Файл: Технология триз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ружили ребята: ведь такого они никогда не видели... Кузя приго​
товился заплакать, думая, что ребята начнут его дразнить, но
никто его не обзывал, всем было его очень жалко. Но тут пришла
воспитательница и сказала:

*​ Кузя, какие у тебя замечательные уши! Как тебе повезло!

*​ А что хорошего в таких громадных ушах, одни неприят​
ности...

- Ты ошибаешься. Ребята, давайте поможем Кузе приду​
мать, чем такие уши могут быть полезными, что в них может
быть хорошего?

Вопрос переадресовывается детям.

В этот день в садике было интересно, как никогда. Кузины уши использовали как гамак и как горку; в бассейне на них плавала вся группа; когда играли в футбол, Кузя отбивал мячи ушами и они летели прямо в ворота; когда стало жарко, Кузя замахал ушами так, что ветром нескольких маленьких ребят подняло на дерево, но потом Кузя подставил уши и они благо​получно спустились...

Вечером Кузя лег спать без одеяла: зачем, ведь можно и ушами укрываться...

- Хороший был день, и ребята были такие хорошие. Боль​
ше никогда никого не буду дразнить, — подумал Кузя, засыпая.

Воспитатель предлагает детям придумать окончание сказки.

5. Практическая работа.

Нарисовать портрет волшебника Великана Крошки (вели​кан должен быть сразу и большим и маленьким).

6. Подведение итогов.

Упражнение 4 Б

«Маленькое в большом»

Воспитатель обращает внимание детей на то, что очень многие «большие» объекты (машина, дом, экскаватор и др.)

60

содержат в себе «маленькие»: «Машина большая, а педали в ней маленькие» или «Дом большой, а кирпичи — маленькие» и т. д. и предлагает детям назвать другие подобные объекты.

ЗАНЯТИЕ 5 А Свойства и признаки

Цели: развивать пространственное воображение; система​тизировать знания о признаках объектов; обучать навыкам классификации; развивать фантазию, умение переносить при​знаки с одного объекта на другой; развивать внимание.

Оборудование: карточки с рисунками.

1. Игра «Прятки».

Занятие начинается с сообщения воспитателя о том, что Иг​рушка где-то спряталась и ее нужно найти. Просто перебирать различные места будет долго и неинтересно, лучше задавать це​ленаправленные вопросы, ведущие к сужению круга поиска. Мож​но провести аналогию, нарисовав дерево с крупными ветками.

В.: Представьте себе, что на этом дереве нам нужно найти какой-то один листочек. Можно, конечно, перебирать листочки по одному, пока не найдешь нужный. А можно и другим спосо​бом: узнавать по вопросам, где он находится. Этот листочек слева от ствола? Этот листочек выше большой ветки? Этот листочек справа от маленькой ветки? и т. д. (Вопросы воспита​тель сопровождает соответствующими показами на рисунке.)


После этого предлагается найти Игрушку по вопросам, пред​полагающим деление пространства на части. Желательно, что​бы она была спрятана в каком-либо шкафу. Тогда можно задать дополнительные вопросы: На какой полке и с какой стороны она находится?

2. Выделение признаков.

Воспитатель на столе выставляет 6—7 карточек с рисун​ками из разных тематических групп. Затем указывает свой​ство, а дети должны называть признаки данных объектов.

Например, даны карточки: крокодил, ромашка, нож, лодка, облако, мяч. Воспитатель называет свойство «цвет», дети по по​рядку указывают признаки: зеленый, белая с желтым, серый, ко-

61
ричневая, белый, разноцветный; воспитатель называет свойство «размер», дети — большой, маленькая, маленький, большая, боль​шое, маленький; воспитатель называет свойство «вес», дети -тяжелый, легкая, легкий, тяжелая, легкое, легкий и т. д.

Примеры свойств: форма, вещество, запах, «съедобность», гладкость, температура и др.

При этом сразу же нужно показывать, что есть признаки, ко​торые могут изменяться: мяч может быть и большой и маленький; лодка может быть и синяя, и зеленая, и красная; и деревянная, и резиновая и т. д.

3. Игра на переключение внимания «Цвет, вес, размер».

