Файл: Содержание Введение Понятие и сущность толкования права Приемы толкования правовых норм Виды толкования правовых норм Результаты толкования права Заключение Список нормативноправовых актов и литературы Введение.rtf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, рассматриваемая проблема, не успев возникнуть, сразу оказалась в числе спорных, что, впрочем, естественно для исследования новых правовых явлений. Подобный разброс мнений присущ, однако, и характеристике в отечественной и зарубежной литературе юридической природы и значения возникших много десятилетий назад актов конституционной юрисдикции иностранных государств. Причины тому не только в различии методологических подходов исследователей к проблеме.
С одной стороны, у актов конституционной юрисдикции разных государств имеются некоторые общие черты, что можно выявить посредством компаративистского подхода. Но тот же метод позволяет увидеть и их существенные различия. Правовая природа, юридические свойства таких актов, их место на территории права предопределяются социально-политическими условиями, своеобразием правовой системы и юридической культуры, правовых традиций страны, правовой природой органа конституционной юрисдикции, его местом в механизме власти, конституционно-законодательным закреплением функций и полномочий этого органа, юридической силы принимаемых им решений, его реальной юрисдикционной деятельностью. Не вызывает сомнения, что юридические свойства актов конституционной юрисдикции во многом иные в странах англосаксонской системы общего права по сравнению с имеющими континентальную (романо-германскую) правовую систему; в странах, где конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции или где избрана иная модель конституционной юрисдикции – посредством конституционных судов.
Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» прямо не определяют правовую природу решений Конституционного Суда, не содержат понятия правовой позиции. Вместе с тем действующая конституционно-законодательная регламентация статуса, компетенции Конституционного Суда России, юридической силы его решений, правовых последствиях их принятия, а также практика их восприятия – применения и использования органами различных ветвей публичной власти позволяют достаточно определенно ответить на поставленные вопросы.
Для судебной практики особенно важны разъяснения Верховного суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения (в Российской Федерации они издаются в форме постановлений Пленума Верховного суда), будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех иных лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности. Формы разъяснений, уточняющих и объясняющих положения закона, в актах Верховного суда весьма разнообразны. В них четко определяются сфера действия той или иной нормы, условия, при которых она должна применяться, круг лиц, на которых она распространяет свое действие, конкретизируются границы применимости норм, близких по содержанию, решаются спорные и неясные вопросы о подведомственности и подсудности.
Однако в юридической литературе последних лет была дана негативная оценка практике принятия Верховным Судом постановлений по отдельным категориям дел. Так, Г.В. Дроздов указывает: «Как акты толкования права решения судебных органов по конкретным делам обладают несомненными преимуществами перед руководящими разъяснениями. Если первые содержат мотивировки соответствующих выводов, то вторые – лишь готовые предписания общего характера: Очевидное преувеличение роли руководящих разъяснений снижает роль судебных решений по отдельным делам как образцов применения права. Все это характерно для административно-командной системы, отрицавшей за деятельностью суда значение отдельной ветви государственной власти».
Полагаем, что подобный вывод является слишком категоричным. Более того, при тех же посылках вполне логичен и оправдан другой вывод: самостоятельность судебной власти в системе государственной власти предопределяет возможности судов по созданию правовых предписаний, которые, как и любые правовые нормы, должны быть результатом некоторого обобщения, а не частным случаем, и, как всякие подзаконные акты, должны соответствовать Конституции и законам. В этом случае следует признать за постановлениями Пленума ВС РФ большое будущее в плане регулирования, например, уголовно-правовых отношений. Постановления занимают как бы промежуточную позицию между обладающим высоким уровнем абстрактности уголовным законом (хотя абстрактность УК РФ значительно меньше абстрактности его предшественников) и вполне конкретным судебным решением по какому-либо делу. Постановления позволяют конкретизировать предписания УК РФ до такой степени, что их содержание становится максимально приближенным к практике правоприменения и в то же время оно не углубляется в детали, свойственные конкретным делам.
