Файл: Дидактическая игра как метод обучения ( Психологические особенности развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 428
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психологические особенности развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста
1.1 Понятие речи как психологического процесса
1.3 Звуковая сторона речи у детей дошкольного возраста
2.1 Понятие дидактических игр, дидактические игры как средство развития звуковой стороны речи
2.2 Организация и проведение дидактических игр
2.3 Средства и методы развития звуковой стороны речи детей 4 – 5 летнего возраста
Подведем итог сказанному выше. Наиболее целесообразно такое построение занятия по обучению звукопроизношению, когда в первой его части обеспечивается показ образца, во второй части — речевая активность детей, основанная на подражании образцу. Основной прием обучения— вызывание звука на основе подражания.
Цель этих занятий — упражнять артикуляционный аппарата речевой слух, чтобы научить детей четко и внятно, без смягчения произносить звуки и правильно их воспринимать. На занятиях используются игровые упражнении для развития речевого дыхания, внимания, речевого слуха. Примером может служить игра «Что делает Петрушка». Петрушка перелистывает за ширмой странички книги, помешивает ложечкой в стакане, хлопает в ладоши, чихает или кашляет, а дети отгадывают, что он делает (развитие слухового внимания). Петрушка может также шепотом давать детям задания типа «Найди на столе игрушку, назови ее и покажи всем» (развитие речевого слуха) и т. п.
Специалисты-дефектологи рекомендуют задания на составление детьми чистоговорок (бы-бы-бы — идет дым из трубы; за-за-за —к нам идет коза).[11]
Пятый год жизни
Обучение осуществляется на занятиях и вне их. Специальные занятия проводятся один и даже два раза в месяц. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей. Отдельные упражнения — звукоподражательные, интонационные и др. — входят в другие занятия по развитию речи.
Методика проведения занятий определяется не только особенностями произношения детей, но и предшествующей работой. Если с детьми на предыдущем этапе не проводилась специальная работа и уровень их произношения низкий, необходимо несколько форсировать процесс обучения, по возможности восполняя имеющийся пробел. Поэтому с детьми пятого года при наличии большого количества дефектов произношения в течение первых двух месяцев можно проводить занятия, которые рекомендуются для дошкольников четвертого года жизни. При этом целесообразно усложнить методику подачи образца и сопровождать показ краткими пояснениями о положении органов артикуляции.
Следующий этап — работа над трудными для произношения звуками — свистящими и шипящими. Показ артикуляции должен сопровождаться объяснением ее. Но этот прием не всегда доступен детям без соответствующей подготовительной работы.
Переходной ступенью от использования игровых приемов, направленных на вызывание звука на основе подражания, к специальным, более эффективным на данном этапе обучения приемам может быть подведение детей к восприятию объяснения артикуляции в образной форме в процессе рассказывания сказки или чтения рассказа.
Примером может служить сказка «О веселом ветре». Детям предлагают слушать сказку, внимательно смотреть, как говорит педагог, и помогать, когда потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у которого было три сына. Каждый сын дул по-своему. Старший, например, дул так: вытянет губы вперед, как будто хочет потушить свечку, и подует и т. д. В образной, доступной детям форме сказка дает детям ясное представление об артикуляционном укладе. Дети, подражая педагогу, вытягивают губы, растягивают их в улыбку.[8]
Систематические пояснения о положении органов артикуляционного аппарата вырабатывают у детей привычку не только слушать, но и смотреть, как произносит воспитатель, а затем следовать этому образцу. Поэтому примерно со второй половины учебного года при постановке и закреплении шипящих и сонорных (л, р) звуков вводится объяснение артикуляции и усложняется структура занятия.[7]
При обучении звукопроизношению следует опираться на различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический. Слух дает ребенку возможность воспринимать речь окружающих и контролировать собственное произношение.[2]
Помимо слухового восприятия большое значение имеет зрительное восприятие артикуляции. Но движения голосовых связок, мягкого нёба и частично движения языка детям не видны. Здесь приходит на помощь объяснение. Объяснение артикуляции помогает ребенку осознать положение губ, зубов, языка при произнесении звука, а показ — увидеть положение органов артикуляции. Кроме того, показ дает детям возможность контролировать собственное произношение. Важно использовать также тактильно-вибрационные ощущения, которые возникают, если прикасаться к гортани, щеке, носу, груди говорящего или подносить руку ко рту (дрожание гортани при произнесении звука ж, наличие теплой и широкой струи воздуха при произнесении ш), а также кинестетический анализатор (ощущение вибрации кончика языка при произнесении р).
