Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 3569
Скачиваний: 6
51
владеть
навыками аналитических процедур с учетом взаимодействия,
фактуры с современными техниками композиции; методами классификации
фактурных комплексов, а также методикой стилевого анализа произведения;
III. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности
Общая трудоемкость дисциплины «Фактура в музыке ХХ века»
составляет зачетных единицы и включает в себя аудиторную (учебную),
индивидуальные занятия, самостоятельную работу, а также виды текущей и
промежуточной аттестаций. Дисциплина преподается в седьмом семестре
четвертого курса.
Формы контроля
(по семестрам)
Вид учебной работы
Зачетные
единицы
Количество
академических часов
зачет
экзамен
Общая трудоемкость
144
Аудиторные занятия
4
36
нет
7
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«
Гармония»
I. Цель изучения дисциплины
Цель дисциплины — изучение роли гармонии и ее форм в процессе
исторического развития музыкального мышления в области звуковысотной
организации,
как
основы
для
профессиональной
критической,
педагогической, просветительской и исследовательской деятельности.
II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать
научные труды, посвященные истории и теории музыки;
классическую и современную гармонию; историю и теорию гармонии;
стадиальные типы музыкального мышления; ключевые категории гармонии и
их роль в освоении средств выразительности; связь гармонии с
закономерностями стиля; основные этапы исторического развития гармонии
и ее роль в смене художественных систем; теоретические и эстетические
основы гармонии; основные этапы развития гармонии от античности до
современности и их роль в эпоху постмодернизма; связь гармонии и формы,
особенности гармонии в разных жанровых системах; современное
музыкальное мышление и роль в нем гармонического феномена;
основополагающие современные научные исследования, посвященные
проблемам гармонии;
уметь выбирать
необходимые методы, исходя из задач конкретного
исследования; пользоваться справочной литературой; излагать и критически
осмысливать базовые представления по истории и теории музыкального
искусства; собирать, хранить и обрабатывать информацию, применяемую в
сфере профессиональной деятельности; сочинять фрагменты и целые пьесы
на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии,
полифонии и музыкальной формы; различать при анализе музыкального
произведения общие и частные закономерности его построения и развития;
52
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического,
художественного и социально-культурного процесса;
владеть навыками
гармонического анализа; методологией и навыками
музыковедческой интерпретации различных музыкально-исторических
источников; проблематикой и методологией избранного профиля
музыковедения; профессиональным понятийным аппаратом в области
истории и теории музыки, образным мышлением, способностью к
художественному восприятию мира; профессиональными навыками анализа
музыкальных форм, профессиональной лексикой, грамотно использовать ее в
своей деятельности при общении со слушательской аудиторией;
основополагающими концепциями, знаменующими главные вехи в эволюции
европейского музыкально-теоретического мышления.
III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 16 зачетных единиц и
включает в себя аудиторную (учебную), самостоятельную работу, а также
виды текущей и промежуточной аттестации. Дисциплина ведется в течение
четырех семестров первого и второго года обучения.
Формы контроля
(по семестрам)
Вид учебной работы
Зачетные
единицы
Количество
академических часов
зачет
экзамен
Общая трудоемкость
576
Аудиторные занятия
16
210
1,3
семестр
2,4
семестр
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«
Основы дипломного исследования»
I. Цель изучения дисциплины
Целью дисциплины «Основы дипломного исследования» является
изучение принципов организации научных исследований различных жанров
как основы для профессиональной исследовательской, критической,
педагогической и просветительской деятельности музыковеда; воспитание
музыканта с профессиональным комплексом знаний о специфике и методах
музыкально-критических и музыкально-научных суждений, критериев
оценок, творческого процесса музыковеда.
II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать основные
подходы к организации научного исследования;
жанры научного исследования, их основные композиционные принципы;
отечественные и зарубежные научные труды, посвященные истории и теории
музыки, в том числе и те, которые были созданы в ту или иную эпоху;
новейшую литературу в области избранной темы;
уметь
анализировать и реферировать научную литературу в области
музыковедения;
пользоваться
методологическими
подходами,
сложившимися в области анализа музыкальных явлений и фактов;
использовать теоретические знания при организации собственного
53
исследования; аргументировано излагать результаты проведенного анализа
(устно
и письменно), высказывать самостоятельные суждения и
обосновывать их; обобщать значительный объем музыкально-аналитического
и научно-теоретического материала, выявляя типические или эволюционные
закономерности;
владеть
разнообразными методами и навыками анализа научной
литературы и музыкальных произведений; научной письменной и устной
речью; основными приемами организации и описания музыкального
материала;
профессиональной
лексикой,
понятийно-категориальным
аппаратом музыковедческой науки, методикой научно-исследовательской
работы в области истории и теории музыки, методами и навыками
критического анализа музыкальных произведений и событий, развитой
способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному
мышлению, методами пропаганды музыкального искусства и культуры.
