Файл: Программа юнэк (Юный экскурсовод) Направленность (профиль) программы туристскокраеведческая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Задачи программы:

Предметные:

Учебно-тематический план программы «ЮНЭК»

Тема 1.1. Вводное занятие.

Раздел 2. Основы экскурсоведения

Тема 2.1. История развития экскурсионного дела в России, в регионе, в учреждении.

Тема 2.2.Сущность экскурсии, функции, признаки экскурсии.

Тема 2.3. Классификация экскурсии.

Тема 2.4. Этапы подготовки экскурсии.

Тема 2.5. Экскурсионные объекты.

Тема 2.6. Экскурсионные маршруты.

Тема 2.7.Сочетание показа и рассказа в экскурсии.

Раздел 3. Экскурсионная методика

Тема 3.1. Классификация методических приемов.

Теория. Основные приемы показа. Основные приемы рассказа.

Тема 3.2.Технология подготовки новой экскурсии.

Тема 3.3.Техника ведения экскурсии.

Раздел 4. Профессиональное мастерство экскурсовода

Тема 4.1. История и традиции ораторского мастерства и актерского искусства.

Тема 4.2. Личность экскурсовода.

Тема 4.3. Артистизм в структуре личности.

Тема 4.4. Умения, навыки экскурсовода, речевые и внеречевые средства общения экскурсовода.

Тема 4.5. Элементы ораторской техники.

Тема 4.6. Артистический тренинг.

Тема 4.7. Работа над выступлением – взаимосвязь ораторского мастерства и актерского искусства.

Тема 4.9. Развитие уверенности в себе.

Тема 4.10. Методы подготовки к публичному выступлению.

Тема 4.11. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация.

Тема 4.12. Экскурсии.

Практика. Экскурсии по музеям Таштагольского района.

Предметные результаты:

2.4. Материально-техническое обеспечение


УТВЕРЖДаю

директор

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

«ЮНЭК» (Юный экскурсовод)

Направленность (профиль) программы – туристско-краеведческая

Программа ориентирована на учащихся 10-17 лет

Срок реализации – 1 год, 140 часов в год

Разработчик:

Дик Анна Андреевна,


Содержание

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»…..

3

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….

3

1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………

4

1.3. Содержание программы «ЮНЭК» (Юный экскурсовод)……….…………………...…

5

1.4. Планируемые результаты…………………………………………………………….…….

9

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»……………………………………………………………………………………..

10

2.1. Календарный учебный график……………………………………………………………..

10

2.2. Условия реализации программы…………………………………………………………..

10

2.3. Методическое обеспечение программы…………………………………..……………...


10

2.4. Материально-техническое обеспечение………………………………………………….

11

2.5. Формы аттестации………………………………………………………………………….

12

Список литературы……………………………………………………………………………...

13




  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы. Программа «ЮНЭК» (Юный экскурсовод) (далее – «ЮНЭК») имеет туристско-краеведческую направленность.


Понимание исторического пути России невозможно без знания истории отдельных её регионов, предметов быта наших предков, художественного и культурного наследия. В решении этой задачи большое внимание уделяется учреждениям дополнительного образования. Это они способны прививать любовь к своей стране, малой Родине.

Данная программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

  • Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Уставом и Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Таштагольского муниципального района «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий».

Актуальность программы обусловлена важностью знаний истории своей страны, изучение родного края, знание истории своего города. Совместные путешествия, поиск материала, рассказывающего об исторических и культурных объектах, способствует возрождению духовности, воспитанию чувства патриотизма и гражданственности. Это все играет одну из самых важных ролей в развитии личности ребенка. Особенно доступной для восприятия ребенка и как один из самых распространенных видов познания окружающей среды, является экскурсия.

Отличительными особенностями программы «ЮНЭК» (Юный экскурсовод) является умение делиться своими знаниями с окружающими. Позволяет увеличивать словарный запас детей и передавать исторический текс доступными словами. Также особенностью этой программы является использование театрализованных элементов в проведении экскурсии, составление и разработка вместе с детьми виртуальных экскурсий. Виртуальная экскурсия, как один из доступных способов знакомства с историей страны, малой родины, существующих на сегодняшний день. Виртуальные экскурсии позволяют совершить увлекательные знакомства и создают у зрителя полную информацию увиденного. Главное преимущество виртуальной экскурсии является экономия времени и затрат как со стороны организатора путешествия, так и со стороны пользователя («виртуального» туриста).



Адресат программы. Данная программа предназначена для детей 10 – 17 лет.

Набор учащихся в объединение свободный, независимо от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей (или законных представителей).

Учебная группа формируется из учащихся предпочтительно одной возрастной группы, но возможен разновозрастной состав. Задания для различных возрастов отличаются по уровню сложности и оцениваются по возрастным особенностям.

Набор в объединение осуществляется на основе личного желания учащихся и при наличии справки от врача о состоянии здоровья и допуске к занятиям.

Объем и срок реализации программы, режим занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Время, отведенное на обучение, составляет 140 часов в год, практические занятия составляют большую часть программы.

Продолжительность занятий 4 часа в учебную неделю, включая теоретические и практические занятия, по 45 минут с перерывом на 10 минут. Учебное занятие проводится как в помещении, так же включает посещение природных, культурно-исторических экскурсионных объектов.

Количество учащихся в учебной группе: 8-12 человек.

Вид учебной группы – постоянный состав.

Форма организации занятий – групповая: беседы, проведение экскурсий; заочные путешествия по музеям мира; творческая работа (рисунки, мини – сочинения, статьи в газету); консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению); чтение художественной и научно-познавательной литературы.

Форма обучения: очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).

