Файл: Урбанович А. А. Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 Серия основана в 1998 году.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 738
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урбанович А. А.
Психология управления
УДК 159.923 ББК 88.5 У 69
Серия основана в 1998 году
Урбанович А. А.
У 69 Психология управления: Учебное пособие.— Мн.: Харвест, 2003. — 640 с.—
(Библиотека практической психологии).
ISBN 985-13-0627-4.
В учебном пособии раскрываются теоретические основы психологии управления,
характерные особенности личности руководителя и подчиненного, основы делового общения и взаимодействия, сущность управления групповыми процессами, явлениями,
конфликтными ситуациями, а также методы и средства преодоления стрессов и кризисов в деятельности руководителя.
В разделе «Практикум» содержатся тестовые методики, позволяющие глубже узнать себя и окружающих, осуществлять эффективную управленческую деятельность.
Пособие предназначено лицам изучающим психологию управления как учебную дисциплину, а также менеджерам, психологам, социологам и всем, кто интересуется психологическими аспектами управленческой деятельности.
УДК 159.923 ББК 88.5
ISBN 985-13-0627-4
© А.А. Урбанович, 2001
© Составление и редакция серии
А.Е. Тарас, 2001
ВВЕДЕНИЕ
«Они думают, что мы не думаем». Эти слова, услышанные много лет назад из уст
пожилого, умудренного жизненным опытом человека в адрес руководителей, я запомнил
на всю жизнь. По своей сути эти нехитрые слова таят в себе глубокую мысль, как бы
напоминая каждому из нас о важности учета мнения подчиненных, о ценности того,
кто рядом, о его творческом человеческом начале. В современных условиях нужны не
просто квалифицированные руководители, а психологически мыслящие, мудрые в
управлении профессионалы. Сейчас, как никогда прежде, требуется выработка у
руководителей знания психологических основ управления, высокой управленческой
культуры.
Долгое время считалось, что обучение в вузе позволяет получить любую
профессию; любую, кроме профессии руководителя, потому что руководитель— это
опыт плюс призвание. Но мировая практика стучалась в наши двери и ясно давала
понять, что управление — это сфера деятельности, которой надо и можно учиться, как
и всякой другой.
Раскаты перестроечной грозы подвели к изменению всей структуры
преподаваемых дисциплин в вузах. Стремление идти в ногу с общим цивилизационным
процессом, потребности изменившейся практики заставили обратить пристальное
внимание, как на подготовку руководителей, так и на важную составляющую процесса
управления — психологические аспекты руководства людьми.
Углубленной разработкой данных проблем занимается большое число
специалистов той или иной области научного знания. Заметное место в этом процессе
принадлежит
психологии. В
настоящее
время
наблюдается
активизация
исследовательских усилий в сфере психолого-управленческой проблематики. Знание
психологических особенностей людей, всесторонний учет психологического содержания
управленческой деятельности, стимулирование работников в процессе совместной
деятельности, создание в организации здорового социально-психологического климата—
эти и другие проблемы находятся в центре внимания психологии управления.
Ответом на насущную потребность практики стало введение во многих вузах
преподавания новой дисциплины — психологии управления. Однако учебная литература по
этой дисциплине появилась с явным опозданием и не в достаточном количестве.
Сложилась странная ситуация, когда основным учебником по дисциплине становится
конспект лекций обучаемых. Это и подвигло меня к созданию данного учебного пособия.
Человек в контексте управленческих отношений — таков основной лейтмотив
учебного пособия. В нем предпринята попытка совместить основы теоретических
положений психологии управления с практикой управленческой деятельности как у нас,
так и за рубежом; показать неразрывность теории и практики, их взаимосвязанность и
взаимозависимость. Эта центральная идея определила структуру издания и каждую из
глав.
Прежде чем говорить о психологической стороне управления, необходимо
рассмотреть, что собой представляет управление вообще, управление как социальный
феномен, каков предмет науки управления, каковы основные управленческие культуры и
тенденции развития управленческой мысли. Как отмечал известный русский историк
СМ. Соловьев, во всякой науке есть своя обязательная таблица умножения, то есть тот
минимум фундаментальных понятий и теоретических идей, без овладения которыми
нельзя знать науки вообще. Вот о такой «таблице умножения» психологии управления
речь идет в первой главе пособия.
Эффективность процесса управления определяется тем, кто конкретно и как
руководит. Личности руководителя, подходам к определению его профессионально-
важных качеств, алгоритму управленческой деятельности посвящены материалы
второй главы.
