Файл: План работы для детей 45 лет с тнр (1 год обучения) Перспективный план работы по технологии биоэнергопластика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
32
Погаси свечу. Ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: «фу-фу-фу».
Карандаш. Плавной воздушной струей попробовать прокатить карандаш по столу.
Губная гармошка. Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача состоит не в том, чтобы научить его играть. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же. Поэтому, не обращайте внимания на мелодию.
Дудочка. Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
33
Приложение №5
Использование инновационных развивающих материалов
«Забавные Гонзики» в логопедической работе
Дети имеют естественную потребность в стихотворчестве. Веселое и смешное стихотворение может стать словесной «игрушкой» в руках ребенка, особым взглядом на мир, выраженный в слове. Сочинять рифмы, когда приходит время, старается каждый ребенок, потому что это для него такая же интересная игра, как и сотни других, без которой он не сможет овладеть богатством родного языка. Такие весёлые рифмовки не сложны для восприятия, но в то же время достаточно информативны и лексически нагружены, что для детей, особенно с нарушением речи, очень важно. А если в этой игре принимают участия и такие очаровательные, смешные, забавные Гонзики, то даже ребёнок, имеющий какой-либо зажим, с удовольствием будет творить, сочинять, фантазировать!
«Гонзики» представляют собой смешные «глазки», которые надеваются на пальчики и « оживают» в руках у детей и взрослых. Гонзики помогают освоить детям названия всех пальцев, развивают мелкие дифференцировку, память, мышление, воображение. Чтобы детям было более комфортно, на руку надевается яркая разноцветная и очень мягкая перчатка, которая является
«телом» Гонзика. Играть можно с Гонзиком как одному, так и со сверстником или со взрослым. Гонзики всегда могут быть с ребёнком- в путешествии, в дороге, на переменке, дома.
Четверостишие перед каждой игрой позволит детям настроиться на игру со своими любимыми существами.
Коммуникативная игра
«Солнышко встало - утро настало!»
Гонзики, Гонзики-утром оживают!
Гонзики, Гонзики- глазки открывают!
34
Всем , кого увидят –
Шлют они «Привет!»,
И от вас, ребята, ждут они ответ!
(Взрослый задаёт рифму, а ребёнок, на руку которого надеты Гонзики,
подбирает слово. Если дети затрудняются сразу на слух подобрать, то
можно предложить им выбрать картинки с изображением предметов,
подходящих по рифме)
ОК-ОК-ОК!
Здравствуй, шумный …ветерок!
ОК-ОК-ОК!
Здравствуй, быстрый… катерок!
ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА!
Здравствуй, тёплая… водичка!
ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА!
Здравствуй, рыжая …лисичка!
ЧОК-ЧОК-ЧОК!
Здравствуй, маленький… сверчок!
ЧОК-ЧОК-ЧОК!
Здравствуй, миленький…бычок!
ОНОК-ОНОК-ОНОК!
Здравствуй, чёрненький… грачонок!
ОНОК-ОНОК-ОНОК!
Здравствуй, шустренький… зайчонок!
ОНОК-ОНОК-ОНОК!
Здравствуй, рыженький…бельчонок!
ОНОК-ОНОК-ОНОК!
Здравствуй, серенький …волчонок!
ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК!
Здравствуй, гордый… жеребёнок!
35
ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК!
Здравствуй, хитренький… лисёнок!
ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК!
Здравствуй, ласковый… котёнок!
ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК!
Здравствуй, маленький…козлёнок!
Здравствуй, шумная детвора!
- УРА!УРА!УРА!
Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»
(В игре могут принимать участие взрослый и ребёнок, ребёнок и ребёнок. На
руке одного играющего надеты Гонзики, на каждом пальце другого-
персонажи, согласно текста. Взаимодействие строится в форме диалога.)
Гонзики, Гонзики-смешные существа,
Гонзики, Гонзики-забавная братва!
Гонзики, Гонзики хотят с тобой дружить,
По утрам всем « Здравствуй!» любят говорить.
ЧОК-ЧОК-ЧОК-ЧОК!
