проекта, участников дискуссий. Например, использованный в законе о собственности термин «достояние» на первый взгляд означает то же самое, что и термин «собственность». К такому же выводу можно прийти, если провести грамматическое, логическое, систематическое и специально-юридическое толкование. Тем более, что в российских законах советского периода подобное отождествление действительно встречалось. И только содержание острых дебатов по вопросам собственности, происходивших при принятии закона дает основание сделать вывод о том, что понятие (обозначавшее
обладание природными объектами народом, нациями) использовано для того, чтобы оттенить своеобразие данных отношений, лежащих в иной плоскости, чем отношения собственности в строгом смысле этого слова. Рассматриваемый способ толкования может затрагивать и более основательные исторические, в том числе историко-правовые, данные. Например, в начале 1993 года при решении вопросов приватизации одним из ведомств был подготовлен законопроект, в котором в российское право вводилась конструкция «доверительная собственность». Между тем, как показывает историко-правовой анализ, эта конструкция выработана в особых исторических условиях. Исторические данные, однако, используются только как способ толкования.
Таким образом, историко-политический (историко-целевой) способ состоит в выяснении общественных условий, экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе задач и целей, которые решает государство посредством введения его в действие. Надо заметить, что отсутствие историко-политического анализа создает опасность вынесения таких решений, которые формально правильны, а по существу некорректны. Формальное применение закона является одним из грубейших нарушений законности. Применение правовой нормы требует правильного раскрытия ее политического смысла и четкой оценки всех существенных обстоятельств.
Логическое толкование. Логический способ толкования права заключается в использовании средств формальной и диалектической логики при познании правовых явлений. При этом в отличии от филологического толкования, объектом исследования выступают не отдельные слова, а внутренние связи между частями нормативного акта, логическая структура правовых предписаний. Логические законы, принципы и категории используются самостоятельно, наряду со средствами грамматического анализа. В литературе предпринимались попытки отрицать самостоятельность логического приема толкования на основании, что правильное мышление – всегда логическое и средства логики используются во всех способах толкования. Такой подход основан на отождествлении. Верно замечает в этой связи П.С. Элькинд: при том органическом общем, что имеется между грамматикой и логикой, они все же представляют собой две отрасли знания. И следовательно, основанные на них способы толкования имеют вполне самостоятельное значение. Необходимость в логических преобразованиях объясняется внутренней логической структурой правовых норм и ее несовпадением в внешней форме выражения в статье нормативного акта. Структурные элементы правовой нормы – гипотеза, диспозиция и санкция могут или подразумеваться, т.е. быть опущены законодателем в целях лаконичности, удобства выражения мысли, или находиться в других статьях или нормативных актах.
Систематическое толкование. Существование данного способа толкования предопределяется системностью права. Любая норма представляет собой составную часть системы права и взаимодействует с множеством других правовых норм. Систематический способ толкования права состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявление ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права. В процессе подобного уяснения права познаются систематизирующие связи права. Установление систематических связей толкуемой нормы с другими близкими ей по содержанию в одних случаях позволяет всесторонне рассмотреть первую норму без изменения ее содержания. В других случаях близкая норма может дополнять предписание исследуемой нормы, уточнять ее, ликвидировать возможность возникновения пробелов и недоразумений при ее применении. Связь норм проявляется также в том, что одна норма может устанавливать определенные исключения из общего правила, сформулированного в другой норме, изменять в той или иной степени содержание другой нормы, ограничивать или расширять объем ее действия.
Систематическое толкование имеет место тогда, когда смысл юридической нормы уясняется в связи с местом занимаемым ею в системе права, прежде всего среди тех юридических институтов, которые образуют правовую отрасль. Сюда же относятся многочисленные случаи, когда постижение смысла нормы вообще оказывается невозможным без сопоставления с другими нормами. В частности, большинство норм особенной части любого кодекса нельзя понять без сопоставления его общей части. Немыслимо уверенно интерпретировать ни одну статью из главы УК о должностных преступлениях без учета определения должностного лица. При толковании нормы ставится вопрос о существовании в праве каких-либо специальных норм, регулирующих данные отношения. Не учет данного обстоятельства является довольно распространенной ошибкой в толковании и применении законов. Существует правило, сложившееся в науке и практике: Lex specialis derogat legi generali. Данное правило гласит: специальный закон отменяет действие общего закона на факты, предусмотренные специальным законом.
Систематическое толкование имеет особо важное значение для органов, применяющих нормы права. Оно является необходимым условием правильной квалификации юридических дел. В целом данное толкование обусловлено взаимосвязью и взаимозависимостью общественных отношений, регулируемых нормами права. Благодаря систематическому способу, можно выявить юридическую силу правовой нормы, сферу ее действия, принадлежность к определенной отрасли, институту права. Зачастую сам текст нормативного акта содержит основания для систематического толкования. К нему, в частности, приходится прибегать при реализации бланкетных и отсылочных норм.
Телеологическое (целевое) толкование. «Телеос» – в переводе с греческого означает цель. Этот способ толкования заключается в анализе сути правовой нормы путем выявления ее цели законодателем. Телеологическое толкование направлено на уяснение целей издания правовых актов. Разумеется, подобное толкование необходимо не всегда.
Однако, если в стране резко меняется общественно-политическая обстановка, специфика обстоятельств дела, без выяснения цели невозможно принять правильное решение. Иногда законодатель определяет цели принятого нормативного акта непосредственно в его тексте.
Так, например, ранее в преамбуле указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» закреплено, что данный акт принят «в целях обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю».
Специально-юридическое толкование. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов. Специально-юридическое толкование представляет собой особый способ анализа использованных в правовой норме терминологии, понятий и конструкций, а равно юридического источника нормы с точки зрения юридической науки и практики.
При этом используются различные юридико-технические средства и приемы, учитываются различные способы, методы и типы правового регулирования. Сказанное и обуславливает потребность в специальных юридических занятиях, которые интерпретатор применяет при толковании норм. Прежде всего это касается толкования специальных терминов (траст, эмансипация, акцепт, комитент и др.). Относительная самостоятельность этого способа в достаточной степени обоснована, например, в ч. 2 ст. 21 УК РФ о том, что «Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим Кодексом» не может быть должным образом уяснена, пока не используется специально-юридический прием ее анализа. Воля законодателя получает не только словесно-документальное, но и особое, нормативное изложение.
Однако, рассматриваемый способ не сводится только к толкованию терминов (тогда он отождествлялся бы с грамматическим толкованием). Содержание его гораздо шире. Интерпретатор должен учитывать особенности правового регулирования, юридические конструкции, Тим регулирования и т.д.