Файл: Технология триз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Попробуйте представить себе, как выглядит волшебник, и нарисуйте его.

Желательно сразу же обратить внимание детей на то, что рисунки должны быть оригинальными, непохожими на другие.

В конце занятия демонстрируются работы всех детей и в каж​дой воспитатель отмечает что-то положительное, интересное, сво​еобразное.

Упражнение 1 Б «Что я вижу?»

Нужно назвать все, что видишь вокруг: вначале среди большой группы объектов (Что я вижу на прогулке? Что я виэюу в музыкальном зале? За окном? и т. д.), затем по отдель​ным крупным и мелким объектам (Что я вио/су на стене? Что я виэ/су на чашке? и т. д.).

Воспитатель отмечает необычные, оригинальные ответы.

ЗАНЯТИЕ 2 А Прием фантазирования «Дробление — объединение»

Цели: развивать аналитико-синтетические умения; позна​комить с приемом фантазирования «дробление — объединение»; развивать воображение.

Оборудование: рисунки мифологических существ.

1. Беседа о Волшебнике «Дели-Соедини».

И.: Шел по городу волшебник... Его никто не видел, но все видели, что он делал: стоял велосипед — он его разобрал по

53
деталям; росло дерево — он с него сбросил все листья, а потом и ветки; приготовили пирог --он его разделил на кусочки... А в другой раз шел и делал все наоборот: кирпичи лежали — он построил дом; бревна плыли — сделал плот; цветы росли -составил букет...

В.: Как вы думаете, как могут звать такого волшебника?

В.: Да, действительно он умеет все разделять и соединять, поэтому его так и зовут Дели-Соедини. Сегодня на занятии мы попробуем выполнить его задания...

2. Упражнение на дробление и объединение объектов.

Воспитатель показывает один какой-либо объект и спра​шивает у детей: «Сколько?»

В.: Вы говорите, что один, а Дели-Соедини утверждает, что много! Расческа одна, но в ней много зубчиков; книга одна, но в ней много страниц... Назовите еще предметы, которые могут быть «один, но много».

В.: А еще этот волшебник — великий изобретатель. Он при​думывает разные предметы, которых раньше не было. Взял и соединил стиральную машину и утюг, что получилось? Нра​вится ли вам это изобретение?

Воспитатель называет несколько «проектов» (чашка и блюдце, веник и тряпка, карандаш и линейка, стол и лампа и др.) и предлагает обсудить, для чего нужен такой предмет, что в нем хорошего, что плохого.

3. Игра «Раздели-соедини».

Воспитатель называет различные части тела и команды «Дели!» или «Соедини!». Например: «Руки — соедини!», «Ноги -раздели!», «Головы — соедини!», «Пальцы — раздели!» и др.


Дети указанные части должны соединить (сблизить, объе​динить, иногда с кем-то в паре) или разъединить (показать изо​лированно, отдельно).

4. Фантазирование.

В.: Дели-Соедини — это Волшебник, поэтому он очень лю​бит сказки... Вначале он сказки делит... Попробуйте узнать, какую сказку он разделил, если известны ее «части»: дед, баб​ка, курочка, яйцо, мышка...

Аналогично разделяются еще несколько сказок.

54

В.: Эту сказку он начал делить, но не успел до конца. В ней есть собака, кошка, мышка... Кто еще?

(Дети называют остальных персонажей сказки «Репка»; аналогично рассматривается еще несколько сказок.)

В.: Потом волшебнику уже расхотелось делить и он начал соединять... И вот с какими сказочными героями он нам пред​лагает придумать сказку: Змей-Горыныч, Буратино, Русалка, гномики, Винни-Пух...

Вначале сообща выбирается главный герой, его друзья и враги, место действия, «проблема» (что случилось с главным героем), а затем коллективно придумывается сказка.

Желательно, чтобы воспитатель выполнял организующую и направляющую функцию, помогал выбрать наиболее лучший вариант из числа предложенных детьми, а не давал свой, уже го​товый. Рекомендуется воспитателю делать по ходу соответству​ющие записи, чтобы в конце можно было прочитать детям гото​вую сказку (окончательный вариант).

5. Практическая работа.

В.: А еще Дели-Соедини — художник. Это именно он при​думал и нарисовал русалку, дракона, кентавра...

(Воспитатель показывает соответствующие изображе​ния и обсуждает с детьми, как они «сделаны», из каких состо​ят частей.)

