Файл: Программа юнэк (Юный экскурсовод) Направленность (профиль) программы туристскокраеведческая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Задачи программы:

Предметные:

Учебно-тематический план программы «ЮНЭК»

Тема 1.1. Вводное занятие.

Раздел 2. Основы экскурсоведения

Тема 2.1. История развития экскурсионного дела в России, в регионе, в учреждении.

Тема 2.2.Сущность экскурсии, функции, признаки экскурсии.

Тема 2.3. Классификация экскурсии.

Тема 2.4. Этапы подготовки экскурсии.

Тема 2.5. Экскурсионные объекты.

Тема 2.6. Экскурсионные маршруты.

Тема 2.7.Сочетание показа и рассказа в экскурсии.

Раздел 3. Экскурсионная методика

Тема 3.1. Классификация методических приемов.

Теория. Основные приемы показа. Основные приемы рассказа.

Тема 3.2.Технология подготовки новой экскурсии.

Тема 3.3.Техника ведения экскурсии.

Раздел 4. Профессиональное мастерство экскурсовода

Тема 4.1. История и традиции ораторского мастерства и актерского искусства.

Тема 4.2. Личность экскурсовода.

Тема 4.3. Артистизм в структуре личности.

Тема 4.4. Умения, навыки экскурсовода, речевые и внеречевые средства общения экскурсовода.

Тема 4.5. Элементы ораторской техники.

Тема 4.6. Артистический тренинг.

Тема 4.7. Работа над выступлением – взаимосвязь ораторского мастерства и актерского искусства.

Тема 4.9. Развитие уверенности в себе.

Тема 4.10. Методы подготовки к публичному выступлению.

Тема 4.11. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация.

Тема 4.12. Экскурсии.

Практика. Экскурсии по музеям Таштагольского района.

Предметные результаты:

2.4. Материально-техническое обеспечение


Теория. Экскурсионный маршрут как путь следования экскурсионной группы (пешеходный, автобусный), связанный с процессом показа. Классификация маршрутов: хронологический, тематический, тематико-хронологический.

Практика. Особенности построения маршрута в зависимости от темы экскурсии. Требования, предъявляемые к составлению маршрута: экономия времени, недопустимость повторных передвижений (проездов) по одному и тому же месту, переход от одного объекта к другому не должен превышать 10 минут. Обход маршрута, задачи при организации обхода (объезда): ознакомление с улицами, площадями, с экскурсионными объектами, определение места, где и как поставить группу по отношению к объекту, определение места остановки автобуса и места стоянки автобуса, хронометраж времени. Схема экскурсионного маршрута: составление индивидуального плана экскурсии по маршруту.

Тема 2.7.Сочетание показа и рассказа в экскурсии.


Теория. Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность в показе. Ступени и виды показа.

Практика. Варианты взаимодействия человека и объекта. Показ как реализация принципа наглядности рассказа. Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Индивидуальные особенности речи экскурсовода. Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии, их сочетание. Пять уровней взаимодействия в экскурсии показа и рассказа.


Раздел 3. Экскурсионная методика

Тема 3.1. Классификация методических приемов.

Теория. Основные приемы показа. Основные приемы рассказа.


Практика. Прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический прием движения, показ мемориальной доски. Прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литературного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием индукции, прием
дедукции.

Тема 3.2.Технология подготовки новой экскурсии.


Теория. Основные ступени подготовки новой экскурсии: предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии, заключительный этап. Схема экскурсии: вступление, основная часть, заключение. Основные этапы подготовки новой экскурсии. Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение других источников экскурсионного материала. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Потенциальные экскурсионные объекты: памятные места, архитектурные сооружения, природные объекты, экспозиции музеев, памятники археологии, памятники искусства. Классификация экскурсионных объектов по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности. Критерии выбора экскурсионных объектов для экскурсии: познавательность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, временное ограничение показа объекта.

Практика. Составление маршрута экскурсии. Основные варианты построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Объезд (обход) маршрута. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Определение методических приемов проведения экскурсии. Определение техники ведения экскурсии. Составление методической разработки. Составление индивидуального текста. Рассказ и индивидуальный текст. Техника использования индивидуального текста. Логические переходы: формальные переходы и логические переходы, связанные с темой экскурсии. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии.

Тема 3.3.Техника ведения экскурсии.


Теория. Техника использования «портфеля экскурсовода».

Практика. Знакомство экскурсовода с группой. Выход из транспорта (автобуса). Расстановка группы у объекта. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами. Возвращение в автобус. Место экскурсовода в автобусе. Соблюдение времени в экскурсии. Техника проведения рассказа при движении автобуса. Ответы на вопросы школьников. Паузы в экскурсии.


Раздел 4. Профессиональное мастерство экскурсовода

Тема 4.1. История и традиции ораторского мастерства и актерского искусства.



Теория. Актер – носитель специфики театрального искусства. Отличительные особенности театрального искусства античной Греции, эпохи Средних веков, Возрождения, Классицизма, Просвещения. Российское актерское искусство: скоморохи, народная драма, раек, вертеп, медвежья забава, Петрушка. Главные функции речи.

Практика. Особенности публичной речи. Подготовка речи. История ораторского мастерства.

Тема 4.2. Личность экскурсовода.


Теория. Активная жизненная позиция. Конструктивные, организаторские, коммуникативные аналитические способности экскурсовода. Тенденциозность экскурсовода. Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Личностные свойства экскурсовода. Оптимизм экскурсовода. Моральное удовлетворение личности экскурсовода. Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода.