Управление — это всегда руководство людьми. Каковы они — современные
подчиненные, как происходит их адаптация к деятельности, каковы основные
регуляторы их поведения и деятельности? Ответам на эти и другие вопросы посвящена
третья глава.
Взаимодействие между руководителем и подчиненными всегда принимает форму
управленческого общения. Четвертая, пятая и шестая главы издания раскрывают
закономерности этого общения, основы управленческого воздействия, основные формы
делового общения.
В своей деятельности руководитель воздействует не только на своих
подчиненных, но и на сложные групповые явления и процессы. Вот почему он должен
знать механизмы групповой динамики, феномены групповой жизнедеятельности. В
любой организации неизбежны столкновения мнений, точек зрения, интересов,
перерастающие порой в конфликтные ситуации. О том, как руководителю вести себя в
этих условиях, речь идет в седьмой и восьмой главах.
Общеизвестно, что управление — это особой сложности труд, для которого
характерны дефицит времени, избыток информации, ненормированный рабочий день,
постоянное давление со стороны начальства и подчиненных. В этих условиях
деятельность руководителя оказывается наполненной стрессами, конфликтами,
кризисами. Вот почему девятая глава посвящена проблемам укрепления здоровья
руководителя, управление стрессами и кризисами в его деятельности.
Для обеспечения связи излагаемых проблем психологии управления с практикой в
пособии содержится практикум. В нем приводится ряд тестовых методик, позволяющих
руководителям лучше познать себя, своих подчиненных, групповые процессы и явления.
Изложение основных проблем перемежается афоризмами известных людей (и не
очень), выдержками из учрежденческого фольклора. Обращение к этим лаконичным
свидетельствам эпохи необходимо по той простой причине, что в них кроются секреты
успеха многих и многих людей, они знакомят нас с опытом других.
Думаю, что осуществление управленческой деятельности без известной доли
юмора, иронии невозможно. Как писал В. Раабе, «юмор — это спасательный круг на
волнах жизни». Вот почему в приложении под рубрикой «Об управлении почти серьезно»
излагаются ироничные взгляды ряда авторов на процесс управления, на жизнь
организаций. Ирония не иссушает: она сжигает лишь сорную траву, сказал Ж. Ренар.
Кроме того, нередко юмор в лаконичной и наиболее доходчивой форме раскрывает
истины, на постижение которых требуется несколько страниц серьезного текста.
Автором использованы материалы ряда изданных книг и монографий, среди
авторов которых Г. М. Андреева, Р. Л. Кричевский, Я. В. Подоляк, А. Л. Свенцицкий, Г. В.
Щекин и др.
*
Полный список использованной литературы содержится в конце издания.
Учебное пособие предназначено, прежде всего, для руководителей разных уровней,
желающих обогатить себя знанием основ психологии управления, а также для
студентов, изучающих психолого-управленческую проблематику.
* См : Андреева Г.М. Социальная психология. — Изд. 3-е, доп. и перераб. М., 1996;
Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — 2-е изд., доп. и перераб. М, 1996; Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. М., 1989; Свенцицикий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986; Щекин Г. В. Практическая психология менеджмента:
Как делать карьеру. Как строить организацию. Киев, 1994; Психология управления: Курс лекций Москва — Новосибирск, 1997; Самыгин СИ., Столяренко Л.Д. Психология управления. М., 1997 и др.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. УПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (биологическим, техническим,
социальным, военным и др.). Существует огромное количество определений этого понятия. В самом общем виде под управлением понимается элемент, функция,
обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем,
поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей.
В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами выступают либо люди как члены различных организаций, либо организационные подразделения в целом. Индивиды (либо самостоятельно, либо в составе социальной группы), представленные в сложной системе управленческих взаимоотношений, могут выступать субъектами и объектами управления. Как видим, ключевыми категориями
социального управления являются «организация», «субъект и объект управления».
Организация представляет собой форму объединения группы людей (два и более),
деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели или целей и для упорядочения совместной деятельности. В
зависимости от целей и условий деятельности индивиды в социальном управлении выступают субъектами и объектами управления.
Субъектом управления является носитель предметно-практической деятельности,
источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления.
Субъектами управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.
Управление представляет собой не что иное,
как настраивание других людей на труд.
Ли Якока, американский менеджер
Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объектом управления также может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.
Между субъектом и объектом управления существует диалектическое взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления его объекту. Таким образом, социальное
управление есть непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления)
на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов.
