Файл: Технология триз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЗАНЯТИЕ И

Подсистемы предметов: объект «машина»

Цели: систематизировать представления детей о транспор​те; обучать системному анализу объекта; закрепить знание правил дорожного движения.

Оборудование: машина-грузовик, игрушечный или бумаж​ный светофор, игрушки или рисунки различных машин.

1. Анализ подсистем.

Игрушка приезжает в группу на грузовике («чтоб быстрее добраться»).

Детям предлагается ответить на вопросы:

Зачем нужны машины?

Что хорошего и плохого в машинах?

Из каких частей состоит машина?

Зачем нужна каждая из частей?

Какими частями настоящая машина отличается от игру​шечной?

2. Игра «Светофор».

Воспитатель «превращает» детей в машины и предлагает им «поездить», при этом соответственно реагировать на сигна​лы светофора.

Команды можно подавать голосом, а можно показывать со->тветствующий цвет светофора.

Возможны «ловушки», когда называется один цвет, а по​казывается другой (дети должны реагировать на изображение).

23
3. Обсуждение «Какие бывают машины по назначению».

Воспитатель предлагает детям назвать, какие специализи​рованные машины они знают (пожарная, «Скорая помощь», «Молоко», «Хлеб», «Милиция» и др.).

Затем обсуждается, для чего нужны специализированные маши​ны, чем (какими частями) они отличаются от других (и для чего нуж​ны эти отличия, почему все машины не могут быть одинаковыми?).

В процессе обсуждения рекомендуется использовать рисун​ки разных видов машин или соответствующие игрушки.

4. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 12

Обобщающее занятие по подсистемам

Цели: систематизировать восприятие объектов как сово​купности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение.

Оборудование: разборные игрушки.

1. Обсуждение «Конструкторы».

Приходит Игрушка и рассказывает:

- Мне вчера подарили конструктор, такая игра интерес​ная, много частей, и что хочешь, то и собрать можно. А у вас в группе конструкторов нет, неинтересно.

В.: Почему неинтересно? У нас в группе много конструкторов, можно даже сказать, что у нас одни только конструкторы и есть!

И.: Как это так?

В.: Так ведь из частей состоит не только конструктор, а все остальное тоже. Вот, например, стул. Из каких частей он состоит?

И.: Четыре ножки, сиденье и спинка.

В.: Совершенно верно. Стул можно разобрать и получатся эти части, а можно из таких частей собрать новый стул. Вот и получа​ется стул как конструктор: его тоже можно собирать и разбирать...


И.: Ой, точно! А еще что?

Воспитатель называет несколько объектов, затем раздает детям предметы или их изображения и предлагает по цепочке назвать все детали этих «конструкторов».

Примеры объектов: домик, пирамидка, кукольная кроват​ка, игрушечный телефон, фломастер, портфель.

В конце желательно проанализировать, чем эти «конструкторы» отличаются от настоящих.

2. Игра «Кто больше?».

Дети делятся на две команды, воспитатель показывает ка​кой-либо предмет. Дети поочередно называют подсистемы. Выигрывает команда, которая назовет больше подсистем.

Упражнение можно организовать в виде эстафеты или игры с мячом.

3. Сочинение загадок.

В.: Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте определить, как она «устроена», и отгадать ее. Что это такое: два колеса, руль и педали?

И.: В загадке называются только части. Это велосипед!

В.: А вот еще загадка: четыре ножки и сиденье. Что это?

Д.: Табуретка.

В.: Верно. А можно загадать и по-другому: четыре лучика и квад​ратное солнышко. Это тоже загадка про табурет, но здесь использо​ваны сравнения.

И.: А попробуйте про очки придумать загадку.

В.: Хорошо. Из каких частей состоят очки?

И.: Так получается неинтересно, такую загадку очень лег​ко отгадать!

В.: Не торопись, Игрушка! Мы ведь еще с ребятами не на​звали, на что похожи эти части.

В.: А вот теперь загадка готова: два озера на ножках — что это?

И.: Такая загадка гораздо лучше. Значит, чтобы придумать загадку, надо назвать, из каких частей состоит предмет, и при​думать, на что они похожи!

В.: Умница. Совершенно верно!

Воспитатель предлагает придумать несколько аналогич​ных загадок (детей можно разделить на группы).

4. Подведение итогов.

Игрушка на прощание высказывает мысль, что все окру​жающие предметы состоят из различных частей, что все вок-

24

25
руг является «конструкторами». Воспитатель предлагает де​тям над этим подумать и обсудить на следующем занятии.

ЗАНЯТИЕ 13

Метод «маленьких человечков»

Цели: познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать по​знавательный интерес, умение анализировать причины.

Оборудование: мяч.

1. Обсуждение «Что не делится на части?».

Воспитатель напоминает вывод Игрушки на предыдущем занятии (все предметы состоят из частей) и предлагает назвать, из каких частей состоит кирпич (бумага, мыло, проволока, ка​мень и др.).



Обычно дети дают ответы типа: «Кирпич состоит из ма​леньких кусочков кирпича», «Мыло из маленьких кусочков мыла» и т. д.

Обобщая ответы детей, воспитатель указывает, что эти «ма​ленькие частицы», из которых состоят вещества, называются «мо​лекулы». Можно сказать, что кирпич состоит из молекул кирпи​ча, вода — из молекул воды, бумага — из молекул бумаги и т. д.

О молекулах вы подробно узнаете, когда будете учиться в школе. А пока вы маленькие, вместо слова «молекулы» мы бу​дем говорить «маленькие человечки». Разные предметы состоят из разных человечков. Дом, стол, машина не очень похожи друг на друга, но они все твердые, значит, и «человечки» там похо​жи. В твердых предметах «человечки» крепко держатся за руки...

