Файл: Урбанович А. А. Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 Серия основана в 1998 году.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 769
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вспыльчивый
Сдержанный
Лицемерный
Искренний
Пессимист
Оптимист
Тревожный
Спокойный
Разбросанный
Целеустремленный
Замкнутый
Общительный
Легкомысленный
Серьезный
Возбудимый
Уравновешенный
Уступчивый
Принципиальный
"Выскочка"
Скромный
Безвольный
Волевой
Глупый
Умный
Агрессивный
Миролюбивый
Ранимый
Невозмутимый
Грубоватый
Тактичный
Ленивый
Трудолюбивый
Черствый
Добрый
Пассивный
Активный
Самовлюбленный
Самокритичный
После оформления итогового бланка предметом анализа руководителем становятся следующие вопросы:
* какие качества подчиненный оценивает либо предельно низко (на 1—2 балла),
либо предельно высоко (на 9—10 баллов) и почему;
* какие качества подчиненного окружающие оценивают либо предельно низко (на
1—2 балла), либо предельно высоко (на 9—10 баллов) и почему;
* какие качества и подчиненный, и окружающие затруднились оценить и почему.
Методика составлена на основе материалов книги
Н. САМОУКИНОЙ «Практический психолог в школе: лекции, консультирование,
тренинги». — М., 1997. (Методика опробована в ряде фирм, учреждений и организаций.)
Тестовая методика 3.5.
САМОХАРАКТЕРИСТИКА
Методика позволяет выявить актуальные отношения подчиненного к самому себе и к значимым другим (к непосредственному руководителю, к окружающим коллегам по работе, к родным и близким и др.).
Порядок проведения. Подчиненному ставят задачу: в течение 7 минут написать 20
предложений, которые начинаются с местоимения «я». Столь жесткий временной параметр необходим для получения спонтанных ответов, когда недостаточно времени для нахождения социально приемлемых ответов.
Возможен вариант, когда подчиненные находятся в одном помещении и руководитель объявляет своеобразный конкурс: кто сможет за определенное время
(руководитель определяет его самостоятельно) написать больше всех предложений- самохарактеристик, начинающихся с местоимения «я».
Анализ ответов подчиненного позволяет выявить актуальное эмоциональное состояние, неблагополучные отношения с кем-либо, актуальные внутренние проблемы,
устремления, ценности, установки и др.
Результаты, полученные при помощи этой методики, должны быть уточнены и углублены в ходе последующих бесед и наблюдений.
Методика составлена на основе материалов книги Н. САМОУКИНОЙ
«Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги». — М., 1997.
(Методика опробована в ряде фирм, учреждений и организаций.)
Тестовая методика 3.6.
ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ И СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ
ЛИЧНОСТИ
ПРИ
ПОМОЩИ
МЕТОДИКИ «НЕЗАВЕРШЕННЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ САКСА И ЛЕВИ»
Методика относится к группе проективных и состоит из 60 незавершенных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп. Каждая из групп характеризует в той или иной степени систему отношений испытуемого к семье, к представителям противоположного пола, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным и др. Вполне возможно составление на основе предложенного своего списка незавершенных предложений, позволяющего учесть особенности конкретной организации и задачи исследования.
Порядок проведения: испытуемым раздается бланк методики и предлагается
42. Большинство известных мне семей...
43. Люблю работать с людьми, которые...
44. Считаю, что большинство матерей... .
45. Когда я был молодым, то чувствовал себя виновным, если...
46. Думаю, что мой отец...
47. Когда мне начинает не везти, я...
48. Больше всего я хотел бы в жизни...
49. Когда я даю другим поручение...
50. Когда я состарюсь...
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю...
52. Мои опасения не раз заставляли меня...
53. Когда меня нет, мои друзья...
54. Моим самым живым воспоминанием детства является воспоминание...
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)...
56. Моя половая жизнь...
57. Когда я был ребенком, моя семья...
58. Люди, которые работают со мной...
59. Я люблю свою мать, но...
