Файл: Учебное пособие для студентов Астана, 2015 2 удк ббк авторский знак рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Пороговый уровень тиреотропного гормона (ТТГ) в сухом пятне
крови ребенка до 7 дней жизни составляет 20 МЕмл.
Дети, имеющие в крови концентрацию ТТГ от 20 до 50 МЕмл, должны быть обследованы повторно. При концентрации ТТГ выше 50 МЕмл вероятность гипотиреоза возрастает, а при уровне ТТГ выше 100 МЕмл она максимальна.
Скрининг слуха
Скрининг слуха детей раннего возраста проводится в детских поликлиниках и других организациях первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) в следующие декретированные сроки:
1) детям в возрасте до 1 года - ежеквартально;
2) детям до 3 лет - 2 раза в год, независимо от результатов редыдущего скрининга.
Скрининг слуха детей раннего возраста включает в себя: сбор анамнеза, выяснение факторов риска по тугоухости и глухоте, заполнение анкеты-вопросника и объективный аудиологический скрининг методом
ВОАЭ. Скрининг и диагностика нарушений слуха проводится в родильном доме или родильном отделении всем новорожденным на 2-3 сутки жизни врачом-неонатологом или специально обученной медицинской сестрой. В отдельных случаях по состоянию ребенка скрининг проводится на 2-м этапе выхаживания. (Приложение 16)
Результаты скрининга слуха и сведения по факторам риска по тугоухости и глухоте вносятся в историю развития новорожденного
(форма № 097/у) и должны быть отражены в выписке из родовспомогательного учреждения.
Детям, прошедшим скрининг слуха (аудиологический скрининг) с отрицательным результатом, не имеющим факторов риска (табл.1) и не нуждающимся в наблюдении невропатолога и других специалистов, дальнейшее исследование слуха проводится в соответствии с пунктом 10.
При выявлении риска нарушения слуха и нарушения слуховой функции в результате проведенных скрининговых обследований новорожденный направляется в специализированный сурдологический кабинет на углубленное аудиологическое обследование.

27
Таблица 1. Факторы риска по тугоухости и глухоте новорожденных и
детей раннего возраста
№ Факторы риска
1 ранние, поздние и длительно текущие гестозы
2 токсикозы и угроза прерывания беременности
3 резус-конфликт матери и плода
4 новообразования матки, применение цитостатиков
5 перенесенные инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, грипп, ангина, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, хламидиоз, трихомониаз, СПИД и другие)
6 ототоксические препараты (антибиотики аминогликозидного ряда – стрептомицин, блеомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, неомицин и другие), лекарственные препараты – фуросемид, аспирин, хинин), применяемые матерью во время беременности и ребенком
7 анемия, сахарный диабет, тиреотоксикоз
8 стремительные, запоздалые, преждевременные, затяжные роды
9 ягодичное и тазовое предлежание плода
10 центральное расположение плаценты, частичная отслойка плаценты, кровотечение
11 наложение акушерских щипцов
12 кесарево сечение
13 выдавливание плода
14 асфиксия новорожденного
15 внутричерепная родовая травма


28 16 гипербилирубинемия (более 20 ммоль/л)
17 гемолитическая болезнь новорожденного
18 масса тела при рождении менее 1500 граммов
19 недоношенность, низкий балл по шкале Апгар
20 гестационный возраст более 40 недель (переношенность)
21 патология челюстно-лицевого скелета
22 реанимация и интенсивная терапия ребенка после рождения
23 возраст матери более 40 лет (поздние роды)
24 наследственные заболевания у матери, сопровождающиеся поражением слухового анализатора (Ваарденбурга синдром, Ушера синдром, ото-палато-двигательный синдром и др.)
25 наличие тугоухости у родителей и ближайших родственников

