ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Команды произносятся в произвольных темпе и последовательности.
3. Работа с «системным оператором».
И.: Как же нам быть? У всех предметов есть и хорошее и плохое, значит, всех нужно покатать...
В.: Мы всех и покатаем, только не по всем экранам. Кто-то поедет вниз, кто-то вверх, кто-то в прошлое, а кто-то в будущее...
И.: Хорошая идея, так и сделаем!
Воспитатель поочередно помещает на центральный экран предметы и по согласованию с детьми «катает» их.
4. Подведение итогов.
ЗАНЯТИЕ 27 Анализ сказки по «системному оператору»
Цели: формировать умение системного анализа сказки; развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать; обучать использованию приема «наоборот»; развивать воображение, эмпатию.;
Оборудование: сказка «Колобок», рисунок или игрушка Ко-1 лобок, «пятиэкранка».
1. Упражнение «Какую сказку загадали?».
Приходит Игрушка с книгой «Колобок», которую пряче за спиной.
И.: Здравствуйте, ребята! Вы сказки любите?
И.: Какие сказки вы знаете?
И.: Попробуйте отгадать мою любимую сказку.
45
Игрушка загадала сказку «Колобок». Желательно, чтобы дети отгадывали сказку при помощи различных вопросов по сюжету сказки, а не просто старались угадать название.
2. Анализ сказки по «системному оператору».
И.: Кому еще нравится эта сказка?
И.: Знаете, почему эта сказка моя самая любимая? Обычно все сказки хорошо заканчиваются, а эта грустно. И мне так жалко Колобка, он был такой веселый, такой хороший, а Лиса его взяла и проглотила! Мне такой конец совсем не нравится, и я люблю придумывать другой конец к этой сказке, чтобы Колобок мог спастись...
В.: А ты можешь ребят научить так придумывать?
И.: Конечно!
В.: Но вначале давайте вспомним приключения Колобка. (Достает и показывает рисунок Колобка.)
И.: Поможет нам все вспомнить «пятиэкранка».
(Воспитатель помещает Колобка в центральную клетку.)
И.: Вот наш Колобок лежит на окошке, остывает.
(Воспитатель может дорисовать ставни к прямоугольнику.)
И.: Потом Колобок едет на лифте вниз. Из каких продуктов его бабушка испекла?
И.: Теперь Колобок едет вверх. Где он был в начале сказки?
И.: Прошлое Колобка? Чем он был раньше, откуда он появился?
И.: А что произошло потом?
Желательно, чтобы ответы детей были приближены к тексту сказки, а Игрушка «дополняла» ответы детей фрагментами сказки типа: «по сусекам поскребла» и т. д.
И.: Давайте пока не будем говорить о том, что Лиса съела Колобка, а поиграем, как будто Колобок и от нее тоже убежал.
3. Подвижная игра «Лиса и Колобок».
Правила игры (аналогично игре «Кошки-мышки»): дети образуют круг, выбираются Лиса и Колобок. Лиса догоняет Колобка, он от нее убегает. Дети в кругу перед Лисой опускают руки, а Колобка пропускают.
4. Фантазирование.
И.: В игре Колобок смог убежать от Лисы и она его не съела. А почему в сказке Лиса захотела съесть Колобка, какой он был?
46
(Воспитатель может помочь детям, называя слова: вкусный, румяный, гладкий, аппетитный, с вкусным запахом, и т. д.)
И.: В сказке Лиса съедает Колобка, потому что он такой вкусный, румяный, аппетитный. Мы с вами хотим, чтобы было наоборот, чтобы Лиса его не съела. Может быть, и свойства Колобка тоже надо изменить на противоположные: если он станет невкусным, нерумяным, будет не таким аппетитным — Лисе его есть не захочется, не правда ли?
В.: Все правильно ты говоришь, Игрушка! А как Колобок может стать невкусным?
Возможные варианты: посыпать на себя соль, обваляться в песке, залезть в лужу, прокатиться через муравейник и т. д.
И.: Мог ли Колобок сделать так, чтобы от него исходил неприятный запах?
Аналогично рассматриваются и некоторые другие свойства.
И.: Вот если бы Колобок в сказке сделал так, как мы с вами придумали, съела бы его Лиса или нет?