60. Самое худшее, что мне случилось совершить... Обработка результатов: все предложения в соответствии с ключом разносятся по шкалам, после чего производится качественный анализ каждого предложения. Если в предложении четко выражено положительное отношение, то оно оценивается, как «+1». Если высказывается отрицательное отношение, предложению приписывается оценка «—1». Если предложение нейтрально, оно оценивается в 0 баллов. Данные отмечаются на бланке (отдельно по каждому предложению и суммарно по шкале), где графически отображается профиль направленности и отношений личности.
Ключ
№
п/п
Группы предложений
Номера предложений
1
Отношение к отцу
1
16
31
46
2
Отношение к себе
2
32
47
3
Нереализованные возможности
3
18
33
48
4
Отношение к подчиненным
4
19
34
49
5
Отношение к будущему
5
20
35
50
6
Отношение к вышестоящим лицам
б
21
36
51
7
Страхи и опасения
7
22
37
52
8
Отношение к друзьям
8
23
38
53
9
Отношение к своему прошлому
9
24
39
54
10
Отношение к противоположному полу
10
25
40
55
И
Сексуальные отношения
11
26
41
56
12
Отношение к семье
12
27
42
57
13
Отношение к сотрудникам
13
28
43
58
14
Отношение к матери
14
29
44
59
15
Чувство вины
15
30
45
60
Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого
* познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
* продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей,
сил и способностей);
* развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
* развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
* свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
* счастливая семейная жизнь;
* счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей,
всего народа, человечества в целом);
* творчество (возможность творческой деятельности);
* уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий,
сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
* аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
* воспитанность (хорошие манеры);
* высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
* жизнерадостность (чувство юмора);
* исполнительность (дисциплинированность);
* независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
* непримиримость к недостаткам в себе и других;
* образованность (широта знаний, высокая общая культура);
* ответственность (чувство долга, умение держать слово);
* рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные,
рациональные решения);
* самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
* смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
* твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
* терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
* широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы,
обычаи, привычки);
* честность (правдивость, искренность);
* эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
* чуткость (заботливость).
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности.
Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?»
«Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
«Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»
«Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?»
«Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?»
«Как это сделали бы вы через 5 или 10 лет?»
«Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?»
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются
«конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д.
Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности,
ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности,
альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.
Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Необходимо попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
РАЙГОРОДСКИЙ Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.
Учебное пособие. — Самара, 1998. С. 637 —641
Тестовая методика 3.8.
САМООЦЕНКА
Вариант методики, разработанный Н.М. Пейсаховым на основе работ СА. Будасси,
Н.А. Викторова, О.С. Чугуновой. В предложенном варианте содержатся четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности. В первом блоке собраны качества, необходимые для общения с другими людьми. Во втором блоке сосредоточены черты характера, имеющие прямое отношение к поведению. В третьем блоке представлены качества, связанные с деятельностью субъекта, а в четвертом —
признаки субъективных переживаний.
Инструкция:
1. Разделите лист чистой бумаги на четыре равные части, обозначив каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.
2. В четырех наборах слов, представленных после инструкции, приводятся положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те,
которые более значимы для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими,
которые для вас наиболее ценны. Какие это качества и сколько их — каждый решает сам.
3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств, и так до самого конца. В итоге должно получиться четыре набора идеальных качеств.
4. После этого внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, а затем к третьему и четвертому.
I
Вежливость
Заботливость
Искренность
Коллективизм
Отзывчивость
Вспыльчивый
Сдержанный
Лицемерный
Искренний
Пессимист
Оптимист
Тревожный
Спокойный
Разбросанный
Целеустремленный
Замкнутый
Общительный
Легкомысленный
Серьезный
Возбудимый
Уравновешенный
Уступчивый
Принципиальный
"Выскочка"
Скромный
Безвольный
Волевой
Глупый
Умный
Агрессивный
Миролюбивый
Ранимый
Невозмутимый
Грубоватый
Тактичный
Ленивый
Трудолюбивый
Черствый
Добрый
Пассивный
Активный
Самовлюбленный
Самокритичный
После оформления итогового бланка предметом анализа руководителем становятся следующие вопросы:
* какие качества подчиненный оценивает либо предельно низко (на 1—2 балла),
либо предельно высоко (на 9—10 баллов) и почему;
* какие качества подчиненного окружающие оценивают либо предельно низко (на
1—2 балла), либо предельно высоко (на 9—10 баллов) и почему;
* какие качества и подчиненный, и окружающие затруднились оценить и почему.