Особенность постановлений Пленума ВС РФ в системе источников российского уголовного права состоит в том, что в них не могут быть созданы либо изменены уголовно-правовые запреты («установлена преступность и наказуемость деяния»). Пленум ВС РФ не вправе сокращать или расширять сферу уголовной репрессии, он дает рекомендации по применению УК РФ в точном соответствии с его буквой и духом.
Большое значение имеют также разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда РФ по вопросам разрешения хозяйственных споров.
Казуальное толкование – это толкование норм права применительно к конкретному случаю и формально обязательно. Данный вид толкования относится к официальному виду толкования, поскольку влечет за собой определенные правовые последствия, является обязательным для того дела и тех лиц, по поводу которых выносится решение либо к которым оно имеет прямое отношение. Во многих случаях казуальное толкование содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, например, судебного решения по гражданскому делу. Данное толкование осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование), так и в процессе применения права другими органами (административное толкование). Формально судебное толкование касается лишь тех судов, которые участвовали в рассмотрении дела, и осуществляется в пределах конкретного дела. Особенность административного толкования заключается в том, что оно не ограничивается рамками конкретного дела, а содержит указания соответствующим органам, как последние должны решить то или иное дело. Например, такое указание может быть дано в акте об отмене вышестоящим органом незаконного акта, в решении контрольных органов, специальных инспекций.
Акты официального толкования правовых норм (интерпритационные акты) представляют собой, с одной стороны, разъяснение содержания норм права, а с другой стороны, конкретизацию и уточнение их предписаний. Особенность данных актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.
Так, например, ввиду того, что жизнь ставила перед правоприменителями все новые проблемы, касающиеся реализации пенсионных прав граждан, а законодательный орган практически не осуществлял толкование норм пенсионного законодательства, исполнительная власть присвоила де-факто право толковать законы по пенсионному обеспечению. Как правило, акты толкования законов, издаваемые Министерством труда и социального развития РФ, по своему содержанию являются интерпретационными актами или актами детализации и конкретизации. Они относятся к формам деятельности, способствующим реализации правовых норм в правоотношениях.
Если разъяснения юридических норм дается общественными организациями, научными учреждениями, государственными и общественными деятелями, отдельными учеными и гражданами мы сталкиваемся с неофициальным толкованием.
Неофициальное толкование чаще всего носит общий характер, не имеет общеобязательного значения, принятой официальной формы выражения и может проводиться устно. Даже в тех случаях, когда оно оформляется в определенном письменном виде, как, например, комментарий кодексов материального или процессуального права, оно не обладает никакой степенью общеобязательности.
Особым авторитетом в обществе пользуется так называемое доктринальное (научное) толкование. Проводится оно отдельными учеными, либо их группами, либо целыми научными учреждениями и выражается в научных комментариях конституций, кодексов, законов. Его авторитет обусловлен накопленными знаниями в области права, опытом в области его реализации. Данное толкование оказывает влияние как на правотворческую практику, так и на правоприменительную. Существует обыденное толкование, совершаемое людьми не имеющими юридической подготовки. Обыденное толкование, т.е. пояснение и мнение в отношении законов, юридической практики, которые дают люди на основе житейского опыта, данных повседневной жизни, массового правосознания. Оно существенно в случаях
, когда представители населения, общественности принимают то или иное участие в решении юридических дел в качестве народных заседателей или присяжных заседателей. Профессиональное толкование осуществляется адвокатами и юрисконсультами, для которых разъяснение смысла закона является профессиональным долгом.
Сила и значение неофициального толкования зависят от личности авторитета интерпретатора, от обоснованности и аргументируемости его истолковательных выводов.
2) По объекту. В зависимости от объема толкования различается несколько его видов. Об объеме толкования речь идет в связи с тем, что каждая правовая норма имеет свой объем, который включает все ее структурные элементы, т.е. круг лиц на которых распространяется ее действие, рамки правила поведения либо запрета, разновидности и пределы санкций.