В.: Попробуйте и вы нарисовать необычных животных, со​единив части различных других животных...

6. Подведение итогов.

Упражнение 2 Б «Если бы...»

Предлагается придумать объект с необычными свойствами или функциями: «Если бы деревья стали усатыми...», «Если бы лужи могли петь...», «Если бы дома могли летать...», «Если бы люди пе​рестали спать...» и др. и описать последствия такого допущения.

ЗАНЯТИЕ 3 А Метод фокальных объектов (МФО)

Цели: познакомить с игрой «Да-нетка»; систематизировать представления о свойствах объектов; развивать умение пере-

носить свойства с одного объекта на другой; развивать фан​тазию.

Оборудование: различные игрушки.

1. Игра «Да-нетка».

На столе в линию выложено семь предметов (или карти​нок), нужно отгадать, какой именно задумал воспитатель. (На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».)

Вначале с воспитателем играет Игрушка, чтобы показать детям правила игры. Предметы: щетка, арбуз, иголка, краски, ботинок, гвоздь, флажок.



В.: Я загадала какой-то предмет. Отгадай его, только воп​росы должны быть такие, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет». Игра называется «Да-нетка».

И.: Это краски?

В.: Нет.

И.: Это справа или слева от красок?

В.: Я не могу ответить на такой вопрос. Спроси иначе.

И.: Это справа от красок?

В.: Нет.

И.: Значит, это слева. Это арбуз?

В.: Нет.

И.: Это справа от арбуза?

В.: Да.

И.: Значит, это иголка!

В.: Да. Ты смогла отгадать после пяти вопросов. Может быть, ребята смогут быстрее?

И.: Сейчас посмотрим!

Игра проводится 2-3 раза. Ее можно усложнить, можно пред​ложить плоскостную «Да-нетку»: расположить на столе в произ​вольном порядке 9-10 предметов, с четким разграничением: ввер​ху, внизу, справа, слева. Нужно отгадать задуманный объект.

2. Упражнение «Назови признаки».

Воспитатель оставляет на столе 3-4 предмета из далеких друг от друга тематических групп. Например, гвоздь, ботинок, арбуз...

Нужно назвать как можно больше признаков этих предме​тов. Можно организовать соревнование: к какому из предме​тов получится подобрать больше всего признаков (подсчиты​вать по ходу, можно при помощи фишек).

56

3. Физкультминутка «Мальчики — девочки».

На слово «Мальчики!» руки нужно поставить на пояс, на слово «Девочки!» — взяться за «юбочку».

Кроме слов «мальчики» и «девочки», в игре используются различные имена (в том числе и сказочных героев).

При проведении физкультминутки желательно использовать «ловушки» (имена Саша, Женя; слова жадина, зазнайка, сопя) и отслеживать реакцию детей на них.

4. Использование приема МФО.

В.: Мальчики очень любят играть с машинками, а девочки — с куклами. А давайте попробуем придумать такие машинки и кук​лы, которых еще никто никогда не видел, которых нигде никогда не было. Вначале будем придумывать куклы (потому что мальчи​ки девочкам всегда уступают, не так ли?), а потом машинки.

Воспитатель называет некоторые признаки из п. 2 и пооче​редно присоединяет их к объекту, предлагая детям принять уча​стие в обсуждении: Как такое может быть? Для чего это мо​жет быть полезным? и др.

Желательно присоединять только нетипичные, нехарактер​ные для данного объекта признаки, которые позволяют полу​чить интересные идеи. Например: сладкая кукла, острая кук​ла, кукла с косточками; машинка со шнурками, круглая машинка, машинка с «ушком» и др.


В конце работы желательно проговорить последователь​ность придумывания новой игрушки.

5. Практическая работа.

Рисование самой интересной куклы, самой интересной ма​шинки (по выбору ребенка).

6. Подведение итогов.

Можно проговорить процесс усовершенствования игрушки: выбирается игрушка для преобразования, называется несколь​ко объектов, а их отличительные признаки «примеряются» к ис​ходной игрушке.

Упражнение 3 Б «Необычное в обычном»

Воспитатель обращает внимание детей на любую обычную ситуацию (с деревьев падают листья, на завтрак принесли кашу,

57

проехала машина, пробежала собака и др.) и предлагает при​думать необычное (волшебное, фантастическое) объяснение данной ситуации. Например: с деревьев падают листья, пото​му что они уходят на работу; от этой каши станешь велика​ном; эта машина может ездить без шофера, она сама думает, куда поехать, и др.)