Практика. Игра Геокэшинг, как средство развития информационно-коммуникативных и исследовательских навыков учащихся.

Тема 4.3. Артистизм в структуре личности.


Теория.Сходство и различие в деятельности актера театра и экскурсовода. Воздействие на аудиторию – основа профессиональной деятельности экскурсовода.

Практика. Артистизм как черта личности, совокупность профессиональных качеств. Чувство правды и чувство формы. Внешняя и внутренняя техника оратора, актера, экскурсовода.

Тема 4.4. Умения, навыки экскурсовода, речевые и внеречевые средства общения экскурсовода.


Теория. Взаимосвязь экскурсоводческих умений и навыков. Классификация навыков. Основные группы навыков. Формирование и развитие, использование умений и навыков экскурсовода в экскурсии. Культура речи. Ее характеристика. Виды речи - внешняя и внутренняя.

Практика. Стиль языка, техника речи, дикция, богатство словарного запаса, образность языка экскурсовода. Формирование и развитие мастерства владения речью. Речевой этикет экскурсовода, его требования и правила. Совокупность внеречевых средств общения. Понятие общения. Средства общения: невербальные, вербальные. Их характеристика. Жесты экскурсовода, их значение и классификация. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии. Манера поведения экскурсовода. Внешний облик экскурсовода.

Тема 4.5. Элементы ораторской техники.


Теория. Произвольное творческое внимание. Фантазия и воображение.

Практика. Освобождение мышц тела и голосового аппарата через обретение внутренней свободы. Изучение ораторских выступлений. Звучание голоса. Практика публичных выступлений. Пластика голоса. Устройство речевого аппарата. Роль дыхания, артикуляции, резонирования в звучании речи.

Тема 4.6. Артистический тренинг.


Теория. Пластика тела: организация движения тела в пространстве.

Практика. Темп и ритм движения. Язык тела: поза, мимика, жест. Пластический стиль и манера.

Тема 4.7. Работа над выступлением – взаимосвязь ораторского мастерства и актерского искусства.


Теория. Сочетание речевых средств общения в экскурсионной работе.

Практика. Практика публичных выступлений.

Тема. 4.8. Методика опроса жителей микросоциума.

Теория. Методика опроса жителей микросоциума.

Практика. Составление опросных листов.

Тема 4.9. Развитие уверенности в себе.


Теория. Природа человеческого действия. Владение эмоциями. Логика действий.

Практика. Задача на физическое действие. Развитие интуиции. Техника сохранения уверенности в себе. Методы преодоления страха. Виды подготовки к выступлению. Преимущества и недостатки заученной наизусть речи или речи по записи. Зависимость от текста. Методы развития импровизации. Методы развития интуиции.

Тема 4.10. Методы подготовки к публичному выступлению.


Теория.Сочетание речевых средств общения в экскурсионной работе.

Практика. Работа над выступлением, ролью – работа по перевоплощению в художественный образ. Приемы внутреннего перевоплощения: изменение логики поступков, манеры поведения. Фантазия и копирование поведения прототипов как средства внутреннего перевоплощения. Приемы внешнего перевоплощения: изменение облика, пластики. Переживание роли и представление роли в экскурсии с точки зрения эффекта воздействия на чувства зрителя.

Тема 4.11. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация.


Практика. Тестирование. Ролевая игра: «Я экскурсовод».

Тема 4.12. Экскурсии.

Практика. Экскурсии по музеям Таштагольского района.


1.4. Планируемые результаты

В процессе изучения данной программы учащиеся достигнут следующих результатов:

Предметные результаты:


  • Приобретут знания, умения и навыки экскурсионной деятельности.

  • Получат опыт работы с различными источниками информации (публикации, архивные материалы, кино- и фотодокументы, статистику).

  • Научатся проводить экскурсии.

  • Расширят знания о природном, культурно-историческом наследии края.


Метапредметные результаты:

  • Выработают потребность грамотно строить свою речь, использовать приемы выразительности и эмоциональности.

  • Приобретут навык публичных выступлений.

  • Разовьют способность к самостоятельному поиску и анализу.

Личностные результаты:

  • Сформируют активную гражданскую позицию, творческую инициативность, способность самостоятельно делать свой выбор.

  • Сформируют чувство уважения к историческому прошлому и настоящему города и края, личностям, оставившим заметный след в историко-культурном наследии региона.

К концу обучения учащиеся будут:

знать:

  • основные понятия и определения сферы экскурсионной деятельности;

  • основные требования к экскурсионному объекту, маршруту, тексту экскурсии;

  • особенности тематических, обзорных экскурсий;

  • основы ораторского мастерства и актерского искусства в работе экскурсии основы коммуникативного общения.

уметь:

  • правильно отображать экскурсионные объекты, раскрывающие тему;

  • составлять экскурсионный маршрут;

  • владеть методикой экскурсионного рассказа и показа;

  • владеть коммуникативными навыками.

  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Режим организации занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ЮНЭК» (Юные экскурсоводы) определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.4.3172 -14, пункт 8.3, приложение 3).

Начало учебного года – до 15 сентября.

Окончание учебного года – 31 мая.

Продолжительность занятий – 45 минут, перерыв – не менее 10 минут.



Срок реализации программы

Объём учебных часов

Всего учебных недель

Режим работы

Количество учебных дней

1

1 год

140

35

2 раза в неделю по 2 часа

70