Методика составлена на основе материалов книги
Н. САМОУКИНОЙ «Практический психолог в школе: лекции, консультирование,
тренинги». — М., 1997. (Методика опробована в ряде фирм, учреждений и организаций.)
Тестовая методика 3.5.
САМОХАРАКТЕРИСТИКА
Методика позволяет выявить актуальные отношения подчиненного к самому себе и к значимым другим (к непосредственному руководителю, к окружающим коллегам по работе, к родным и близким и др.).
Порядок проведения. Подчиненному ставят задачу: в течение 7 минут написать 20
предложений, которые начинаются с местоимения «я». Столь жесткий временной параметр необходим для получения спонтанных ответов, когда недостаточно времени для нахождения социально приемлемых ответов.
Возможен вариант, когда подчиненные находятся в одном помещении и руководитель объявляет своеобразный конкурс: кто сможет за определенное время
(руководитель определяет его самостоятельно) написать больше всех предложений- самохарактеристик, начинающихся с местоимения «я».
Анализ ответов подчиненного позволяет выявить актуальное эмоциональное состояние, неблагополучные отношения с кем-либо, актуальные внутренние проблемы,
устремления, ценности, установки и др.
Результаты, полученные при помощи этой методики, должны быть уточнены и углублены в ходе последующих бесед и наблюдений.
Методика составлена на основе материалов книги Н. САМОУКИНОЙ
«Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги». — М., 1997.
(Методика опробована в ряде фирм, учреждений и организаций.)
Тестовая методика 3.6.
ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ И СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ
ЛИЧНОСТИ
ПРИ
ПОМОЩИ
МЕТОДИКИ «НЕЗАВЕРШЕННЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ САКСА И ЛЕВИ»
Методика относится к группе проективных и состоит из 60 незавершенных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп. Каждая из групп характеризует в той или иной степени систему отношений испытуемого к семье, к представителям противоположного пола, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным и др. Вполне возможно составление на основе предложенного своего списка незавершенных предложений, позволяющего учесть особенности конкретной организации и задачи исследования.
Порядок проведения: испытуемым раздается бланк методики и предлагается
закончить начатые предложения. Ввиду того что некоторые группы предложений оказываются сложными для обследуемого, так как касаются интимной стороны их жизни,
рекомендуется в инструкции сообщать, что исследование проводится с целью тренировки памяти или внимания либо умения быстро формулировать предложения. Следует добиваться быстрого выполнения задания, не разрешать долго задумываться над ответом.
С этой целью возможно ограничение испытуемых во времени.
Инструкция: «Мы хотели бы проверить, в какой мере вы владеете способностью быстро формулировать мысли. На бланке приводятся 60 незавершенных предложений.
Прочитайте их и завершите, вписывая первую же пришедшую вам в голову мысль.
Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое-либо предложение,
обведите его номер кружком и займитесь им позднее».
1. Думаю, что мой отец редко...
2. Если все против меня, то...
3. Я всегда хотел...
4. Если бы я занимал руководящий пост...
5. Будущее кажется мне...
6. Мое начальство...
7. Знаю, что глупо, но боюсь...
8. Думаю, что настоящий друг...
9. Когда я был ребенком...
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является...
11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной...
12. По сравнению с большинством других семей, моя семья...
13. Лучше всего мне работается с...
14. Моя мать и я...
15. Сделал бы все, чтобы забыть...
16. Если бы мой отец только захотел...
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы...
18. Я мог бы стать очень счастливым, если бы...
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством...
20. Надеюсь на...
21. В школе мои учителя...
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь...
23. Не люблю людей, которые...
24. До поступления на эту работу я...
25. Считаю, что большинство людей...
26. Супружеская жизнь кажется мне...
27. Мое положение в семье можно сравнить с положением...
28. Люди, с которыми я работаю...
29. Моя мать...
30. Моей самой большой ошибкой было...
31. Я хотел бы, чтобы мой отец...
32. Моя наибольшая слабость заключается в том, что...
33. Моим самым тайным желанием в жизни было...
34. Мои подчиненные...
35. Наступит тот день, когда...
36. Когда ко мне приближается мой начальник...
37. Хотелось бы мне перестать бояться...
38. Больше всего люблю тех людей, которые...
39. Если бы я снова стал молодым...
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)...
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь...
рекомендуется в инструкции сообщать, что исследование проводится с целью тренировки памяти или внимания либо умения быстро формулировать предложения. Следует добиваться быстрого выполнения задания, не разрешать долго задумываться над ответом.
С этой целью возможно ограничение испытуемых во времени.
Инструкция: «Мы хотели бы проверить, в какой мере вы владеете способностью быстро формулировать мысли. На бланке приводятся 60 незавершенных предложений.
Прочитайте их и завершите, вписывая первую же пришедшую вам в голову мысль.
Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое-либо предложение,
обведите его номер кружком и займитесь им позднее».
1. Думаю, что мой отец редко...
2. Если все против меня, то...
3. Я всегда хотел...
4. Если бы я занимал руководящий пост...
5. Будущее кажется мне...
6. Мое начальство...
7. Знаю, что глупо, но боюсь...
8. Думаю, что настоящий друг...
9. Когда я был ребенком...
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является...
11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной...
12. По сравнению с большинством других семей, моя семья...
13. Лучше всего мне работается с...
14. Моя мать и я...
15. Сделал бы все, чтобы забыть...
16. Если бы мой отец только захотел...
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы...
18. Я мог бы стать очень счастливым, если бы...
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством...
20. Надеюсь на...
21. В школе мои учителя...
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь...
23. Не люблю людей, которые...
24. До поступления на эту работу я...
25. Считаю, что большинство людей...
26. Супружеская жизнь кажется мне...
27. Мое положение в семье можно сравнить с положением...
28. Люди, с которыми я работаю...
29. Моя мать...
30. Моей самой большой ошибкой было...
31. Я хотел бы, чтобы мой отец...
32. Моя наибольшая слабость заключается в том, что...
33. Моим самым тайным желанием в жизни было...
34. Мои подчиненные...
35. Наступит тот день, когда...
36. Когда ко мне приближается мой начальник...
37. Хотелось бы мне перестать бояться...
38. Больше всего люблю тех людей, которые...
39. Если бы я снова стал молодым...
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)...
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь...
42. Большинство известных мне семей...
43. Люблю работать с людьми, которые...
44. Считаю, что большинство матерей... .
45. Когда я был молодым, то чувствовал себя виновным, если...
46. Думаю, что мой отец...
47. Когда мне начинает не везти, я...
48. Больше всего я хотел бы в жизни...
49. Когда я даю другим поручение...
50. Когда я состарюсь...
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю...
52. Мои опасения не раз заставляли меня...
53. Когда меня нет, мои друзья...
54. Моим самым живым воспоминанием детства является воспоминание...
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)...
56. Моя половая жизнь...
57. Когда я был ребенком, моя семья...
58. Люди, которые работают со мной...
59. Я люблю свою мать, но...
60. Самое худшее, что мне случилось совершить... Обработка результатов: все предложения в соответствии с ключом разносятся по шкалам, после чего производится качественный анализ каждого предложения. Если в предложении четко выражено положительное отношение, то оно оценивается, как «+1». Если высказывается отрицательное отношение, предложению приписывается оценка «—1». Если предложение нейтрально, оно оценивается в 0 баллов. Данные отмечаются на бланке (отдельно по каждому предложению и суммарно по шкале), где графически отображается профиль направленности и отношений личности.