ЗАНЯТИЕ 4 А

Прием фантазирования «Увеличение — уменьшение»

Цепи: познакомить с приемом фантазирования «увеличе​ние -- уменьшение»; активизировать мышление путем разре​шения проблемных ситуаций; воспитывать умение сопережи​вать; формировать коммуникативные навыки.

Оборудование: мяч.

1. Знакомство с волшебником.

В.: Сегодня к нам пришел еще один волшебник, он тоже не​видимка, но он очень много чего умеет делать. Он умеет все превращать в большое или маленькое. Это он сделал так, что​бы появились гномики и Дюймовочка, чтобы были лилипуты и великаны. Его зовут Великан Крошка, потому что он сам тоже может быть громадным великаном ростом с...

(Воспитатель предлагает детям предположить, какого роста может быть великан, и на все их предположения отве​чает: «Нет, еще больше!», пока не назовут «до космоса».)

Еще он может уменьшаться и становиться таким крошеч​ным, как...

Аналогично воспитатель предлагает назвать детям различ​ные степени уменьшения (можно в форме игры с мячом), конт​рольный ответ — «маленькие человечки» (молекулы).

2. Решение проблемных ситуаций.

И.: Я тоже хочу изменять свой рост, как этот великан!

В.: Для чего тебе это нужно?

И.: Так интереснее, много можно сделать и успеть.

В.: Ребята, а вы бы хотели уметь изменять свой рост, как Ве​ликан Крошка? Когда бы хотели быть большого роста, когда ма​ленького?

В.: А представьте, что Волшебник взял и выполнил ваши желания, — и вы все превратились в великанов, а вот это (вос​питатель показывает на столики) -- крыши ваших домов. А как теперь вам попасть домой, где вы будете жить?


В.: Хорошо ли быть великаном, почему?

В.: Тогда Великан Крошка превращает вас в маленьких, крошечных человечков, меньше муравья. Вот вечером за вами в садик придет ваша мама, но ведь вас даже не увидит и не услышит, чтобы забрать домой. Что вы будете делать?

В.: Нравится ли быть крошками?

И.: А на самом деле вы и так и большие и маленькие, и великаны и крошки. Большие вы для кого? А маленькие по срав​нению с чем?

3. Физкультминутка «Великаны -- Крошки».

По команде «Великаны!» дети идут на носочках с подня​тыми руками, по команде «Крошки!» — передвигаются на кор​точках, руки на коленях.

Воспитатель дополнительно использует слова, показыва​ющие сравнение (типа «для слона», «для мухи» и др.), и назва​ния сказочных героев (мальчик-с-пальчик, Бармалей и др.).

4. Обсуждение сказки-задачи.

Жил-был мальчик. Было ему 5 лет. Звали его Кузя. Он был веселый, любил бегать, прыгать, рисовать, играть в раз​ные игры, но был у него недостаток: он все время всех дразнил. Одному мальчику он говорил, что у него короткий нос, друго​му -- что у него большие уши, девочке -- что у нее толстые Щеки... И поэтому с Кузей никто не хотел водиться.

И вот однажды вечером, когда мальчик ложился спать, он разозлился, что с ним никто не дружит, и решил, что назавтра он будет не просто дразнить ребят, но и нарисует их портреты с короткими носами, длинными зубами, толстыми щеками, боль​шущими ушами... И довольный сам собой, уснул...

Но его мысли подслушал Великан Крошка и превратил его в мальчика, которого никто никогда не видел: уши у него ста​ли даже больше, чем у слона, они были до самой земли и еще немножко больше...

Когда Кузя проснулся, он вначале даже не понял, что с ним -лучилось, что это за такие громадные подушки рядом с ним тежат, но когда подошел к зеркалу, то увидел, что это у него стали такие уши...
Кузя горько заплакал, но слезами горю не поможешь: уши меньше не становились. И надо умываться, завтракать, идти в детский сад...

Обсуждение: как «обращаться» с ушами в этих си​туациях: могут уши как-то помочь или только мешают, как их можно использовать? (Вместо полотенца — салфетки; как быть, если шапка на уши не надевается, а без шапки идти холодно; как идти по улице, если уши «подметают» землю и др.)

*​ Наконец-то Кузя добрался в детский сад, его сразу же ок​