ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ружили ребята: ведь такого они никогда не видели... Кузя приго
товился заплакать, думая, что ребята начнут его дразнить, но
никто его не обзывал, всем было его очень жалко. Но тут пришла
воспитательница и сказала:
* Кузя, какие у тебя замечательные уши! Как тебе повезло!
* А что хорошего в таких громадных ушах, одни неприят
ности...
- Ты ошибаешься. Ребята, давайте поможем Кузе приду
мать, чем такие уши могут быть полезными, что в них может
быть хорошего?
Вопрос переадресовывается детям.
В этот день в садике было интересно, как никогда. Кузины уши использовали как гамак и как горку; в бассейне на них плавала вся группа; когда играли в футбол, Кузя отбивал мячи ушами и они летели прямо в ворота; когда стало жарко, Кузя замахал ушами так, что ветром нескольких маленьких ребят подняло на дерево, но потом Кузя подставил уши и они благополучно спустились...
Вечером Кузя лег спать без одеяла: зачем, ведь можно и ушами укрываться...
- Хороший был день, и ребята были такие хорошие. Боль
ше никогда никого не буду дразнить, — подумал Кузя, засыпая.
Воспитатель предлагает детям придумать окончание сказки.
5. Практическая работа.
Нарисовать портрет волшебника Великана Крошки (великан должен быть сразу и большим и маленьким).
6. Подведение итогов.
Упражнение 4 Б
«Маленькое в большом»
Воспитатель обращает внимание детей на то, что очень многие «большие» объекты (машина, дом, экскаватор и др.)
60
содержат в себе «маленькие»: «Машина большая, а педали в ней маленькие» или «Дом большой, а кирпичи — маленькие» и т. д. и предлагает детям назвать другие подобные объекты.
ЗАНЯТИЕ 5 А Свойства и признаки
Цели: развивать пространственное воображение; систематизировать знания о признаках объектов; обучать навыкам классификации; развивать фантазию, умение переносить признаки с одного объекта на другой; развивать внимание.
Оборудование: карточки с рисунками.
1. Игра «Прятки».
Занятие начинается с сообщения воспитателя о том, что Игрушка где-то спряталась и ее нужно найти. Просто перебирать различные места будет долго и неинтересно, лучше задавать целенаправленные вопросы, ведущие к сужению круга поиска. Можно провести аналогию, нарисовав дерево с крупными ветками.
В.: Представьте себе, что на этом дереве нам нужно найти какой-то один листочек. Можно, конечно, перебирать листочки по одному, пока не найдешь нужный. А можно и другим способом: узнавать по вопросам, где он находится. Этот листочек слева от ствола? Этот листочек выше большой ветки? Этот листочек справа от маленькой ветки? и т. д. (Вопросы воспитатель сопровождает соответствующими показами на рисунке.)
После этого предлагается найти Игрушку по вопросам, предполагающим деление пространства на части. Желательно, чтобы она была спрятана в каком-либо шкафу. Тогда можно задать дополнительные вопросы: На какой полке и с какой стороны она находится?
2. Выделение признаков.
Воспитатель на столе выставляет 6—7 карточек с рисунками из разных тематических групп. Затем указывает свойство, а дети должны называть признаки данных объектов.
Например, даны карточки: крокодил, ромашка, нож, лодка, облако, мяч. Воспитатель называет свойство «цвет», дети по порядку указывают признаки: зеленый, белая с желтым, серый, ко-
61
ричневая, белый, разноцветный; воспитатель называет свойство «размер», дети — большой, маленькая, маленький, большая, большое, маленький; воспитатель называет свойство «вес», дети -тяжелый, легкая, легкий, тяжелая, легкое, легкий и т. д.
Примеры свойств: форма, вещество, запах, «съедобность», гладкость, температура и др.
При этом сразу же нужно показывать, что есть признаки, которые могут изменяться: мяч может быть и большой и маленький; лодка может быть и синяя, и зеленая, и красная; и деревянная, и резиновая и т. д.
3. Игра на переключение внимания «Цвет, вес, размер».