III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы и
включает в себя аудиторную (учебную), самостоятельную работу, а также
виды текущей и промежуточной аттестации. Дисциплина ведется в течение
одного семестра второго года обучения.
Формы контроля
(по семестрам)
Вид учебной работы
Зачетные
единицы
Количество
академических часов
зачет
экзамен
Общая трудоемкость
72
Аудиторные занятия
2
34
3 семестр
-
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«
Методология музыковедческого исследования»
I. Цель изучения дисциплины
Целью дисциплины «Методология музыковедческого исследования»
является изучение современного междисциплинарного гуманитарного знания в
области методологии (метода) в его проекции на анализ и описание
музыкальных явлений прошлого и настоящего как феноменов развивающейся
культуры.
II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать, что
изучение методологии музыкознания – необходимая
составляющая профессии, вне которой невозможно постижение
музыкальных фактов, их оценка и интерпретация. Знание методов науки о
музыки – основа ориентации в музыкальном искусстве старого и нового
времени, как и последующей профессиональной деятельности, - научной,
педагогической и общественной.
уметь
применять соответствующие методы к музыкальным явлениям
различных исторических периодов; сочетать философский, эстетический и
54
музыковедческий подходы к интерпретации направлений, течений,
авторского творчества, отдельных произведений композиторов разных эпох и
стилей.
владеть
представленным материалом дисциплины и целенаправленно
его использовать в работе с устными и письменными текстами; оперировать
различными аналитическими методами; применять полученные знания в
научно-исследовательской, педагогической, редакторской и журналистской
арт-деятельности.
III. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
Формы контроля
(по семестрам)
Вид учебной работы
Зачетные
единицы
Количество
академических
часов
зачет
экзамен
Общая трудоемкость
72
Аудиторные занятия
2
36
6 семестр
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«
Музыкально-теоретические системы»
I. Цель изучения дисциплины
Целью курса «Музыкально-теоретические системы» является введение
в проблематику современного теоретического музыкознания через анализ
исторически наиболее значимых теоретических идей. В результате освоения
этого курса студент получает представление о происхождении теоретических
понятий в области гармонии, сольфеджио, музыкальной формы, понимает
пути формирования национальных школ музыкознания в России и в
западной Европе (Италия, Франция, Германия, Австрия, Англия), знакомится
с современными зарубежными идеями в области теоретического
музыкознания, понимает и может дать профессиональную оценку
современным теоретическим работам, созданным в других странах.
II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать основные
пути развития теоретического музыкознания в России и
в западной Европе как отражение процессов, происходящих в эволюции
музыки и в развития научных знаний в других смежных областях;
уметь ориентироваться
в развитии проблематики теории музыки от
эпохи древних греков до наших дней;
владеть навыками
теоретического анализа музыкального произведения
с различных точек зрения, анализировать музыку средневековья,
Возрождения и более поздних эпох с позиций современной им теории
музыки, понимать специфику теоретического музыкознания в нашей стране
на фоне современного музыкознания других стран и народов.
55
III.Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц и
включает в себя аудиторную (учебную), самостоятельную работу, а также
виды текущей и промежуточной аттестаций. Дисциплина ведется в течение
одного семестр четвертого года обучения.
Формы контроля
(по семестрам)
Вид учебной работы
Зачетные
единицы
Количество
академических
часов
зачет
экзамен
Общая трудоемкость
216
Аудиторные занятия
6
36
7
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«
Музыкальная информатика»
I. Цель изучения дисциплины
Целью
дисциплины
«Музыкальная
информатика»
является
формирование у учащихся первоначальных представлений о возможностях
современных компьютерных технологий в работе с музыкальным звуком и
мультимедиа; выработка у будущих музыковедов потребность и умение
самостоятельно использовать динамично развивающиеся компьютерные
технологии в целях повышения эффективности своей профессиональной
деятельности;
воспитание
компетентного
музыканта-специалиста,
разбирающегося во многих направлениях программного обеспечения с
практическим применением в творческой деятельности.
II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать общее
устройство персонального компьютера, назначение
основных компонентов и периферийных устройств; программы по записи CD
и DVD; основные принципы работы в нотном редакторе; основные
принципы работы в MIDI-секвенсере.
уметь подключать
необходимое периферийное оборудование к
компьютеру, работать с внешними портами; набирать нотные тексты
различных музыкальных жанров и фактурной сложности; создавать свои
собственные интерпретации произведений в программе-секвенсоре; собрать
и записать необходимые звуковые файлы для аудио-CD, осуществить
рендеринг видеоматериала; эффективно находить необходимую информацию
для профессиональных целей и свободно ориентироваться в Интернете.
владеть совокупными
знаниями в области информационных технологий
для профессиональной музыкальной и педагогической деятельности.
III. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы и
включает в себя аудиторную (учебную), самостоятельную работу, а также
виды текущей и промежуточной аттестации. Дисциплина ведется в течение
1–2 семестров на первом году обучения.