2. Игра «Назови твердое».

Проводится игра с мячом. Тот, кто получил мяч, должен назвать различные твердые предметы. Кто ошибся или повто​рил — выходит из игры.

Дети нередко путают понятия «твердое» (в смысле «креп​кое») и «твердое» (в смысле «нежидкое»). Могут быть ситуации типа: «Нет, бумага не твердая, вот фанерка твердая...». При воз​никновении подобных ситуаций воспитатель уточняет задание: твердое — это то, что не жидкое. (Бумага — это не жидкость,

26

она состоит из «твердых человечков», но они, наверное, не очень сильно держатся за руки, вот почему бумага легко рвется.)

3. Инсценировка «маленьких человечков».

Воспитатель «превращает» детей в «маленьких человеч​ков» и предлагает изобразить проволоку, брусок, спичку (дети становятся в линию, держась за руки).

При этом анализируются свойства этих предметов: поче​му проволоку можно согнуть, а брусок нет; почему спичка не гнется, а ломается.

Как показать резинку, почему она растягивается, что про​исходит, если растянутую резинку отпустить? Продолжать ра​стягивать? (Все ответы моделируются.)

4. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 14

«Твердые и жидкие человечки»

Цели: активизировать мышление детей; закрепить представ​ления детей о свойствах жидких веществ; обучать умению срав​нивать и анализировать свойства объектов.

Оборудование: бумажная коробочка, стакан с водой, кубики.

1. Решение проблемной ситуации.

Приходит Игрушка и рассказывает:

- В воскресенье я была на дне рождения у Снежной Коро​левы. На Севере все кругом такое красивое, сверкает, перели​вается... Особенно мне понравилась посуда — тонкая, прозрач​ная, искристая... Снежная Королева мне даже одну чашечку подарила на память. Я ее положила в коробочку, чтобы не раз​бить и привезла вам. Сейчас покажу...


Игрушка открывает коробочку, но там ничего нет, только мок​рое дно.

— Ой, а где же она делась? Как она могла исчезнуть? В процессе обсуждения выясняется, что чашка у Снежной Королевы была сделана изо льда, а лед растаял.

2. Сравнение твердых и жидких веществ.

Лед —

: Оказывается, лед волшебный, он умеет превращаться.

это твердое вещество, в нем «человечки» крепко держатся
за руки. Когда становится тепло, они перестают держаться за руки, и получается жидкость, вода. А чем жидкие вещества отли​чаются от твердых? Что можно делать с водой, а что — со льдом?

Ответы детей желательно сопровождать соответствующим показом различных свойств твердых и жидких веществ: поста​вить рядом стаканы с водой и с кубиками льда (можно заме​нить обычными кубиками (они тоже твердые, но не тают)).

Можно показать следующие опыты: жидкость растекается, она может впитываться, принимает форму емкости, в которой находится; а твердые вещества сохраняют свою форму в любой емкости; «жидкие человечки» легко перемещаются (если дотро​нуться до воды, палец станет мокрым, а если до кубиков, то па​лец деревянным или пластмассовым не становится); вода занима​ет весь стакан, без «пустот», с кубиками так не получается (а в коробку кубики можно уложить плотно, почему?); если налить воду в тряпичный мешочек, она вытечет, а кубики останутся и др.

3. Игра «Замри».

Дети свободно перемещаются по группе. Когда воспита​тель подает сигнал (бубном или колокольчиком), они превра​щаются в ледяных, т. с. должны замереть — «замерзнуть», по​вторный сигнал — «растаяли» и т. д.

4. Моделирование ситуации.

Воспитатель предлагает детям проинсценировать ситуацию «Сосулька весной»: Что происходит, когда солнце пригревает? Что образуется па земле под сосулькой? Что происходит ночью?

5. Подведение итогов.

Можно предложить ответить на вопрос: «Бывает ли так, чтобы люди по воде ходили?»

ЗАНЯТИЕ 15

«Газообразные человечки»

Цели: активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; разви​вать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.

Оборудование: карточки с «маленькими человечками».

1. Анализ проблемной ситуации.

Приходит Игрушка и рассказывает:

— Вчера я шла по улице, вспоминала, что есть «твердые человечки», они крепко держатся за руки; есть «жидкие чело​вечки», они за руки не держатся, а просто так ходят или сто​ят... И вдруг вижу: калитка впереди — то откроется, то закро​ется. Подошла поближе: никого нет. А калитка все равно то откроется, то закроется... Кто же ее открывал?


В результате обсуждения различных вариантов дети при​ходят к выводу, что это делал ветер.

2. Беседа о «газообразных человечках».

Примерные вопросы для беседы:

Что такое ветер?

Можно ли его увидеть, нарисовать?

По каким «следам» (признакам) люди узнают, что по​года ветреная?

Ветер какой — твердый или жидкий?

Ветер — это сильная струя воздуха. Воздух состоит из «че​ловечков газа»: эти «человечки» очень подвижные, они бегают в разные стороны, кто куда захочет. Если подуть на ладошку, можно почувствовать «газообразных человечков».

Некоторых «газовых человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она превращается в пар, который хорошо виден (можно вспомнить или показать кипящий чайник).

Во время беседы желательно использовать Игрушку, кото​рая дает неправильные, ошибочные варианты ответа или со​мневается в очевидном.

3. Игра «Маленькие человечки».

Воспитатель называет слова «твердые», «жидкие», «га​зообразные», а дети должны соответственно реагировать: браться за руки, спокойно ходить или бегать по группе. Порядок и темп команд — произвольный.

4. Работа с карточками «маленьких человечков» (МЧ).

Воспитатель подготавливает набор карточек, где символи-ески изображены маленькие человечки: твердые - - держатся 1 Руки; жидкие — руки на поясе; газообразные — бегут.