Файл: прооп музыкология специалитет.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 3239

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

51 

 

владеть

  навыками аналитических процедур с учетом  взаимодействия, 

фактуры  с  современными  техниками  композиции;  методами  классификации 
фактурных комплексов, а также методикой стилевого анализа произведения; 

III. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины    «Фактура  в  музыке  ХХ  века» 

составляет      зачетных    единицы  и  включает  в  себя  аудиторную  (учебную), 
индивидуальные занятия, самостоятельную работу, а также виды текущей и 
промежуточной  аттестаций.  Дисциплина  преподается  в  седьмом  семестре 
четвертого курса. 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

144 

Аудиторные занятия  

36 

нет 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины  

«

Гармония» 

I. Цель изучения дисциплины 

Цель  дисциплины  —  изучение  роли  гармонии  и  ее  форм  в  процессе 

исторического  развития  музыкального  мышления  в  области  звуковысотной 
организации, 

как 

основы 

для 

профессиональной 

критической, 

педагогической, просветительской и исследовательской деятельности. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 
знать 

научные  труды,  посвященные  истории  и  теории  музыки; 

классическую  и  современную  гармонию;  историю  и  теорию  гармонии; 
стадиальные типы музыкального мышления; ключевые категории гармонии и 
их  роль  в  освоении  средств  выразительности;  связь  гармонии  с 
закономерностями стиля; основные этапы исторического развития гармонии 
и  ее  роль  в  смене  художественных  систем;  теоретические  и  эстетические 
основы  гармонии;  основные  этапы  развития  гармонии  от  античности  до 
современности и их роль в эпоху постмодернизма; связь гармонии и формы, 
особенности  гармонии  в  разных  жанровых  системах;  современное 
музыкальное  мышление  и  роль  в  нем  гармонического  феномена; 
основополагающие  современные  научные  исследования,  посвященные 
проблемам гармонии;  

уметь  выбирать

  необходимые  методы,  исходя  из  задач  конкретного 

исследования; пользоваться справочной литературой; излагать и критически 
осмысливать  базовые  представления  по  истории  и  теории  музыкального 
искусства; собирать, хранить и обрабатывать информацию, применяемую в 
сфере профессиональной деятельности; сочинять фрагменты и целые пьесы 
на  собственные  или  заданные  музыкальные  темы  в  курсе  гармонии, 
полифонии  и  музыкальной  формы;  различать  при  анализе  музыкального 
произведения общие и частные закономерности его построения и развития; 


background image

52 

 

рассматривать  музыкальное  произведение  в  динамике  исторического, 
художественного и социально-культурного процесса; 

владеть навыками

 гармонического анализаметодологией и навыками 

музыковедческой  интерпретации  различных  музыкально-исторических 
источников;  проблематикой  и  методологией  избранного  профиля 
музыковедения;  профессиональным  понятийным  аппаратом  в  области 
истории  и  теории  музыки,  образным  мышлением,  способностью  к 
художественному  восприятию  мира; профессиональными навыками  анализа 
музыкальных форм, профессиональной лексикой, грамотно использовать ее в 
своей  деятельности  при  общении  со  слушательской  аудиторией; 
основополагающими концепциями, знаменующими главные вехи в эволюции 
европейского музыкально-теоретического мышления. 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  16  зачетных  единиц  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную),  самостоятельную  работу,  а  также 
виды  текущей  и  промежуточной  аттестации.  Дисциплина  ведется  в  течение 
четырех семестров первого и второго года обучения. 

Формы контроля  

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

576 

Аудиторные занятия 

16 

210 

1,3 

семестр 

2,4 

семестр 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины  

«

Основы дипломного исследования» 

I. Цель изучения дисциплины 

Целью  дисциплины  «Основы  дипломного  исследования»  является 

изучение принципов организации научных исследований различных жанров 
как  основы  для  профессиональной  исследовательской,  критической, 
педагогической  и  просветительской  деятельности  музыковеда;  воспитание 
музыканта с профессиональным комплексом знаний о специфике и методах 
музыкально-критических  и  музыкально-научных  суждений,  критериев 
оценок, творческого процесса музыковеда. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 
знать  основные

  подходы  к  организации  научного  исследования; 

жанры  научного  исследования,  их  основные  композиционные  принципы; 
отечественные и зарубежные научные труды, посвященные истории и теории 
музыки,  в  том  числе  и  те,  которые  были  созданы  в  ту  или  иную  эпоху; 
новейшую литературу в области избранной темы; 

уметь

  анализировать  и  реферировать  научную  литературу  в  области 

музыковедения; 

пользоваться 

методологическими 

подходами, 

сложившимися  в  области  анализа  музыкальных  явлений  и  фактов; 
использовать  теоретические  знания  при  организации  собственного 


background image

53 

 

исследования;  аргументировано  излагать  результаты  проведенного  анализа 
(устно 

и  письменно),  высказывать  самостоятельные  суждения  и 

обосновывать их; обобщать значительный объем музыкально-аналитического 
и научно-теоретического материала, выявляя типические или эволюционные 
закономерности; 

владеть

  разнообразными  методами  и  навыками  анализа  научной 

литературы  и  музыкальных  произведений;  научной  письменной  и  устной 
речью;  основными  приемами  организации  и  описания  музыкального 
материала; 

профессиональной 

лексикой, 

понятийно-категориальным 

аппаратом  музыковедческой  науки,  методикой  научно-исследовательской 
работы  в  области  истории  и  теории  музыки,  методами  и  навыками 
критического  анализа  музыкальных  произведений  и  событий,  развитой 
способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному 
мышлению, методами пропаганды музыкального искусства и культуры. 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  2  зачетных  единицы  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную),  самостоятельную  работу,  а  также 
виды  текущей  и  промежуточной  аттестации.  Дисциплина  ведется  в  течение 
одного семестра второго года обучения. 