И.: А такая новая сказка про Колобка вам нравится?
И.: Мне тоже. Давайте в следующий раз попробуем придумать другие приключения Колобка, хорошо? А пока до свидания и спасибо, что помогли спасти Колобка!
ЗАНЯТИЕ 28
Использование ресурсов для сочинения сказки
Цели: обучать приемам сочинения загадок; развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций.
Оборудование: рисунки Колобка и Ежика.
1. Сочинение загадок.
Приходит Игрушка и приносит рисунок Колобка.
И.: Отгадайте загадку, и вы узнаете, с кем дружит Колобок.
Этот зверь вам всем знаком, ест мышей, пьет молоко. Но на кошку не похож, этот зверь — колючий... (Игрушка показывает рисунок ежика.)
47
И.: Правильно. Что вы узнали про ежика из загадки?
Давайте попробуем сами сочинить загадку. Ежик — какой?
(Дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый...)
Что еще, кроме ежика, бывает колючим (круглым, маленьким, серым...)?
Получается загадка: «Колючий, а не елка; круглый, а не колобок; маленький, а не муравей; серый, а не волк».
Поздравляю, эту загадку мы с вами придумали сами, ее никто раньше не знал.
2. Игра «Колючий — не колючий».
По команде «Колючий!» (или «Ежик!») дети («колючки») расставляют пальцы в стороны, по команде «Не колючий!» (или «Гладкий!», или «Колобок!») пальцы сжимают в кулак.
Темп и последовательность команд произвольные.
3. Сочинение сказки.
Последовательность вопросов:
Почему Колобок дружит с Ежиком?
Чем они похожи и чем различаются?
Однажды Ежик говорит Колобку: «Вот если бы и ты был колючим, тебе тоже в лесу некого бояться было бы». А как Колобок может стать колючим?
Покатался Колобок под елками, иголки прилипли — и стал как Ежик и вместе покатились. А навстречу семейка зайчат: все хотят с Колобком поздороваться. Он иголки быстро стряхнул — и прыг на руки! А Ежика все боятся трогать — уколоться можно. А как все же можно его погладить?
Поиграли с зайчатами, покатились дальше. У них еще много приключений будет. А вот про деда с бабой мы чуть не забыли. Они же были голодные, испекли Колобка, а он убежал. Совсем им больше кушать нечего... Или в лесу что-то можно найти?
4. Подведение итогов.
ЗАНЯТИЕ 29
Другая точка зрения
Цели: систематизировать представления детей о жанре сказки; познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; развивать эмпатию.
Оборудование: «волшебная палочка».
48
1. Беседа «Сказка и не сказка».
Приходит Игрушка.
И.: Я тоже сказки умею сочинять. Послушайте. Снесла курочка яичко, и баба сделала омлет.
В.: Какая же это сказка, это не сказка!
И.: Ладно, вот другая. Жила-была девочка, однажды бабушка у нее заболела, отнесла ей девочка пирожки — вот она и выздоровела!
В.: И это не сказка!
И.: Почему не сказка?
В.: Сейчас тебе ребята объяснят, чем сказка отличается от не сказки. Что бывает в сказке и что бывает «по правде».
2. Игра «Замри — отомри».
В.: А еще в сказках бывает волшебная палочка (показывает). И сейчас мы поиграем в игру: до кого палочкой дотронусь, тот заколдован. Расколдовать его могу только я или тот, кто еще сам не заколдован, может дотронуться, хорошо?
3. Прием «Другая точка зрения».
И.: А еще в сказках предметы могут разговаривать. Давайте волшебной палочкой оживим предметы в группе и послушаем, о чем они говорят.
Воспитатель дотрагивается до различных предметов, а дети от их лица рассказывают: что эти предметы любят, чего хотят, чего боятся, с кем дружат и т. д.
Примеры объектов: цветок, доска, стульчики, сандалики, игрушки и др.
4. Подведение итогов.
ЗАНЯТИЕ 30
Обобщающее занятие за год
Проводится по индивидуальным планам воспитателей.
Желательно включить упражнения и задания, охватывающие основные изученные темы (противоречия, «системный лифт», ММЧ, «пятиэкранка», другая точка зрения, ресурсы). Занятие можно провести вместе с Игрушкой в виде праздника.