На занятиях используются показ и простое, доступное детям объяснение артикуляции звука. Дети активно воспринимают показ и объяснение, реагируют вытягиванием губ, произнесением звука, стараясь придать нужное положение органам артикуляции. Объяснение артикуляции повышает активность детей на занятиях, вызывает интерес к артикуляции, стимулирует процесс овладения навыком.
Для успешного введения нового приема обучения необходимы четкое выдвижение перед детьми учебной задачи («Будем учиться произносить звук ш») и мотивация деятельности, особенно на первоначальном этапе. Нужно подчеркнуть, что происходит перестройка деятельности ребенка. Если прежде детям предлагалось поиграть, то теперь ставится новая задача - учиться и научиться произносить звук. Постановка учебной задачи способствует более сознательному выполнению указаний воспитателя в процессе занятия. Этому же способствует мотивация учебной деятельности (для чего нужно учиться произносить звук).[1]
Структура занятия меняется. В нем условно можно выделить три части. В первой части перед детьми ставится учебная задача, даются показ и объяснение артикуляции звука. Затем дети упражняются в произнесении изолированного звука. Повторные упражнения на этот звук возможны и в форме звукоподражаний (шум ветра, жужжание жука и др.).
В средней группе, в отличие от младшей, осуществляется индивидуальная работа с детьми, имеющими дефекты в произношении звуков. В ней важны планомерность, систематичность, соответствие этапам обучения звукопроизношению, учет индивидуальных особенностей детей.[13]
Помимо обучения произношению звуков проводится работа по воспитанию умения пользоваться силой голоса, темпом речи, разнообразными интонациями в зависимости от задач и условий общения. В методической литературе описаны интересные приемы работы с детьми.
Заключение
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Игра дошкольников:
- побуждает детей к общению друг с другом;
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Изучив литературу по теме исследования, мы выяснили, что:
- Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
- Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения и навыки, готовятся к обучению в школе.
- Дидактическая игра является одним из средств обучения детей дошкольного возраста, имеет свои особенности и функции, выделяется из большого количества игр своей структурой.
- Обучающие игры классифицируют по разнообразным направлениям. Классификация дидактических игр помогает педагогу сделать обучение детей с их помощью более интересным и увлекательным, не допускать в работе с детьми дублирования.
- Дидактические игры весьма сложны для руководства. В каждой возрастной группе дошкольного учреждения свои особенности руководства.
Список использованных источников
-
- Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма обучения в детском саду. – М., 1972
- Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1991.-160с.
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.,1977
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.
- Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи. – М., 2002
- Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3.
- Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет . // Ребенок в детском саду 2002, №2.
- Дидактические игры и занятия с детьми дошкольного возраста. – М., 1985
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975
- Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1993.
- Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 1989.
- Катаева А. А. Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004.
- Кухно Т. А. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста - (http://www.adou.ru/categories/2/articles/216).
- Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. - М.: Аквариум, 1995.
- Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
- Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982.
- Максаков А. И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Под ред. Власовец Г. А. М.: Детство – Пресс, 2002.
- Павлова Л. Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 152 с.
- Рудик П. А. Психология Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.
- Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич.- М., 2001
- Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом П/ред. Сохина Ф. А. - М.: Просвещение, 1991.
- Швайко Г. С Игры игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.
- Швецова И. формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание 2007, № 5
- Фесюкова Л.Б. От трёх до семи. – Харьков, СПб., 1996
- Фот Алёна Александровна Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе. – (http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/02/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-formirovaniya).