Файл: Технология триз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оборудование: «системный лифт», игрушки, наборы кар​точек.

1. Проблемная ситуация.

Приходит Игрушка.

И.: Сегодня на занятии мы с вами будем кататься на лиф-

Но вначале попробуйте ответить на вопрос: «У меня есть

ДРУГ Слоненок. Он живет в многоэтажном доме с лифтом, но

Икогда им не пользовался, почему?»
36
В процессе обсуждения дети высказывают различные ва​рианты («слишком тяжелый», «не помещается», «боится сло​мать» и др.), контрольный ответ: «он живет на первом этаже».

2. Работа с «системным лифтом».

Воспитатель показывает схему дома (см. занятие 19) и ком​ментирует ее.

В.: Нашим лифтом мы будем пользоваться очень часто, и ездить нам придется по всем трем этажам. Вспомним, что на​ходится на каждом из этажей: на втором этаже, посередине, живут самые разные предметы...

И.: На первом этаже — части, из которых они состоят. А на третьем этаже находятся места, где эти предметы могут быть.

В.: Представьте себе, что на втором этаже этого домика живет ромашка (помещает изображение па схему). Что будет находиться на первом этаже?

Д.: Части цветка: лепестки, серединка, стебелек, листочки, корни.

В.: А что будет на третьем этаже, где может быть ромашка?

Д.: Клумба, букет, ваза с цветами, поляна в лесу...

Аналогично рассматриваются «торт», «гитара», после чего еще 2-3 объекта, предложенные детьми.

3. Игра «Вперед — назад».

Дети становятся в одну линию и закрывают глаза. Воспи​татель дает команды «Вперед!», «Назад!», указывая количество шагов.

По окончании игры дети открывают глаза и смотрят, на​сколько согласованно они действовали (сохранилась ли линия?).

4. Работа с «системным лифтом».

В.: Все жители домика тоже вышли погулять, а потом за​были, кто на каком этаже живет. Помогите им вернуться.

Воспитатель предъявляет наборы из трех карточек, нужно расставить по порядку: место -- предмет -- часть (надсисте-ма, система, подсистема).

Примерные наборы карточек:

рукав, платье, манжеты;

клюв, птица, голова;

дерево, лист, ветка;

комната, дом, улица;

стена, комната, обои.

При анализе двух последних вариантов дети убеждаются в том, что один и тот же объект («комната») может быть и системой и надсистемой в зависимости от других объектов, с ним связанных.

5. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 21


Обобщающее занятие по над- и подсистемам

Цели: закрепить представления о над- и подсистемах объек​тов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт». 'оборудование: «системный лифт», наборы карточек.

1. Упражнение «Назови этаж».

Приходит Игрушка.

И.: Мне очень понравилось кататься на лифте, давайте се​годня снова будем ездить. Только вначале повторим, на каком этаже что живет.

После этого воспитатель предлагает детям поиграть в игру: называется объект, а дети (хором или «на пальцах») указыва​ют номер этажа.

Примерные объекты для игры:

обивка, сиденье, стул;

начинка, коробка, конфета;

хвост, медведь, спина;

колесо, спица, велосипед;

буква, страница, книга.

2. Игра «Первый, второй, третий».

Воспитатель называет номер этажа, и дети должны со​ответственно реагировать: «третий» -- «руки вверх», «вто​рой» — «руки в стороны», «первый» -- «руки вниз».

3. Работа в группах.

Каждая группа получает набор карточек. Их нужно разло​жить последовательно от надсистемы к подсистеме.

Для проверки дети выходят к наборному полотну, где

>оъясняют свою точку зрения. Например: «Карточку с птицей

-тавим на второй этаж. Крыло — на первый этаж, потому что

' часть птицы; а гнездо --на третий этаж, потому что это

лесто, где находится птица».

Желательно, чтобы дети указывали дополнительные над-системы и подсистемы, которых нет на карточках. Например: «У птицы есть еще другие части: голова, туловище, хвост, лап​ки...» или «Птица еще может находиться в небе, в лесу на вет​ке, сидеть на крыше...».

4. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 22

Прошлое

Цели: обобщить представления детей о прошлом различ​ных объектов; развивать умение инсценировать. Оборудование: мяч.

1. Беседа «Что было раньше?».

Приходит Игрушка и начинает спрашивать у детей, а кем она была раньше, откуда она взялась? (А еще раньше? А еще раньше?).

И.: А про себя вы знаете, какими вы были раньше? Как вы выглядели, как разговаривали, что умели делать? Откуда вы появились?

2. Физкультминутка.

Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Про ля​гушат» и предлагает его инсценировать:

Раньше были мы икрою,

ква-ква!

А теперь мы все герои,

Ать-два!

Головастики мы были,

Ква-ква!

Дружно хвостиками били,

Ать-два!

А теперь мы лягушата,

Ква-ква!

Прыгай с берега, ребята,

Ать-два!

И с хвостом и без хвоста

Жить на свете — красота!

40

3. Игра с мячом «Чем было раньше?..».



Воспитатель называет различные объекты, а дети должны ответить, чем они были раньше (как появились).

Примеры объектов: дом, платье, книга, птица, машина, яблоко, молоко, рисунок, хлеб, дождь и др.

Рекомендуется по возможности выстраивать как можно более длинные цепочки. Например: хлеб раньше был мукой, мука — зер​ном, зерно — колосом, колос — зернышком и т. д.

Вывод: у любого предмета или существа есть прошлое, т. е. то, что с ним было раньше.

4. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 23 Будущее человека

Цели: систематизировать представления о единицах изме​рения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

1. Упражнение «Что потом?».

Приходит Игрушка и рассказывает:

- Я очень люблю мультфильмы, сказки... Особенно мне интересно продолжение, знать, что будет потом. Я даже приду​мала игру, которая так и называется. Давайте поиграем. Вы утром встали — и что потом?

И.: Умылись — и что потом?

Аналогично формулируются вопросы ко всем действиям, совершаемым за весь день до момента «легли спать».

Далее последовательно рассматриваются темы: дни неде​ли (Сегодня вторник, а что потом? а потом?), времена года (Сейчас весна, а что потом?), возрастные изменения (Сейчас вам 4 года, вы ходите в садик, а что потом?).

Можно использовать вопросы, предусматривающие от-$еты с антонимами (например: Сейчас вы маленькие, а по​том? (большие), Сейчас вы дети, а потом? (взрослые), Сей-цас вы низкие, а потом? (высокие) и т. п.).

41
2. Игра «Большие — маленькие».

Правила игры аналогичны правилам игры «Карлики и ве​ликаны».

3. Беседа «Будущее человека».

Вопросы для обсуждения:

Сейчас вы маленькие, а потом за один день вдруг станете взрослыми, так бывает?

А как бывает? Расскажите всю «цепочку» жизни человека (рождается, дошкольник, школьник, взрослый, старый, умирает).

Что происходит с человеком (какой он), чем занимается в каж​дом возрасте? (Дети могут приводить конкретные примеры о сво​их родителях, старших братьях и сестрах, бабушках и дедушках.)

4. Подведение итогов.

Желательно подчеркнуть, что у каждого ребенка впереди еще долгая-долгая жизнь, в которой будет много нового и интересного.

ЗАНЯТИЕ 24

Будущее предметов

Цели: развивать умение прогнозировать; формировать на​вык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать.


Оборудование: мяч.

1. Упражнение «Что потом?».

Воспитатель называет различные объекты, а дети отвеча​ют, что с ними будет в дальнейшем.

Важно подчеркнуть, что возможен не один вариант раз​вития, а множество (цветок может съесть корова, из него могут сделать украшение или духи, подарить или поставить в вазу, он может засохнуть и др.). Упражнение желательно проводить в быстром темпе в форме игры с мячом.

