Файл: План работы для детей 45 лет с тнр (1 год обучения) Перспективный план работы по технологии биоэнергопластика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дидактические игры по технологии «биоэнергопластика»
Цели: учить широко открывать рот; синхронизировать движения раскрытого рта и кистей руки; развивать подвижность губ, челюстей, языка.
Биоэнергопластика первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме, интеллектуальную деятельность ребенка, развивает координацию движе6ний и мелкую моторику. Для того чтобы детям было интересно выполнять эти упражнения, можно и нужно их обыграть.
Д/игра «Лягушки на болоте»:
Дети одеты в маски лягушек. На болоте сидит лягушка (игрушка) и показывает, как она ловко ловит язычком мошек и комаров. Дети выполняют заданные упражнения и повторяют их многократно. Лягушка следит за четкостью выполнения движений.
Д/игра «В гостях у Самоделкина»:
Грустная девочка спешит к
Самоделкину, потому что у нее сломалась кукла, она не может говорить. Самоделкин дает задание кукле и просит его выполнить девочку. Упражнения повторяются многократно. Девочка благодарит
Самоделкина и спешит домой.
Д/игра «У врача»:
Упражнения для челюстей, для губ, для языка.
Первично врачом становится логопед. Он одет в белый халат, на шее – фонендоскоп. Дети приходят со своими мамами (тоже дети) на прием, рассказывают, что их беспокоит. При этом врач просит раскрыть ротик в нужной позиции.
Для того, чтобы горлышко было здорово, нужно повторить упражнение несколько раз. Затем дети становятся врачами и выполняют со своими пациентами нужные упражнения, согласно правилам.

55
Приложение №9
Упражнения на выработку правильного речевого дыхания
Цель: выработка правильного речевого дыхания
Выработка правильного речевого дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы, и состоят их трех фаз: выдох, пауза и вдох, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Зачем нужно правильное речевое дыхание?
Это физиологический процесс, человеку невозможно жить без него:
- чтобы правильно произносить звуки, слоги, слова на определенной длительности выдоха;
- чтобы выработать цельность выдыхаемой струи;
- чтобы на определенном объеме выдыхаемой струи сочетать движения с речью.
Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата, сочетающейся с соответствующими движениями.
При выполнении упражнений нужно строго соблюдать следующие
правила:
- не поднимать плечи;
- не напрягать туловище, грудь, живот;
- количество воздуха не должно быть слишком много;
- нужно избегать больших задержек дыхания;
- каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения сначала одним ребенком, затем небольшой подгруппой, затем со всеми детьми, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
В работе по развитию речевого дыхания необходимо уделять внимание:
- положению туловища, плеч, подбородка;


56
- направленности воздушной струи;
- ее целостности; - силы выдыхаемой струи;
- все упражнения на дыхание нужно начинать с выдоха.
Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания. Речевое дыхание характеризуется коротким глубоким вдохом и длительным выдохом, во время которого происходит речевой акт.
В качестве практического материала на занятиях используются различные нетрадиционные атрибуты: клубок ниток, катушка с нитками, карандаши
(гладкие, граненые, тонкие, толстые), природный материал – листочки, цветок, носовой платок, надувные шары, плавательные игрушки – уточки и многое другое.
Упражнение «Дыши правильно»
Цель: выработка правильного речевого дыхания.
Встать прямо, спины выпрямить, правую руку положить на область диафрагмы, левую – на пояс – выдох. Вдохнуть через нос, рот закрыт, плечи не поднимать. Выдох через рот цельной и длительной струей. Повторить 2-4 раза. Если не все дети выполнили подготовительное упражнение правильно, то педагог занимается с ними отдельно. Упражнение можно выполнять и лежа.
Упражнение «Жучки»
Цель: выработка правильного речевого дыхания.
Вдох через нос, живот вытянуть вперед, выдох через рот, живот втянуть.
Если не все дети выполнили подготовительное упражнение правильно, то педагог занимается с ними отдельно.
Упражнение «Намотай – размотай
клубочек»
Цель: формирование длительного речевого выдоха и вдоха, развитие внимания, пространственного представления.
Вариант
1.
Дети на вдохе наматывают нитку на катушку, на выдохе – разматывают (быстро или медленно – по заданию).
Вариант
2.
Дети на вдохе наматывают нитку на катушку, на выдохе
– называют гласные
Упражнение «Мой любимый
карандаш»
Цель: развитие силы выдыхаемой струи, ее цельности, правильной направленности. Карандаш лежит на столе. Ребенок стоит коленками на подушечке, подбородок прикасается верхнего края стола. Дует на середину предмета, чтобы он покатился.
Ребенок дует сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый, также на листочек с дерева, на уточку в бассейне. Обращается внимание на