29
Порядок
проведения скрининга и диагностики нарушений слуха у детей
раннего возраста методом регистрации задержанной вызванной
отоакустической эмиссии (ВОАЭ)
Рис.3. Регистрация задержанной вызванной отоакустической эмиссии предназначена для проведения скрининговых обследований слуха у детей.
Подготовка ребенка к обследованию
1. Наружный слуховой проход должен быть очищен от серы или послеродовой смазки. Ребенок должен лежать так, чтобы было обеспечено удобное положение головы при проведении измерений. Для получения наилучших результатов измерений ребенок должен оставаться в спокойном положении неподвижно, не должен плакать или кричать на время проведения теста.
2.
Подготовка инструмента к работе.
Тестовый вкладыш должен быть подобран в зависимости от размера наружного слухового прохода ребенка. Тестовый вкладыш надевается на наконечник пробника до упора.
3.
Проведение обследования.
Во время проведения теста прибор должен находиться в руке врача.
Включить прибор можно, нажав на нижнюю клавишу на лицевой панели прибора. Затем аккуратно вставляется пробник в наружный слуховой проход. Пробник должен располагаться в наружном слуховом проходе ребенка плотно и комфортно.
Выбор тестируемого уха, производится при нажатии на левую L клавишу (будет протестировано левое ухо) или на правую R клавишу
(будет протестировано правое ухо). Прибор начинает работу автоматически.

30
В помещении, где проводится тест должно быть тихо.
4.
Интерпретация результатов обследования.
При нормальном завершении теста на экране прибора будет написано "ПРОШЕЛ". В этом случае состояние слуховой функции пациента сохранено.
В случае если на экране появилась надпись "НЕ ПРОШЕЛ", это означает, что отоакустическая эмиссия не зарегистрирована и пациент должен быть отнесен к группе риска и направлен на углубленное аудиологическое обследование.
2.3 Правила проведения комплексной оценки состояния здоровья
детей
При комплексной оценке состояния здоровья ребенка учитываются следующие признаки:
1) наличие или отсутствие отклонений в анамнезах (наследственный, биологический и социальный);
2) функциональное состояние органов и систем;
3) резистентность и реактивность организма;
4) уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития;
5) наличие хронического заболевания, врожденной патологии.
По состоянию здоровья дети распределяются на группы
здоровья:
1) первая группа - здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья: редко болеющие (до 3-х раз в год), с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, не имеющие отклонения в анамнезе
2) вторая группа А- дети с факторами риска по данным биологического и социального анеамнеза
вторая группа Б – дети, имеющиефункциональные отклонения, с начальными изменениями в физическом, нервно-психическом развитии, часто болеющие дети, но не имеющие хронических заболеваний, дети перенесшие острые заболевания которые требуют диспансерного наблюдения.
3) третья группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма;
4) четвертая группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями;


31 5) пятая группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.
2.4 Проведение патронажа детей до 5 лет
Патронажное профилактическое наблюдение детей раннего возраста проводится медицинским работником организации ПМСП на дому и в медицинских организациях с целью сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Медицинский работник ПМСП при проведении патронажа обращает внимание на уход за ребенком в семье (обеспечение полноценного питания и создание безопасной среды, стимулирующей развитие ребенка), обеспечивает своевременное принятие мер по выявлению и предупреждению заболеваний, формированию знаний и навыков поведения родителей во время болезни ребенка.
Частота обязательных патронажных наблюдений детей до 5-летнего
возраста
осуществляется
в
следующем
порядке:
1) период новорожденности и наблюдение за младенцем до 2 месяцев
(таблица2)
Таблица 2 Период новорожденности и наблюдение за младенцем до 2 месяцев
№ п/п
Возраст ребенка
Количество посещений врачом/фельдшером медицинской сестрой
1 Первые 3 дня после выписки из родильного дома
1 – совместный осмотр на дому врачом и медицинской сестрой
2 7-й день жизни
- на дому
3 14-й день жизни
1 - на дому
-
4 21-й день жизни
- на дому
5 28-й день
- на дому
6 1 месяц
1 - на приеме
-

32 7 До 2 месяцев
- на дому
8 Итого:
Всего 8 осмотров, из них:
3 осмотра врача/фельдшера
5 медицинской сестры
2) период первого полугодия жизни (до 6 месяцев)
Таблица 3 Период первого полугодия жизни (до 6 месяцев)
№ п/п
Возраст ребенка
Количество посещений врачом/фельдшером медицинской сестрой
1 2 месяца
1 - на приеме
1 - на дому
2 3 месяца
1 - на приеме
1 - на дому
3 4 месяца
1 - на приеме
1 - на дому
4 5 месяцев
1 - на приеме
1 - на дому
5 6 месяцев
1 - на приеме
1 - на дому
6 Итого:
Всего 10 осмотров, из них:
5 осмотров врача
5 осмотров медицинской сестры
2) период второго полугодия жизни (от 6 до 12 месяцев)
Таблица 4. Период второго полугодия жизни
№ п/п
Возраст ребенка
Количество посещений врачом/фельдшером медицинской сестрой


