ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАНЯТИЕ И
Подсистемы предметов: объект «машина»
Цели: систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание правил дорожного движения.
Оборудование: машина-грузовик, игрушечный или бумажный светофор, игрушки или рисунки различных машин.
1. Анализ подсистем.
Игрушка приезжает в группу на грузовике («чтоб быстрее добраться»).
Детям предлагается ответить на вопросы:
Зачем нужны машины?
Что хорошего и плохого в машинах?
Из каких частей состоит машина?
Зачем нужна каждая из частей?
Какими частями настоящая машина отличается от игрушечной?
2. Игра «Светофор».
Воспитатель «превращает» детей в машины и предлагает им «поездить», при этом соответственно реагировать на сигналы светофора.
Команды можно подавать голосом, а можно показывать со->тветствующий цвет светофора.
Возможны «ловушки», когда называется один цвет, а показывается другой (дети должны реагировать на изображение).
23
3. Обсуждение «Какие бывают машины по назначению».
Воспитатель предлагает детям назвать, какие специализированные машины они знают (пожарная, «Скорая помощь», «Молоко», «Хлеб», «Милиция» и др.).
Затем обсуждается, для чего нужны специализированные машины, чем (какими частями) они отличаются от других (и для чего нужны эти отличия, почему все машины не могут быть одинаковыми?).
В процессе обсуждения рекомендуется использовать рисунки разных видов машин или соответствующие игрушки.
4. Подведение итогов.
ЗАНЯТИЕ 12
Обобщающее занятие по подсистемам
Цели: систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение.
Оборудование: разборные игрушки.
1. Обсуждение «Конструкторы».
Приходит Игрушка и рассказывает:
- Мне вчера подарили конструктор, такая игра интересная, много частей, и что хочешь, то и собрать можно. А у вас в группе конструкторов нет, неинтересно.
В.: Почему неинтересно? У нас в группе много конструкторов, можно даже сказать, что у нас одни только конструкторы и есть!
И.: Как это так?
В.: Так ведь из частей состоит не только конструктор, а все остальное тоже. Вот, например, стул. Из каких частей он состоит?
И.: Четыре ножки, сиденье и спинка.
В.: Совершенно верно. Стул можно разобрать и получатся эти части, а можно из таких частей собрать новый стул. Вот и получается стул как конструктор: его тоже можно собирать и разбирать...
И.: Ой, точно! А еще что?
Воспитатель называет несколько объектов, затем раздает детям предметы или их изображения и предлагает по цепочке назвать все детали этих «конструкторов».
Примеры объектов: домик, пирамидка, кукольная кроватка, игрушечный телефон, фломастер, портфель.
В конце желательно проанализировать, чем эти «конструкторы» отличаются от настоящих.
2. Игра «Кто больше?».
Дети делятся на две команды, воспитатель показывает какой-либо предмет. Дети поочередно называют подсистемы. Выигрывает команда, которая назовет больше подсистем.
Упражнение можно организовать в виде эстафеты или игры с мячом.
3. Сочинение загадок.
В.: Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте определить, как она «устроена», и отгадать ее. Что это такое: два колеса, руль и педали?
И.: В загадке называются только части. Это велосипед!
В.: А вот еще загадка: четыре ножки и сиденье. Что это?
Д.: Табуретка.
В.: Верно. А можно загадать и по-другому: четыре лучика и квадратное солнышко. Это тоже загадка про табурет, но здесь использованы сравнения.
И.: А попробуйте про очки придумать загадку.
В.: Хорошо. Из каких частей состоят очки?
И.: Так получается неинтересно, такую загадку очень легко отгадать!
В.: Не торопись, Игрушка! Мы ведь еще с ребятами не назвали, на что похожи эти части.
В.: А вот теперь загадка готова: два озера на ножках — что это?
И.: Такая загадка гораздо лучше. Значит, чтобы придумать загадку, надо назвать, из каких частей состоит предмет, и придумать, на что они похожи!
В.: Умница. Совершенно верно!
Воспитатель предлагает придумать несколько аналогичных загадок (детей можно разделить на группы).
4. Подведение итогов.
Игрушка на прощание высказывает мысль, что все окружающие предметы состоят из различных частей, что все вок-
24
25
руг является «конструкторами». Воспитатель предлагает детям над этим подумать и обсудить на следующем занятии.
ЗАНЯТИЕ 13
Метод «маленьких человечков»
Цели: познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.
Оборудование: мяч.
1. Обсуждение «Что не делится на части?».
Воспитатель напоминает вывод Игрушки на предыдущем занятии (все предметы состоят из частей) и предлагает назвать, из каких частей состоит кирпич (бумага, мыло, проволока, камень и др.).
Обычно дети дают ответы типа: «Кирпич состоит из маленьких кусочков кирпича», «Мыло из маленьких кусочков мыла» и т. д.
Обобщая ответы детей, воспитатель указывает, что эти «маленькие частицы», из которых состоят вещества, называются «молекулы». Можно сказать, что кирпич состоит из молекул кирпича, вода — из молекул воды, бумага — из молекул бумаги и т. д.
О молекулах вы подробно узнаете, когда будете учиться в школе. А пока вы маленькие, вместо слова «молекулы» мы будем говорить «маленькие человечки». Разные предметы состоят из разных человечков. Дом, стол, машина не очень похожи друг на друга, но они все твердые, значит, и «человечки» там похожи. В твердых предметах «человечки» крепко держатся за руки...
