Файл: 1. Общая характеристика базы практики Педагогическая деятельность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебный материал воспроизводит часто механически, не всегда полностью, требуются наводящие вопросы, подсказки для продолжения ответа.
Девочка идёт на контакт только с хорошо знакомыми ей людьми, теми, кому она доверяет и знает. Иногда эмоциональные реакции на раздражители различной интенсивности бывают не адекватны, болезненно воспринимает критику со стороны одноклассников, может обидеться, нервничать, «уйти в себя» и не реагировать какое-то время.
Темп деятельности на уроках замедленный, скорость письма низкая, работает часто только после напоминания, особенно, если работа связана с написанием большого по объёму учебного материала. Поощрения принимает с удовольствием, после этого старается работать лучше. Быстро устаёт и утомляется на уроке, нуждается в частой смене деятельности, помощи педагога, индивидуальном подходе, совместной работе с учителем.
Анастасия часто стремится проявить себя в качестве помощника – поливает цветы, вытирает доску, раздаёт тетради. В классе общается с небольшим кругом одноклассников.
8.Опыт работы школы с родителями учащихся
Младший школьный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослых - родителей и учителей, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми.
Сами взрослые не всегда понимают, каким образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка.
Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у младших школьников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по - человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.
Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при перемещении ребенка раннего возраста в дом ребенка).
В нормальном повседневной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлена не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Дети заболевают неврозами под влиянием неблагоприятных обстоятельств, к которым невозможно адаптироваться и которые невозможно перенести безболезненным образом. Подобно этому ребенок не может перенести разлуку с матерью и привыкнуть к яслям, конфликты в семье и блокаду эмоциональных потребностей, напряжения в результате чрезмерной стимуляции, интенсивных ограничений или непоследовательного отношения взрослых. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание формирующейся личности означает на психологическом уровне нравственно- этическую несовместимость с подобным отношением родителей, несовместимость, что ребенок не может преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел ее психофизиологических возможностей. Иначе говоря, она не настолько плоха, насколько ее делают такими отношения в семье и неблагоприятные особенности личности родителей. При наличии неразрешимых для детей переживаний следует говорить о хронической психотравмирующей ситуации как источнике постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы - эмоциональные потрясения усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в области общения и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта, состояния хронического стресса, как основного источника патогенной (болезненной) напряжения при неврозах.
При невротическом заболевании происходит непродуктивная потеря имеющихся психических средств, ресурсов и возможностей, их дальнейшее перенапряжение и болезненное ослабление в целом. При этом нарастают беспокойство и эмоциональная неустойчивость, появляются или усиливаются вегетососудистые и соматические нарушения, снижается выносливость и сопротивляемость организма.
На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально - экономические факторы, среди которых можно выделить такие, как:
- Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
- Занятость родителей;
- Ранний выход матери на работу и перемещения ребенка в ясли. К социально - психологических факторов, влияющих на психическое здоровье детей, психологи относят прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детское - родительских отношений.
Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.
Итак, проблема взаимодействия семьи и школы является весьма актуальной на современном этапе развития общества.
От того, как родители воспринимают и понимают ребенка, его потребности, интересы, психологические состояния и переживания, и соответственно взаимодействуют с ней, зависит восприятие и оценка ребенком себя, формирование позитивного или негативного образа "Я", принятие или непринятие своей личности. Родительские установки в отношении детей влияют на осознание ими мотивов своего поведения и деятельности, формирование ценностей и идеалов, выработка оценок и самооценок, по которым дети оценивают себя и людей, которые их окружают. Все это сказывается на социальной адаптации детей.
Нет ни одного социального или психологического аспекта поведения детей, которые не зависели от семейных условий сегодня или в прошлом. Семья имеет особое влияние на формирование социально - психологической адаптации ребенка. Она берет уже с первых дней жизни ребенка на себя заботу о его здоровье и воспитание, дает начальные знания об окружающем мире, производит навыки, помогает осуществлять контакты со многими людьми.
Семье принадлежит целая палитра свойственных ей стимуляторов психосоциального развития ребенка, важнейшие из которых - интенсивность и богатство общения со взрослыми, интимные и стойкие эмоциональные контакты с постоянными лицами (отец, мать, другие члены семьи), родительская любовь и забота. Это естественные стимуляторы, которые наиболее соответствуют потребностям развития ребенка, его эмоциональном мира и культуре, богатый спектр высших человеческих чувств.
Таким образом, чтобы максимизировать положительный и свести к минимуму негативное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- Принимать активное участие в жизни семьи;
- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты
- Не делать ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- Уважать право ребенка на собственное мнение;
- С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру. В наше время, когда многие неблагополучных, неполных семей, семей, где родители на заработках, а дети находятся под опекой бабушек и дедушек, нам как учителям, особенно трудно. Ведь к каждому ребенку нужно иметь свой подход, нужно "изучить" каждую семью, чтобы действовать в унисон, учитывать характер и эмоции каждого ученика. Ведь на основе конфликта в семье "и, неосторожно сказанное слово учителя, может наложить сорт на всю дальнейшую жизнь ребенка.
Вот почему так важен взаимосвязь школы и семей в воспитание младших школьников. И недаром, свою самую первую учительницу помнят все.
9.Общее впечатление о практике
Встреча со школьной администрацией и педагогическим коллективом принесла мне только положительные впечатления. Учителя начальных классов и заместитель директора по учебно-воспитательной работе старались оказывать мне посильную помощь в проведении уроков русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, а также внеклассного мероприятия, осуществлять психологическое исследование коллектива учащихся.
Особую важность для меня представляла беседа с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, в ходе которой она рассказала об особенностях подготовки уроков в начальной школе. Продуктивным было и посещение уроков учителей начальных классов во время учебной практики.
К каждому уроку я тщательно готовилась, изучала рабочую программу по предметам, передовой опыт учителей начальных классов по определенной теме; составляла сценарий внеклассного мероприятия и готовилась к его проведению вместе со школьниками. Качество проведенных мною занятий считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку я старалась подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.
Основные трудности в подготовке к урокам были связаны с широтой их тем, которые формулировал учитель. Сложным оказалось уложить весь запланированный материал в 45 минут. В подготовке внеклассного мероприятия для учеников «День Земли», когда весь акцент я поставила на самостоятельную работу учащихся, трудившихся в группах, неувязок не было, потому что школьники проявляли активность, дисциплинированность, заинтересованность в работе. Они оказались работоспособными, умеющими работать в группах, внимательными и трудолюбивыми. Показали себя как сложившийся коллектив. Результат работы ребят был поразительным. Листовки были оформлены строго по правилам. Замечаний по внеклассному мероприятию нет.
Неоценимую поддержку мне оказала методист по начальным классам Гончарова Раиса Владимировна, педагог с высшей квалификационной категорией. Именно она подсказывала мне, какой учебно-методической и справочной литературой воспользоваться, какие методы и приемы выбрать, что понравится детям, а что, наоборот, испортит урок, ведь она ежегодно даёт открытые уроки на районном дне методической учёбы.
В рамках уроков я часто использовала творческие задания (сочинить рассказ, придумать задачу, нарисовать иллюстрацию и др.), чему учащиеся были всегда очень рады и хорошо на это реагировали. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.
На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками также старалась, прежде всего, находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход.. Удалось найти подход и к «трудным» ученикам, хотя времени все же было мало – одна неделя.
Особые замечания по организации педагогической практики отсутствуют. Отмечу, что педагогическая практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие, огромна.