49
Занятия по ТРИЗ с детьми шестого года
(второй год обучения)
а
50
I
I?
« а
6 ^
<ц О
а
"*^ и а n
«0
«а
^
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | | |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | |
Ё. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | |
в | | | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | |
0, | | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | |
к; | | | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
о. | | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
I | | | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
о. | | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
X | | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
л ю | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | 1. Повторение пройденного | 2. Прием фантазирования «Дробление — объединение» | 3. Метод фокальных объектов | 14. Прием фантазирования «Увеличение — уменьшение | 5. Свойства и признаки объекта | =: а ^ е | 7. Развитие ассоциативности (продолжение) | 8. Прием фантазирования «Оживление» | 9. Волшебник Времени | 10. Волшебник Времени (продолжение) | 1 1. Морфологический анализ | 12. Прием фантазирования «Наоборот» | 13. Сочинение сказок по приему «Бином фантазии» | 14. Обобщающее занятие по приемам фантазирования | 15. Рассказ по картинке: апалнтико-симтстичес-кие виды работы | | о X 2 н 0 1 а IX | с*. 3 1 1 | к-га 0 1 ю | 19. Прогнозирование: объект «больница» | 20. Прогнозирование: объект «самолет» | 21. Фантазирование: объект «магазин» | и 1 % ь-5 | 0 1 Ё 1с о. | 24. Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов | Ё Я Е -е г 2 и О С | р 0 Я 1 1 ч | 27. Сочинение сказок про животных | 28. Классификация растительного мира 29. Обобщающее занятие за год |
ЗАНЯТИЕ 1 А* Повторение пройденного
Цели: развивать навыки внимания, наблюдательности; повторить основные темы первого года обучения; развивать воображение.
Оборудование: карточки с рисунками, «пятиэкранка».
1. Игра «Что изменилось?».
Приходит Игрушка, спрашивает у детей, как они провели лето, чем занимались, рассказывает о себе. Предлагает вспомнить, что было на занятиях в прошлом году, а затем предлагает поиграть в игру «Что изменилось?».
Правила игры: на столе выставляются в ряд 5-7 карточек, нужно запомнить их последовательность. Потом дети отворачиваются или закрывают глаза, а воспитатель вносит различные изменения: переставляет местами, убирает или добавляет новые. Дети должны назвать, что изменилось.
Игра проводится 2-3 раза, в конце игры остается 4-5 карточек.
2. Упражнение на противоречие.
В объектах, изображенных на картинках, нужно выделить противоречия: назвать, что в них хорошего и что плохого (для кого большие — для кого маленькие; для кого тяжелые — для кого легкие и др.).
3. Работа по «пятиэкранке».
Для тех же объектов нужно назвать надсистему (где встречаются?) и подсистему (из каких частей состоят, из какого материала сделаны?). Затем рекомендуется вспомнить, какие бывают «маленькие человечки».
4. Игра «Твердое, жидкое, газообразное».
По команде «Твердое!» нужно всем взяться за руки; по команде «Жидкое!» — руки на пояс и стоять или ходить по группе; по команде «Газообразное!» — нужно бегать.
Воспитатель может называть конкретные названия каких-то однородных объектов (дерево, молоко, дым и др.), дети должны соответственно реагировать. В конце можно показать «спектакль» с участием всех человечков. Например, мячик плавает в воде или открытый флакон одеколона.
"Основное занятие идет под буквой А, познавательное — под буквой Б.
5. Работа по «пятиэкранке» (продолжение).
Назвать прошлое и будущее объектов на карточках.
6. Практическая работа.
В.: В прошлом году на занятиях с Игрушкой вы научились находить, что хорошего и что плохого есть в разных предметах и ситуациях, учились ездить по «пятиэкранке», познакомились с «маленькими человечками» и пробовали говорить от лица разных предметов, угадывая их мысли и чувства...
В этом году на занятиях вы будете сочинять много разных сказок, будете придумывать разные интересные предметы... Вы станете маленькими волшебниками... А ведь еще бывают и настоящие волшебники, которые живут в сказках и делают разные чудеса.