Здравствуй, друг наш…жучок!
ЧОК-ЧОК-ЧОК-ЧОК!
Здравствуй, друг наш…светлячок!
ЧОК-ЧОК-ЧОК-ЧОК!
Здравствуй, друг наш…морячок!
ЧОК-ЧОК-ЧОК-ЧОК!
Здравствуй, друг наш…хомячок!
ЧОК-ЧОК-ЧОК-ЧОК!
Здравствуй, друг наш…Пятачок!
Стихи на «чок»
Гонзики, Гонзики-смешные существа,
Гонзики, Гонзики-забавная братва!
36
Гонзики умеют сказку рассказать,
Так же смогут быстро спектакль нам показать!
(На одной руке ребёнка надеты Гонзики, а на другой-персонажи из
стихотворения.Дети подбирают рифму и по ходу стихотворения показывают
действующих лиц)
Жил на свете …паучок,
Сплёл себе он гамачок.
Прилетал к нему… жучок,
Приползал и …червячок.
Забегал и …Пятачок-
Он держал в руке сачок.
Проведал друга …хомячок
Принёс игрушечный волчок.
Все плясали гопачок,
Выставляя каблучок.( пальчиками обеих рук «поплясать»)
Жил на свете паучок
Когда дети подобрали рифму, то можно продолжить игру, с отстукиванием
ритма и пропеванием, используя Гонзиков. Мелодию поможет подобрать
музыкальный руководитель.
Жил на свете паучок,
Сплёл себе он гамачок.
Прилетал к нему жучок,
Приползал и червячок.
Чок-чок,чок-чок-чок,
Чок-чок-чок,чок-чок.
Чок-чок-чок-чок,чок-чок-чок,
Чок-чок,чок-чок,чок-чок,чок-чок-чок
(Ритм можно задавать самый разный, в зависимости то возможностей детей
по принципу от простого к сложному. Каждый раз, меняя ритм, получается
37
новая песенка).
Забегал и Пятачок-
Он держал в руке сачок.
Проведал друга хомячок
Принёс игрушечный волчок.
Чок-чок-чок,чок-чок,чок,
Чок-чок,чок-чок,чок-чок,чок-чок-чок,
Чок-чок-чок,чок-чок,чок-чок-чок,чок-чок,
Чок-чок,чок,чок-чок,чок,чок-чок,чок,чок-чок,чок.
Стихи на «шок»
Гонзики, Гонзики-смешные существа,
Гонзики, Гонзики-забавная братва!
Грустного ребёнка смогут рассмешить,
С Дедушкой Морозом подарок подарить!
(На обе руки надеты Гонзики. Дети повторяют слоги, и отстукивают
заданный ритм)
Дед Мороз принёс мешок-
Шок, шок, шок, шок.
Он наполнен под вершок.
Шок-шок, шок-шок, шок-шок.
Малышу принёс горшок.
Шок-шок-шок, шок-шок-шок.
«Вискас» получил Пушок.
Шок-шок, шок-шок-шок.
Папе дал он ремешок.
Шок-шок-шок, шок, шок-шок-шок, шок.
Ну, а маме - порошок.
Шок-шок-шок-шок, шок-шок-шок-шок-шок.
Деду Пете –посошок,
38
Шок,шок,шок,шок-шок.
Бабе Вале -корешок.
Шок-шок-шок, шок-шок-шок, шок.
Петушку дал гребешок.
Шок-шок, шок, шок-шок, шок.
И прочёл для всех стишок.
Шок-шок-шок-шок-шок-шок.
Игра «Большой - маленький»
Гонзики, Гонзики-смешные существа,
Гонзики, Гонзики-забавная братва!
Превратить большой предмет
Им поможет в маленький
Озорник звук [Ж]-
Очень уж удаленький.
( Гонзики надеты на одну руку
Был красный флаг, а стал-…( флажок),
Был белый снег, а стал…
Был синий круг, а стал…
Был жёлтый стог, а стал…
В других словах он пошалили,
И вот какие получил:
Берег-…, друг-…,
Сапог-…, рог- …,
Пирог-…, утюг-… .
