Файл: Вопросы к экзамену для iii курса (бакалавриата) очная форма обучения 20222023 учебный год Понятие международного права в контексте теорий его возникновения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 321

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) преступления, совершенные после прекращения военных действий в целях предотвращения восстановления мира (терроризм и т.д.).

Иногда в качестве вида международных преступлений отдельно выделяют, так называемые, конвенционные, состав которых установлен международными конвенциями. В отличие от остальных, юрисдикцией в отношении этого вида международных преступлений обладают только участвующие в соответствующем международном договоре государства. Кроме того, механизм реализации этих конвенций состоит в обязательной их имплементации во внутреннее уголовное право государств. Представляется, что выделение этого вида может привести к путанице, т.к. дать в этом случае однозначный ответ на вопрос, чем же эти преступления отличаются от преступлений международного характера невозможно.

Преступления международного характера в отличие от международных преступлений имеют свой особенный объект – они посягают на мирное сотрудничество в различных областях отношений (экономической, социально-культурной, имущественной и т.д.), а также причиняют ущерб физическим и юридическим лицам различных государств. Ответственность за эти преступления может быть предусмотрена международными договорами, но они требуют обязательной имплементации во внутреннее право. Наказание за эти преступления осуществляется государствами в рамках своей юрисдикции. Чаще всего к преступлениям международного характера относят угон самолетов, контрабанду, фальшивомонетничество, пиратство, производство и распространение наркотиков и т.п.

В последнее время появился еще один термин – «трансграничное преступление». Чаще всего трансграничным называют общеуголовное преступление, причинившее ущерб интересам физических и юридических лиц различных государств (распространение ущерба за пределы одного государства) либо совершенное на территории нескольких государств. Трансграничный характер приобретает организованная преступность. Преступные организации и синдикаты могут совершать и преступления международного характера, и трансграничные преступления.

Расширение сферы вмешательства международного права в области уголовной юрисдикции показывает, что на сегодняшний день в сотрудничестве государств появляются все новые и новые направления. Так, например, борьба с легализацией доходов от преступной деятельности неразрывно связана с борьбой с трансграничной преступностью и преступлениями международного характера. Актуальным для государств является сотрудничество в области борьбы с коррупцией, поскольку это обеспечивает в том числе и развитие инвестиционных отношений, построение гражданского общества в развивающихся государствах.



  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Международный билль по правам человека.


В ходе II Мировой войны обнаружились недостатки в международном регулировании основных прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой. Создание в 1945 году Организации Объединенных Наций и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в области прав человека. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкомасштабного сотрудничества в области прав человека. Также следует отметить, что Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская при этом какой бы то ни было дискриминации.

Организация Объединенных Наций возникла в ответ на агрессию и преступлений против человечности, совершенные фашизмом в годы 11 Мировой войны. Уже в Декларации ООН, подписанной в 1942 году от имени 26 стран (позднее присоединилось еще 21 государство), было заявлено о том, что «полная победа над врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости ... и для сохранения человеческих прав и справедливости».

Одним из великих достижений ООН явилось создание компетентного органа по законодательству в области прав человека, который впервые в истории человечества разработал поддержанный на международном уровне всеобщий свод законов о правах человека. Под ним готовы подписаться все страны, и все люди стремятся к его осуществлению. ООН не только определила широкий круг международно-признанных прав, включающих экономические, социальные и культурные наряду с политическими и гражданскими, она установила механизмы их поощрения и защиты, а также оказала помощь правительствам в выполнении взятых на себя международных обязательств.

Практически все главные органы ООН, а именно: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Совет Безопасности, Международный Суд, Секретариат, Генеральный секретарь и Совет по опеке и попечительству (уже к 1975 году все бывшие подопечные территории обрели независимость, за исключением Микронезии (опека США), в результате отпала необходимость в Совете), в той или иной степени занимаются вопросами обеспечения и защиты прав человека. Однако, основную ответственность в этой области несут 
Генеральная Ассамблея (ГА) и Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

В 1946 году ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человекаи поручил ей представить свои соображения относительно Международного билля по правам человека.