2. Игра «Назови твердое».
Проводится игра с мячом. Тот, кто получил мяч, должен назвать различные твердые предметы. Кто ошибся или повторил — выходит из игры.
Дети нередко путают понятия «твердое» (в смысле «крепкое») и «твердое» (в смысле «нежидкое»). Могут быть ситуации типа: «Нет, бумага не твердая, вот фанерка твердая...». При возникновении подобных ситуаций воспитатель уточняет задание: твердое — это то, что не жидкое. (Бумага — это не жидкость,
26
она состоит из «твердых человечков», но они, наверное, не очень сильно держатся за руки, вот почему бумага легко рвется.)
3. Инсценировка «маленьких человечков».
Воспитатель «превращает» детей в «маленьких человечков» и предлагает изобразить проволоку, брусок, спичку (дети становятся в линию, держась за руки).
При этом анализируются свойства этих предметов: почему проволоку можно согнуть, а брусок нет; почему спичка не гнется, а ломается.
Как показать резинку, почему она растягивается, что происходит, если растянутую резинку отпустить? Продолжать растягивать? (Все ответы моделируются.)
4. Подведение итогов.
ЗАНЯТИЕ 14
«Твердые и жидкие человечки»
Цели: активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.
Оборудование: бумажная коробочка, стакан с водой, кубики.
1. Решение проблемной ситуации.
Приходит Игрушка и рассказывает:
- В воскресенье я была на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все кругом такое красивое, сверкает, переливается... Особенно мне понравилась посуда — тонкая, прозрачная, искристая... Снежная Королева мне даже одну чашечку подарила на память. Я ее положила в коробочку, чтобы не разбить и привезла вам. Сейчас покажу...
Игрушка открывает коробочку, но там ничего нет, только мокрое дно.
— Ой, а где же она делась? Как она могла исчезнуть? В процессе обсуждения выясняется, что чашка у Снежной Королевы была сделана изо льда, а лед растаял.
2. Сравнение твердых и жидких веществ.
Лед —
: Оказывается, лед волшебный, он умеет превращаться.
это твердое вещество, в нем «человечки» крепко держатся
за руки. Когда становится тепло, они перестают держаться за руки, и получается жидкость, вода. А чем жидкие вещества отличаются от твердых? Что можно делать с водой, а что — со льдом?
Ответы детей желательно сопровождать соответствующим показом различных свойств твердых и жидких веществ: поставить рядом стаканы с водой и с кубиками льда (можно заменить обычными кубиками (они тоже твердые, но не тают)).
Можно показать следующие опыты: жидкость растекается, она может впитываться, принимает форму емкости, в которой находится; а твердые вещества сохраняют свою форму в любой емкости; «жидкие человечки» легко перемещаются (если дотронуться до воды, палец станет мокрым, а если до кубиков, то палец деревянным или пластмассовым не становится); вода занимает весь стакан, без «пустот», с кубиками так не получается (а в коробку кубики можно уложить плотно, почему?); если налить воду в тряпичный мешочек, она вытечет, а кубики останутся и др.
3. Игра «Замри».
Дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал (бубном или колокольчиком), они превращаются в ледяных, т. с. должны замереть — «замерзнуть», повторный сигнал — «растаяли» и т. д.
4. Моделирование ситуации.
Воспитатель предлагает детям проинсценировать ситуацию «Сосулька весной»: Что происходит, когда солнце пригревает? Что образуется па земле под сосулькой? Что происходит ночью?
5. Подведение итогов.
Можно предложить ответить на вопрос: «Бывает ли так, чтобы люди по воде ходили?»
ЗАНЯТИЕ 15
«Газообразные человечки»
Цели: активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.
Оборудование: карточки с «маленькими человечками».
1. Анализ проблемной ситуации.
Приходит Игрушка и рассказывает:
— Вчера я шла по улице, вспоминала, что есть «твердые человечки», они крепко держатся за руки; есть «жидкие человечки», они за руки не держатся, а просто так ходят или стоят... И вдруг вижу: калитка впереди — то откроется, то закроется. Подошла поближе: никого нет. А калитка все равно то откроется, то закроется... Кто же ее открывал?
В результате обсуждения различных вариантов дети приходят к выводу, что это делал ветер.
2. Беседа о «газообразных человечках».
Примерные вопросы для беседы:
Что такое ветер?
Можно ли его увидеть, нарисовать?
По каким «следам» (признакам) люди узнают, что погода ветреная?
Ветер какой — твердый или жидкий?
Ветер — это сильная струя воздуха. Воздух состоит из «человечков газа»: эти «человечки» очень подвижные, они бегают в разные стороны, кто куда захочет. Если подуть на ладошку, можно почувствовать «газообразных человечков».
Некоторых «газовых человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она превращается в пар, который хорошо виден (можно вспомнить или показать кипящий чайник).
Во время беседы желательно использовать Игрушку, которая дает неправильные, ошибочные варианты ответа или сомневается в очевидном.
3. Игра «Маленькие человечки».
Воспитатель называет слова «твердые», «жидкие», «газообразные», а дети должны соответственно реагировать: браться за руки, спокойно ходить или бегать по группе. Порядок и темп команд — произвольный.
4. Работа с карточками «маленьких человечков» (МЧ).
Воспитатель подготавливает набор карточек, где символи-ески изображены маленькие человечки: твердые - - держатся 1 Руки; жидкие — руки на поясе; газообразные — бегут.