57
(согласные) звуки. цельность струи, ее силу и избирательность.
Упражнение «Волна»
Цель: развитие силы выдыхаемого воздуха, фиксация вибрации воздуха. У детей в руках носовые платочки, свернутые по середине.
Их надо держать за края. При изучении звуков: П, Ф, Д, Т, В, Б, платочки фиксируются перед ртом.
Дети называют эти звуки, видят вибрацию воздуха, запоминают разницу силы выдыхаемого воздуха при произнесении этих звуков.
Упражнение «Ах, как пахнет»
Цель: развитие речевого дыхания, правильно произношения нарастающей фразы на одном выдохе, развитие обоняния. Дети сидят на стульчиках, у них в руках ароматный цветок. Логопед произносит фразу, при этом вдох через нос, выдох через рот, затем фраза: - Ах! - Ах, пахнет! -
Ах, как пахнет! - Ах, как приятно пахнет! - Ах, как приятно пахнет цветок! - Ах, как приятно пахнет полевой цветок» Возможен другой речевой материал.
Упражнение «Бассейн», «Уточка»
На столе стоит миска с водой, в ней плавает уточка. Ребенок подходит к миске, ставит подбородок на уровне ободка миски, выбирает объект, дует. Обращается внимание на то, что струя воздуха идет выше уровня воды.

58
Приложение №10
Упражнения по развитию силы голоса и правильного выдоха
Цель дыхательных упражнений: профилактика и лечение лор- органов; способствование выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силе и постепенности, что необходимо для дошкольников, имеющих нарушения речи.
Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки
речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.
Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу после выдоха. Расслабление должно происходить постепенно по мере надобности, подчиняясь нашей воле.
Для выработки такого типа дыхания даны упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.
Как выполнять упражнения?
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
«Снегопад»
Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха. Вырезанные из бумаги снежинки надо положить на ладонь.
«Снежные шарики» (тренажер)
Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха.
Дети берут в руки тренажер, делают глубокий диафрагмальный вдох,


59
Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
Взрослый показывает детям, как нужно подуть на снежинки, чтобы снежинки высоко улетели. Следить, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, чтобы не поднимались плечи, и длинный выдох. (Вместо снежинок можно использовать ватные шарики) чтобы не поднимались плечи, и длинный выдох так, чтобы шарик высоко подлетел. Следить, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, чтобы не поднимались плечи, и длинный выдох.
«Шторм в стакане»
Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха.
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
«Кораблик», «Волна»
Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха.
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик, который плывет по воде.
Дуть на воду в миске, чтобы образовались волны (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
«Ах, как пахнет!»
Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.
Дети по очереди нюхают, например цветы, стараясь запомнить их запах.
Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребенок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и сказать: «Ах, как пахнет!» Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребенка положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.
«Ах, как пахнет!»
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
Оборудование : ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как цветок приятно пахнет!
«Бабочки»

60
Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха. Вырезанные из бумаги бабочки надо подвесить на нитку.
Затем взять в левую руку бабочку за кончик нитки, вдохнуть и сильно выдохнуть, чтобы бабочка высоко подлетела. Следить, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, чтобы не поднимались плечи, и длительный плавный выдох.


61
Приложение №11
Артикуляционно-пальчиковая гимнастика
со стихотворным текстом
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Условия, обеспечивающие эффективность артикуляторной гимнастики.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. После прочного усвоения необходимых

62 упражнений артикуляторную гимнастику можно проводить без зеркала, обеспечивая тем самым развитие кинестетических ощущений от органов артикуляторного аппарата.
Кошка и горшок с молоком.
Стихи
Движения
артикуляторных органов
Движения рук
В кухне нашей под столом
Стоит крынка с молоком.
К крынке кошка подошла,
Сверху сливки попила
Глубже сунулась в горшок:
-Молочка напьюсь я впрок!
Что случилось? Ой-ой-ой!
Кошка крутит головой,
Налакалась молочка –
Не уйти ей из горшка!
С головы горшок не слез.
С ним и убежала в лес!
«Блинчик».
«Чашечка» вне ротовой полости.
«Кошка сердится».
Лакание с верхней губы широким язычком.
«Чашечка» за верхними зубами.
«Цоканье».
«Маятник».
Широким языком слизывать с верхней губы и убирать язык за верхние зубы.
«Болтушка».
Выставляют перед собой выпрямленные ладони.
«Корзиночка».
Согнутые пальцы правой руки опираются на выпрямленную ладонь левой руки.
Манящие движения ладонями обеих рук.
«Корзиночка».
Качают головой.
Ладонь правой руки мягко обхватывает выпрямленные пальцы левой руки и прячется под ладонью.
«Бегут» пальчиками рук по столу.
Весна.
Стихи
Движения
артикуляторных органов
Движения рук
Стучат все громче дятлы,
Синички стали петь.
Встает пораньше солнце,
Чтоб нашу землю греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
А из-под старой травки
Уже глядит цветок.
Раскрылся колокольчик
В тени, там где сосна,
Динь-динь, звенит тихонько,
«Качели».
«Мостик».
«Блинчик».
«Чашечка».
Чередование положений широкий – узкий язык.
«Болтушка» на верхней губе.
Согнутые пальцы правой руки стучат в выпрямленную ладонь левой.
Пальцы обеих рук сгибаются и разгибаются в направлении от себя – к себе.
Правая рука изображает мостик на левой.
Дети протягивают выпрямленные ладони