Файл: Программа юнэк (Юный экскурсовод) Направленность (профиль) программы туристскокраеведческая.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Учебно-тематический план программы «ЮНЭК»
Раздел 2. Основы экскурсоведения
Тема 2.1. История развития экскурсионного дела в России, в регионе, в учреждении.
Тема 2.2.Сущность экскурсии, функции, признаки экскурсии.
Тема 2.3. Классификация экскурсии.
Тема 2.4. Этапы подготовки экскурсии.
Тема 2.5. Экскурсионные объекты.
Тема 2.6. Экскурсионные маршруты.
Тема 2.7.Сочетание показа и рассказа в экскурсии.
Раздел 3. Экскурсионная методика
Тема 3.1. Классификация методических приемов.
Теория. Основные приемы показа. Основные приемы рассказа.
Тема 3.2.Технология подготовки новой экскурсии.
Тема 3.3.Техника ведения экскурсии.
Раздел 4. Профессиональное мастерство экскурсовода
Тема 4.1. История и традиции ораторского мастерства и актерского искусства.
Тема 4.2. Личность экскурсовода.
Тема 4.3. Артистизм в структуре личности.
Тема 4.4. Умения, навыки экскурсовода, речевые и внеречевые средства общения экскурсовода.
Тема 4.5. Элементы ораторской техники.
Тема 4.6. Артистический тренинг.
Тема 4.7. Работа над выступлением – взаимосвязь ораторского мастерства и актерского искусства.
Тема 4.9. Развитие уверенности в себе.
Тема 4.10. Методы подготовки к публичному выступлению.
Тема 4.11. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация.
2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо иметь: учебное помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности, методическое и материально-техническое обеспечение.
Управление образовательным процессом, успешное проведение занятий достигается благодаря соблюдению основных дидактических принципов: систематичности, последовательности, наглядности и доступности, эффективному применению общественно-признанных современных технологий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Методы и приемы образовательной деятельности:
-
репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация); -
графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление); -
метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск ответа); -
игры (на развитие внимания, памяти, воображения, игра-путешествие, ролевые игры, викторины); -
наглядный (рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы, модели, приборы, видеоматериалы, литература); -
создание творческих работ для конкурсов, разработка экскурсий, праздников, игр. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
2.3. Методическое обеспечение программы
Дидактическое обеспечение
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала необходимы следующие наглядные пособия: набор карточек по темам разделов, с размещенными на них различными схемами, основными понятиями; методические материалы по основам экскурсоведения, по экскурсионной методике, по исследовательской деятельности; исследовательские работы учащихся, педагогов; учебники, учебные пособия и тематическая литература по экскурсоведению, музееведению; музейные экспонаты, карты, альбомы по искусству и др.; слайды, видео, аудио, мультимедийные материалы.
Применяемые технологии
Название технологии Автор | Область применения | Цель использования | Результат |
В.Ф. Базарный Здоровьесберег ающая технология | Включены: комплекс упражнений для учащихся на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы; - режим моторной свободы динамических поз. | Обеспечение благоприятных условий для формирования физически здоровой личности учащегося. | Повышение уровня усвоения учебного материала в целом вследствие повышения эффективности произвольно-моторной деятельности и физической активности учащихся, снижения напряженности и утомляемости. Отсутствие вредных привычек, случаев травматизма и переутомления учащихся. |
Д. Дьюи. Проектно-исследовательская технология | Повышение эффективности образовательной деятельности через формирование исследовательских и проектных умений и навыков у учащихся. | Применяется при подготовке конкурсных проектов и исследовательских работ, экспозиций к муниципальным и региональным конкурсам. | Высокие результаты по итогам участия учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровней. |
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) | Оптимизация образовательной деятельности. Обучение учащихся навыкам систематизации, обработка и хранение информации. | Применяется в рамках проведения практических занятий, виртуальных экскурсий. | Повышение эффективности образовательной деятельности, о чем свидетельствует высокий уровень знаний, умений и навыков учащихся. |
2.4. Материально-техническое обеспечение
-
перечень технических средств обучения: компьютер, принтер, сканер, брошюратор, цифровая камера, выход в интернет по скоростному каналу; -
перечень материалов, необходимых для занятий: планшет, тетради, ручки, краски, кисти, фломастеры, писчая бумага, цветная бумага, ватман, картон. -
информационное обеспечение: литературные издания, учебные пособия, методические рекомендации.