Система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена, которые мы можем назвать как собственно
управление, то есть целенаправленное воздействие на определенный объект, и подчинение, то есть восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта воздействия. В зависимости от типологических черт, разными людьми не одинаково переживается само чувство подчинения. Исследователи выделяют три типа подчинения:
строптивое подчинение: работник воспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанное отношение. Для него характерно слабое понимание мотивов подчинения и долга;
равнодушное подчинение: работник вполне удовлетворен своим положением, ибо это освобождает его от принятия ответственных решений; исповедуется принцип «пусть думает начальник»;
инициативное подчинение: работник осознает необходимость подчинения, чувство долга у него переходит в привычку, но не заглушает инициативу. В основе такого типа подчинения лежит критическая оценка руководителя и признание его авторитета.
Субъект и объект управления, рассматриваемые также как управляющая и управляемая системы (подсистемы), в совокупности взаимных связей составляют
систему управления, характеризующуюся информационным обеспечением, процедурой принятия и исполнения решений.
Понимаемая как целостно-организационное объединение, система управления характеризуется:
* функциями и целями деятельности;
* конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности;
* режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т.д.);
* правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и ее элементов.
1.2. ПРЕДМЕТ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ. ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Осознание управления как профессии, опирающейся на разнообразные достижения
Организация представляет собой форму объединения группы людей (два и более),
деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели или целей и для упорядочения совместной деятельности. В
зависимости от целей и условий деятельности индивиды в социальном управлении выступают субъектами и объектами управления.
Субъектом управления является носитель предметно-практической деятельности,
источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления.
Субъектами управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.
Управление представляет собой не что иное,
как настраивание других людей на труд.
Ли Якока, американский менеджер
Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объектом управления также может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.
Между субъектом и объектом управления существует диалектическое взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления его объекту. Таким образом, социальное
управление есть непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления)
на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов.
Система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена, которые мы можем назвать как собственно
управление, то есть целенаправленное воздействие на определенный объект, и подчинение, то есть восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта воздействия. В зависимости от типологических черт, разными людьми не одинаково переживается само чувство подчинения. Исследователи выделяют три типа подчинения:
строптивое подчинение: работник воспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанное отношение. Для него характерно слабое понимание мотивов подчинения и долга;
равнодушное подчинение: работник вполне удовлетворен своим положением, ибо это освобождает его от принятия ответственных решений; исповедуется принцип «пусть думает начальник»;
инициативное подчинение: работник осознает необходимость подчинения, чувство долга у него переходит в привычку, но не заглушает инициативу. В основе такого типа подчинения лежит критическая оценка руководителя и признание его авторитета.
Субъект и объект управления, рассматриваемые также как управляющая и управляемая системы (подсистемы), в совокупности взаимных связей составляют
систему управления, характеризующуюся информационным обеспечением, процедурой принятия и исполнения решений.
Понимаемая как целостно-организационное объединение, система управления характеризуется:
* функциями и целями деятельности;
* конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности;
* режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т.д.);
* правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и ее элементов.
1.2. ПРЕДМЕТ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ. ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Осознание управления как профессии, опирающейся на разнообразные достижения
междисциплинарной, пока еще молодой, быстро развивающейся области научного и практического знаний, занимает прочное место в современной цивилизации. В настоящее время считается, что руководитель любого уровня призван решать две взаимосвязанные задачи:
* овладеть теоретическими основами рационального управления, то есть наукой управления;
* уметь творчески применять положения этой науки, то есть овладеть искусством управления. Первая задача решается в процессе обучения, вторая — в процессе практической деятельности.
Управление как наука имеет присущий ей предмет. По мнению большинства отечественных и зарубежных ученых предметом науки управления являются
управленческие отношения, то есть отношения
* между субъектом и объектом управления;
* между членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий, исходя из поставленных задач;
* между различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.
Управленческая деятельность — принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности управленческой деятельности
можно свести к следующим:
* большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;
* неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;
* ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;
* значительная роль коммуникативной функции;
* высокая психическая напряженность, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.
Таким образом, управленческая деятельность — это особым образом
организованный вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в
организации.
Главная ее цель — обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности руководимого коллектива по решению стоящих перед ним задач.
Продуктом управленческой деятельности являются управленческие решения и практические действия, необходимые для функционирования организации в требуемом режиме. Поскольку управленческое воздействие на все сферы деятельности осуществляются через членов организации, приоритетное значение имеет управление живым трудом, то есть целесообразной деятельностью своих подчиненных.
В зависимости от функциональной роли в процессе управления выделяют три основные категории персонала управления:
* руководители или линейные менеджеры (10% работников аппарата управления);
* специалисты или функциональные менеджеры (60— 70% работников аппарата
управления);
* служащие аппарата управления (20—30% работников аппарата управления).