Примеры объектов: мука, яйцо, кирпич, бумага, апельсин, картошка, снег, дерево и др.

2. Игра «Съедобное -- несъедобное».

Игра проводится с воображаемым мячом. Воспитатель ими​тирует движение, как бросают мяч, и называет разные слова.

42

Рели это съедобное, дети «ловят» (делают такое движение), если несъедобное — не ловят (отталкивающие движения).

" Такая игра «понарошку» активизирует внимание детей, по​зволяет одновременно играть всем детям, проходит гораздо организованнее, чем при использовании реального мяча.

3. Фантазирование.

Игрушка предлагает детям придумать про нее сказку.

Вначале произносится первое предложение, а затем дети по цепочке развивают сюжет.

Воспитатель помогает ребятам, задавая вопросы: И что было потом? Кого они потом увидели? Куда они потом пошли? Что они потом стали делать? и т. д.

Желательно, чтобы в конце воспитатель полностью рас​сказал полученную сказку.

4. Подведение итогов.

Вывод: у каждого предмета или существа есть будущее, но оно является неопределенным, поскольку мы точно не зна​ем, что произойдет.

ЗАНЯТИЕ 25

«Системный оператор»

Цели: познакомить с моделью анализа объектов «пятиэк-ранки»; развивать внимание.

Оборудование: «пятиэкранка» (наборное полотно), моро​женое, книга.

1. Знакомство с системным оператором.

Приходит Игрушка и видит схему на наборном полотне:




И.: Что это такое?

В.: Что тебе это напоминает, на что это похоже?

И.: Если бы тут был один прямоугольник, то было бы по​хоже на экран телевизора, а так не знаю.

В.: Здесь пять экранов, и такой рисунок называется «пяти​экранка».

43
И.: Еще это похоже на лифт, но на лифте можно ездить толь​ко вверх и вниз, а здесь — еще в стороны.

В.: Действительно, этот лифт может ездить во всех направ​лениях: если поехать вниз — узнаешь части, из которых состо​ишь; поедешь вверх -- узнаешь места, где можешь быть; по​едешь назад — узнаешь прошлое, вперед — будущее.

Воспитатель предлагает прокатить Игрушку по всем экранам.

2. Игра «Вверх — вниз — вперед — назад».

Дети стоят в кругу. По команде «Вверх!» дети поднимают руки вверх, по команде «Вниз!» опускают вниз, по команде «Впе​ред!» делают шаг вперед, по команде «Назад!» — шаг назад.

Команды подаются в произвольном темпе и последователь​ности, игра может проходить с выбыванием.

3. Путешествие по «пятиэкранке».

Воспитатель предлагает покатать на «пятиэкранке» самые любимые предметы: игрушки, мороженое эскимо и книгу сказок.

4. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 26 Обобщающее занятие по «системному оператору»

Цели: закрепить умение системного анализа объекта; закре​пить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»; формировать диалектическое мышление.

Оборудование: «пятиэкранка», мешок, различные предметы.

1. Анализ противоречий.

Приходит Игрушка с мешком.

И.: Мне так в прошлый раз понравилось на «пятиэкранке» кататься, что я сегодня целый мешок игрушек принесла: они тоже хотят покататься!

В.: Но ведь их так много, это будет очень долго! Что делать?

И.: А давайте будем катать те игрушки, которые облада​ют и хорошими и плохими свойствами. Если игрушка только хорошая или только плохая, ее катать не будем.

44

В.: Договорились. Итак, ребята, этот предмет хороший или плохой? Докажите, почему так думаете.

Предметы: бутылка, конфета, расческа, часы, мыло, качели, лампочка и др.

В результате обсуждения оказывается, что у всех предме​тов есть что-то хорошее и что-то плохое в зависимости от кон​кретной ситуации.

2. Игра «Хорошо — плохо».

Если воспитатель говорит «Хорошо!», дети должны хло​пать, если «Плохо!» — топать, «И хорошо и плохо!» — и хло​пать и топать.