Файл: Оренбургский государственный педагогический университет Институт дошкольного и начального образования.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), предъявляются требования, обязательные при реализации основной образовательной программы начального общего образования, в числе которых:
-
понимание роли чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; -
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий [Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт начального общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/8033/файл/7256/Prikaz_№_1576_ot_31.12.2015.pdf (дата обращения: 11.04.2021)].
Рассмотрим требования, предъявляемые в программе по литературному чтению к выразительности чтения учащихся младших классов.
Литературное чтение для II – IV классов (УМК «Школа России», авторы В.В.Горецкий, Л.Ф.Климанова).
Требования к заданиям, умениям и навыкам учащихся по классам.
I класс:
- постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух, темп чтения позволяющий осознать текст – 30-40 слов в минуту;
- постепенное увеличение скорости чтения;
- осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений);
- произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков;
- совершенствование звуковой культуры речи.
II класс:
- развитие навыка осознанного и правильного чтения, выработка чтения целыми словами, темп чтения незнакомого текста – не меньше 50 слов в минуту;
- соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания;
- понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования;
III-IV классы:
- владение навыками сознательного правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого ускоренного чтения 90 слов в минуту за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова;
- понимание содержания прочитанного произведения, определение темы;
- установление смысловых связей между частями произведения, определение главной мысли и выражение ее своими словами;
- развитие поэтического слуха, воспитание эстетической отзывчивости на произведение, умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и тема чтения, определить логические ударения и паузы);
- составление плана и пересказа;
- введение в пересказы элементов описания, рассуждения, цитирования;
- выделение в тексте слов автора, действующих лиц, пейзаж, бытовые описания [УМК Школа России, электронный источник http://school-russia.prosv.ru/ (дата обращения: 17.04.21)].
Рассмотрев требования, предъявляемые примерной основной образовательной программой начального общего образования к выразительности чтения учащихся младшего школьного возраста, мы видим, что уже к концу четвертого класса чтение учащихся должно быть качественным. Практика показывает, что уровень развития навыка выразительного чтения учащихся низкий. В связи с этим необходимо уделять большее внимание этой стороне качественного чтения.
Знакомство учащихся с лирическими произведениями имеет целый ряд аспектов. М.Р. Львов, говоря о специфике работы над лирическими произведениями в начальных классах, обращает внимание учителей на следующие моменты [Львов, М.Р., Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.]:
-
Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Первоначальному знакомству с текстом К.С. Станиславский придает огромное значение, утверждая, что первые впечатления являются предпосылками будущего творчества. «Если впечатления от первого чтения восприняты правильно, – это большой залог для дальнейшего успеха». [Станиславский, К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. - М., 2005. - 352 с.]; -
Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения; -
Работа над языком произведения – одно из важнейших условий отработки выразительности чтения; -
Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников. Его нужно тренировать, учить по «авторским знакам» воссоздавать эпизоды, события, так как юные читатели еще не достаточно опытны; -
Желательно, чтобы в классе в конце урока 2-3 человека прочитывали текст, а после всем классом обсуждали удачи и промахи в их чтении.
Если педагог отнесется с должным вниманием к данным рекомендациям, процесс усвоения и понимания лирических произведений детьми пройдет намного легче, следовательно, и само чтение будет более осознанным и выразительным.
Исходя из рекомендаций М. Р.Львова, можно вывести алгоритм работы над выразительным чтением лирических произведений, который предполагает соблюдение следующих этапов:
Первый этап – этап восприятия. Данный этап сопровождается первыми эмоциями, вопросами, удивлением, переживаниями. Необходимо обратить внимание на реакцию детей, на их комментарии, вопросы, высказывания. Вопросы детей – это начало диалога между автором и читателем. Этап связан с преодолением трудностей процесса чтения.
Второй этап – анализ произведения. Данный этап специально организовывается учителем для того, чтобы учащиеся смогли понять главную авторскую идею, увидеть, как идея подается в данном произведении. Анализ произведения учит младших школьников всматриваться в каждое слово, предложение, строфу.