Игра «Жили-были у Гонзиков…»
Гонзики, Гонзики-смешные существа,
Гонзики, Гонзики-забавная братва!
Живут со всеми дружно,
Им не бывает скучно!
39
Жила-была у Гонзиков …кошка,
Жила-была у Гонзиков …мошка,
Жила-была у Гонзиков …рыбёшка,
Жила-была у Гонзиков …матрёшка.
Была у них …ложка,
Была у них …обложка,
Была у них…брошка.
Была у них…гармошка.
Приходил к ним Тошка,
Приходил Антошка.
Приходила…Крошка
И …сороконожка.
Аналогично можно подбирать рифму от любого исходного слова: жила-была
букашка или жил-был крот и т.д.
1 2 3 4 5 6 7
Игра « Гонзики - счетоводы»
Гонзики, Гонзики-смешные существа,
Гонзики, Гонзики-забавная братва!
Считают быстро всё вокруг:
И стол, и стул, и даже, круг!
(Детям предлагается от лица Гонзиков посчитать предметы и правильно
назвать. Важно: следить за правильной постановкой окончаний!)
У двух Петрушек по пять …ватрушек.
У дяди Лёни пять ульев, у дяди Пети пять…стульев.
У тети Маши пять коров, у тети Даши пять …столов.
У тёти Лены шесть ножей, у трёх мышек шесть…ушей.
У тёти Даши пять внучат, а у волчицы пять …волчат.
В детсад пришли пять малышей, им нужно пять …карандашей.
Надели дети пять шарфов, у нас есть в группе пять…шкафов.
В зоопарке у зверей Миша видел восемь …змей.
40
Сочинили мы пять песен, привезли нам восемь…кресел.
У пяти больших дроздов есть десять…крыльев и пять …хвостов.
У пяти красивых кукол есть пять пар красивых …туфель.
Во дворце проходит бал- там полным-полно… зеркал.
Труд астронома весьма непрост – он изучает много…звёзд.
У двух свинок четыре пары …ботинок.
Посадил дед Гриша десять …яблонь и пять …вишен.
Купили для ремонта кафель, а к чаю сто грамм… вафель.
У пяти коров- пять …голов.
У пяти быков- пять …лбов.
У пяти мужиков- десять …кулаков.
У пяти гостей- десять…локтей.
У пяти псов - пять…носов.
У пяти ребяток –десять …пяток.
У пяти малышей- пять…шей.
У всех людей по паре…бровей.
Игра « Отгадай, что у кого в кармане?»
Гонзики, Гонзики-смешные существа,
Гонзики, Гонзики-забавная братва!
Гонзики любят вопросы задавать,
Быстро сумеют рифму подобрать!
У нашего Антошки в кармане …две картошки.
У нашей кошки в кармане… две брошки.
У нашей свинки в кармане …две картинки.
У нашего кота в кармане… два болта.
У нашего козлёнка в кармане… две пелёнки.
У нашего малыша в кармане… два карандаша.
У нашей малышки в кармане …две книжки.
У нашей матрёшки в кармане…две серёжки.
41
У нашей Машки в кармане…две шашки.
У нашей мошки в кармане…две крошки и т.д.
Автор материала: Кондрашова Галина Николаевна
42
Приложение №6
Речевые профили
43
Приложение №7
Комплексы артикуляционной гимнастики для языка и губ
Комплекс артикуляционных упражнений для звука [С]
Загнать мяч в ворота
Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придержать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
Наказать непослушный язык
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…"Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания. 1.
Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.
Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Сделать язык широким ("Блинчик")
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он
44 должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".
Кто дальше загонит мяч?
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Методические указания. 1.
Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Почистим зубы
Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх. Методические указания. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков
ш, ж, ч, щ
Наказать непослушный язык
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…".
Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо
45 несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Сделать язык широким ("Блинчик")
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".
Приклей конфетку
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. Описание.
Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами. Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Грибок
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку
(уздечку). Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку). Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни