Файл: Лекция 1. Введение в курс История медицины План История медицины как наука и предмет преподавания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция №1. Введение в курс «История медицины»
План
-
История медицины как наука и предмет преподавания.
-
Цели и задачи предмета история медицины.
-
Методологические исследования и методы исследования.
4. Медицинская символика различных времен и народов.
-
Связь предмета история медицины с другими науками.
-
История медицины как наука и предмет преподавания.
Медицина (в переводе с латинского языка – лечу, исцеляю) – система научных знаний и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.
История медицина как наука изучает закономерности становления и развития медицинских знаний и практических приемов оказания врачебной помощи на протяжении всей истории развития человечества. Характер и содержание медицинских представлений, медицинской деятельности на различных этапах развития медицины определяется господствующим мировоззрением, состоянием культуры, экономики, естествознания, техники. Преподавание предмета истории медицины основано на цивилизационном подходе, который дает возможность выявить воздействие на эволюцию медицины формирующих центров – «Восток» и «Запад», получить целостное представление о развитии медицины в России, определить ее место во всемирной истории медицины и принять ее достижения как часть развития общества. Врачебная деятельность народов мира проходила на фоне общего исторического развития общества, формируясь по законам, единым для всякой науки. Великие открытия в медицине находились в неразрывной связи с достижениями в философии, естествознании, искусстве и точных науках.
1. Изучение истории Медицины способствует формированию и развитию логики врачебного мышления. Это особый образ восприятия, анализа и обобщения увиденного и услышанного. Врач должен увидеть симптомы: изменение цвета кожи, мочи, температуры, поведенческие реакции: зрачки и на основном поставить диагноз – лечение от простого созерцания – к абстрактному мышлению, к практике.
2. Знание истории медицины дает возможность представить современную медицину, как итог длительного процесса развития, и что это развитие продолжается и в настоящее время.
3. Понимание роли личностей в истории медицины. Изучение медицины является следствием изучения научно-практического наследия выдающихся деятелей медицины на протяжении ее исторического развития.
-
Цели и задачи предмета история медицины.
Цели преподавания дисциплины:
-
Развитие историко-медицинского цивилизационного процесса.
-
Приобретение основ методов исторического исследования.
-
Формирование мировоззрения.
-
Повышение общекультурного потенциала будущих специалистов.
Задачи курса «История медицины»:
-
Проследить общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до нашего времени.
-
Раскрыть достижения каждой эпохи в области медицины в процессе поступательного развития духовной культуры человечества.
-
Показать взаимодействие и единство интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара.
-
Рассмотреть историю врачебной этики в различных странах мира.
В результате изучения дисциплины студент должен знать и уметь:
-
Условия возникновения медицины.
-
Главные этапы ее эволюции; тенденции и направления прогресса в медицине.
-
Современное состояние и проблемы в медицине в цивилизационном контексте.
-
Применять метод исторического познания при изучении медицины.
-
Находить взаимосвязь развития медицины и естествознания.
Основные методики и приемы изложения и усвоения курса истории медицины включают в себя:
1. Проблемное изложение теоретического лекционного материала с использо
ванием видеоряда.
-
Дискуссионное осмысление вопросов семинаров.
-
Индивидуальные и групповые консультации.
-
Оперативный контроль и самоконтроль знаний.
-
Собеседования по темам, вынесенным на самостоятельное изучение.
-
Написание и защита сообщений, рефератов и курсовых работ.
-
Выполнение индивидуальных заданий.
-
Итоговый контроль в форме зачета и экзамена.
Формы обучения:
Формами обучения являются лекции и семинарские занятия, которые по содержанию соответствуют профилю специальности. В основе лекционного материала курса лежит идея о том, что история медицины устанавливает «связь времен», что настоящее медицины совершается на основе ее прошлого, воздействие которого ощущается постоянно. На семинарских занятиях более углубленно изучаются отдельные вопросы истории медицины, определяются сходства и различия уровня развития медицины различных регионов. Особое внимание мы будем уделять историко-медицинским проблемам России.
-
Методологические исследования и методы исследования.
Всякое знание, если оно претендует быть научным, и определяется, как наука имеет три составляющие: 1/ предмет или объект изучения, 2/ методы исследования, 3/ теоретические обобщения.
I. Объект изучения:
а) система научных знаний о строении и функциях человеческого организма
б) совокупность медицинских знаний о здоровье и патологии, т.е. болезни.
в) система медицинских знаний о способах сохранения и укрепления здоровья.
г) совокупность практических приемов, применяемых для диагностики, предупреждения и лечения заболеваний.
Таким образом, объектом изучения истории медицины является изучение медицинских знаний и умений в связи с общим историческим процессом развития общества.
II. Методы исследования истории медицины.
Важнейшее значение имеет вопрос об источниках изучения истории медицины. История медицины является частью всемирного исторического процесса, как и любая другая наука, связана со смежными науками, а потому использует методы исторической науки. С возникновением письменности такими источниками являются рукописи, печатные произведения врачей, общих историков, государственных и военных деятелей, философов, а также архивные материалы. Для древних периодов, охватывающих тысячелетия основными источниками изучения являются раскопки, данные археологии и палеоантропологии, палеопатологии и палеоботаники, палеопсихологии и этнологии (этнографии).
Палеопатология – изучает патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета. А также позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не превышала 30 лет, до 50 и более доживали крайне редко. Палеонтология развеяла миф о том, что первобытный человек был абсолютно здоров. Болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества.
Этнология – изучает врачевание в апополитейных первобытных обществах и в более поздних синполитейных первобытных обществ.
Археологические находки: основными источниками и вещественными доказательствами первобытной истории являются орудия труда, остатки поселений, в том числе имеющих медицинское , санитарно-гигиеническое значение, погребения и останки человека, предметы быта, первые хирургические инструменты.
- Бани (Россия)
- Термы (Древний Рим, Древняя Греция, фригидариум, терпидариум)
- Библиотеки, залы, стадионы
- Водопроводы (Новгород, Рим, Гелиаполис -Турция, Жирона - Испания)
- Медицинский инструментарий
- Протезы зубные – более 4500 лет назад (вблизи мумии Египетского фа
раона Хефреса обнаружен деревянный зубной протез).
Одним из древнейших памятников – базальтовый столб с законами Вавилонского царя династии Хамураппи. Обнаружен в 1901 г. в городе Сузы (Северный Иран). Храниться в Лувре (Париж). Гиппократов сборник (300 г. до н.э.). Авиценна – Канон медицины X-XII вв. Краткая Русская правда – XIв. Вместе с тем большое значение в качестве источников изучения медицины имеют лингвистики (языкознания), искусства (особенно изобразительного), этнографии, народного эпоса и фольклора. Многочисленные изображения – от наскальной живописи глубокой древности до современных фото- и кинодокументов, фотодокументы (записи голоса на пленку) и многие другие. Как и в отношении общей истории, в число источников изучения истории медицины входят в отдельных случаях данные нумизматики, эпиграфики, палеографии и многие другие. Виды источников истории медицины и методы их изучения продолжают расширяться и обогащаться. Важнейшей задачей в каждом случае является тщательная проверка, установление подлинности, достоверности данного источника или данной категории источников. Этому учит специальная отрасль знаний – источниковедение.
Таким образом история медицины широко использует источники общей истории разных эпох, народов, стран, произведения литературы и искусства различных исторических эпох и черпает из них соответствующие знания.
Первые труды по истории медицины появились в первом веке нашей эры. Это произведение Галена «Комментарии к трудам Гиппократа».
В России в начале XIX в.(1808 г.) появляется труд Ф.Г Политковского «Обозрение важнейших открытий, теорий и систем врачебной науки 1700-1790 гг.», в котором он анализирует историко-медицинские события, связь медицины и философии.:
Преподавание истории медицины на медицинских факультетах в России было введено согласно Университетским Уставам 1835, 1863 и 1884 годах.
III Теоретические обобщения.
История медицины является теоретической дисциплиной. Она состоит из двух больших разделов: общей истории медицины и частной истории медицины. Общая история медицины изучает узловые вопросы развития медицины в целом, ее характерные особенности и отличительные черты, важнейшие достижения и открытия ученых-медиков, имеющие значение для мировой медицины. История медицины является самостоятельной наукой и имеет собственные объекты изучения, собственные методы исследования, собственные теории и гипотезы. В то же время история медицины – учебная дисциплина. Она расширяет кругозор врача, способствует развитию общей культуры, формирует клиническое мышление, любовь к профессии, через познание деятельности ученых и врачей.
Практическая медицина и теория медицины развиваются в неразрывной связи с общим историческим процессом – поэтому историю медицины мы будем изучать в соответствии с ходом исторического развития человечества в соответствии с основными общественно-экономическими формациями.
Периодизация Всемирной Истории
Предпосылкой научного исторического исследования, в частности медицины является правильная периодизация – выделение периодов, характеризующихся определенными чертами, отличающими их от других периодов. В основу периодизации истории медицины положена периодизация общей, так называемой гражданской истории – деление ее по общественно-экономическим формациям. Совершенно очевидно, что состояние медицинской практики и науки, возникающие задачи и возможности их разрешения, условия труда медиков, их общественная роль при разных общественно-экономических формациях резко различаются. Основными формациями являются: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический строй. Изменения в медицинской деятельности и науке происходили и происходят под определяющим влиянием коренных изменений в жизни общества, отражали и отражают эти изменения. Указанная периодизация по основным общественно-экономическим формациям и по стадиям в пределах каждой из них касается преимущественно общей истории медицины, рассматривающей развитие медицины в целом. Что касается отдельных медицинских дисциплин, то здесь, кроме общей периодизации следует иметь в виду особенности развития каждой из них – хирургии, терапии, педиатрии, гигиены и всех других: например в развитии хирургии – существенные изменения в связи с введением наркоза и его усовершенствованием, введением антисептики и асептики (обеззараживание ран), в развитии гигиены – изменение ее облика в связи с появлением гигиенической лаборатории и вооружением гигиены микробиологией, биохимией и многими другими отраслями естествознания.
Лекция №1. Введение в курс «История медицины»
План
-
История медицины как наука и предмет преподавания.
-
Цели и задачи предмета история медицины.
-
Методологические исследования и методы исследования.
4. Медицинская символика различных времен и народов.
-
Связь предмета история медицины с другими науками.
-
История медицины как наука и предмет преподавания.
Медицина (в переводе с латинского языка – лечу, исцеляю) – система научных знаний и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.
История медицина как наука изучает закономерности становления и развития медицинских знаний и практических приемов оказания врачебной помощи на протяжении всей истории развития человечества. Характер и содержание медицинских представлений, медицинской деятельности на различных этапах развития медицины определяется господствующим мировоззрением, состоянием культуры, экономики, естествознания, техники. Преподавание предмета истории медицины основано на цивилизационном подходе, который дает возможность выявить воздействие на эволюцию медицины формирующих центров – «Восток» и «Запад», получить целостное представление о развитии медицины в России, определить ее место во всемирной истории медицины и принять ее достижения как часть развития общества. Врачебная деятельность народов мира проходила на фоне общего исторического развития общества, формируясь по законам, единым для всякой науки. Великие открытия в медицине находились в неразрывной связи с достижениями в философии, естествознании, искусстве и точных науках.
1. Изучение истории Медицины способствует формированию и развитию логики врачебного мышления. Это особый образ восприятия, анализа и обобщения увиденного и услышанного. Врач должен увидеть симптомы: изменение цвета кожи, мочи, температуры, поведенческие реакции: зрачки и на основном поставить диагноз – лечение от простого созерцания – к абстрактному мышлению, к практике.
2. Знание истории медицины дает возможность представить современную медицину, как итог длительного процесса развития, и что это развитие продолжается и в настоящее время.
3. Понимание роли личностей в истории медицины. Изучение медицины является следствием изучения научно-практического наследия выдающихся деятелей медицины на протяжении ее исторического развития.
-
Цели и задачи предмета история медицины.
Цели преподавания дисциплины:
-
Развитие историко-медицинского цивилизационного процесса.
-
Приобретение основ методов исторического исследования.
-
Формирование мировоззрения.
-
Повышение общекультурного потенциала будущих специалистов.
Задачи курса «История медицины»:
-
Проследить общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до нашего времени.
-
Раскрыть достижения каждой эпохи в области медицины в процессе поступательного развития духовной культуры человечества.
-
Показать взаимодействие и единство интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара.
-
Рассмотреть историю врачебной этики в различных странах мира.
В результате изучения дисциплины студент должен знать и уметь:
-
Условия возникновения медицины.
-
Главные этапы ее эволюции; тенденции и направления прогресса в медицине.
-
Современное состояние и проблемы в медицине в цивилизационном контексте.
-
Применять метод исторического познания при изучении медицины.
-
Находить взаимосвязь развития медицины и естествознания.
Основные методики и приемы изложения и усвоения курса истории медицины включают в себя:
1. Проблемное изложение теоретического лекционного материала с использо
ванием видеоряда.
-
Дискуссионное осмысление вопросов семинаров.
-
Индивидуальные и групповые консультации.
-
Оперативный контроль и самоконтроль знаний.
-
Собеседования по темам, вынесенным на самостоятельное изучение.
-
Написание и защита сообщений, рефератов и курсовых работ.
-
Выполнение индивидуальных заданий.
-
Итоговый контроль в форме зачета и экзамена.
Формы обучения:
Формами обучения являются лекции и семинарские занятия, которые по содержанию соответствуют профилю специальности. В основе лекционного материала курса лежит идея о том, что история медицины устанавливает «связь времен», что настоящее медицины совершается на основе ее прошлого, воздействие которого ощущается постоянно. На семинарских занятиях более углубленно изучаются отдельные вопросы истории медицины, определяются сходства и различия уровня развития медицины различных регионов. Особое внимание мы будем уделять историко-медицинским проблемам России.
-
Методологические исследования и методы исследования.
Всякое знание, если оно претендует быть научным, и определяется, как наука имеет три составляющие: 1/ предмет или объект изучения, 2/ методы исследования, 3/ теоретические обобщения.
I. Объект изучения:
а) система научных знаний о строении и функциях человеческого организма
б) совокупность медицинских знаний о здоровье и патологии, т.е. болезни.
в) система медицинских знаний о способах сохранения и укрепления здоровья.
г) совокупность практических приемов, применяемых для диагностики, предупреждения и лечения заболеваний.
Таким образом, объектом изучения истории медицины является изучение медицинских знаний и умений в связи с общим историческим процессом развития общества.
II. Методы исследования истории медицины.
Важнейшее значение имеет вопрос об источниках изучения истории медицины. История медицины является частью всемирного исторического процесса, как и любая другая наука, связана со смежными науками, а потому использует методы исторической науки. С возникновением письменности такими источниками являются рукописи, печатные произведения врачей, общих историков, государственных и военных деятелей, философов, а также архивные материалы. Для древних периодов, охватывающих тысячелетия основными источниками изучения являются раскопки, данные археологии и палеоантропологии, палеопатологии и палеоботаники, палеопсихологии и этнологии (этнографии).
Палеопатология – изучает патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета. А также позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не превышала 30 лет, до 50 и более доживали крайне редко. Палеонтология развеяла миф о том, что первобытный человек был абсолютно здоров. Болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества.
Этнология – изучает врачевание в апополитейных первобытных обществах и в более поздних синполитейных первобытных обществ.
Археологические находки: основными источниками и вещественными доказательствами первобытной истории являются орудия труда, остатки поселений, в том числе имеющих медицинское , санитарно-гигиеническое значение, погребения и останки человека, предметы быта, первые хирургические инструменты.
- Бани (Россия)
- Термы (Древний Рим, Древняя Греция, фригидариум, терпидариум)
- Библиотеки, залы, стадионы
- Водопроводы (Новгород, Рим, Гелиаполис -Турция, Жирона - Испания)
- Медицинский инструментарий
- Протезы зубные – более 4500 лет назад (вблизи мумии Египетского фа
раона Хефреса обнаружен деревянный зубной протез).
Одним из древнейших памятников – базальтовый столб с законами Вавилонского царя династии Хамураппи. Обнаружен в 1901 г. в городе Сузы (Северный Иран). Храниться в Лувре (Париж). Гиппократов сборник (300 г. до н.э.). Авиценна – Канон медицины X-XII вв. Краткая Русская правда – XIв. Вместе с тем большое значение в качестве источников изучения медицины имеют лингвистики (языкознания), искусства (особенно изобразительного), этнографии, народного эпоса и фольклора. Многочисленные изображения – от наскальной живописи глубокой древности до современных фото- и кинодокументов, фотодокументы (записи голоса на пленку) и многие другие. Как и в отношении общей истории, в число источников изучения истории медицины входят в отдельных случаях данные нумизматики, эпиграфики, палеографии и многие другие. Виды источников истории медицины и методы их изучения продолжают расширяться и обогащаться. Важнейшей задачей в каждом случае является тщательная проверка, установление подлинности, достоверности данного источника или данной категории источников. Этому учит специальная отрасль знаний – источниковедение.
Таким образом история медицины широко использует источники общей истории разных эпох, народов, стран, произведения литературы и искусства различных исторических эпох и черпает из них соответствующие знания.
Первые труды по истории медицины появились в первом веке нашей эры. Это произведение Галена «Комментарии к трудам Гиппократа».
В России в начале XIX в.(1808 г.) появляется труд Ф.Г Политковского «Обозрение важнейших открытий, теорий и систем врачебной науки 1700-1790 гг.», в котором он анализирует историко-медицинские события, связь медицины и философии.:
Преподавание истории медицины на медицинских факультетах в России было введено согласно Университетским Уставам 1835, 1863 и 1884 годах.
III Теоретические обобщения.
История медицины является теоретической дисциплиной. Она состоит из двух больших разделов: общей истории медицины и частной истории медицины. Общая история медицины изучает узловые вопросы развития медицины в целом, ее характерные особенности и отличительные черты, важнейшие достижения и открытия ученых-медиков, имеющие значение для мировой медицины. История медицины является самостоятельной наукой и имеет собственные объекты изучения, собственные методы исследования, собственные теории и гипотезы. В то же время история медицины – учебная дисциплина. Она расширяет кругозор врача, способствует развитию общей культуры, формирует клиническое мышление, любовь к профессии, через познание деятельности ученых и врачей.
Практическая медицина и теория медицины развиваются в неразрывной связи с общим историческим процессом – поэтому историю медицины мы будем изучать в соответствии с ходом исторического развития человечества в соответствии с основными общественно-экономическими формациями.
Периодизация Всемирной Истории
Предпосылкой научного исторического исследования, в частности медицины является правильная периодизация – выделение периодов, характеризующихся определенными чертами, отличающими их от других периодов. В основу периодизации истории медицины положена периодизация общей, так называемой гражданской истории – деление ее по общественно-экономическим формациям. Совершенно очевидно, что состояние медицинской практики и науки, возникающие задачи и возможности их разрешения, условия труда медиков, их общественная роль при разных общественно-экономических формациях резко различаются. Основными формациями являются: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический строй. Изменения в медицинской деятельности и науке происходили и происходят под определяющим влиянием коренных изменений в жизни общества, отражали и отражают эти изменения. Указанная периодизация по основным общественно-экономическим формациям и по стадиям в пределах каждой из них касается преимущественно общей истории медицины, рассматривающей развитие медицины в целом. Что касается отдельных медицинских дисциплин, то здесь, кроме общей периодизации следует иметь в виду особенности развития каждой из них – хирургии, терапии, педиатрии, гигиены и всех других: например в развитии хирургии – существенные изменения в связи с введением наркоза и его усовершенствованием, введением антисептики и асептики (обеззараживание ран), в развитии гигиены – изменение ее облика в связи с появлением гигиенической лаборатории и вооружением гигиены микробиологией, биохимией и многими другими отраслями естествознания.
История медицины как наука и предмет преподавания.
Цели и задачи предмета история медицины.
Методологические исследования и методы исследования.
Связь предмета история медицины с другими науками.
История медицины как наука и предмет преподавания.
Цели и задачи предмета история медицины.
Развитие историко-медицинского цивилизационного процесса.
Приобретение основ методов исторического исследования.
Формирование мировоззрения.
Повышение общекультурного потенциала будущих специалистов.
Проследить общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до нашего времени.
Раскрыть достижения каждой эпохи в области медицины в процессе поступательного развития духовной культуры человечества.
Показать взаимодействие и единство интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара.