Третий этап – интерпретация – рождение нового смысла. Необходимо соединить первые представления о замысле автора с результатами анализа.
Четвертый этап – итог работы: выразительное чтение вслух [Ширкина Л.Б. Работа учителя с учащимися над выразительным чтением стихотворений. URL: http://infourok.ru/rabota_uchitelya_s_uchaschimisya_ nad_vyrazitelnym_chteniem_stihotvoreniy-334305.htm (дата обращения: 12.04.2021)].
Рассмотрим основные методы и приемы обучения выразительному чтению младших школьников.
Метод показа. На первоначальном этапе обучения данный метод является наиболее эффективным, хотя мнения педагогов и методистов на этот счет весьма неоднозначны. Многие считали, что показ ни что иное как обучение «с голоса», суть которого – прослушать, как читает учитель и повторить за ним. Вызвать в воображении учащихся живые картины описываемых событий, возбудить в них желание вникнуть в основную мысль автора – это главная цель показа, и ошибочно считать, что данный метод направлен только на то, чтобы навязать ученикам готовую интонацию. Хотя не следует отрицать тот факт, что показ наталкивает на подражание, но в нем будет только польза, если это подражание осознанному, качественному понимаю настроения текста произведения, а не слепое, поверхностное прочтение без учета особенностей и идеи автора стихотворения.
Б. А. Буяльский выделил следующие формы осуществления метода показа [Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения Книга для учителя Изд-во М.: Просвещение, 1986г. 176 с.]:
-
декламированное чтение учителя; -
прослушивание образцового исполнения диктора; -
показательное чтение лучших учеников класса.
Метод показа целесообразно сочетать с методом партитурных пометок текста в тех случаях, когда они могут быть полезны в воссоздании нужного тона.
Метод разметки текста. Существуют общепринятые знаки разметки текста, которые помогают выделить главную мысль текста, зафиксировать найденные интонации, сделать необходимые заметки. Работая с учащимися, необходимо постепенно усложнять задания на составления партитуры:
-
ученики читают, следуя партитуре, составленной учителем; -
учащиеся составляю партитуру совместно с учителем; -
ученики самостоятельно делают разметку текста для выразительного чтения.
Выбор партитурных знаков зависит от типичных ошибок учащихся при чтении лирических текстов, а также уровня подготовки учеников к проведению подобной работы[Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения. // Начальная школа. - 1990. - №3. - с. 67-69.].
Метод сопоставления. Данный метод побуждает к обсуждению, оценке, предупреждает бездумное копирование и подражательство. Б. А. Буяльский выделяет несколько разновидностей форм сопоставления:
-
сопоставление чтения учителя и учащегося после того, как прочтет учитель; -
сопоставление прочтения двух и более учеников; -
сопоставление контрастно звучащих исполнений учителя.
Данный метод заставляет учеников, во-первых, глубже вдумываться в идею произведения, чтобы прочитать стихотворение с верным настроением, во-вторых, учащиеся лучше понимают, почему читать следует именно так, а не иначе[Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения Книга для учителя Изд-во М.: Просвещение, 1986г. 176 с.].
Таким образом, мы видим, что проблема качества сформированности выразительного чтения младших школьников активно решается как на уровне министерства образования России, о чем свидетельствуют предъявляемые требования к выразительному чтению младших школьников в федеральном государственном образовательном стандарте, основной образовательной программе и в учебно-методических комплектах различных авторов, так и на уровне школы – педагогами.
СТИЛЬНа данный момент методистами и педагогами разработано достаточное количество разнообразных методик и упражнений, помогающих выстроить работу по развитию выразительного чтения младших школьников максимально эффективно, а учащимся успешнее и быстрее освоить рассматриваемый навык. Поэтому собрать, систематизировать и разработать комплекс методов, приемов и упражнений по развитию навыка выразительного чтения – цель нашего исследования.