По команде «Цвет!» дети поднимают руки над головой, соединив их как крышу (похоже на карандаш), по команде «Вес!» -руки в стороны, показывая чаши весов, по команде «Размер!» -кладут одну руку на другую («линейка»).
Воспитатель называет в произвольном порядке различные свойства и признаки (например: цвет, красный, вес, размер, легкий, зеленый, маленький, цвет...), дети должны правильно на них реагировать.
4. Изменение признаков.
Воспитатель предлагает детям разделить все карточки на две группы и объяснить свой вывод.
- Несмотря на то что можно найти множество разнообразных признаков деления, главным отличием является то, что среди объектов есть предметы живой и неживой природы.
После этого воспитатель оставляет на столе только «неживые» объекты. Затем по каждому объекту выбирается 1—2 признака, которые нужно изменить и представить последствия такого изменения. Например: Что было бы, если бы ножи стали очень-очень острыми или очень-очень большими, как дом? Что было бы, если бы мячи стали очень тяжелыми (или очень легкими) ? и т. д.
При этом воспитатель подчеркивает, что изменились бы и функции данных объектов, они бы уже не смогли выполнять свою роль (очень тяжелый мяч для игры использовать нельзя, а что с ним теперь можно сделать?).
5. Практическая работа.
Нарисовать привычный объект, изменив какие-нибудь признаки.
62
Для рисования всем детям можно предложить один и тот же объект, предварительно обсудив, какими «обычными» признаками обладает объект и какие необычные признаки у него могут быть.
Например, арбуз круглый, полосатый, растет на земле. Можно нарисовать арбуз другой формы и цвета, растущим на дереве или передвигающимся самостоятельно и т. п.
Упражнение 5 Б «Аналогия»
Воспитатель предлагает детям придумывать различные аналогии: прямые (На что похоже это облако? Этот листок, как... ?), по признакам (Цыпленок желтый, как...? Шарик легкий, как...?), по функциям (Мячик прыгает, как...?Девочка поет, как...?).
ЗАНЯТИЕ 6 А Развитие ассоциативности
Цели: обучать навыкам ассоциативного мышления; развивать навыки театрализации, перевоплощения.
Оборудование: карточки с рисунками, бумага, чернила.
1. Игра «Теремок».
Приходит Игрушка, напоминает детям сюжет сказки «Теремок» и предлагает поиграть в «теремок».
Воспитатель раздает всем детям различные картинки или предметы, и все по очереди «стучатся» в «теремок».
«Зайти» в него можно только, если «гость» докажет, что он чем-то похож на «хозяина» (имеет сходство по каким-то признакам).
Вариант игры - Тук, тук! Кто в теремочке живет?
* Я — пчелка. А ты кто?
* А я ножницы!
* А чем вы на меня похожи?
* У тебя жало острое, а у нас — концы.
* Заходите в гости! и т. д.
Игру можно провести два раза: вначале «хозяином» будет Игрушка, и все дети должны доказать сходство с ней, а затем в
63
роли «хозяина» выступает каждый последующий «гость» (а «хозяин» становится почетным гостем).
При проведении игры во второй раз детям можно предложить обменяться картинками или раздать новые.
2. Игра-театрализация.
Воспитатель называет предметы, изображенные на картинках, а дети должны их изобразить (внешнее сходство, или действие с ним, или издаваемые звуки и т. д.).
При этом воспитатель не дает пояснений, как выполнять задание, но оценивает лучшие варианты.
3. Упражнение «Кляксы».
Игрушка показывает на листе бумаги большую кляксу и предлагает детям придумать, на что она похожа. При этом кляксу можно поворачивать в разные стороны.
Затем воспитатель предлагает детям самим сделать кляксы: лист бумаги согнуть пополам и на одну сторону капнуть чернил (гуаши), после чего лист складывается и на двух сторонах получаются отпечатки («кляксы»).
Полученные кляксы нужно дорисовать, превратить в законченные рисунки.
Можно устроить выставку готовых работ.
4. Подведение итогов.