Программа «ЮНЭК» (Юный экскурсовод) разработана на основе учебно-методического пособия ФЦДЮТиК «Краеведение и школьные музеи», Персина А.И., программ «Активисты школьного музея», Казуровой О.А., Константинова Ю.С., Слесаревой Л.П., «Школа юного экскурсовода», Васневой Л.А.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: гражданско-патриотическое воспитание личности, направленное на формирование социальной активности учащихся, интеллектуальное развитие путем их вовлечения в экскурсионную деятельность.

Задачи программы:

Предметные:


  • Изучить основные понятия краеведения и экскурсоведения;

  • Научить приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода.

  • Научить учащихся ориентироваться и использовать различные источники информации (литературу, публикации, архивные материалы, кино- и фотодокументы, статистику);

  • Научить организовывать и проводить экскурсии;

  • Расширить знания о качественном своеобразии своего города и региона, его природной, историко-культурной, хозяйственной ценности.


Метапредметные:

  • Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия теоретического и практического материала.

  • Способствовать развитию памяти, внимания, навыков публичных выступлений;

  • Развивать поисковые, исследовательские навыки и умения;

  • Активизировать творческий потенциал учащихся, раскрывая и выявляя их интересы и склонности.

Личностные:

  • Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую инициативу учащихся.

  • Формировать чувство патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор.

  • Формировать чувство гордости за историческое прошлое и настоящее города и края, уважения к личностям, оставившим заметный след в истории края, вкладу, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона.

1.3. Содержание программы «ЮНЭК»

Распределение учебной нагрузки

№п/п

Наименование разделов

Количество часов

1 год обучения

теория

практика

всего

1

Введение

2

-

2

2

Основы экскурсоведения

10

28

38

3

Экскурсионная методика

7

25

32

4

Профессиональное мастерство экскурсовода

16

52

68

Итого:

35

105

140



Учебно-тематический план программы «ЮНЭК»


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение

2

-

2

1.1

Вводное занятие

2

-

2

2

Основы экскурсоведения

10

28

38

2.1

История развития музейного, экскурсионного дела в России, регионе, учреждении

-

2

2

2.2

Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии

2

4

6

2.3

Классификация экскурсий

2

4

6

2.4

Этапы подготовки экскурсии

-

4

4

2.5

Экскурсионные объекты

2

4

6

2.6

Экскурсионные маршруты

2

4

6

2.7

Сочетание показа и рассказа в экскурсиях

2

4

6

3

Экскурсионная методика

7

25

32

3.1

Классификация методических приемов

3

5

8

3.2

Технология подготовки новой экскурсии

2

6

8

3.3

Техника ведения экскурсии

2

10

12

4

Профессиональное мастерство экскурсовода

16

52

68

4.1.

История и традиции ораторского мастерства и

актерского искусства

1

1

2

4.2.

Личность экскурсовода, коммуникативные качества

2

4

6

4.3

Артистизм в структуре личности

1

3

4

4.4

Умение, навыки экскурсовода, речевые и

внеречевые средства общения экскурсовода

2

8

10

4.5

Элементы ораторской техники

1

3

4

4.6

Артистический тренинг

1

3

4

4.7

Работа над выступлением – взаимосвязь

ораторского мастерства и актерского искусства

1

7

8

4.8

Методика опроса жителей микросоциума

1

1

2

4.9

Развитие уверенности в себе

1

7

8

4.10

Методы подготовки к публичному выступлению

1

9

10

4.11

Промежуточная аттестация

2

2

4

4.12

Экскурсии

2

8

12

Итого

35

105

140


Содержание программы «ЮНЭК»

Раздел 1: Введение

Тема 1.1. Вводное занятие.


Теория. Знакомство с учащимися. Ознакомление с содержанием программы. Техника безопасности. Расписание занятий. Правила внутреннего распорядка.


Раздел 2. Основы экскурсоведения

Тема 2.1. История развития экскурсионного дела в России, в регионе, в учреждении.


Теория. Роль первых экскурсионных организаций России. Введение экскурсий в учебный процесс. Первые экскурсионные периодические издания. Экскурсионная деятельность после революции. Роль экскурсионной деятельности в наше время.

Тема 2.2.Сущность экскурсии, функции, признаки экскурсии.


Теория. Понятие экскурсия. Экскурсия как процесс познания. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Различные аспекты экскурсий. Функции экскурсии.

Практика. Сочетание двух и более функций в экскурсии. Общие и специфические признаки экскурсии.

Тема 2.3. Классификация экскурсии.


Теория. Основные признаки классификации экскурсии. Классификация по содержанию (обзорные и тематические) экскурсии. Особенности обзорных экскурсий.

Практика. Отличие тематических экскурсий от обзорных и их тематика: исторические, экологические, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные. Классификация экскурсий по составу и количеству участников; по месту проведения; по способу передвижения; по продолжительности; по форме проведения.

Тема 2.4. Этапы подготовки экскурсии.


Теория. Алгоритм разработки плана экскурсии.

Практика. Подготовительный этап, основной этап, корректирующий этап, защита.

Тема 2.5. Экскурсионные объекты.


Теория. Экскурсионный объект как основа экскурсии. Классификация объектов.

Практика. Классификация объектов по содержанию – одноплановые и многоплановые; по функциональному значению – основные, на которых раскрывается тема, и дополнительные, содержание которых не влияет на полноту раскрытия темы; по степени сохранности объекта – объекты, сохранившиеся полностью, перестроенные, восстановленные. Требования, предъявляемые к отбору объектов: познавательная ценность, сохранность, месторасположение, известность, экзотичность.

Тема 2.6. Экскурсионные маршруты.