2.5. Формы аттестации
В течение учебного года в объединении с целью определения уровня достижения результатов, предусмотренных программой, и эффективности обучения, проводятся три вида контроля:
-
входной контроль – в начале учебного года (сентябрь); -
промежуточный контроль – по итогам первого полугодия (декабрь); -
промежуточная аттестация – в конце учебного года (май).
Контроль знаний, умений и навыков производится в форме педагогического наблюдения, беседы с учащимися, наблюдений при проведении экскурсий, тестовых заданий, творческих работ, участия в конкурсах, поисковой и исследовательской деятельности.
Критерии оценки уровня теоретической и практической подготовки учащихся
-
Работа с фондами и документацией музея:
Высокий уровень оценки – учащийся правильно умеет работать с фондами и документацией музея;
Средний уровень оценки – учащийся допускает неточности в работе с фондами и документацией музея;
Низкий уровень оценки – учащийся допускает ошибки в работе с фондами и документацией музея.
-
Работа с краеведческой литературой, картотекой:
Высокий уровень оценки – учащийся правильно умеет работать с краеведческой литературой, картотекой;
Средний уровень оценки – учащийся допускает неточности в работе с краеведческой литературой, картотекой;
Низкий уровень оценки – учащийся испытывает трудности в работе с краеведческой литературой, картотекой.
-
Подготовка тематических экскурсий:
Высокий уровень оценки – учащийся хорошо владеет методикой подготовки тематической экскурсии;
Средний уровень оценки – учащийся допускает неточности в подготовке тематической экскурсии;
Низкий уровень оценки
– учащийся испытывает трудности в подготовке тематической экскурсии.
-
Проведение тематических экскурсий:
Высокий уровень оценки – учащийся хорошо владеет методикой проведения тематической экскурсии;
Средний уровень оценки – учащийся допускает неточности в проведении тематической экскурсии;
Низкий уровень оценки – учащийся испытывает трудности в проведении тематической экскурсии.
Промежуточная аттестация проводится самостоятельно педагогом дополнительного образования. Во время проведения промежуточной аттестации может присутствовать администрация МБУ ДО СДЮТЭ.
Список литературы
-
Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. - М., 1985. -
Ильичев А.И., Соловьев Л.И. География Кемеровской области. – Кемерово: Кемеров. кн. изд.,1994. -
Казурова О.А., Константинов Ю.С., Слесарева Л. П. Программа для системы дополнительного образования детей. Активисты школьного музея. - М.: ФЦДЮТиК, 2014. -
Караневский П.И. Экскурсионная и выставочная работа. - М., 2001. -
Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки. – Кемерово: Кемеров. кн. изд; 1989. -
Копылова В.В. Методика проектной работы. - М., 2006. -
Мухина Н.В. Возрастная психология. - М., 2004. -
Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики. - М.: ВЛАДОС, 2000. -
Предметный мир культуры. Учебно-педагогический комплекс. /Сост. Макарова Н.Г., Медведева Е.Б., Минина С.Б, Юхневич М.Ю.М.: МИРОС, 2001. -
Работа со школьниками в краеведческом музее. /Под ред. Ланковой Н.М. - М.: ГИЦ Владос, 2001.Румянцева Т.Б. Краеведение во внеурочной деятельности. /«Школа и производство» №3, 2010. -
Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение. - Минск, 2004. -
Седова Н.А. Культурно-просветительский туризм. - М., 2003. -
Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Природа. – Кемерово: «СКИФ»: Кузбасс, 2006. -
Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002. -
Шмидт С.О. Краеведение – это всегда краелюбие // История, 2004.
Литература для учащихся:
-
Головин Б.И. Основы культуры речи. - М., 1988. -
Грибова Г.А. Великие музеи мира.- Спб., 2003. -
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2000. -
Калишева Г.П. Легенды горы Зеленой. – Кемерово: «СКИФ», «Кузбасс», 2004. -
Кемеровская область: атлас для школьников / Гнатишин В. Н., пред. редкол. - М.: Роскартография, 2005. -
Лаврина В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени/ Вера Лаврина.- 3-е изд.- Кемерово: Кузбасс, 2007. -
Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. - Волгоград: Учитель, 2007. -
Музейный мир России. - М., 2003. -
Юренева Т. Ю. Музеи в мировой культуре.- М.. 2003.