Рассмотреть историю врачебной этики в различных странах мира.
Условия возникновения медицины.
Главные этапы ее эволюции; тенденции и направления прогресса в медицине.
Современное состояние и проблемы в медицине в цивилизационном контексте.
Применять метод исторического познания при изучении медицины.
Находить взаимосвязь развития медицины и естествознания.
Дискуссионное осмысление вопросов семинаров.
Индивидуальные и групповые консультации.
Оперативный контроль и самоконтроль знаний.
Собеседования по темам, вынесенным на самостоятельное изучение.
Написание и защита сообщений, рефератов и курсовых работ.
Выполнение индивидуальных заданий.
Итоговый контроль в форме зачета и экзамена.
Методологические исследования и методы исследования.
Периоды Всемирной истории | Хронологические Рамки (условие) | Абсолютный Возраст |
Первобытное общество | -2 млн. лет тому назад возникло человечество. 1У- 1 тыс. до н.э. | 2 млн. лет 20000 веков. |
первые цивилизации | ||
Древний мир (рабовладельческий строй) | 1У- тыс. до н.э. середина 1 тыс. н.э. | 4 тыс.лет 40 веков. |
Средние века (феодальные отношение) | 476 г.- Падение Западной Римской империи – 16 век. | 1200 лет (12 веков). |
История Нового Времени. (капитал. отношение) | 1640г. 1918г. | Около 300 лет 3 века. |
Новейшее время (современная история) | С 1918 г. | (менее века) |
В разных странах разные периоды в соответствии с экономическим и социалистическим укладом.
4. Медицинская символика различных времен и народов.
На протяжении всего развития медицины существовало большое количество символических изображений, поскольку медицина постоянно ассоциировалась с горем людей, радостью и т. д. Некоторые символы ушли в прошлое, их забыли, некоторые остались до сих пор.
В старину эмблемой называли «замысловатую картинку», которая условно изображала какую-либо идею. Эмблема (emblema – «вставка», «выпуклое изображение») – это металлический листок рельефной работы, выпуклое украшение, вставка. Также необходимо ввести такое понятие, как «символ». Символ (simbol – «знак») – это своего рода условный знак, примета.
Медицинская эмблема – это условное изображение, которое символизирует медицинскую сферу, принадлежность к медицинской профессии, различные отрасли в области медицины, какие-то отдельные медицинские специальности. Например, в Средние века ландыш был символом средневековой терапии.
Существует ряд общих медицинских эмблем:
1) изображение змеи, в том числе в сочетании с чашей, с треножником Аполлона, свечой, зеркалом, посохом;
2) изображение сердца на ладони;
3) изображение горящей свечи, символизирующие какое-то определенное направление в области медицины:
а) символы терапии – ландыш, флорентийский младенец, рука, которая прощупывает пульс;
б) символы хирургии – капля крови, различные хирургические инструменты, пентаграмма;
в) различные военно-медицинские эмблемы, эмблемы различных медицинских обществ.
Первые надписи и изображения, которые олицетворяли медицину, появились на монетах в Древней Греции. Наряду с богами и правителями чеканилась змея. В некоторых случаях она была одна, в некоторых – с треножником Аполлона, в других – с посохом Асклепия.
Рассмотрим змею как медицинскую эмблему. В первобытном обществе она была одним из главных тотемных животных. В мифологии древних цивилизаций (Вавилон, Египет, Месопотамия, Китай, Индия) достаточно часто отражалась связь между змеей и плодородием. Змея – существо двойственное, мудрое и коварное, которое способно как предать, так и помочь. Змея олицетворяла знание, мудрость, бессмертие, могущество.
Если же
обратиться к Вавилону, то змея была эмблемой бога врачей. Со змеей связывали омоложение, выздоровление, мудрость.
Змея в Египте была символом бога Тота. Этот бог был покровителем врачей.
Еще одной эмблемой является посох, который обвит змеей. Он представляет собой стилизованное изображение, которое имеет красный цвет и располагается на белом фоне. На сегодняшний день эта эмблема является официальной эмблемой медицины в некоторых европейских странах.