По команде «Цвет!» дети поднимают руки над головой, со​единив их как крышу (похоже на карандаш), по команде «Вес!» -руки в стороны, показывая чаши весов, по команде «Размер!» -кладут одну руку на другую («линейка»).

Воспитатель называет в произвольном порядке различные свойства и признаки (например: цвет, красный, вес, размер, легкий, зеленый, маленький, цвет...), дети должны правильно на них реагировать.

4. Изменение признаков.

Воспитатель предлагает детям разделить все карточки на две группы и объяснить свой вывод.

- Несмотря на то что можно найти множество разнооб​разных признаков деления, главным отличием является то, что среди объектов есть предметы живой и неживой природы.

После этого воспитатель оставляет на столе только «неживые» объекты. Затем по каждому объекту выбирается 1—2 признака, которые нужно изменить и представить последствия такого изме​нения. Например: Что было бы, если бы ножи стали очень-очень острыми или очень-очень большими, как дом? Что было бы, если бы мячи стали очень тяжелыми (или очень легкими) ? и т. д.

При этом воспитатель подчеркивает, что изменились бы и функции данных объектов, они бы уже не смогли выполнять свою роль (очень тяжелый мяч для игры использовать нельзя, а что с ним теперь можно сделать?).



5. Практическая работа.

Нарисовать привычный объект, изменив какие-нибудь при​знаки.

62

Для рисования всем детям можно предложить один и тот же объект, предварительно обсудив, какими «обычными» признаками обладает объект и какие необычные признаки у него могут быть.

Например, арбуз круглый, полосатый, растет на земле. Можно нарисовать арбуз другой формы и цвета, растущим на дереве или передвигающимся самостоятельно и т. п.

Упражнение 5 Б «Аналогия»

Воспитатель предлагает детям придумывать различные ана​логии: прямые (На что похоже это облако? Этот листок, как... ?), по признакам (Цыпленок желтый, как...? Шарик легкий, как...?), по функциям (Мячик прыгает, как...?Девочка поет, как...?).

ЗАНЯТИЕ 6 А Развитие ассоциативности

Цели: обучать навыкам ассоциативного мышления; разви​вать навыки театрализации, перевоплощения.

Оборудование: карточки с рисунками, бумага, чернила.

1. Игра «Теремок».

Приходит Игрушка, напоминает детям сюжет сказки «Те​ремок» и предлагает поиграть в «теремок».

Воспитатель раздает всем детям различные картинки или предметы, и все по очереди «стучатся» в «теремок».

«Зайти» в него можно только, если «гость» докажет, что он чем-то похож на «хозяина» (имеет сходство по каким-то при​знакам).

Вариант игры - Тук, тук! Кто в теремочке живет?

*​ Я — пчелка. А ты кто?

*​ А я ножницы!

*​ А чем вы на меня похожи?

*​ У тебя жало острое, а у нас — концы.

*​ Заходите в гости! и т. д.

Игру можно провести два раза: вначале «хозяином» будет Игрушка, и все дети должны доказать сходство с ней, а затем в

63
роли «хозяина» выступает каждый последующий «гость» (а «хозяин» становится почетным гостем).

При проведении игры во второй раз детям можно предло​жить обменяться картинками или раздать новые.

2. Игра-театрализация.

Воспитатель называет предметы, изображенные на картин​ках, а дети должны их изобразить (внешнее сходство, или дей​ствие с ним, или издаваемые звуки и т. д.).

При этом воспитатель не дает пояснений, как выполнять задание, но оценивает лучшие варианты.

3. Упражнение «Кляксы».

Игрушка показывает на листе бумаги большую кляксу и предлагает детям придумать, на что она похожа. При этом кляк​су можно поворачивать в разные стороны.

Затем воспитатель предлагает детям самим сделать кляк​сы: лист бумаги согнуть пополам и на одну сторону капнуть чернил (гуаши), после чего лист складывается и на двух сторо​нах получаются отпечатки («кляксы»).


Полученные кляксы нужно дорисовать, превратить в за​конченные рисунки.

Можно устроить выставку готовых работ.

4. Подведение итогов.