Истолкование правовой нормы требует полного выяснения ее составных частей. По общему правилу, интерпретация нормы права должна строго соответствовать словесной формулировке ее текста в нормативном акте. Иными словами, объем толкования должен быть равен объему самой нормы. Истолкование нормы в точном согласии с ее текстом именуется буквальным (адекватным) толкованием.
Содержание правовой нормы в процессе толкования не может быть произвольно ни ограничено, ни расширено. Толкование правовых норм прежде всего должно быть буквальным, тогда его результаты полностью будут соответствовать словесной формулировке нормы права, а также исключать расхождение между объемом нормы и объемом результата ее истолкования.
Если результат толкования оказывается шире буквального текста юридической нормы, ее словесного выражения, толкование называется распространительным (расширительным). Расширительным толкованием приходится пользоваться тогда, когда законодатель употребленной им словесной формулировкой чрезмерно узко выразил свою мысль, о чем свидетельствует сравнительный анализ иных нормативных актов. На первый взгляд может показаться, что такой вид толкования не укладывается в рамки теоретических выводов о природе толкования и противоречит принципу законности. Однако этого не происходит, поскольку мы расширяем содержание правовой нормы не по своему усмотрению, а опираясь на иные нормы права. В данном случае мы только собираем воедино разбросанные в правовой системе законодательные положения.
К расширительному толкованию прибегает судебная практика, применяя статьи УК РФ, устанавливающие смягчающее ответственность обстоятельства. В них сначала указывается ряд таких обстоятельств, а затем говорится, что при назначении наказания суд может признать смягчающим ответственность и другие обстоятельства. Также примером расширительного толкования служит действительный смысл понятия «утрата» в выражении ст. 334 Закона «О залоге» об ответственности залогодержателя «за утрату, недостачу или повреждение предмета заклада» нужно понимать шире чем буквальное значение этого слова. «Утрата» означает и гибель, и саморазрушение, и все другие случаи прекращения существования данного предмета.
При ограничительном толковании словесная формулировка нормы права сужается до действительной воли законодателя. Совершается процесс, обратный расширительному толкованию. Логическим путем, исходя из требований других правовых норм, исключаются те или иные общественные отношения, которые формально подпадают под букву толкуемой нормы права, но фактически ею не предусматриваются. Например, в той же статье Закона «О залоге» в качестве одного из оснований освобождения от ответственности залогодателя при утрате, недостаче или повреждении предмета заклада указывается на «непреодолимую силу». Это выражение понимается в суженом смысле: имеется в виду «непреодолимое» не в психологическом, нравственном или даже социальном значении, а только в значении непредотвратимости, стихийно-природной неотвратимости наступления вредоносных последствий, которые в условиях нормальной жизнедеятельности современного общества невозможно предотвратить. При ограничительном толковании текст нормы приводится в полное соответствии с ее содержанием.
Распространительное и ограничительное толкование осуществляется строго в пределах толкуемой нормы, выявляет действительный смысл юридической нормы. Именно этим распространительное толкование отличается от внешне похожего на него института аналогии закона (применение к определенным фактам сходных юридических норм). При распространительном толковании данные обстоятельства охватываются содержанием закона, при аналогии же определенные факты не охватываются ни буквальным текстом, ни смыслом закона. Например, при формулировании положений об аренде законодатель вовсе не имел ввиду, что они могут быть применены к некоторым отношениям при залоге имущества. Здесь суд распространяет определенные нормативные положения на новый круг отношений по признаку сходства.
Расширительное и ограничительное толкование не только ограничено определенными рамками, но в ряде случаев не допускаются вообще, не применяется в процессе реализации санкций правовых норм, так как меру юридической ответственности устанавливает законодатель.
Роль расширительного и ограничительного толкования в выяснении воли законодателя довольно велика. Данные виды толкования приводят в полное соответствие действительное содержание правовой нормы и ее не совсем точную форму изложения в тексте статьи нормативно-правового акта.