Главная
задача руководителей — общее руководство процессом функционирования и развития системы управления. Специфика их деятельности в том,
что они главным образом воздействуют на работников, которые непосредственно решают те или иные задачи управления. Главное свое внимание руководители сосредоточивают на следующих трех направлениях:
* принятие решений по всем важнейшим, стратегическим, принципиальным
вопросам деятельности;
* овладеть теоретическими основами рационального управления, то есть наукой управления;
* уметь творчески применять положения этой науки, то есть овладеть искусством управления. Первая задача решается в процессе обучения, вторая — в процессе практической деятельности.
Управление как наука имеет присущий ей предмет. По мнению большинства отечественных и зарубежных ученых предметом науки управления являются
управленческие отношения, то есть отношения
* между субъектом и объектом управления;
* между членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий, исходя из поставленных задач;
* между различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.
Управленческая деятельность — принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности управленческой деятельности
можно свести к следующим:
* большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;
* неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;
* ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;
* значительная роль коммуникативной функции;
* высокая психическая напряженность, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.
Таким образом, управленческая деятельность — это особым образом
организованный вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в
организации.
Главная ее цель — обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности руководимого коллектива по решению стоящих перед ним задач.
Продуктом управленческой деятельности являются управленческие решения и практические действия, необходимые для функционирования организации в требуемом режиме. Поскольку управленческое воздействие на все сферы деятельности осуществляются через членов организации, приоритетное значение имеет управление живым трудом, то есть целесообразной деятельностью своих подчиненных.
В зависимости от функциональной роли в процессе управления выделяют три основные категории персонала управления:
* руководители или линейные менеджеры (10% работников аппарата управления);
* специалисты или функциональные менеджеры (60— 70% работников аппарата
управления);
* служащие аппарата управления (20—30% работников аппарата управления).
Главная
задача руководителей — общее руководство процессом функционирования и развития системы управления. Специфика их деятельности в том,
что они главным образом воздействуют на работников, которые непосредственно решают те или иные задачи управления. Главное свое внимание руководители сосредоточивают на следующих трех направлениях:
* принятие решений по всем важнейшим, стратегическим, принципиальным
вопросам деятельности;
* осуществление подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров;
* координация работы исполнителей, звеньев и подразделений организации в целом.
К специалистам аппарата управления обычно относят инженеров, экономистов,
бухгалтеров, юристов, психологов и др. Они призваны решать три взаимосвязанные задачи:
* получение, обработка и анализ информации о состоянии дел в организации по своему конкретному направлению;
* разработка, на основе аналитических данных, вариантов решения отдельных функциональных вопросов; подготовка и разработка конкретных управленческих решений;
* контроль степени реализации управленческих решений по своим направлениям.
Если
начальник
пытается
произвести
впечатление на подчиненных знанием деталей, то он
теряет из виду конечную цель.
Правило Готлиба
Управлять — значит приводить к успеху другого.
Категорию служащих аппарата управления составляют секретари, машинистки,
техники, лаборанты и др., то есть все те, кто осуществляет текущий учет и делопроизводство в аппарате управления. Главная их задача — информационное и техническое обслуживание деятельности руководителей и специалистов.
Говоря о руководителях, необходимо различать уровни управленческой иерархии,
где функции управления специфичны. Так, высшее звено в большей степени определяет общее движение организации, ее изменчивость и направления развития; среднее —
создает жизнеспособную структуру, функционирующую в единстве относительной устойчивости и изменчивости элементов и связей; низовое звено обеспечивает постоянство и воспроизводство определенно заданных параметров элементов системы, их устойчивость.
Управление как специфическая деятельность связывается с появлением организации. В этом аспекте можно сказать, что практика управления так же стара, как мир. Достижения крупных организаций в древности, например в Римской империи,
просуществовавшей несколько столетий, свидетельствует о том, что даже тогда были созданы довольно развитые системы управления.
Однако идея рассмотрения управления как научной дисциплины и профессии возникла в XVIII веке — в позднюю эпоху развития капиталистической формации общества. На этом этапе происходит выделение чисто управленческих функций. С
середины XIX века начала развиваться концепция систематизированного управления.
В начале XX века эта концепция приобрела качественно новое значение —
управление стало рассматриваться как самостоятельная область деятельности, способная принести успех организации. Тем самым было положено начало принципиально новому этапу в управлении — научному управлению, центральной фигурой которого стал профессионально подготовленный руководитель—менеджер.
Если сам процесс управления возник с момента появления человеческого общества, то наука управления зародилась лишь