В настоящее время Международный билль включает следующие основные международные соглашения:

· Всеобщая декларация прав человека 1948.;

· Международный пакт о гражданских и политических права 1966г.;

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.;

· I Факультативный протокол к пакту о гражданских и политических права 1966г. (предусматривает процедуру обращения и подачи индивидуальных петиций);

· II Факультативный протокол к пакту о гражданских и политических правах 1989г (вводит запрет на смертную казнь).


  1. Понятие и источники международного морского права.


Международное морское право — это отрасль международного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и ресурсов Мирового океана и регулирующих отношения между субъектами международного права по их использованию.

Принципы международного морского права — это основополагающие начала, руководящие положения, определяющие содержание и направления регулирования международного морского права. К ним относятся:

  • — принцип свободы открытого моря. Он означает, что открытое море находится в общем пользовании всех государств, независимо от того, имеет ли государство выход к морю или нет, и суверенитет какого-либо государства над этим морским пространством не может быть установлен;

  • — принцип использования открытого моря в мирных целях. Значение этого принципа заключается в исключении применения силы или угрозы силой в деятельности государств по использованию пространств открытого моря, а само открытое море резервируется исключительно для мирных целей;

  • — принцип предотвращения загрязнения морской среды. Он означает, что государства обязаны защищать и сохранять морскую среду;

  • — принцип рационального использования морских ресурсов. Этот принцип закрепляет, что все государства должны принимать меры и сотрудничать с другими государствами по сохранению и рациональному освоению ресурсов Мирового океана;

  • — принцип свободы морских научных исследований. Он означает, что государства и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств. Свобода научных исследований является одним из элементов свободы открытого моря.


Длительное время международно-правовой обычай был единственным источником международного морского права. Однако начиная со второй половины XX в. начался процесс кодификации норм этой отрасли международного права. На 1-й Конференции ООН по морскому праву, проходившей в г. Женеве в 1958 г., были приняты четыре конвенции: Конвенция об открытом море; Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне; Конвенция о континентальном шельфе; Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Первые две конвенции в основном закрепили в договорном порядке действующие обычно правовые нормы с определенной долей уточнения и конкретизации. Третья и четвертая конвенции закрепили новые для международного права нормы, которые еще не в достаточной степени были сформированы в качестве обычных норм.

Указанные Женевские конвенции были ратифицированы большим количеством государств. Ряд проблем остался неурегулированным. В частности, не удалось установить ширину территориального моря. В связи с научно-техническим прогрессом и ростом заинтересованности государств в освоении природных ресурсов Мирового океана появилась необходимость в создании новых норм международного морского права.
В результате долгой и кропотливой работы в 1982 г. в Монтеге- Бее (Ямайка) была принята Конвенция ООН по морскому праву. Она вступила в силу в 1994 г., Россия является участницей Конвенции с 1997 г. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. — уникальный документ, являющийся результатом кодификации и прогрессивного развития международного морского права. В соответствии сп. 1 ст. 311 Конвенции 1982 г. для государств-участников она превалирует над Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г.

Помимо установленного конвенциями 1958 г. правового режима открытого моря, территориального моря и прилежащей зоны, континентального шельфа, Конвенция 1982 г. впервые закрепила правовые режимы таких пространств, как исключительная экономическая зона, международный район морского дна, архипелаж- ные воды.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. основательно регламентирует вопросы торгового и военного судоходства, устанавливает ширину территориального моря, правовой режим островов, замкнутых и полузамкнутых морей, проливов, используемых для международного судоходства. Отдельные главы посвящены вопросам защиты и сохранения морской среды, морским научным исследованиям, разработке и передаче морской технологии, урегулированию споров. Особо регулируется право выхода к морю государств, такового выхода не имеющих. Согласно преамбуле Конвенции 1982 г. вопросы, не урегулированные Конвенцией, продолжают регламентироваться нормами и принципами общего международного права.