Еще одна эмблема – жезл Гермеса (у римлян – жезл Меркурия). Надо сказать, что в эпоху Возрождения врачи считали себя торговцами, а Гермеса – соответственно своим покровителем. Эмблема Всемирной организации здравоохранения представляет собой посох, который расположен вертикально и обвит змеей. Изображается на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара (это эмблема ООН).
5. Связь предмета история медицины с другими науками.
История медицины тесно связана с такими науками как:
Философия – к ней относятся вопросы о сущности здоровья и болезни. Познавательные интересы медицины простираются от молекулярного и клеточного уровня морфофизиологии человека до социально-политических и правовых норм человеческого общежития. Со второй половины XIX века медицина в своих теоретических установках рассматривается как ветвь биологии. Основополагающие понятия медицины – здоровье, норма, болезнь, этиология и другие пересекаются или стыкуются с целым рядом понятий биологии, но по своему содержанию не сводятся к ним и не поглощаются ими. Чтобы понять реальные особенности жизнедеятельности человека медицина не вправе пренебрегать прописными истинами биологии. Медицина может разрабатывать методы диагностики и лечения болезней, основанные на принципах механики (например баллистокардиография ?), физики (электрокардиография, различные методы физиотерапии) и химии (клинико-лабораторные анализы). История медицины неразрывно связана с анатомией, основоположником которой был итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи. С физиологией, которая изучает жизнедеятельность целого организма, его частей, систем, органов и клеток в тесной взаимосвязи с окружающей природой. Рождение физиологии как науки, связывают с именем Уильяма Гарвея. С гистологией (от греческого histos – ткань, logos – учение) – наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей живых организмов. Микробиология – наука о микроорганизмах, их строение и жизнедеятельность, а также изменениях, вызываемых ими в организмах людей, животных. Психологией и педагогикой. Связь педагогики с медициной привела к коррекционной педагогики как к специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.
История медицины - единый всемирно-исторический процесс, который на богатом опыте многовекового развития медицинской практики и науки предостерегает от необоснованных, поспешных суждений, от поисков «панацеи» в отдельных, хотя и значительных, открытиях, от преувеличения значения частных, хотя и важных, методов лечения и диагностики. Знание истории медицины, предостерегая от ошибок, вооружает в поисках нового, в успешном продвижении вперед.
ЛЕКЦИЯ № 2 Медицина первобытного общества
-
Становление человека и человеческого общества, возникновение медицины. -
Врачевание в период расцвета первобытного общества. -
Медицина в период разложения первобытного общества. -
Медицина – народная, традиционная, научная.
-
Становление человека и человеческого общества, возникновение медицины.
Первобытная эпоха является самой продолжительной в истории человечества. В эту эпоху происходил процесс формирования человека и становление человеческого общества. Зарождались нравственные и этические понятия, примитивные представления об окружающем мире, накапливался опыт знаний и умений. Самый ранний период развития человечества был временем становления человека и общества. Самыми древними людьми были архантропы, появившиеся около 2 миллионов лет назад. В отличие от австралопитеков они окончательно встали на ноги, имели свободную конечность и более развитый мозг. Именно в этот период человек обрел членораздельную речь, примитивное мышление и сознание. Условия жизни в этот период были чрезвычайно суровыми, что порождало разнообразные болезни, продолжительность жизни была очень невелика. При раскопках антропологами были обнаружены костные останки людей живших в различные периоды, которые несли следы туберкулеза, опухолей, травм, рахита, сифилиса, наросты на костях и других заболеваний. Отсюда и короткая продолжительность жизни, в первобытном стаде она не превышала 20 лет, и только один человек из 100, мог дожить до 40 лет. Основными источниками существования были охота и собирательство съедобных растений. Большое значение для первобытного общества стало умение добыть огонь.
Время возникновения медицины нельзя считать окончательно решенным. Мы не можем сомневаться, что потребность в лечении при болезнях и травмах у первобытного человека имела место, однако не существует достаточных оснований думать, что на первых порах существования первобытного человеческого стада к лечению подходили сознательно. В помощи нуждались и животные и предлюди (у животных есть приемы «самопомощи», они зализывают раны, поедают различные травы в зависимости от заболевания растения, щадят пораненный участок). Такими же приемами, по-видимому, владели и предлюди, возможно даже в большем объеме. Пока первобытный человек не отделял помощь при