Упражнение 6 Б «Что я знаю, что не знаю»
Воспитатель прячет любой предмет, говорит детям его название и предлагает ответить, что они могут и чего не могут сказать об этом предмете, не видя его.
Вариант упражнения
В.: Я спрятала мячик. Что вы о нем можете сказать, а что — нет, если вы его не видели?
Д.: Можно сказать, что он круглый. Не знаем, какого цвета, какого размера, что на нем нарисовано, какой он — резиновый или пластмассовый — и т. д.
Для выполнения упражнения желательно подбирать объекты, ранее незнакомые детям и являющиеся какими-то интересными, необычными.
64
ЗАНЯТИЕ 7 А
Развитие ассоциативности (продолжение)
Цели: активизировать мышление детей; систематизировать знания об объектах круглой формы; развивать ассоциативное мышление; обучать алгоритму составления ассоциативных загадок.
Оборудование: «черный ящик», расческа.
1. Проблемная ситуация «Волшебный кружок».
Приходит Игрушка, рисует кружок и предлагает детям отгадать, что это такое.
Дети высказывают свои предположения (яйцо, черепашка, голова и др.), при этом воспитатель вносит необходимые изменения в рисунок, но на все предложения Игрушка отвечает «нет».
В.: Ребята больше не знают, что это такое может быть. Скажи нам сама.
И.: Да это же просто кружок, самый обыкновенный!
В.: Нет, это не простой кружок, а волшебный -- ведь он умеет превращаться и в черепашку, и в цыпленка, и в лягушонка и др.
2. Упражнение «Назови круглое».
Дети встают и по очереди называют различные круглые предметы, которые есть в группе. Кто не смог ответить или повторился, садится.
3. Дорисовывание фигур.
И.: Сейчас я нарисую несколько картин (начинает рисовать на нескольких листах одновременно).
Ой, сколько времени! Мне срочно нужно убегать! До свидания! Дорисуйте, пожалуйста, сами!
Примеры линий:
Воспитатель предлагает дорисовать линии до законченных Фигур. Желательно, чтобы дети представили несколько вари-
65
антов. Затем проводится обсуждение и выбираются наиболее интересные, неповторяющиеся сюжеты.
4. Упражнение «Да-нетка».
Воспитатель предлагает отгадать, что находится в «черном ящике»: «Этот предмет нужен всем людям, чтобы они были красивыми».
Ответ: «Расческа».
5. Сочинение загадки.
Последовательность сочинения.
Ответить, на что похожа расческа (3-4 названия). Например, на пилу, на забор, на траву.
Ответить, чем расческа отличается от этих объектов. Например, от пилы -- тем, что расческа не пилит; от забора -тем, что на нее нельзя залезать; от травы — тем, что не растет.
Составить загадку, используя слова-связки «как», «но не». Например: «Как пила, но не пилит; как забор, но нельзя лазить; как трава, но не растет. Что это такое?».
6. Подведение итогов.
Воспитатель разучивает с детьми загадку и предлагает ее загадать родителям.
Упражнение 7 Б
«Чем похожи, чем отличаются»
Во время проведения различных режимных моментов (умывание, еда, раздевание, сборы на прогулку и др.) воспитатель предлагает сравнивать близкие по значению объекты.
Например, чем похожи и чем отличаются ложка и вилка, простыня и пододеяльник, сандалии и тапочки, куртка и пальто, полотенце и платок, шапка и кепка и др.
ЗАНЯТИЕ 8 А Прием фантазирования «Оживление»
Цели: познакомить с приемом фантазирования «Оживление»; активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазирование.
Оборудование: рисунки или игрушки сказочных персонажей.
66
1. Знакомство с Волшебником.
В.: Сегодня у нас на занятии будет Волшебник, которого вы все хорошо знаете по сказкам. Благодаря этому Волшебнику из снега получилась девочка Снегурочка, заговорило полено — и получился Буратино, а один герой сказки не только смог разговаривать, но даже и петь песни несмотря на то, что был всего лишь куском теста... (Воспитатель показывает соответствующие рисунки или игрушки.)
Чем, по-вашему, занимается этот Волшебник?