Формы контроля  

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

72 

Аудиторные занятия 

34 

3 семестр 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Методология музыковедческого исследования» 

I. Цель изучения дисциплины 

Целью дисциплины «Методология музыковедческого исследования» 

является изучение современного междисциплинарного гуманитарного знания в 
области методологии (метода) в его проекции на анализ и описание 
музыкальных явлений прошлого и настоящего как феноменов развивающейся 
культуры. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент  должен: 
знать,  что

  изучение  методологии  музыкознания  –  необходимая 

составляющая    профессии,  вне  которой  невозможно  постижение 
музыкальных  фактов,  их  оценка  и  интерпретация.    Знание  методов  науки  о 
музыки  –  основа  ориентации  в  музыкальном  искусстве  старого  и  нового 
времени,  как  и  последующей  профессиональной  деятельности,  -  научной, 
педагогической и общественной.   

уметь

  применять  соответствующие  методы  к  музыкальным  явлениям  

различных  исторических  периодов;  сочетать  философский,  эстетический  и 


background image

54 

 

музыковедческий  подходы    к  интерпретации  направлений,  течений, 
авторского творчества, отдельных произведений композиторов разных эпох и 
стилей. 

владеть

 представленным материалом дисциплины и целенаправленно 

его использовать в работе с устными и письменными текстами; оперировать 
различными аналитическими методами; применять полученные знания в 
научно-исследовательской, педагогической, редакторской и журналистской 
арт-деятельности. 

III. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.  

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических 

часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

72 

Аудиторные занятия 

36 

6 семестр   

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Музыкально-теоретические системы» 

I. Цель изучения дисциплины 

Целью курса «Музыкально-теоретические системы» является введение 

в  проблематику  современного  теоретического  музыкознания  через  анализ 
исторически наиболее значимых теоретических идей. В результате освоения 
этого курса студент получает представление о происхождении теоретических 
понятий  в  области  гармонии,  сольфеджио,  музыкальной  формы,  понимает 
пути  формирования  национальных  школ  музыкознания  в  России  и  в 
западной Европе (Италия, Франция, Германия, Австрия, Англия), знакомится 
с  современными  зарубежными  идеями  в  области  теоретического 
музыкознания,  понимает  и  может  дать  профессиональную  оценку 
современным теоретическим работам, созданным в других странах. 

 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 
знать основные

 пути развития теоретического музыкознания в России и 

в  западной  Европе  как  отражение  процессов,  происходящих  в  эволюции 
музыки и в развития научных знаний в других смежных областях;  

уметь  ориентироваться

  в  развитии  проблематики  теории  музыки  от 

эпохи древних греков до наших дней; 

владеть  навыками

  теоретического  анализа  музыкального  произведения 

с  различных  точек  зрения,  анализировать  музыку  средневековья, 
Возрождения  и  более  поздних  эпох  с  позиций  современной  им  теории 
музыки, понимать специфику теоретического музыкознания в нашей стране 
на фоне современного музыкознания других стран и народов. 


background image

55 

 

III.Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  6  зачетных  единиц  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную),  самостоятельную  работу,  а  также 
виды  текущей  и  промежуточной  аттестаций.  Дисциплина  ведется  в  течение 
одного семестр четвертого  года обучения. 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических 

часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

216 

Аудиторные занятия 

36 

 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Музыкальная информатика» 

I. Цель изучения дисциплины 

Целью 

 

дисциплины 

«Музыкальная 

информатика» 

является 

формирование  у  учащихся  первоначальных  представлений  о  возможностях 
современных  компьютерных  технологий  в  работе  с  музыкальным  звуком  и 
мультимедиа;  выработка  у  будущих  музыковедов  потребность  и  умение 
самостоятельно  использовать  динамично  развивающиеся  компьютерные 
технологии  в  целях  повышения  эффективности  своей  профессиональной 
деятельности; 

воспитание 

компетентного 

музыканта-специалиста, 

разбирающегося  во  многих  направлениях  программного  обеспечения  с 
практическим применением в творческой деятельности. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент  должен: 

знать  общее

  устройство  персонального  компьютера,  назначение 

основных компонентов и периферийных устройств; программы по записи CD 
и  DVD;  основные  принципы  работы  в  нотном  редакторе;    основные 
принципы работы в MIDI-секвенсере. 

уметь  подключать

  необходимое  периферийное  оборудование  к 

компьютеру,  работать  с  внешними  портами;  набирать  нотные  тексты 
различных  музыкальных  жанров  и  фактурной  сложности;  создавать  свои 
собственные интерпретации произведений в программе-секвенсоре;  собрать 
и  записать  необходимые  звуковые  файлы  для  аудио-CD,  осуществить 
рендеринг видеоматериала; эффективно находить необходимую информацию 
для профессиональных целей и свободно ориентироваться в Интернете. 

владеть совокупными

 знаниями в области информационных технологий 

для профессиональной музыкальной и педагогической деятельности. 

III. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  3  зачетных  единицы  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную),  самостоятельную  работу,  а  также 
виды  текущей  и  промежуточной  аттестации.  Дисциплина  ведется  в  течение 
1–2 семестров на первом году обучения.