33 1 7 месяцев
1 - на приеме
1 - на дому
2 8 месяцев
1 - на приеме
1 - на дому
3 9 месяцев
1 - на приеме
1 - на дому
4 10 месяцев
1 - на приеме
1 - на дому
5 11 месяцев
1 - на приеме
1 - на дому
6 12 месяцев
1 - на приеме
1 - на дому
7 Итого:
Всего 12 осмотров, из них:
6 осмотров врача/фельдшера
6 медицинской сестры
4) период второго года жизни (от 12 до 24 месяцев)
Таблица 5 Период второго года жизни
№ п/п
Возраст ребенка
Количество посещений врачом/фельдшером медицинской сестрой
1 1 год 3 месяца
1 - на приеме
1 - на дому
2 1 год 6 месяцев
1 - на приеме
1 - на дому
3 1 год 9 месяцев
1 - на приеме
1 - на дому
4 2 года
1 - на приеме
1 - на дому
5 Итого:
Всего 8 осмотров, из них:
4 осмотра
4 медицинской сестры

34 врача/фельдшера
5) период третьего года жизни (от 24 до 36 месяцев)
Таблица 6 Период третьего года жизни
№ п/п
Возраст ребенка
Количество посещений врачом/фельдшером медицинской сестрой
1 2 года 6 месяцев
1 - на приеме
1 - на дому
2 3 года
1 - на приеме
1 - на дому
3 Итого:
Всего 4 осмотра, из них:
2 осмотра врача/фельдшера
2 осмотра медицинской сестры
6) период четвертого и пятого года жизни (от 36 до 60 месяцев)
Таблица 7 Период четвертого и пятого года жизни
№ п/п
Возраст ребенка
Количество посещений врачом/фельдшером медицинской сестрой
1 4 года
1 – на приеме
1 – на дому
2 5 лет
1 – на приеме
1 – на дому
3 Итого:
Всего 4 осмотра
2 осмотра
2 осмотра медицинской

35 врача/фельдшера сестры
2.5 Цели и задачи патронажа детей до 5 лет
Медицинский работник при патронаже осуществляет на основании протокола профилактики, диагностики и лечения основных заболеваний у детей до 5 лет в соответствии с принципами интегрированного ведения болезней детского возраста, рекомендованными ВОЗ (далее - ИВБДВ) следующие меры:
1) правильную оценку состояния здоровья новорожденного и младенца до 2 месяцев (раннее выявление опасных признаков, видимых пороков развития и прочее);
2) оценку состояния ухода за новорожденным и младенцем до 2 месяцев (детская кровать, предметы ухода, одежда, игрушки);
3) оценку состояния здоровья матери (лактостаз/мастит, послеродовая депрессия, пирамида питания кормящей матери);
4) проверку состояния лактации и обучение технике кормления грудью
(правильное положение и прикладывание к груди «4-3-4), обучение преимуществам грудного вскармливания;
5) обучение уходу за ребенком, включая период «младенец до 2 месяцев»;
6) оценку психомоторного и социального развития (достаточное внимание к ребенку через игру и общение);
7) введение прикорма в соответствии с рекомендациями ИВБДВ «Уход за детьми раннего возраста»;
8) профилактику рахита и микронутриентной недостаточности
(железо, витамин
А, цинк);
9) оценку санитарного состояния и безопасности окружающей ребенка обстановки: гигиена жилья (кровать, постельные принадлежности, место для игр), одежда, игрушки, посуда и предметы ухода;
10) обучение комплексам гимнастики и массажа, дренажного массажа при болезни;
11) обучение родителей или иных лиц, непосредственно осуществляющих уход за ребенком, правилам ухода во время болезни ребенка, понятиям и навыкам «общие признаки опасности», «как кормить, как поить больного ребенка», «когда вернуться немедленно»;
12) профилактику травматизма, насилия и пренебрежительного отношения к ребенку в семье, формирование ответственности семьи за здоровье ребенка;
13) контроль выполнения матерью или иных лиц, непосредственно осуществляющих уход за ребенком, предписанных ранее рекомендаций;
14) контроль за своевременной вакцинацией ребенка в соответствии с