Упражнение 6 Б «Что я знаю, что не знаю»

Воспитатель прячет любой предмет, говорит детям его на​звание и предлагает ответить, что они могут и чего не могут сказать об этом предмете, не видя его.

Вариант упражнения

В.: Я спрятала мячик. Что вы о нем можете сказать, а что — нет, если вы его не видели?

Д.: Можно сказать, что он круглый. Не знаем, какого цве​та, какого размера, что на нем нарисовано, какой он — резино​вый или пластмассовый — и т. д.

Для выполнения упражнения желательно подбирать объек​ты, ранее незнакомые детям и являющиеся какими-то интерес​ными, необычными.

64

ЗАНЯТИЕ 7 А

Развитие ассоциативности (продолжение)

Цели: активизировать мышление детей; систематизировать знания об объектах круглой формы; развивать ассоциативное мышление; обучать алгоритму составления ассоциативных загадок.

Оборудование: «черный ящик», расческа.

1. Проблемная ситуация «Волшебный кружок».

Приходит Игрушка, рисует кружок и предлагает детям от​гадать, что это такое.

Дети высказывают свои предположения (яйцо, черепашка, голо​ва и др.), при этом воспитатель вносит необходимые изменения в рисунок, но на все предложения Игрушка отвечает «нет».

В.: Ребята больше не знают, что это такое может быть. Скажи нам сама.

И.: Да это же просто кружок, самый обыкновенный!

В.: Нет, это не простой кружок, а волшебный -- ведь он умеет превращаться и в черепашку, и в цыпленка, и в лягу​шонка и др.

2. Упражнение «Назови круглое».

Дети встают и по очереди называют различные круглые пред​меты, которые есть в группе. Кто не смог ответить или повторил​ся, садится.

3. Дорисовывание фигур.

И.: Сейчас я нарисую несколько картин (начинает рисовать на нескольких листах одновременно).

Ой, сколько времени! Мне срочно нужно убегать! До свидания! Дорисуйте, пожалуйста, сами!








Примеры линий:

Воспитатель предлагает дорисовать линии до законченных Фигур. Желательно, чтобы дети представили несколько вари-

65
антов. Затем проводится обсуждение и выбираются наиболее интересные, неповторяющиеся сюжеты.

4. Упражнение «Да-нетка».

Воспитатель предлагает отгадать, что находится в «чер​ном ящике»: «Этот предмет нужен всем людям, чтобы они были красивыми».

Ответ: «Расческа».

5. Сочинение загадки.

Последовательность сочинения.

Ответить, на что похожа расческа (3-4 названия). Напри​мер, на пилу, на забор, на траву.

Ответить, чем расческа отличается от этих объектов. На​пример, от пилы -- тем, что расческа не пилит; от забора -тем, что на нее нельзя залезать; от травы — тем, что не растет.

Составить загадку, используя слова-связки «как», «но не». Например: «Как пила, но не пилит; как забор, но нельзя лазить; как трава, но не растет. Что это такое?».

6. Подведение итогов.

Воспитатель разучивает с детьми загадку и предлагает ее загадать родителям.

Упражнение 7 Б

«Чем похожи, чем отличаются»

Во время проведения различных режимных моментов (умы​вание, еда, раздевание, сборы на прогулку и др.) воспитатель предлагает сравнивать близкие по значению объекты.

Например, чем похожи и чем отличаются ложка и вилка, простыня и пододеяльник, сандалии и тапочки, куртка и паль​то, полотенце и платок, шапка и кепка и др.

ЗАНЯТИЕ 8 А Прием фантазирования «Оживление»

Цели: познакомить с приемом фантазирования «Оживле​ние»; активизировать мышление детей; развивать воображе​ние, фантазирование.

Оборудование: рисунки или игрушки сказочных персонажей.

66

1. Знакомство с Волшебником.

В.: Сегодня у нас на занятии будет Волшебник, которого вы все хорошо знаете по сказкам. Благодаря этому Волшебни​ку из снега получилась девочка Снегурочка, заговорило поле​но — и получился Буратино, а один герой сказки не только смог разговаривать, но даже и петь песни несмотря на то, что был всего лишь куском теста... (Воспитатель показывает соответ​ствующие рисунки или игрушки.)

Чем, по-вашему, занимается этот Волшебник?