Ключ
№
п/п
Группы предложений
Номера предложений
1
Отношение к отцу
1
16
31
46
2
Отношение к себе
2
32
47
3
Нереализованные возможности
3
18
33
48
4
Отношение к подчиненным
4
19
34
49
5
Отношение к будущему
5
20
35
50
6
Отношение к вышестоящим лицам
б
21
36
51
7
Страхи и опасения
7
22
37
52
8
Отношение к друзьям
8
23
38
53
9
Отношение к своему прошлому
9
24
39
54
10
Отношение к противоположному полу
10
25
40
55
И
Сексуальные отношения
11
26
41
56
12
Отношение к семье
12
27
42
57
13
Отношение к сотрудникам
13
28
43
58
14
Отношение к матери
14
29
44
59
15
Чувство вины
15
30
45
60
Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого
дисгармоничной системы отношений. Но более важно, кончено, качественное изучение дополненных предложений.
РАЙГОРОДСКИЙ Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.
Учебное пособие. — Самара, 1998. С. 117—121; Прикладная социальная психология / Под редакцией А.Н. Сухова и А.А. Деркача. — М., 1998. С. 552 — 556
Тестовая методика 3.7.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Наиболее распространенной в настоящее время является методика измерения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности- средства.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости.
Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для вас как принципов,
которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем то же самое проделайте со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение,
то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию».
Стимульный материал
Список А (терминальные ценности):
* активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
* жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
* здоровье (физическое и психическое);
* интересная работа;
* красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
* любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
* материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
* наличие хороших и верных друзей;
* общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
РАЙГОРОДСКИЙ Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.
Учебное пособие. — Самара, 1998. С. 117—121; Прикладная социальная психология / Под редакцией А.Н. Сухова и А.А. Деркача. — М., 1998. С. 552 — 556
Тестовая методика 3.7.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Наиболее распространенной в настоящее время является методика измерения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности- средства.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости.
Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для вас как принципов,
которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем то же самое проделайте со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение,
то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию».
Стимульный материал
Список А (терминальные ценности):
* активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
* жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
* здоровье (физическое и психическое);
* интересная работа;
* красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
* любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
* материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
* наличие хороших и верных друзей;
* общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
* познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
* продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей,
сил и способностей);
* развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
* развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
* свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
* счастливая семейная жизнь;
* счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей,
всего народа, человечества в целом);
* творчество (возможность творческой деятельности);
* уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий,
сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
* аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
* воспитанность (хорошие манеры);
* высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
* жизнерадостность (чувство юмора);
* исполнительность (дисциплинированность);
* независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
* непримиримость к недостаткам в себе и других;
* образованность (широта знаний, высокая общая культура);
* ответственность (чувство долга, умение держать слово);
* рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные,
рациональные решения);
* самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
* смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
* твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
* терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
* широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы,
обычаи, привычки);
* честность (правдивость, искренность);
* эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
* чуткость (заботливость).
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности.
Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?»
«Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
«Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»
«Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?»
«Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?»
«Как это сделали бы вы через 5 или 10 лет?»
«Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?»
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются
«конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д.
Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности,
ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности,
альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.
Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Необходимо попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
РАЙГОРОДСКИЙ Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.
Учебное пособие. — Самара, 1998. С. 637 —641
Тестовая методика 3.8.
САМООЦЕНКА
Вариант методики, разработанный Н.М. Пейсаховым на основе работ СА. Будасси,
Н.А. Викторова, О.С. Чугуновой. В предложенном варианте содержатся четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности. В первом блоке собраны качества, необходимые для общения с другими людьми. Во втором блоке сосредоточены черты характера, имеющие прямое отношение к поведению. В третьем блоке представлены качества, связанные с деятельностью субъекта, а в четвертом —
признаки субъективных переживаний.
Инструкция:
1. Разделите лист чистой бумаги на четыре равные части, обозначив каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.
2. В четырех наборах слов, представленных после инструкции, приводятся положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те,
которые более значимы для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими,
которые для вас наиболее ценны. Какие это качества и сколько их — каждый решает сам.
3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств, и так до самого конца. В итоге должно получиться четыре набора идеальных качеств.
4. После этого внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, а затем к третьему и четвертому.
I
Вежливость
Заботливость
Искренность
Коллективизм
Отзывчивость